Операционный раздел бизнес-плана обычно вызывает меньше затруднений. Задача-минимум при его составлении – четко и последовательно спланировать все виды капитальных и текущих затрат, связанных с работой Вашего магазина.
Обоснование капитальных затрат
Сначала дайте, по возможности, полное описание тех основных фондов (активов, средств), с помощью которых Ваше торговое предприятие сможет обеспечить цифры прогноза продаж. Для описания основных фондов и нематериальных активов предприятия розничной торговли целесообразно заполнить такую таблицу:
№ | Группы основных фондов | Цена приобретения | Затраты на доведение до требуемого уровня | Месяц приобретения (платежа) |
1. 1.1. 1.2. 1.3. 1.4. | Объекты недвижимости Строительные объекты Объекты инженерной инфраструктуры Собственные помещения Иные объекты недвижимости | |||
2. 2.1. 2.2. 2.3. 2.4. | Торговое оборудование Основное оборудование (холодильные камеры, складское оборудование и пр.) Кассовые аппараты Мебель (прилавки, шкафы, столы, стулья и пр.) Иное оборудование | |||
3. | Транспортные средства | |||
4. | Оргтехника и средства связи | |||
5. | Нематериальные активы | |||
6. 6.1. 6.2. 6.3. 6.4. | Арендуемые основные фонды Арендуемые объекты недвижимости Арендуемое оборудование Арендуемый транспорт Арендуемая оргтехника и иные основные фонды |
|
|
Пояснение: Для обеспечения корректности финансовых расчетов в данной таблице даются сведения только о тех видах основных активов, которые принадлежат или в перспективе будут принадлежать Вам на правах собственности. Если же Вы предполагаете их не покупать, а арендовать, то в приведенной таблице такие активы следует показать в разделе 6 (то есть в отдельном модуле), снабдив данными о затратах на доведение до требуемого уровня. Например, арендуемые помещения могут нуждаться в некотором ремонте, арендуемое торговое оборудование потребует доводки, получению лицензии предшествует проверка СЭС – всё это стоит денег, которые и нужно предусмотреть в этой же таблице.
Амортизация основных фондов
Отдельно рассчитывается амортизация основных фондов (только тех, которые принадлежат Вам на правах собственности). Самый простой способ расчета амортизации исходит из ориентировочного срока службы активов.
Пример. Торговое оборудование на сумму 20 000 рублей, по Вашим оценкам, должно служить Вам 8 лет. Механизм линейной амортизации подразумевает списание этого оборудования в течение 8 лет, а ежегодная норма списания = 100%:8 =12,5 %.
|
|
Таким образом, амортизация этого оборудования = 20 000 * 0,125 = 2 500 руб. в год, а 1/12 часть этой суммы (2 500: 12 ~ 210 руб.) каждый месяц будет списываться на Ваши торговые издержки.
Затраты на закупку товаров
Самый простой и распространенный способ определения затрат на закупку товаров у оптовиков основан на использовании известного Вам норматива средней торговой наценки (то есть той «накрутки» на цену, которую Вы намерены использовать при назначении розничной цены в вашем магазине), а также того цикла опережения (в днях), с которым Вы должны закупать новые товары.
Пример. Прогноз продаж на март (1-й месяц работы магазина) — 3,0 млн рублей., на апрель — 3,2 млн. руб. Средняя торговая наценка = 10%. Средний период закупки товара - 2 недели (0,5 месяца). Тогда затраты на закупку товаров надо предусмотреть, начиная с февраля (с округлением до тыс.руб.):
Февраль: 3 000 000 х 0,5: 1,1 = 1 364 000 руб.
Март: 3 000 000 х 0,5: 1,1 + 3 200 000 х 0,5: 1,1 = 2 818 000 руб.
Опыт показывает, что такого огрубленного способа расчета затрат на закупку товаров на этой стадии прогнозирования вполне достаточно. Главное – не ошибиться с оценкой того момента времени, когда Вам понадобятся деньги на закупку очередной партии товаров у Ваших поставщиков. Эта статья в бюджете текущих затрат любого торгового предприятия всегда самая ёмкая.
В этом же разделе бизнес-плана полезно привести общие сведения о поставщиках основных видов товаров, их ценах и условиях поставок. Это еще раз подтвердит Вашу осведомленность относительно всех деталей проекта.