Технологическая карта

 СОВМЕСТНОЙ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Пространственно-временной ресурс: 25-30 минут, группа.

Цель: Воспитание интереса к уходу за комнатными растениями, желания трудиться сообща в группе.

Задачи:

Развивающие:

· Стимулировать:

- желание узнавать больше о комнатных растениях;

- проявление инициативности и самостоятельности в планировании и реализации совместной трудовой деятельности.

· Развивать активность, целеустремлённость, настойчивость в достижении цели.

Воспитательные:

· Воспитыватьготовность работать в группе, налаживать партнерские отношения в процессе совместной деятельности;

· Укреплять интерес к совместной деятельности со взрослым, сверстниками, к труду.

Обучающие:

· Закрепить знания детей о комнатных растениях, поддерживать интерес к жизни комнатных растений, желание наблюдать за ними, уточнить представления детей об уходе за комнатными растениями;

· Формировать умение анализировать и устанавливать причинно-следственные связи между особенностями комнатного растения и ухода за ним;

· Формировать у детей обобщённые способы действия, умение самостоятельно находить способы решения задач по уходу за растениями, переносить приобретенные умения в новые условия.

Оборудование и материалы: комнатные растения, тазы с водой, клеенка для столов, фартуки для детей, щетки для столов, тряпочки, палочки для рыхления, кисточки клеевые, бейджи для детей, магнитная доска, карточки-схемы по уходу за растениями, картинки с изображением деревьев и комнатных растений, пустыни, гор, леса.

Планируемый результат:

используемые в ходе совместной трудовой деятельности методы и приемы будут способствовать развитию:

· интереса к деятельности;

· самостоятельности;

· активностив выполнении деятельности;

· инициативности в общении со сверстниками и взрослым;

· владению конструктивными формами общения и взаимодействия: договариваться, распределять действия в сотрудничестве;

· способности планировать и согласовывать свои действия;

· представлениям о причинах разного подхода к уходу за растениями.


Последовательность Деятельность педагога Деятельность детей Планируемый результат
Мотивация на совместную деятельность Воспитатель заносит большой конверт. Ребята, отгадайте загадку: «На окошках растут – людям радость несут» /цветы/ Достает из конверта картинки с изображением дерева и комнатного растения. Дети проявляют интерес к общению с воспитателем и дальнейшей совместной деятельности. Отгадывают загадку. Готовность детей к общению со взрослым и детьми в дальнейшей совместной деятельности совместной деятельности.
Актуализация знаний детей - А вы видели такие же, как у нас в группе растения на улице? Чем отличаются растения на улице и в группе? - Правильно, ребята! Такие растения живут только в помещении, в детском саду или дома. Поэтому их так и называют… Как? /комнатные растения/ - У меня есть несколько картинок с изображениями комнатных растений нашей группы. Давайте поиграем в игру «Найди такое же растение». Я буду показывать картинку, а вы должны отыскать в группе такой же цветок. - Молодцы! Справились с заданием! - Послушайте еще одну загадку про растение: «Без рук, без ног, но двигается, Дышит, но не говорит, Питается, а рта нет». - Как растение двигается, ведь у него ни рук, ни ног нет? /предположения детей/ (растет, поворачивается к солнцу) - Как дышит?/предположения детей/ (через листья и корни) - Как питается безо рта? /предположения детей/ (корнями) - Значит, про растения можно сказать, что они такие же живые существа, как и мы с вами. Перечисляют характерные признаки отличий. Дают обобщающее определение. Откликаются на предложение поиграть, внимательно слушают задание и выполняют его. Радуются положительному результату. Проявляют активность. Вступают в активный диалог, не перебивают друг друга. Рассуждают. Ориентируются в обобщениях. Знают признаки «живого».
Игровая ситуация, побуждающая интересдетей к новому знанию - Я превращаю вас в цветы: Я прошу тебя, цветок: Подними-ка свой листок, Выйди на дорожку Да притопни ножкой. Да головкой покачай Утром солнышко встречай. Стебель наклони слегка – Вот зарядка для цветка. А теперь росой умойся, Отряхнись и успокойся. Наконец готовы все День встречать во всей красе! - Придумайте, в какой цветок вы превратились? Дети выполняют движения в соответствии с текстом. Придумывают. Четко и согласованно выполняют движения. Знают названия цветов.
Актуализация знаний детей Включение детей в целеполагание Побуждение к деятельности, эмоциональный настрой В конверте еще что-то лежит… Картинки с изображением пустыни, южных гор, сада, леса… Оказывается, наши комнатные растения не всегда жили в доме! Раньше они росли в разных странах… Как вы думаете, где жила фиалка?... Проявляют интерес. Рассматривают картинки, высказывают предположения…

Знают названия комнатных растений.

Выделяют особенности цветов, устанавливают причинно-следственные связи между особенностями цветка и ухода за ним.

Проблемный вопрос Родина фиалок – горы Африки. Как же надо ухаживать за цветком? Чем светлее комната, тем больше и ярче цветет фиалка. Цветочек любит свет, но боится солнца – оно оставляют ожоги на нежных листьях. Опрыскивать растения нельзя, так как на листочках могут появиться «лысинки», и листья станут некрасивыми. Поливать растение надо аккуратно – в тарелочку – оно будет пить корнями, и дышать листочками влажным воздухом. А как же почистить листья от пыли? - Правильно, кисточкой аккуратно смахнуть пыль. Воспитатель прикрепляет картинку на изображение гор, выставляет схему ухода за фиалкой. Дети высказывают предположения, обосновывают ответ Объясняют правила ухода за растениями особенностями их внешнего вида.
Включение детей в обследовательскую деятельность Посмотрите внимательно на картинки и скажите, за какими еще комнатными растениями надо ухаживать так же как за фиалкой /герань/. - Правильно, герань. Герань тоже родилась в Африке, а еще она жила в Индии и означает это слово «герань» - «аист». Воспитатель прикрепляет картинку на изображение сада, рядом со схемой ухода за фиалкой. А про следующий цветок-бальзамин говорят так: «Прекрасная венка», сравнивая цветущее растение с красивой девушкой, «Недотрога» и «Ванька мокрый». Он растет в северных лесах Азии, любит влагу, свет и тепло. Как ухаживают за этим цветком? Протирать листочки тряпочкой неудобно. Как помыть их? /опрыскать/ Какие цветы можно опрыскивать? А вот у фикуса родные страны: Африка, Япония, Индия, Азия, Америка. И в каждой стране фикусы разные: с мелкими листочками или крупными, с прямым стеблем или ползучим… Как ухаживать за фикусом? Поливать не очень много, можно поставить в то место, где нет солнца, листочки опрыскивать или протирать. Картинка фикуса прикрепляется с «сад», рядом ставится схема ухода. Воспитатель обращает внимание детей на палочки для рыхления. - Что это? Для чего я их приготовила? Зачем нужно рыхлить землю? Проявляют интерес, желание узнать новое про цветы. Дети высказывают предположения, обосновывают ответ. Объясняют правила ухода за растениями особенностями их внешнего вида. На основе опыта делают заключение о назначении палочек и правилах их использования в труде. Навык самостоятельного поиска посредством сравнения.

Самостоятельная деятельность детей

- Разберите бейджи: кому достался с картинкой – капелькой – подходите к столу, где растения вы будете мыть, а кому с солнышком – к столу, за которым вы будете растение чистить кисточкой.

Делятся на подгруппы.

Готовят самостоятельно рабочее место, договариваются. Задают уточняющие вопросы воспитателю.

Отвечают на вопросы, выполняют действия, стараясь не повредить растение.

Дети умеют договариваться, распределять действия, договариваться, избегая конфликтов.

Умеют организовать рабочее место.

Дети правильно ухаживают за растением.

- Приготовьте свое рабочее место: оденьте фартуки, расстелите клеенки, приготовьте нужные предметы. - Договоритесь, как вы будете ухаживать за растениями. - Какие цветы надо поставить на стол? Как они называются? - Какую схему-подсказку надо поставить на свой стол? Воспитатель подсказывает детям, что можно по разному договориться: ухаживать каждому за своим цветком, а можно распределиться: один – приносит цветы, другой - опрыскивает, третий – рыхлит землю, четвертый - поливает, пятый – моет крупные листья, шестой – обтирает горшки и моет тарелочки. - После того, как все закончили – уберите цветы на места и приведите в порядок столы. В процессе самостоятельной деятельности воспитатель уточняет действия детей, задает вопросы, закрепляющие новые сведения, помогает по мере необходимости.
Подведение итогов, оценка. - Растениям нравится жить в нашей группе… - Почему? Как мы ухаживаем за цветами? - Сложно было вам договориться? Вы заботливые и дружные. Кто на свете самый главный, Самый добрый, самый славный? Кто он? Как его зовут? Ну, конечно, это труд! Кто на свете самый умный, Самый старый, самый юный? Кто он? Как его зовут? Ну, конечно, это труд! Кто на все века и годы Настоящий Царь природы? Царь полей, Заводов, Руд? Кто он? Как его зовут? Ну, конечно, это труд! - За то, что вы хорошо потрудились, я вам хочу подарить игру «Цветочное лото». Рассуждают, радуются достигнутому результату. Внимательно слушают стихотворение. Заинтересованы новой игрой.   Умеют положительно оценить труд своих товарищей. Сопереживают успеху.



ТЕМА 21

ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД К ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ

 

ЗАДАНИЕ 34

Используя разные информационные источники, дайте определения понятиям: «Гендер», «Гендерное воспитание».

Определите цель гендерного подхода в педагогике.

Выделите сущность гендерного подхода в организации трудовой деятельности дошкольников, заполните таблицу:

Виды и формы организации трудовой деятельности мальчики девочки

САМООБСЛУЖИВАНИЕ

Поручения    

ХОЗЯЙСТВЕННО-БЫТОВОЙ ТРУД

Поручения    
Дежурства    
Коллективный труд    

ТРУД В ПРИРОДЕ

Поручения    
Дежурства    
Коллективный труд    

РУЧНОЙ ТРУД

Поручения    
Коллективный труд    

ЗАДАНИЕ 35***

Разработайте рекомендации для родителей по организации детского труда в зависимости от пола ребенка.

Оформите буклет «В семье растет мальчик (девочка)».

ТЕМА 22

МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ТРУДОВЫХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП

 

Для методического сопровождения формирования трудовых навыков детейможновыделить следующие приоритетные векторы:

1. Нормативно-правое сопровождение деятельности воспитателя по формированию трудовых навыков детей дошкольного возраста:

2. Педагогическая диагностика;

3. Внедрение новых подходов, форм и технологий;

4. Анализ педагогических средств, поиск и моделирование новых для обеспечения пространства образовательных возможностей ребенка;

5. Консультативное сопровождение семьи;

6. Мероприятия проектного и исследовательского характера;

7. Конкурсы и олимпиады для дошкольников.

ЗАДАНИЕ 36***

Подберите содержание для каждого «вектора» к разработке рабочей программы воспитателя (раздел «Организация трудовой деятельностидетей дошкольного возраста»).

ТЕМА 23

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ОБУЧАЮЩИХ СИТУАЦИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ СОВМЕСТНОЙ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

ЗАДАНИЕ 37

Дайте определение и раскройте виды игровых образовательных ситуаций:

- ИОС с игрушками-аналогами;

-ИОС с литературными персонажами;

-ИОС типа путешествий.

ЗАДАНИЕ 38***

Составьте сценарий использования ИОС в организации совместной трудовой деятельности в соответствии со структурой, предложенной в технологии деятельностного подхода Л.Г. Петерсон:

1. Введение в игровую ситуацию;

2. Актуализация знаний и опыта;

3. Затруднение в игровой ситуации;

4. Открытие детьми нового знания (способа действий);

5. Включение нового знания (способа действия) в систему знаний;

6. Осмысление (итог).

Рекомендованные источники:

1. М. В. Крулехт, А. А. Крулехт. Образовательная область «Труд», СПб -Детство-Пресс, 2012;

2. http://www.sch2000.ru/ - «Воспитателям. Методическая копилка».

ТЕМА 24

РАЗРАБОТКА МОДЕЛИ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ТРУДОВЫХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП

ЗАДАНИЕ 39***

Подберите содержание для разработки модели развивающей среды по формированию трудовых навыков детей разных возрастных групп.

Соотнесите выбор с требованиями ФГОС ДО (пункт 3.3).

Заполните таблицы:

Таблица 1

Центр (уголок) в группе Назначение Возможная трудовая деятельность
     
     

Таблица 2

Виды труда Перечень оборудования Место расположения или хранения в группе
     
     
     
     

ТЕМА 25

ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ КОМПЛЕКСЫ

СТРУКТУРА, ЦЕЛЬ И СОДЕРЖАНИЕ КОМПЛЕКСА

ЗАДАНИЕ 40***

Разработайте электронный аннотированный сборник для детей о труде:

Наименование раздела Примерное содержание раздела Задание
«Азбука народной мудрости» Пословицы и поговорки, потешки, загадки, сказки о труде. Объясните смысл пословиц и поговорок, оформите сопровождение загадок картинками-отгадками, иллюстрированное сопровождение сказок.
«Славим труд и человека труда» Детская литература о труде, картины художников, тематические презентации о труде взрослых. Составьте искусствоведческие рассказы к картинам; выделить мораль произведений.  
«Музыкальный калейдоскоп» Песни о труде. Составьте рекомендации к прослушиванию песен.
«Энциклопедия игры» Дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые и др. игры Подберите игры, направленные на закрепление знаний о труде взрослых. Опишите игры (цель,правила, ход – для дидактических и подвижных; название и содержание игровых действий – для сюжетно-ролевых). Распределите игры по возрастным группам.
«Мультсборник» Мультфильмы о профессиях, о проявленных нравственных качествах в труде, об истории предметовсвязанных с трудом и пр. Составьте рекомендации к просмотру, выделите мораль по содержанию мультфильма.
«Познавательный коллаж» (кроссворд, ребус и пр.) Картинки, отражающие темы: «Профессии взрослых», «Мир рукотворный», «Маленькие помощники», «Умные машины» и пр. Составьте рекомендации для  работы с коллажем(кроссвордом, ребусом и пр.)
«Толковый словарь в картинках» для детей Картинки, обозначающие предметы труда, профессии, продукты труда, материалы и оборудование для труда и пр.  Разработайте рекомендации для воспитателей и родителей к использованию словаря.
Операционные карты для ручного труда Схемы и технологические ряды изготовления поделок из разных материалов: бумаги, природного и бросового материала, ткани и пр. Опишите последовательность изготовления поделок.  

 

ПРИМЕЧАНИЕ:

Обратите внимание, что к сборнику необходимо разработать аннотацию - короткий пересказ пособия.

Аннотация обозначает перспективу практического применения материала данного пособия на практике в работе с детьми. Сделав в аннотации ссылку на современные технологии, методические рекомендации и пособия Вы повысите интерес к своей работе. Напишите о том, кому данный материал предназначен и как может быть использован.

 Требования к пособию:

Весь материал оформляется в едином стиле:

шрифт - TimesNewRoman, текст не должен быть большим по объему, лаконичным по содержанию, оформлен в виде схем/таблиц. Если в тексте используются цвета, то не более 3, сочетающихся с дизайном презентации или страницы.

ТЕМА 26

СОСТАВЛЕНИЕ КОНСПЕКТА ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА

Подготовьте презентацию своего электронногоаннотированного сборника для детей о труде (задание 40).

ЗАДАНИЕ 41***

Составьте конспект совместной трудовой деятельности с детьми с использованием материалов сборника.

ПРИМЕЧАНИЕ:

Требования к презентации:

1. *Первый слайд презентации должен быть оформлен как титульный лист сборника: наименование ОУ, творческое название, сведения об авторе (Ф.И., группа, шифр и название специальности);

*Второй слайд – аннотация к сборнику;

*Третий слайд - гиперссылки на разделы.

2. Разделы сборника должны быть озаглавлены и иметь перечень содержания;

3. Презентацию необходимо выполнить в едином оформлении (см. задание 41 – «Требования к пособию»);

4. Представление сборника – не более 7 минут;

5. Конспект совместной трудовой деятельности с детьми с использованием материалов сборника сдается в напечатанном виде.

ТЕМА 27

ДИАГНОСТИКА ТРУДОВЫХ НАВЫКОВ И УМЕНИЙ

ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 «Диагностика (от греч. «диа» – прозрачный и «гнозис» – знание) - общий способ получения опережающей информации об изучаемом объекте или процессе»

И. П. Подласый.

ЗАДАНИЕ 42

1. Изучите пункт 3.2.3. ФГОС ДО.

2. Дайте определение понятию «Педагогическая диагностика».

ЗАДАНИЕ 43

1. Сформулируйте цель педагогической диагностики, определите критерии для определения уровня сформированности трудовых умений детей дошкольного возраста с учетом требования образовательной программы.

2. Заполните таблицу:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: