1. Выясните, знает ли ребенок диких животных, живущих в наших лесах. Рассмотрите с ним картинки, изображающие диких животных. Пусть малыш показывает и называет картинки: волк, лиса, медведь, заяц, белка, еж.
2. Объясните, что это дикие животные. Они живут в лесу, сами добывают себе пищу, сами строят себе жилье.
3. Вспомните с ребенком названия детенышей домашних животных. Сможет ли он сам образовать названия детенышей диких животных? Предложите ему повторить вслед за вами предложения:
У волка — волчонок (волчата).
У лисы — лисенок (лисята).
У медведя — медвежонок (медвежата).
У зайца — зайчонок (зайчата).
4. Побеседуйте с ребенком о том, как зимуют дикие животные. Объясните, что на зиму у них вырастает теплый густой мех, что зимой им трудно добывать пищу, трудно спасаться от холода. Предложите ребенку повторить вслед за вами предложения:
Зимой медведь спит в берлоге.
Зимой заяц в белой шубке, а летом — в серой.
Зимой волк ходит злой, голодный.
5. Прочитайте ребенку стихи о диких животных. Может быть, у него появится желание повторить их вместе с вами, а потом самостоятельно.
|
|
Хвост пушистый у лисицы, Им не зря она гордится.
Серый волк крадется в чаще, Очень страшный, настоящий.
Спать залег в берлогу Миша. Не шумите! Тише! Тише!
6. Загадайте и объясните ребенку загадку, а потом предложите повторить ее текст вслед за вами.
Он в берлоге спит зимой
Под большущею сосной. (Медведь)
7. Прочитайте ребенку русскую народную сказку «Колобок». Выясните, запомнил ли малыш, каких животных и в каком порядке встречал Колобок, чем закончилась сказка.
Тема «Дикие животные»
1)Упражнение «Назови ласково» (тема «Дикие животные»)
Лиса- лисичка(лисонька), медведь- медведушка, белка- белочка, ёж- ёжик, заяц- зайчик, заинька, волк- волчок.
2)Упражнение «Назови детёнышей»
У лисы- лисёнок (лисята)
У волка___________________________
У медведя_________________________
У зайца____________________________
У белки____________________________
У ежа______________________________
3)Упражнение «Посчитай»
1 лиса-2лисы- 3 лисы- 4 лисы- 5 лис
1 волк________________________________
1 заяц________________________________
1 медведь_____________________________
1 ёж__________________________________
1 белка_______________________________
1 лось_________________________________
Упражнение «Чьи хвосты?»
У лисы чей хвост?(Лисий); чьи уши? (лисьи);чья голова? (лисья)
У зайца_________________________________
У лося__________________________________
У волка_________________________________
У медведя_______________________________
У белки_________________________________
ТЕМА «Дикие животные»
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ
Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами «Назови ласково»
|
|
Белка — белочка, лиса-лисичка, медведь — медведушка, еж –ежик, заяц — зайчик, волк-волчок, лось — лосик.
Образование существительных в единственном и множественном числе с уменьшительно-ласкательными суффиксами «У кого — кто?»
У белки — бельчонок, бельчата,
у зайчихи — зайчонок, зайчата,
у лосихи — лосенок, лосята,
у лисы — лисенок, лисята,
у волчихи — волчонок, волчата,
у медведицы — медвежонок, медвежата.
У ежихи- ежонок, ежата.
ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ
Образование существительных в родительном падеже множественного числа с уменьшительно-ласкательными суффиксами «Один — много»
Белка — много белок — бельчат, лиса — лис — лисят, еж — ежей — ежат, заяц — зайцев — зайчат, волк — волков — волчат, лось — лосей — лосят, медведь — медведей — медвежат, олень — оленей — оленят.
Образование притяжательных прилагательных мужского, женского рода и множественного числа «Чей хвост?» (детям 6—8 лет)
У лисы хвост — лисий,
лапы — лисьи,
морда — лисья,
по образцу: у медведя, волка, зайца, белки
Классификация понятий «Назови лишнее слово»
Волк, собака, рысь, лиса, заяц (собака); лиса, волк, овца, белка (овца); корова, заяц, кролик, лошадь (заяц).
Выбор соответствующего понятия «Сравни»
Жираф и лошадь. Кто кого выше? Кто кого ниже? Слон и медведь. Кто тяжелее? Кто легче? Заяц и черепаха. Кто бегает быстрее? Кто двигается медленнее? (Отвечать полным предложением. Например: черепаха двигается медленнее.)
Опиши любого зверя по плану
1) название;
2) где живет (Север, жаркие страны...);
3) внешний вид (размер, окраска, длина шерсти, отличительные признаки — у слона хобот и т.п.);
4) жилище (берлога, нора, дупло...);
5) повадки;
6) чем питается, как добывает корм
9) кто является его врагом;
10) как называются его детеныши.
Тема «Посуда»
Побеседовать с ребенком о том какая бывает посуда и для чего она нужна (посуда для приготовления пищи, для еды и питья, столовые приборы (вилка, нож, ложка), посуда для хранения продуктов)
1)Составить предложения с предлогом В
В какую посуду кладут….(хлеб, салат, конфеты, соль, сахар, масло)?
Требовать от ребенка ответа полным предложением. (Хлеб кладут в хлебницу.)
2) Составить предложения с предлогом С
С чем ведро, если в нем…(вода, молоко, белье, бумага, снег)
_________________________________________________________________________
С чем кастрюля, если в ней…(суп, борщ, картошка, макароны, рис)
_________________________________________________________________________
С чем чашка, если в ней…(чай, кофе, молоко, компот, кисель, кефир)
________________________________________________________________________
С чем банка, если в ней…(капуста, варенье, мед, мука)
________________________________________________________________________
3)Образование относительных прилагательных
Посуда из стекла…(стеклянная), посуда из дерева_________________,
посуда из металла_________________________
Посуда из фарфора______________________,
посуда из пластмассы_________________________,
посуда из
глины________________________
Вырезать и наклеить или нарисовать картинки с изображением предметов посуды.
Упражнение «Назови ласково»
Чашка- чашечка, кружка- кружечка, тарелка- тарелочка, чайник- чайничек, стакан- стаканчик, ложка- ложечка, вилка- вилочка, нож- ножик (ножичек), сковорода- сковородка.
Согласование со словами «Мой», «моя»
Чайник- он…(мой), чашка- она моя, стакан- он мой, нож- он мой, вилка- она моя, кастрюля- она моя, тарелка- она моя и.т.д.
4)Упражнение «Для чего нужны»
Ложка- нужна для того, чтобы есть суп, кашу
Нож- для того, чтобы_____________________________
Тарелка- для того, чтобы__________________________
Сковорода- для того, чтобы________________________
Кастрюля- для того, чтобы_________________________
Вилка- для того, чтобы____________________________
Чашка- для того, чтобы____________________________
|
|
Составить рассказ- описание о посуде с опорой на картинный план
ПЛАН
1)Цвет посуды
2)Форма посуды
3)Части посуды
3)Материал из которого изготовлена (металлическая, фарфоровая, стеклянная, глиняная….)
4)Величина посуды
5)Для чего нужна
НАПРИМЕР: Это кастрюля. Она красного цвета. У кастрюли круглое дно, высокие края. Сверху кастрюлю накрывают крышкой, по бокам кастрюли есть ручки. Эта кастрюля маленькая, металлическая. В кастрюле варят суп, кашу, макароны…
Записать и пересказать рассказ.