Жилищные кооперативы

Жилищная реформа Н. С. Хрущева возродила жилищные кооперативы. Первое появление кооперативов было в условиях НЭПа, после принятия 19 августа 1924 года постановления ЦИК СССР «О жилищной кооперации». С середины 20-х годов стали возводиться  новые дома на средства участников сделки. Первоочередное право на строительство собственного жилья получили рабочие. В конце 20-х годов, право стать пайщиком строительного кооператива, имели все граждане СССР, обладающие избирательным правом. На данное право и востребованность, стали создаваться ОЖСКТ – общегражданские жилищно-строительные кооперативные товарищества. Таким образом, власть стала стремительно привлекать строительные кооперативы к возведению многоэтажных и многоквартирных домов. Были и свои нормы, так в 20-30-е годы на кооперативное строительство в СССР распространялась нормы распределения жилой площади – 8 кв. метров на человека. Это был один из способов решения жилищных проблем. Но, в случаях с советской властью, кооперативное жилье было с привкусом капитализма. Поэтому, к концу 30-х годов власти заявили, что в условиях социалистического общества, гражданин СССР не должен распоряжаться жилой площадью, даже, если она куплена на его деньги. Постановление ЦИК и СНК СССР от 17 октября 1937 года «О сохранении жилищного фонда и улучшении жилищного хозяйства в городах», говорит нам, о полной ликвидации на территории СССР жилищно-арендной и жилищно-строительной деятельности. Дома построенные на средства граждан, были муниципализированы.

Следующим шагом, было возрождение кооперативного строительства в ходе хрущевских реформ. В действительности, возрождение было лишь для создания в 1958 году ЖСК (жилищно-строительного кооператива), для ускорения темпов жилищного строительства и являлось разрушением устоявшейся тоталитарной повседневности в виде жилья. Одним из первых в Ленинграде появился ЖСК медицинских работников. На средства его членов уже 1959-1960-х годах были возведены два пятиэтажных дома в районе Черной речки. (№91) Кооперативные дома были комфортнее и с улучшенной планировкой. Правительство поддерживало и способствовало развитию ЖСК в городах. Постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР – «Об индивидуальном и кооперативном жилищном строительстве», тому подтверждение. Статистика говорит о положительных результатах, в 1964 году, из ста сданных квартир, 28 являлись кооперативными. На протяжении пяти лет, в период с 1961-1956 года, в одном Ленинграде было сдано в эксплуатацию 10 млн. кв. метров. Если верить статистике, то это треть построенного жилья за годы советской власти. Более миллиона советских граждан улучшили свои бытовые условия. После смещения Н. С. Хрущева с власти, в конце 1960- х годов, идея и принцип строительной реформы стали подвергаться критике, особенно со стороны интеллигенции. В свою очередь, они отмечали однотипные спальные районы, лишенные индивидуальности, со скудной и тесной планировкой.

В наше время нет однозначной оценки проведенного в хрущевский период жилищного строительства. Хочу отметить, что Хрущевская жилищная реформа не была нацелена на индивидуальность. В условиях деструкции сталинского режима и дефицита жилья, данная реформа была проста в своем исполнении.

 

 

Глава II. Повседневность советского народа первой половины 50-х – середины 60-х годов.

Десталинизация и повседневность Ленинграда начала 50-х годов.

В Советском союзе сложилась ситуация от перехода от тоталитаризма к первым проявлениям демократии. Касаются изменения не только политического режима, но и быта граждан. После смерти И. В. Сталина в 1953 году, разрешили браки с иностранцами. Осенью 1954 года, отменили раздельное обучение мальчиков и девочек в школе. Одним из оружия большого сталинского террора, являлись запреты на аборты. Через три года после смерти Сталина, запрет сняли. В обществе негласно был принцип. Начинания правительства- принятие граждан-умножения граждан. Переселения из коммунальных квартир в отдельное жилье на семью, заложило новый образ жизни, дозированное раскрепощение сферы интимности. Виднелись попытки граничить между мужским и женским стилем. Таким образом, создавалась надежда на формирования нового класса – среднего. В годы хрущевский преобразований происходит деструкция сталинского стиля, где граждане сами принимают обстановку и модернизируют ее.

С началом «Хрущевского десятилетия», наступила десталинизация. Страх перестал быть тенью человека, стал понемногу открываться железный занавес, с возможностью приезда туристов в страну Советов, с возможностью путешествовать за ее пределы. Главным отличием Хрущевского времени стала жилищная реформа. Жилищная реформа дала новый поворот в строительстве, а именно постройки жилых домов не выше 5-ти этажного дома. Но «низкорослость» новых жилых домов разбавила новая доминанта Ленинграда – 320-метровая телевизионная башня, построенная в 1963 году на Петроградской стороне. Тем самым башня стала одним из новых символов прогресса. С приходом научно- технического прогресса в страну, стали распространены телевизионные антенны «Т»- образной металлической формы, которые буквально заполонили крыши домов Ленинграда. На рубеже 50- 60 –х годов были демонтированы все памятники «отцу народов» - И. В. Сталину, в том числе и на Поклонной горе. Проспект имени И. В. Сталина переименовали в Московский. Не только проспект Сталина подвергся изменениям, по городу были изменены ряд улиц и проспектов, в их числе: Советский – Суворовский, улица 3 июля – Садовая, площадь Урицкого – Дворцовая.

Транспорт.

 С ростом жилищного строительства и притока населения, остро встал вопрос транспортного сообщения. Преимущество было отдано безрельсовому транспорту, таким образом, за 19445-1955 года было убрано 55 км рельсовых путей. На замену им пришел метрополитен и автобусы, которые запускали во всех уголках города. Ленинградский метрополитен заслуживает отдельного внимания, он стал «визитной карточкой» города на многие годы. Потерянная традиция города с 1930 года, вновь возобновилась, стали зажигать факелы на ростральных колоннах, Нарышкин бастион выдавал залп в полдень. Важно отметить экологическую ситуацию в городе: «Некоторые районы города по-прежнему были еще покрыты черным флером дыма». (№21) Канализационная сеть постоянно расширялась (1956. – 1207 км, 1965. – 1500 км), что способствовало лишить Ленинград «ароматов», которые были характерны для послевоенного города. С конца 40- х годов стал активно практиковаться вывоз мусора с контейнеров, располагавшихся рядом с домами.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: