Что из себя представляла брачная церемония образца 1950-х – 1960-х гг.?

Государственная политика 1920-х- начала 1950-х годов разрушала сложившиеся традиции и атрибутику городской свадьбы, образца 1917 года, в частности связанная с процедурой венчания. На дореволюционных свадьбах, молодожены обменивались обручальными кольцами. Невеста была в белом подвенечном платье и фате, жених- в темной костюме. После венчания устраивалось по возможности пышное праздничное застолье. (Лебина. Мужчина и женщина. Тело, мода, культура СССР)

Культурно- бытовую символику свадеб, определяли кодексы, первый из которых появился в 1918 году. Кодекс способствовал уничтожению остатков феодальных черт семьи, дал определенную степень свободы частной жизни, также реализовал общественную потребность во введении гражданского брака. Но, нормативно запрещающее суждения власти, отрицали легитимность венчания, церковного брака, особенно в условиях революции и войны. Законность образования союза был лишь зарегистрированный документ. Таким образом, ни кольца, ни венчальное платье, не было признаками официальной церемонии бракосочетания.

Окончательно законодательную сталинскую модель брачно-семейного союза оформил Указ Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1944 года. В документе было закреплено «традиционный откат» в брачно-семейных отношениях. (Лебина. Мужчина и женщина). Юридически действительным признавался только зарегистрированный брак. В контексте времени сталинская позиция совпадала с религиознопатриорхальной. Данное совпадение было важно, так как в сентябре 1943 года было государственное примирение с православной церковью.

Демократизация в сфере брачно-семейных отношений пришла через несколько месяцев после смерти И. В. Сталина. 24 октября 1953 года, был отменен указ о запрете браков с иностранцами. Одним из главных событий второй половины 1950-х гг. Стало открытие первого в стране  первого Дворца Бракосочетания. Дворец открыл свои двери для новобрачных 1 ноября 1959 года. Расположился на набережной Красного Флота, нынешняя Английская набережная. В конце 50- х – начале 60- х годов, пресса стала называть «дворцами счастья», они стали появляться во многих городах страны. Пышные интерьеры предопределяли праздничную парадность в обряд бракосочетания. Таким образом, к середине 1950- х годов увеличивались численные показатели зарегистрированных браков, стремление людей по возможности торжественно отмечать свадьбу. Создание в конце 50-х годов дворцов бракосочетания, реформа органов ЗАГС в совокупности была идеей гуманизации советских ритуалов. Но, действия власти носили ярко выраженный идеологический характер. В феврале 1957 года пленум ЦК ВЛКСМ принял постановление «Об улучшении идейно – воспитательной работы комсомольских организаций среди комсомольцев и молодежи». В документе говорилось, о поддержке комсомольских организаций и поощрения дел молодежи, которые «способствуют воспитанию в духе коллективизма и товарищества». Всячески поощрять… значительные события в жизни юношей и девушек (окончание школы, получения специальности, поступления на работу, свадьба, рождение ребенка, учитывая при этом хорошие народные традиции.» (Товарищ комсомол: документы съездов, конференций и ЦК ВКЛСМ: 1918-1968. Т.II: 1941-1968. М.,1969. С. 175.)

Идеологические структуры были нацелены на искоренение православных свадебных обрядов, распространение атеистических убеждений в среде населения. Неслучайно первой парой, зарегистрировавшей свой брак в ленинградском Дворце бракосочетаний, стали, по сведениям «Ленинградской правды», инженер-технолог завода подъемно-транспортного оборудования им. Кирова Михаил Назаров и фрезеровщица, член бригады коммунистического труда Любовь Федорова. (Ленинградская правда. 1959. 3 нояб.) Постепенно в повседневность начала складываться четкая система нового ритуала. Зарегистрировать брак во дворце можно было только по приглашениям. В 60-х годах на набережной Красного Флота не разрешали оформлять второй брак. Новый брачно-семейный кодекс РСФСР, утвержденный 30 июля 1969 года, подытожил изменения в процедуре заключения браков, произошедшие в годы десталинизации советской повседневности. В 14-й статье кодекса указывалось: «Заключение брака производится торжественно. Органы записи актов гражданского состояния обеспечивают торжественную обстановку регистрации брака при согласии на это лиц, вступающих в брак». (Кодекс о браке и семье РСФСР// Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1969. № 32. Ст. 1086.) С начала 60- х годов, вошла практика предоставлять новобрачным кратковременные отпуска без сохранения содержания на проведения свадьбы, до месяца удлинился «испытательный срок», отделявший дату подачи заявления от даты регистрации.

Подверглись изменениям и ритуал бракосочетания, прежде всего это касалось подготовки: покупки колец, нарядов. В этом случае государство снова выиграло. Необходимо было налаживать централизованную торговлю товарами для свадебной церемонии. В конце февраля 1961 года Исполком Ленгорсовета принял решение об открытии салона для новобрачных. Летом новый магазин с поэтическим названием «Весна» открылся для посетителей, но попасть туда можно было только по талонам, которые выдавали в районных загсах и дворцах бракосочетания при подаче заявления о желании вступить в брак. (Лебина. Мужчина и женщина)  В ассортименте магазина предоставлялась возможность купить не только обручальные кольца с нарядами, но и другие вещественные атрибуты, отсутствовавшие в свободной продаже. 

Расширение сети брачной индустрии повлекло за собой борьбу хрущевского руководства с церковными обрядами. В 1962 году бюро ЦК КПСС на основании записки председателя Совета по делам РПЦ при Совете министров СССР приняло постановление «О некоторых мерах по отвлечению населения от исполнения религиозных обрядов». В документе говорилось о «исполнении населением ряда областей, в особенности молодежью, религиозных обрядов: «венчаний», «крещений» - происходит в ряде случаев не в силу религиозности людей, совершающих эти обряды, а в результате того, что органы ЗАГСа проводят регистрацию браков и рождения детей буднично, без надлежащей торжественности». Поколение «шестидесятников» было слабо осведомлено о церковных обрядах. Данные опроса 1962 года, среди школьников, говорит об отсутствия понятий, таких как исповедь и панихида. Власть с 1962 года установила контроль над венчанием и другими ритуалами, происходящими в церкви. Граждане, совершающие обряды в церкви, в обязательном порядке регистрировались в журналах, далее информация поступала в районные советы по делам РПЦ, в комитеты КПСС и ВКЛСМ, за этими действиями почти всегда влеклись партийные и комсомольские взыскания.

В начале февраля 1964 года, были подведены итоги антирелигиозной кампании, действиями Совета министров РСФСР приняли постановление «О внедрении в быт советских людей новых гражданских обрядов». В документе говорилось: «Советам министров автономных республик, крайисполкомам, облисполкомам, Московскому и Ленинградскому горисполкомам создать органам записи актов гражданского состояния надлежащие условия для работы по внедрению новых гражданских обрядов путем выделения для них благоустроенных помещений, оборудования их, предоставления им для этих целей Дворцов и Домов культуры клубов, залов заседаний, театров, предусматривать в проектах планировки и застройки городов и поселков строительство Дворцов счастья». (Постановление Совета министров от 18. 12. 1964).

Тем самым, осуществился переход к государственному регулированию брачной обрядности в СССР. Бракосочетание выходило из сферы личного и приватного. Новшества, введенные властью воспринимались с большим удовольствием - в годы хрущевских преобразований в стране складывался некий средний класс, склонный к пышности разного рода торжествам.

В советской повседневности проблема оформления расторжения брака имела немаловажное значение для тоталитарной системы в целом. Вопрос бракоразводного процесса на рубеже 50-х – 60- х годов поднимался юристами - профессионалами. Специалисты настаивали на упрощении бракоразводного процесса, но ограничения все же были. На XXIIсъезде КПСС в 1961 году, была рассмотрена новая программа коммунистической партии: «моральный кодекс строителя коммунизма», носил в себе идеи простоты и скромности в общественной и личной жизни, взаимное уважение к семье. (КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. Т. 8: 1969-1965. М., 1972. С. 288)  Следующим шагом сталопринятие положения утвержденное Президиумом Верховного Совета РСФСР о товарищеских судах, куда передавались на рассмотрение дела включающие в себя «о недостойном отношении к женщине, выполнению обязанностей по воспитанию детей, недостойном отношении к родителям». (Положение о товарищеских судах. М., 1961. С. 4)  Выступая на XXI съезде КПСС В 1959 году, Н. С. Хрущев заявил: «Настало время, когда больше внимания следуют уделять товарищеским судам, которые должны главным образом добиваться предупреждения разного рода нарушений». На товарищеских судах, первоочередное право предоставлялось с делами о разводе граждан. Мною был выявлен забавный факт: в товарищеских судах, создаваемые по месту жительства, часто состояли из женщин пенсионного возраста, в случае рассмотрения дела связанного с адюльтером, рассматривались «судьями» с позиции осуждения мужчин. Но, как показывала практика, население в первую очередь – мужчины положительно относились к упрощению бракоразводного процесса. Товарищеские суды реализовали один из механизмов контроля над нравственностью. Советское законодательство в сфере расторжения брака кардинально изменилось после снятия Н. С. Хрущева с государственных и партийных постов. Новый кодекс о браке и семье, принятый в 1969 году, упростил бракоразводный процесс. При отсутствии несовершеннолетних детей и обоюдном согласии сторон, брак расторгался в загсах. Сталинская модель строго регламентированного порядка развода уступила место не слишком четкой, но явно более демократичной. (Лебина. Мужчина и женщина).

.

 

 


[1] Декрет ВЦИК от 20.08.1918 «Об отмене права частной собственности на недвижимости в городах»

[Электронный документ]//Библиотека нормативно-правовых актов СССР

(http://www.libussr.ru/doc_ussr/ussr_344.htm) Просмотрено: 17.04.2020.

[2] «Повседневность» и «культура повседневности» в настоящей работе используются как синонимы.

[3] Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 19.08.1954 «О развитии производства сборных железобетонных конструкций и деталей для строительства». [Электронный документ] // Библиотека нормативно-правовых актов СССР

(http://www.libussr.ru/doc_ussr/ussr_793.htm)Просмотрено: 17.04.2020.

[4] Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР от 04.11.1955 «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве» [Электронный документ] // Библиотека нормативно-правовых актов СССР

(http://www.libussr.ru/doc_ussr/ussr_5043.htm)Просмотрено: 17.04.2020.

[5] Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР от 31.07. 1957 «О развитии жилищного строительства в СССР»

[Электронный документ] // Библиотека нормативно-правовых актов СССР

(http://www.libussr.ru/doc_ussr/ussr_5213.htm) Просмотрено: 17.04.2020.

 

[6] К. С. Алабян – один из самых влиятельных «Сталинских» архитекторов, обладатель 1-й премии конкурса на проект Дворца Советов (1933). К. Алабян был одним из участников разработки Генплана Москвы 1935 г., проектировал павильон СССР для международной ярмарки в Нью-Йорке (1939).

[7] «Литературная газета» - советское и российское еженедельное литературное и общественно-политическое издание.

[8] Алабян. К. (1955) Для одной семьи. Литературная газета №141. 26.11.1955.

 

[9] М.С. Восленский (1920-1997)- Советский историк и социолог. На момент выхода монографии «Номенклатура» (1984 г.) руководил Институтом по исследованию советской современности.(Мюнхен).

[10] Жилищная серия К-7 инженера В.П. Лагутенко. Первым в Черемушках был заселен 9-й экспериментальный микрорайон между улицами Дмитрия Ульянова, Гримау, Шверника и проспектом 60-летия Октября.

[11] Приводиться авторская периодизация с опорой на статью: Ерофеев Н. (2016) Принцип экономии был определяющим. Как и зачем создавались «Новые черемушки» //  [Электронная статья] Colta.ru

 (http://www.colta.ru/articles/art/9784) Просмотрено: 17. 04. 2020.

 

[12] Н. Б. Лебина – Доктор исторических наук, исследователь советской повседневности, научный консультант СЗ НИИ «Наследие» МК РФ.

[13] А. Н. Чистиков – Доктор исторических наук (2007), заведующий отделом современной истории России Санкт-Петербургского института истории РАН.

[14] Vladimir Shlapentokh (Владимир Шляпентох) – профессор Университета штата Мичиган, один из крупнейших советских социологов, старший научный сотрудник Института социологических исследований РАН СССР. В области профессиональных интересов - социология СМИ, социально -политическое устройство советского общества.

[15] Перевод рус. – Общественная и частная жизнь советского народа: изменение ценностей в постсталинской России.

 

[16]Петр Вайль – российский и американский журналист, эссеист.

Александр Генис – российский писатель, эссеист. В совместном авторстве написаны несколько мемуарно-эссеистических книг о советской повседневности.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: