По самооценке физического развития и функциональной подготовленности

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«КЕРЧЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

Кафедра физического воспитания и спорта

 

 

Букша С.Б.

 

 

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

 

Практикум

по самооценке физического развития и функциональной подготовленности

студентов всех специальностей и направлений подготовки

очной и заочной форм обучения

 

Керчь, 2018 г.

СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………4

1. Оценка физического развития………………………………………………6

2. Оценка функциональной подготовленности………………………………11

3. Коррекция физического развития…………………………………………..21

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ И РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…24

ПРИЛОЖЕНИЕ А. Пример ведения дневника самоконтроля……………….25

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Полноценная оценка эффективности занятий физической культурой и спортом невозможна без изучения количественных и качественных показателей индивидуального развития организма занимающихся, а также без анализа результатов проведения функциональных проб и тестов, которые демонстрируют уровень физической работоспособности и подготовленности обучающихся.

При оценке показателей физического развития, работоспособности и подготовленности нельзя опираться лишь на средние значения по выборке (группе) занимающихся. Индивидуальный подход в системе физического воспитания студентов ориентирует нас на использование индивидуальных методов контроля за состоянием здоровья занимающихся, за их показателями функциональной активности основных систем организма, а также за уровнем их адаптационных возможностей к условиям обучения в вузе.

Все предложенные в данном практикуме методы самоконтроля являются унифицированными, широко применяемыми и научно обоснованными. Такие методы самоконтроля легки к исполнению, дают объективные представления об основных параметрах человеческого организма, об уровне тренированности и адаптации основных физиологических систем.

В подготовке практикума был использован комплексный методический подход, требующий минимального оборудования, небольшого времени и опыта.

Практикум построен по следующей схеме:

Первый раздел посвящен самооценке уровня физического развития студентов (курсантов) и содержит задания по антропометрии, функциональной диагностике основных систем

Второй раздел посвящен самооценке уровня физической работоспособности и физической подготовленности обучающихся и содержит унифицированные пробы и тесты, доступные к самостоятельному выполнению.

Третий  раздел содержит общие рекомендации студентам (курсантам) по коррекции физического развития.

Требуемые условия для качественного проведения самоконтроля и применения функциональных тестов и проб:

- утреннее время суток (до 12.00) или дневное время (с 13.00 до 15.00);

- через 40-45 минут после легкого завтрака или через 2 часа после плотного обеда;

- не допущение приема алкоголя, лекарственных средств, психоэмоциональных и физических перегрузок перед проведением самоконтроля;

- отсутствие выраженных болезненных состояний (повышенной температуры тела, наличие не выясненных болей, слабости, потливости, тошноты, головокружения и т.д.);

- проведение тестирования после полного выздоровления (через 2-3 недели после ОРЗ, вирусных заболеваний, ремиссии хронических болезней);

- точное соблюдение рекомендаций при проведении самоконтроля;

- выполнение заданий и тестов в оптимальном режиме (в условиях комнатной температуры, нормальной освещенности, звукоизоляции, отсутствия резких раздражителей и т.п.);

- все результаты проведения самоконтроля должны быть зафиксированы в дневниках или тетрадях занимающихся для сопоставления с предыдущими и последующими оценками в период обучения в вузе.

Осуществление самооценки и самоконтроля в процессе занятий физической культурой и спортом дает представление занимающимся о пользе влияния двигательных нагрузок на организм человека.

Физическое самосовершенствование должно продолжаться на протяжении всей жизни человека. В молодом возрасте студенты (курсанты) имеют возможность наблюдать расцвет физических функций и собственного здоровья.

Обучающиеся должны уметь правильно анализировать результаты, характеризующие функциональную активность органов и систем, их способность к адаптации в различных условиях жизнедеятельности, а также в процессе самооздоровления.

Материалы практикума могут быть использованы студентами и курсантами очной и заочной форм обучения в процессе самостоятельной работы и подготовке контрольных работ, а также для подготовки к практическим занятиям по физической культуре.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: