Культура: фильмы, литература, танцы

В повседневности советской молодежи 50-60-х гг. немало важную роль сыграли зарубежные фильмы: итальянское неореалистическое, французское кино. «Странные годы- начало пятидесятых… Именно тогда стали появляться у нас и серьезные послевоенные заграничные фильмы. Открылся иной порог откровенности, безжалостная и вместе добрая откровенность. (Герман. Сложное прошедшее. С. 179.)

Деятельность кинематографа в СССР в период хрущевской оттепели был одним из самых популярных видов искусства. И как любое подконтрольное властью искусство реагировал неизменно быстро на общество-политические настроения. Первые «иные» фильмы, утвердившие курс на десталинизацию, стали выходить не совсем после XX съезда ЦК КПСС, а раньше. Известный киновед Клара Исаева, утверждает, в 1951 году, вышел фильм «Возвращение Василия Бортникова», где крупным планом был показан сжатый кулак. Означал он решительный эмоциональный жест, который ранее был присущ революционному кино 20-30-х годов. Сталинский режим в кино отображался нейтральными средними планами.

На период «оттепели» приходиться большое количество открытий и экспериментов. Это время дало шанс, как и известным режиссерам, так и начинающим. Известным режиссерам смена режима дала шанс заниматься темами, ранее запретными, и без большого обилия цензурных ограничений. Начинающим – свежий взгляд на кинопроизводство, помимо ослабления цензуры и канона съемки, позволило кинематографистам заняться разработкой современных эстетических идей. Для примера служит фильм «Сорок первого», оператора Сергея Урусевского, где кадры из пустыни были залиты сплошным светом и цветом. Для подобного эффекта Урусевским были изобретены самодельные фильтры, используя капроновые чулки и стекло, смазанное вазелином.

Кинопроизводство 1950-1960-х годов не было обременено шаблонами на стадии производства. Юные, зрелые шестидесятники, видели и участвовали в ужасах Гражданской и Великой Отечественной войны. Поэтому нуждались в рефлексии, не обремененной цензурой. Первый «оттепельной» фильм на тему войны, был награжден Каннским лауреатом. «Летят журавли» Михаила Калазатова.

Война в фильме показана не с точки виденья победившего государства. Большая часть монтажа проходит в разрушенной войной повседневной жизни. Главная героиня – Вероника, в одночасье остается в полном одиночестве в разрушенном доме. Она вынуждена принимать не самые благородные решения, чтобы выжить. Вероника выходит замуж на младшего брата своего возлюбленного, ушедшего на фронт. В конце решается на самоубийство. Финальная сцена по-особому трогает: Вероника в толпе ищет возлюбленного, пока не осознает, что его нет в живых.

Тема войны в данный отрезок эпохи неистово мелькает. Особенно режиссеры нового поколения любили обращаться к детям войны и делали они это с особым трепетом. Режиссером своего времени, отметивший слишком рано повзрослевших детей, стал – Андрей Тарковский. В своем первом полнометражном фильме «Иваново детство» 1962 года, режиссер сконцентрировался на героизме и самоотверженности Ивана. У двенадцатилетнего Ивана война отняла детские привычки, а подарила тоску о матери, дома и надежды о безоблачном будущем.

Знаковое отличие 1960-х годов, стали вопросы к молодому и подрастающему поколению. Без привычных торжественных речей с трибун, а способность передать наставления через кино. Молодые герои фильмов 1960-х годов, искали счастье в каждом моменте жизни, строить коммунизм стремились куда меньше, занимались близкими к сердцу и свойственными их возрасту делами. Значимые фильмы эпохи, такие как «Я шагаю по Москве» Георгия Данелии, «Застава Ильича» Марлена Хуциева.

Городские приключения в «Я шагаю по Москве» происходят на фоне глобального метростроя, в знаменитой сцене «Заставы Ильича» главные герои оказываются на поэтическом вечере в Политехническом музее на чтении стихов настоящих поэтов - шестидесятников. Беллы Ахмадулина, Евгений Евтушенко, Булат Окуджава и многие другие.

Кинопроизводство в период «оттепели» стала поворотным моментом в истории отечественного кино. Фильмы по сей день переосмысливают и давно разобрали на цитаты. Правда фильмов оказалась сильнее попыток власти забросить их на пыльные антресоли. Главная тема киноискусства 1950-1960-х годов был гуманизм, вставший над идеологией.

Литература «оттепели» - эта та сфера, которая скинула с себя оковы жесткой цензуры и идеологических ограничений, события определили перемены, которые отразились в творчестве писателей и поэтов. В период «оттепели»  авторов вырабатывалась самоцензура. Внутренний цензор подсказывал автору о чем можно писать, а о чем нет. Говоря о литературе того времени, стоит отметить повесть «Оттепель» опубликованный в 1954 году в журнале «Знамя». «Оттепель» вызвала острую полемику среди критиков и читателей повести. Стоит отметить образы героев, они были преподнесены в неожиданном ключе. Главная героиня, в лице расставания с близким человеком, порывает с прошлым своей страны. Параллельно основного сюжета, описывается судьба двух художников, которые ставят перед собой вопросы о праве живописца быть независимым от любых ограничений и установок.

В литературе стала центральной тема – войны. Появилась военная проза в 1950-1960 годах. Константин Симанов, служил фронтовым журналистом, описал свои впечатления от войны в трилогии: «Живые и мертвые» (1959-1979 гг.) Константин Воробьев в повести: «Убиты по Москвой» впервые описал военную жизнь с осознанием личного выбора в ситуации между жизнью и смертью. Опыт фронтовой жизни и выживание в лагерях легли в основу творчества Александра Солженицына. В своих работах Солженицын подвергал резкой критике советский режим.

Большую популярность в период хрущевских реформ снискали поэты – Роберт Рождественский и Евгений Евтушенко. Гражданская лирика поэтов была проникнута пафосом осмысления места своей страны в масштабе мировых свершений. Отсюда иной подход к пониманию гражданского долга и общественной романтики. Пересматривались образы вождей – образ Ленина романтизировался, Сталина критиковали. На стихи Рождественского было написано немало песен, составивших основу «большого стиля» в жанре советской эстрадной песни. Евгений Евтушенко помимо гражданской тематики был известен глубокой и достаточно откровенной любовной лирикой, циклами, написанными по впечатлениям от поездок по странам мира. (https://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/literatura/LITERATURA_OTTEPELI.html)

Не стоит забывать, что цензура напрочь ушла из повседневности страны. Ряд авторов, которых я приведу ниже, были вынуждены печататься за границей. Статус подобных произведений придавался чуть ли не изменой родине. Сопровождалось такое дело принудительной высылкой из страны, скандалами и тд. Власти по-прежнему считали себя в праве контролировать и определять для граждан нормы и границы мышления, творчества, свободы. Именно такой случай произошел в 1958 году, Борис Пастернак был напечатан и издан за границей. Ему присудили Нобелевскую премию за роман «Доктор Живаго». В ходе разбирательств, травли, писателю пришлось отказаться от премии. Следующий скандал последовал в 1965 году с писателем Андреем Синявским, написавший повести: «Суд идет», «Любимов», трактат «Что такое социалистический реализм». Коллега Синявского – Юлий Даниэль, автор повестей «Говорит Москва», «Искупление». Оба опубликовали свои произведения на Западе в конце 1950-х годов и оба были осуждены «за антисоветскую агитацию и пропаганду», срок заключения пять и семь лет лагерей. Автору опубликованного романа «Жизнь и необычные приключения солдата Ивана Чонкина» Владимиру Войновичу, после публикации на Западе, пришлось покинуть страну, издание книг на родине было невозможно.

В конце 50-х гг. появилось множество переводов западной литературы 30-40-х годов. ранее недоступной советскому читателю. Подражание вызвали романы Э. М. Ремарка, Э. Хемингуэя. Хемингуэвский негативизм был опасен для социализма в советском виде, но нападки на американского писателя, ставшего ориентиром поколения, коммунистическая пропаганда не решалась.

Одним из катализаторов демократии, были танцы. Танцевальные вечера в клубе, были источником времяпрепровождения и знакомств. В официальной риторике и после смерти Сталина «западные танцы» устойчиво ассоциировались как «непристойные», «вульгарные». Одним из таких танцев был «Буги-вуги». Февральский пленум ЦК ВЛКСМ 1957 года и ряд комсомольских организаций противоречили себе. По мнению исследователя Н. Б. Лебиной, с одной стороны власти дали основу для демократизации советского общества, путем танцевальных вечеров и снятии цензуры. Но, документы съездов конференций и ЦК ВКЛСМ, говорят нам о другом: «Вести неустанную борьбу против попыток буржуазной пропаганды навязать советской молодежи низменные вкусы и взгляды. (Товарищ Комсомол: Документы съездов, конференций и ЦК ВКЛСМ: 1918-1968. Т. II. 1941-1968. М., 1968. С. 175.)  Многотиражная газета «Кировский рабочий» в сентябре 1957 г. разместила статью о чрезмерном увлечении буги-вуги; юноши и девушки, замеченные в пристрастии к этому танцу, были заклеймены как люди, которые не знают «норм поведения в обществе» (Кировский рабочий. 1957. 9 сент.) По мнению вышеописанных источников, в данном танце включались представления о стиле сексуального поведения.

Публичное пространство танцевальных площадок в конце 50-х – начале 60-х годов, по данным возрождавшейся тогда социологии, для молодых людей являлось важнейшим местом знакомств, приводящих к первичным сексуальным контактам. (Лебина. Мужчина и женщина)   Лингвистическая ситуация конца 50-х гг. зафиксировала появление в языке хрущевского времени глаголы «твистовать» и прилагательное «твистовый» (Новые слова и значения. С. 475.)    Для контроля и просвещения молодежи был создан молодежный совет по современному бальному танцу при горкоме ВЛКСМ. Но, новая организация видимых плодов не принесла. У части наиболее культурных ленинградцев «нехорошей» славой пользовался Мраморный зал Дворца культуры им. С. М. Кирова. «В Мраморном зале мы, несколько студентов, побывали из любопытства. Честно скажу, нам там не понравилось.. У зала была дурная слава.. попадались и пьяные, и откровенно «плохие девочки». Впечатления в целом от этих «мраморных» танцев было такое, как будто сюда собрались не для веселья, а для важного дела…. Что это дело серьезная, показала и такая деталь. В поисках уборной мы с подругой набрели на дверь с надписью «дамская комната». Это оказалось просторное помещение, где не просто поправляли прическу и надевали подходящие туфли, а полностью переодевались в некое подобие вечерних туалетов. Стоял несвежий запах. И уж мы совсем оробели, когда увидели, что тут несколько девушек выпивают что-то «из горла». (Дервиз. Т. Е. Рядом с большой историей. С. 108-109.)  


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: