Воздействие на редкие и исчезающие виды

Снижение численности редких и исчезающих видов происходит из-за деградации привычных мест обитания вследствие масштабного хозяйственного освоения (реосвоения) территорий, а также из-за глобальных климатических изменений. Основными причинами сокращения численности и проблем, связанных с сохранением редких и исчезающих видов, являются антропогенное воздействие, в том числе увеличение масштабов лесопользования и недропользования, реализация крупных инфраструктурных проектов, загрязнение окружающей среды и деградация экосистем.

Нехватка эффективных механизмов противодействия браконьерству в условиях емкого «черного» рынка неизбежно стимулирует масштабный незаконный промысел редких и исчезающих видов. Международная торговля дикими животными и растениями - это не только обширный и продолжающий бурно развиваться бизнес, но и мощный негативный фактор, приводящий к снижению численности многих видов. По оценкам Интерпола, в последние годы мировой оборот незаконной торговли дикими животными и растениями, и их дериватами превышает 6 млрд долларов США в год; по объему он вышел на второе место после незаконного оборота наркотиков, обогнав незаконную торговлю оружием.

Из регионов, где наиболее интенсивно осуществляется браконьерское изъятие из природы и вовлечение в незаконную торговлю редких и исчезающих видов животных и растений, ведущее место занимает Дальний Восток. Ведущим транспортным пунктом нелегального провоза редких и исчезающих видов признается международный аэропорт Шереметьево-2 (Москва). По оценке экспертов, через него ежегодно проходит контрабандный товар на сумму более 1,5 млн долларов США. В последнее время отмечено увеличение нелегального вывоза сырья, произведенного из диких животных, в том числе редких и исчезающих видов.

 

Мероприятия по сохранению редких и исчезающих видов

Основная работа по сохранению биологического разнообразия в 2017 г. была связана с реализацией Стратегии сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, растений и грибов в Российской Федерации на период до 2030 г. В рамках осуществления Плана мероприятий по реализации данной Стратегии продолжалась разработка законопроектов, направленных на:

· усиление уголовной ответственности за незаконную торговлю с использованием СМИ, электросвязи и сети «Интернет» особо ценных красно книжных животных и водных биологических ресурсов, их частей и дериватов;

· уточнение полномочий Правительства Российской Федерации в области охраны диких животных, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации.

В целях сохранения редких видов животных приняты и реализуются помимо вышеуказанной следующие стратегии:

· Стратегия сохранения амурского тигра в Российской Федерации (утверждена распоряжением Минприроды России от 02.07.2010 № 25-р);

· Стратегия сохранения дальневосточного леопарда в Российской Федерации (утверждена распоряжением Минприроды России от 19.11.2013 № 29-р);

· Стратегия сохранения белого медведя в Российской Федерации (утверждена распоряжением Минприроды России от 05.07.2010 № 26-р);

· Стратегия сохранения сахалинской кабарги в России (утверждена распоряжением Минприроды России от 24.03.2008 № 9-р);

· Стратегия сохранения снежного барса в России (утверждена распоряжением Минприроды России от 18.08.2014 № 23-р);

· Программа по восстановлению (реинтродукции) переднеазиатского леопарда на Кавказе (утверждена распоряжением Минприроды России от 09.09.2010 № 31-р).

Кроме того, Стратегией экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена указом Президента Российской Федерации от 19.04.2017 № 176) в качестве одного их приоритетных направлений определено расширение мер по сохранению биологического разнообразия, в том числе редких и исчезающих видов растений, животных и других организмов, среды их обитания.

В 2017 г. продолжила свою деятельность, созданная при Минприроды России, Комиссия по редким и находящимся под угрозой исчезновения животным, растениям и грибам. Кроме того, действует ряд рабочих групп, деятельность которых направлена на сохранение и восстановление редких и находящихся под угрозой исчезновения животных. В частности, рабочая группа по обеспечению реализации программы по восстановлению (реинтродукции) переднеазиатского леопарда на Кавказе (образована распоряжением Минприроды России от 09.09.2010 № 312-р) и рабочая группа по сохранению снежного барса в Российской Федерации (образованна приказом Минприроды России от 07.06.2017 № 277).

Задания:

 

Задание № 1.

а) Изучить историю возникновения Красной книги.

б) Познакомиться с Красной книгой Российской Федерации.     

Задание № 2.

Нарисовать плакат с изображением исчезающего вида.

 

Задание № 3.

а) Сделать презентацию по теме редкие исчезающие виды Пермского края.

-латинское название,

-семейство,

-описание растения,

-ареал.

б) Выбрать, изучить и сделать презентацию на тему редкие исчезающие виды растений Красной книги Пермского края.

 

Отчёт

1.Название работы

2.Цель работы

3.Задания

4. Вывод по работе

Вопросы для самоконтроля:

1. Перечислите 10 категорий, предложенных Международным союзом охраны природы для выделения статуса редких видов.

3. От чего зависит отнесение вида к определенной категории?

4. Что представляют собой биоиндикация и биотестирование, как методы изучения биоразнообразия? В чем их преимущества по сравнению с другими методами?

6. Цель мониторинга биоразнообразия.

7. Что представляет собой стратегия сохранения еx situ и в чем ее преимущество перед стратегией in situ?

Критерии оценивания  
5(отлично) Задания выполнены аккуратно, правильно и в полном объёме, в предложенной последовательности. По всем заданиям сделаны подробные, грамотные выводы. При опросе даны точные и полные ответы.
4 (хорошо) Задания выполнены аккуратно, правильно и в полном объёме, с небольшими недочётами. По всем заданиям сделаны грамотные выводы. При опросе даны ответы, с небольшими неточностями.
3(удовлетворительно) Задания выполнены неаккуратно, есть ошибки в решении. Выводы сделаны в упрощенной форме. При опросе отвечает с подсказок преподавателя.
2(неудовлетворительно) Задания выполнены неаккуратно, грубые ошибки в решении. Вывод отсутствует.При опросе отвечает только с подсказок преподавателя.

 

Домашнее задание: Оформить практическую работу в соответствии с порядком выполнения работы. Ответить на контрольные вопросы и подготовиться к защите практической работы. Повторить тему редкие исчезающие виды растений. Учебник: Родионова А.С., В.Б.Скупченко, О.Н.Малышева, Ю.В.Джикович учебник для студ. образоват. учреждений сред. проф. образования-5-е изд., стер. -М.: Издательский центр «Академия»,2015. -288 с.

Интернет ресурс «yandex.ru» Форма доступа  https://yandex.ru/search/?text

                                    

                                           Практическая работа №16

Тема: Работа с определителями. Определение цветковых растений.

Цель работы: Познакомиться с принципом построения определителей и методикой распознавания цветковых растений; приобрести навыки в определении растений.

Приобретаемые умения и практический опыт: У 1, У 2, ОК 1; ОК 2;

ПК 1.2; ПК 1.3; ПК 3.3; ПК 4.3

 

     Обеспечение работ:

- Гербарные растения из различных семейств;

- Лупы;

-Определители растений;

-Настенные таблицы;

- Учебник: Родионова А.С., В.Б.Скупченко, О.Н.Малышева, Ю.В.Джикович учебник для студ. образоват. учреждений сред. проф. образования-5-е изд., стер. -М.: Издательский центр «Академия»,2015. -288 с.

- Интернет ресурс «yandex.ru»  Форма доступа  https://yandex.ru/search/?text

 

Продолжительность занятия: 2 часа.

Порядок выполнения работы:

1.Повторитьтему цветковые растения.

2.Выполнить задания по теме.

3.Оформить отчет согласно алгоритму

   Теоретический материал

Это самая большая и процветающая группа современных растений, насчитывающая более 250.000 видов. Представители цветковых растений встречаются по всему Земному шару, включая Арктику и Антарктику, пустыни и высокогорья.

Основные причины господства Цветковых растений следующие:

1) Появился цветок, совмещающего функции полового и бесполого размножения и, одновременно, привлекающего опылителей, что увеличивает вероятность оплодотворения.

2) Семезачатки заключены в полость завязи, семена - в плод.

3) Пыльца улавливается специальным органом – рыльцем.

4) Сильно редуцированы гаметофиты: не образуются антеридии и архегонии. Женский гаметофит - зародышевый мешок с одной яйцеклеткой, мужской - пыльцевое зерно (пыльцевая трубка и 2 спермия).

5) Двойное оплодотворение приводит к образованию диплоидной зиготы, из которой развивается зародыш, и триплоидного эндосперма - запаса питательных веществ. Запас питательных веществ увеличивает вероятность выживания проростка.

6) Плоды и семена имеют многочисленные приспособления для распространения.

7) Усложнилось строение проводящей системы: в ксилеме появились сосуда (вместо трахеид голосеменных растений), во флоэме - ситовидные трубки (вместо ситовидных клеток голосеменных). Улучшение работы проводящих тканей особенно важно в засушливых местообитаниях.

8) Большое разнообразие жизненных форм (гораздо больше, чем у голосеменных растений) дало возможность жить в самых суровых условиях.

9) Активное вегетативное размножение - корневища, луковицы, столоны, корневые отпрыски, порослевое возобновление позволяют быстро занять огромные площади даже при невозможности семенного размножения.

До сих пор нет общепризнанного ответа на вопросы, где, когда и от какой предковой группы возникли Цветковые растения. В самом начале мелового периода (примерно 120-105 млн. лет назад) цветковые внезапно появляются сразу в огромном многообразии. Цветковые вскоре после своего появления уже завоевали все доступные местообитания. По мнению ряда, ученых появились Цветковые в триасе, перми или девоне, а потом при изменении климата (похолодании и уменьшении влажности) смогли реализовать свои преимущества и распространиться в огромных количествах в самых разнообразных условиях.

Предковая группа Цветковых растений до конца не определена. Существует точка зрения, что Цветковые произошли не от одной (монофилетическое происхождение), а от нескольких групп древних растений (т.е. полифилетическое происхождение). В качестве возможных предков в разное время предлагались Беннетитовые с обоеполыми стробилами и древние семенные папоротники, Гнетовые. Вполне вероятным сейчас считается, что при формировании предковой группы имела место гибридизация таксонов, а также вирусная трансдукция.

В качестве возможного места возникновения Покрытосеменных растений предлагают Юго-Восточную Азию или весь тропический пояс. А.Л. Тахтаджян, предложивший наиболее широко используемую в литературе систему Цветковых растений, предполагал, что они возникли в начале мелового периода в горах Юго-Восточной Азии от семенных папоротников. Первые примитивные Цветковые были похожи на современные магнолиевые - крупные вечнозеленые деревья, с большими одиночными цветками и опылялись жуками.

Отдел Цветковые делится на два класса - Однодольные и Двудольные.

Двудольные растения насчитывает104 семейства, 3.000 родов, 63.000 видов (по А.Л. Тахтаджяну, 1987). Зародыш с 2 семядолями, в семядоле - 3 главных проводящих пучка, при прорастании обычно семядоли выносятся над землей. Листья простые или сложные, обычно четко подразделены на черешок и пластинку. Жилкование листьев перистое или пальчатое. Есть камбий и вторичный рост корней и стеблей. Проводящая система из открытых пучков, расположенных кольцом. Хорошо выражены сердцевина и кора. Первичный корешок зародыша развивается в главный корень, на котором закладываются боковые корни. Корневая система, как правило, изначально стержневая, позднее может становиться стержне-кистекорневой или кистекорневой. Цветки чаще 5-членные, реже 4-х членные. Основные семейства: Магнолиевые, Лютиковые, Маковые, Гвоздичные, Гречишные, Буковые, Чайные, Вересковые, Тыквенные, Крапивные, Розоцветные, Зонтичные, Губоцветные, Норичниковые, Бурачниковые, Сложноцветные, Пасленовые, Бобовые, Маслиновые, Виноградные, Маревые, Мальвовые

Однодольные растения насчитывают 429 семейств, 10.000 родов, не менее 190.000 видов (по А.Л. Тахтаджяну, 1987). Зародыш с одной семядолей, в семядоле - 2 главных проводящих пучка, при прорастании обычно семядоли остаются под землей. Листья обычно простые, как правило, не разделены на черешок и пластинку. Жилкование листьев обычно параллельное или дуговидное. Камбия нет, вторичный рост не характерен, проводящая система состоит из закрытых проводящих пучков, расположенных беспорядочно. Кора и сердцевина ясно не выражены. Первичный корешок зародыша рано отмирает, главный и боковые корни не развиваются. Корневая система мочковатая, образована придаточными корнями. Цветки трехчленные (редко 2-х или 4-х членные), 5-членные неизвестны. Основные семейства: Осоковые, Ситниковые, Мятликовые, Орхидные, Пальмовые, Бромелиевые, Рогозовые, Лилейные

ЗАДАНИЯ

Задание№1.

Рассмотрите гербарные образцы растений, найдите морфологические признаки, характерные для семейства, к которому относится данное растение.

Задание. №2.

1.Определить, используя определитель, к какому семейству относится растение, предложенное вам для изучения (одуванчик, земляника, яблоня и др.).
Запишите путь определения.

2. Сделать краткие биоморфологические описания яблони и земляники по предложенной схеме:
А) Дерево, кустарник, травянистое (многолетнее, двулетнее, однолетнее) растение.
Б) Корневая система: стержневая, мочковатая, смешанная.
В) Побег: прямостоячий, вьющийся, ползучий, ветвистый, одноосный; стебель голый, опушенный.
Г) Листья простые, сложные, с прилистниками, без прилистников;
Д) Листорасположение: спиральное, мутовчатое, супротивное.
Е) Соцветие (название типа соцветия) или цветки одиночные.
Ж) Цветок актиноморфный, зигоморфный; околоцветник двойной, простой; чашечка спайнолистная, раздельнолистная, число чашелистиков; венчик спайнолепестный, раздельнолепестный, число лепестков; окраска; число тычинок; число плодолистиков, срастание плодолистиков; завязь верхняя, нижняя; формула цветка.
З) Плоды: название типа плода, способ распространения плодов и семян.
И) Местообитание: поле, лес, луг, сад, огород и т.п.
Нарисовать цветки яблони и земляники, плоды этих растений.
По гербарию и таблицам познакомиться с другими растениями семейства. Составить краткую характеристику семейства.
Для семейства розанные характерны актиноморфные цветки, многочленный андроцей, разнообразное расположение завязи (верхняя и нижняя), плоды тоже разнообразные (сочные и сухие, многосемянные и односемянные). В семействе есть деревья, кустарники (например, малина) и травы. Много культурных пищевых и декоративных растений.

 














Задание № 3.

Работая с гербарными растениями, сделайте морфологическое описание по плану.

План морфологического описания:

 

1. Жизненная форма

2.  Описание корневой системы (тип корневой системы, видоизменения)

3. Описание побега (тип стебля, положение стебля в пространстве, метаморфозы)

4. Описание листьев (тип листа, форма листовой пластинки, тип жилкования, характер листорасположения на побеге, метаморфозы)

5. Описание генеративных органов (формула цветка, диаграмма, тип, название и схема соцветия; тип плода (если имеется))

6. К какому классу относится

7. Предполагаемое семейство

 

Отчёт

1.Название работы

2.Цель работы

3.Задания

4. Вывод по работе

Вопросы для самоконтроля:

1.   Понятие о систематике растений. Таксоны.

2.   Почему отдел получил название – Покрытосеменные?

3.   На какие классы делится отдел Покрытосеменные растения?

4.   Общая характеристика отдела Цветковые (Покрытосеменные).

5.   Какие признаки характерны для класса – Однодольные растения?

6.   Какие признаки характерны для класса – Двудольные растения?

7.   Что такое формула цветка?

8.   Что такое диаграмма цветка?

9.   Назовите семейства класса Однодольных?

10. Назовите семейства класса Двудольных?

11.  Назовите семейства, у которых цветки собраны в соцветие: простой или сложный зонтик, корзинку, кисть. Опишите представителей этих семейств.

12. Назовите и опишите семейства, у которых цветки со сростнолепестным околоцветником, укажите представителей.

13. Назовите семейства и виды растений с сочными плодами

Критерии оценивания  
5(отлично) Задания выполнены аккуратно, правильно и в полном объёме, в предложенной последовательности. По всем заданиям сделаны подробные, грамотные выводы. При опросе даны точные и полные ответы.
4 (хорошо) Задания выполнены аккуратно, правильно и в полном объёме, с небольшими недочётами. По всем заданиям сделаны грамотные выводы. При опросе даны ответы, с небольшими неточностями.
3(удовлетворительно) Задания выполнены неаккуратно, есть ошибки в решении. Выводы сделаны в упрощенной форме. При опросе отвечает с подсказок преподавателя.
2(неудовлетворительно) Задания выполнены неаккуратно, грубые ошибки в решении. Вывод отсутствует.При опросе отвечает только с подсказок преподавателя.

Домашнее задание: Оформить практическую работу в соответствии с порядком выполнения работы. Ответить на контрольные вопросы и подготовиться к защите практической работы. Повторить тему цветковые растения. Учебник: Родионова А.С., В.Б.Скупченко, О.Н.Малышева, Ю.В.Джикович учебник для студ. образоват. учреждений сред. проф. образования-5-е изд., стер. -М.: Издательский центр «Академия»,2015. -288 с. Интернет ресурс « yandex.ru»  Форма доступа  https://yandex.ru/search/?text

Список информационных источников:

Основная:

Учебник Ботаника: Родионова А.С., В.Б.Скупченко, О.Н.Малышева, Ю.В.Джикович учебник для студ. образоват. учреждений сред. проф. образования-5-е изд., стер. -М.: Издательский центр «Академия»,2015. -288 с.

Дополнительная:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: