Снижение численности редких и исчезающих видов происходит из-за деградации привычных мест обитания вследствие масштабного хозяйственного освоения (реосвоения) территорий, а также из-за глобальных климатических изменений. Основными причинами сокращения численности и проблем, связанных с сохранением редких и исчезающих видов, являются антропогенное воздействие, в том числе увеличение масштабов лесопользования и недропользования, реализация крупных инфраструктурных проектов, загрязнение окружающей среды и деградация экосистем.
Нехватка эффективных механизмов противодействия браконьерству в условиях емкого «черного» рынка неизбежно стимулирует масштабный незаконный промысел редких и исчезающих видов. Международная торговля дикими животными и растениями - это не только обширный и продолжающий бурно развиваться бизнес, но и мощный негативный фактор, приводящий к снижению численности многих видов. По оценкам Интерпола, в последние годы мировой оборот незаконной торговли дикими животными и растениями, и их дериватами превышает 6 млрд долларов США в год; по объему он вышел на второе место после незаконного оборота наркотиков, обогнав незаконную торговлю оружием.
Из регионов, где наиболее интенсивно осуществляется браконьерское изъятие из природы и вовлечение в незаконную торговлю редких и исчезающих видов животных и растений, ведущее место занимает Дальний Восток. Ведущим транспортным пунктом нелегального провоза редких и исчезающих видов признается международный аэропорт Шереметьево-2 (Москва). По оценке экспертов, через него ежегодно проходит контрабандный товар на сумму более 1,5 млн долларов США. В последнее время отмечено увеличение нелегального вывоза сырья, произведенного из диких животных, в том числе редких и исчезающих видов.
Мероприятия по сохранению редких и исчезающих видов
Основная работа по сохранению биологического разнообразия в 2017 г. была связана с реализацией Стратегии сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, растений и грибов в Российской Федерации на период до 2030 г. В рамках осуществления Плана мероприятий по реализации данной Стратегии продолжалась разработка законопроектов, направленных на:
· усиление уголовной ответственности за незаконную торговлю с использованием СМИ, электросвязи и сети «Интернет» особо ценных красно книжных животных и водных биологических ресурсов, их частей и дериватов;
· уточнение полномочий Правительства Российской Федерации в области охраны диких животных, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации.
В целях сохранения редких видов животных приняты и реализуются помимо вышеуказанной следующие стратегии:
· Стратегия сохранения амурского тигра в Российской Федерации (утверждена распоряжением Минприроды России от 02.07.2010 № 25-р);
· Стратегия сохранения дальневосточного леопарда в Российской Федерации (утверждена распоряжением Минприроды России от 19.11.2013 № 29-р);
· Стратегия сохранения белого медведя в Российской Федерации (утверждена распоряжением Минприроды России от 05.07.2010 № 26-р);
· Стратегия сохранения сахалинской кабарги в России (утверждена распоряжением Минприроды России от 24.03.2008 № 9-р);
· Стратегия сохранения снежного барса в России (утверждена распоряжением Минприроды России от 18.08.2014 № 23-р);
· Программа по восстановлению (реинтродукции) переднеазиатского леопарда на Кавказе (утверждена распоряжением Минприроды России от 09.09.2010 № 31-р).
Кроме того, Стратегией экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена указом Президента Российской Федерации от 19.04.2017 № 176) в качестве одного их приоритетных направлений определено расширение мер по сохранению биологического разнообразия, в том числе редких и исчезающих видов растений, животных и других организмов, среды их обитания.
В 2017 г. продолжила свою деятельность, созданная при Минприроды России, Комиссия по редким и находящимся под угрозой исчезновения животным, растениям и грибам. Кроме того, действует ряд рабочих групп, деятельность которых направлена на сохранение и восстановление редких и находящихся под угрозой исчезновения животных. В частности, рабочая группа по обеспечению реализации программы по восстановлению (реинтродукции) переднеазиатского леопарда на Кавказе (образована распоряжением Минприроды России от 09.09.2010 № 312-р) и рабочая группа по сохранению снежного барса в Российской Федерации (образованна приказом Минприроды России от 07.06.2017 № 277).
Задания:
Задание № 1.
а) Изучить историю возникновения Красной книги.
б) Познакомиться с Красной книгой Российской Федерации.
Задание № 2.
Нарисовать плакат с изображением исчезающего вида.
Задание № 3.
а) Сделать презентацию по теме редкие исчезающие виды Пермского края.
-латинское название,
-семейство,
-описание растения,
-ареал.
б) Выбрать, изучить и сделать презентацию на тему редкие исчезающие виды растений Красной книги Пермского края.
Отчёт
1.Название работы
2.Цель работы
3.Задания
4. Вывод по работе
Вопросы для самоконтроля:
1. Перечислите 10 категорий, предложенных Международным союзом охраны природы для выделения статуса редких видов.
3. От чего зависит отнесение вида к определенной категории?
4. Что представляют собой биоиндикация и биотестирование, как методы изучения биоразнообразия? В чем их преимущества по сравнению с другими методами?
6. Цель мониторинга биоразнообразия.
7. Что представляет собой стратегия сохранения еx situ и в чем ее преимущество перед стратегией in situ?
Критерии оценивания | |
5(отлично) | Задания выполнены аккуратно, правильно и в полном объёме, в предложенной последовательности. По всем заданиям сделаны подробные, грамотные выводы. При опросе даны точные и полные ответы. |
4 (хорошо) | Задания выполнены аккуратно, правильно и в полном объёме, с небольшими недочётами. По всем заданиям сделаны грамотные выводы. При опросе даны ответы, с небольшими неточностями. |
3(удовлетворительно) | Задания выполнены неаккуратно, есть ошибки в решении. Выводы сделаны в упрощенной форме. При опросе отвечает с подсказок преподавателя. |
2(неудовлетворительно) | Задания выполнены неаккуратно, грубые ошибки в решении. Вывод отсутствует.При опросе отвечает только с подсказок преподавателя. |
Домашнее задание: Оформить практическую работу в соответствии с порядком выполнения работы. Ответить на контрольные вопросы и подготовиться к защите практической работы. Повторить тему редкие исчезающие виды растений. Учебник: Родионова А.С., В.Б.Скупченко, О.Н.Малышева, Ю.В.Джикович учебник для студ. образоват. учреждений сред. проф. образования-5-е изд., стер. -М.: Издательский центр «Академия»,2015. -288 с.
Интернет ресурс «yandex.ru» Форма доступа https://yandex.ru/search/?text
Практическая работа №16
Тема: Работа с определителями. Определение цветковых растений.
Цель работы: Познакомиться с принципом построения определителей и методикой распознавания цветковых растений; приобрести навыки в определении растений.
Приобретаемые умения и практический опыт: У 1, У 2, ОК 1; ОК 2;
ПК 1.2; ПК 1.3; ПК 3.3; ПК 4.3
Обеспечение работ:
- Гербарные растения из различных семейств;
- Лупы;
-Определители растений;
-Настенные таблицы;
- Учебник: Родионова А.С., В.Б.Скупченко, О.Н.Малышева, Ю.В.Джикович учебник для студ. образоват. учреждений сред. проф. образования-5-е изд., стер. -М.: Издательский центр «Академия»,2015. -288 с.
- Интернет ресурс «yandex.ru» Форма доступа https://yandex.ru/search/?text
Продолжительность занятия: 2 часа.
Порядок выполнения работы:
1.Повторитьтему цветковые растения.
2.Выполнить задания по теме.
3.Оформить отчет согласно алгоритму
Теоретический материал
Это самая большая и процветающая группа современных растений, насчитывающая более 250.000 видов. Представители цветковых растений встречаются по всему Земному шару, включая Арктику и Антарктику, пустыни и высокогорья.
Основные причины господства Цветковых растений следующие:
1) Появился цветок, совмещающего функции полового и бесполого размножения и, одновременно, привлекающего опылителей, что увеличивает вероятность оплодотворения.
2) Семезачатки заключены в полость завязи, семена - в плод.
3) Пыльца улавливается специальным органом – рыльцем.
4) Сильно редуцированы гаметофиты: не образуются антеридии и архегонии. Женский гаметофит - зародышевый мешок с одной яйцеклеткой, мужской - пыльцевое зерно (пыльцевая трубка и 2 спермия).
5) Двойное оплодотворение приводит к образованию диплоидной зиготы, из которой развивается зародыш, и триплоидного эндосперма - запаса питательных веществ. Запас питательных веществ увеличивает вероятность выживания проростка.
6) Плоды и семена имеют многочисленные приспособления для распространения.
7) Усложнилось строение проводящей системы: в ксилеме появились сосуда (вместо трахеид голосеменных растений), во флоэме - ситовидные трубки (вместо ситовидных клеток голосеменных). Улучшение работы проводящих тканей особенно важно в засушливых местообитаниях.
8) Большое разнообразие жизненных форм (гораздо больше, чем у голосеменных растений) дало возможность жить в самых суровых условиях.
9) Активное вегетативное размножение - корневища, луковицы, столоны, корневые отпрыски, порослевое возобновление позволяют быстро занять огромные площади даже при невозможности семенного размножения.
До сих пор нет общепризнанного ответа на вопросы, где, когда и от какой предковой группы возникли Цветковые растения. В самом начале мелового периода (примерно 120-105 млн. лет назад) цветковые внезапно появляются сразу в огромном многообразии. Цветковые вскоре после своего появления уже завоевали все доступные местообитания. По мнению ряда, ученых появились Цветковые в триасе, перми или девоне, а потом при изменении климата (похолодании и уменьшении влажности) смогли реализовать свои преимущества и распространиться в огромных количествах в самых разнообразных условиях.
Предковая группа Цветковых растений до конца не определена. Существует точка зрения, что Цветковые произошли не от одной (монофилетическое происхождение), а от нескольких групп древних растений (т.е. полифилетическое происхождение). В качестве возможных предков в разное время предлагались Беннетитовые с обоеполыми стробилами и древние семенные папоротники, Гнетовые. Вполне вероятным сейчас считается, что при формировании предковой группы имела место гибридизация таксонов, а также вирусная трансдукция.
В качестве возможного места возникновения Покрытосеменных растений предлагают Юго-Восточную Азию или весь тропический пояс. А.Л. Тахтаджян, предложивший наиболее широко используемую в литературе систему Цветковых растений, предполагал, что они возникли в начале мелового периода в горах Юго-Восточной Азии от семенных папоротников. Первые примитивные Цветковые были похожи на современные магнолиевые - крупные вечнозеленые деревья, с большими одиночными цветками и опылялись жуками.
Отдел Цветковые делится на два класса - Однодольные и Двудольные.
Двудольные растения насчитывает104 семейства, 3.000 родов, 63.000 видов (по А.Л. Тахтаджяну, 1987). Зародыш с 2 семядолями, в семядоле - 3 главных проводящих пучка, при прорастании обычно семядоли выносятся над землей. Листья простые или сложные, обычно четко подразделены на черешок и пластинку. Жилкование листьев перистое или пальчатое. Есть камбий и вторичный рост корней и стеблей. Проводящая система из открытых пучков, расположенных кольцом. Хорошо выражены сердцевина и кора. Первичный корешок зародыша развивается в главный корень, на котором закладываются боковые корни. Корневая система, как правило, изначально стержневая, позднее может становиться стержне-кистекорневой или кистекорневой. Цветки чаще 5-членные, реже 4-х членные. Основные семейства: Магнолиевые, Лютиковые, Маковые, Гвоздичные, Гречишные, Буковые, Чайные, Вересковые, Тыквенные, Крапивные, Розоцветные, Зонтичные, Губоцветные, Норичниковые, Бурачниковые, Сложноцветные, Пасленовые, Бобовые, Маслиновые, Виноградные, Маревые, Мальвовые
Однодольные растения насчитывают 429 семейств, 10.000 родов, не менее 190.000 видов (по А.Л. Тахтаджяну, 1987). Зародыш с одной семядолей, в семядоле - 2 главных проводящих пучка, при прорастании обычно семядоли остаются под землей. Листья обычно простые, как правило, не разделены на черешок и пластинку. Жилкование листьев обычно параллельное или дуговидное. Камбия нет, вторичный рост не характерен, проводящая система состоит из закрытых проводящих пучков, расположенных беспорядочно. Кора и сердцевина ясно не выражены. Первичный корешок зародыша рано отмирает, главный и боковые корни не развиваются. Корневая система мочковатая, образована придаточными корнями. Цветки трехчленные (редко 2-х или 4-х членные), 5-членные неизвестны. Основные семейства: Осоковые, Ситниковые, Мятликовые, Орхидные, Пальмовые, Бромелиевые, Рогозовые, Лилейные
ЗАДАНИЯ
Задание№1.
Рассмотрите гербарные образцы растений, найдите морфологические признаки, характерные для семейства, к которому относится данное растение.
Задание. №2.
1.Определить, используя определитель, к какому семейству относится растение, предложенное вам для изучения (одуванчик, земляника, яблоня и др.).
Запишите путь определения.
2. Сделать краткие биоморфологические описания яблони и земляники по предложенной схеме:
А) Дерево, кустарник, травянистое (многолетнее, двулетнее, однолетнее) растение.
Б) Корневая система: стержневая, мочковатая, смешанная.
В) Побег: прямостоячий, вьющийся, ползучий, ветвистый, одноосный; стебель голый, опушенный.
Г) Листья простые, сложные, с прилистниками, без прилистников;
Д) Листорасположение: спиральное, мутовчатое, супротивное.
Е) Соцветие (название типа соцветия) или цветки одиночные.
Ж) Цветок актиноморфный, зигоморфный; околоцветник двойной, простой; чашечка спайнолистная, раздельнолистная, число чашелистиков; венчик спайнолепестный, раздельнолепестный, число лепестков; окраска; число тычинок; число плодолистиков, срастание плодолистиков; завязь верхняя, нижняя; формула цветка.
З) Плоды: название типа плода, способ распространения плодов и семян.
И) Местообитание: поле, лес, луг, сад, огород и т.п.
Нарисовать цветки яблони и земляники, плоды этих растений.
По гербарию и таблицам познакомиться с другими растениями семейства. Составить краткую характеристику семейства.
Для семейства розанные характерны актиноморфные цветки, многочленный андроцей, разнообразное расположение завязи (верхняя и нижняя), плоды тоже разнообразные (сочные и сухие, многосемянные и односемянные). В семействе есть деревья, кустарники (например, малина) и травы. Много культурных пищевых и декоративных растений.
Задание № 3.
Работая с гербарными растениями, сделайте морфологическое описание по плану.
План морфологического описания:
1. Жизненная форма
2. Описание корневой системы (тип корневой системы, видоизменения)
3. Описание побега (тип стебля, положение стебля в пространстве, метаморфозы)
4. Описание листьев (тип листа, форма листовой пластинки, тип жилкования, характер листорасположения на побеге, метаморфозы)
5. Описание генеративных органов (формула цветка, диаграмма, тип, название и схема соцветия; тип плода (если имеется))
6. К какому классу относится
7. Предполагаемое семейство
Отчёт
1.Название работы
2.Цель работы
3.Задания
4. Вывод по работе
Вопросы для самоконтроля:
1. Понятие о систематике растений. Таксоны.
2. Почему отдел получил название – Покрытосеменные?
3. На какие классы делится отдел Покрытосеменные растения?
4. Общая характеристика отдела Цветковые (Покрытосеменные).
5. Какие признаки характерны для класса – Однодольные растения?
6. Какие признаки характерны для класса – Двудольные растения?
7. Что такое формула цветка?
8. Что такое диаграмма цветка?
9. Назовите семейства класса Однодольных?
10. Назовите семейства класса Двудольных?
11. Назовите семейства, у которых цветки собраны в соцветие: простой или сложный зонтик, корзинку, кисть. Опишите представителей этих семейств.
12. Назовите и опишите семейства, у которых цветки со сростнолепестным околоцветником, укажите представителей.
13. Назовите семейства и виды растений с сочными плодами
Критерии оценивания | |
5(отлично) | Задания выполнены аккуратно, правильно и в полном объёме, в предложенной последовательности. По всем заданиям сделаны подробные, грамотные выводы. При опросе даны точные и полные ответы. |
4 (хорошо) | Задания выполнены аккуратно, правильно и в полном объёме, с небольшими недочётами. По всем заданиям сделаны грамотные выводы. При опросе даны ответы, с небольшими неточностями. |
3(удовлетворительно) | Задания выполнены неаккуратно, есть ошибки в решении. Выводы сделаны в упрощенной форме. При опросе отвечает с подсказок преподавателя. |
2(неудовлетворительно) | Задания выполнены неаккуратно, грубые ошибки в решении. Вывод отсутствует.При опросе отвечает только с подсказок преподавателя. |
Домашнее задание: Оформить практическую работу в соответствии с порядком выполнения работы. Ответить на контрольные вопросы и подготовиться к защите практической работы. Повторить тему цветковые растения. Учебник: Родионова А.С., В.Б.Скупченко, О.Н.Малышева, Ю.В.Джикович учебник для студ. образоват. учреждений сред. проф. образования-5-е изд., стер. -М.: Издательский центр «Академия»,2015. -288 с. Интернет ресурс « yandex.ru» Форма доступа https://yandex.ru/search/?text
Список информационных источников:
Основная:
Учебник Ботаника: Родионова А.С., В.Б.Скупченко, О.Н.Малышева, Ю.В.Джикович учебник для студ. образоват. учреждений сред. проф. образования-5-е изд., стер. -М.: Издательский центр «Академия»,2015. -288 с.
Дополнительная: