Пояснительная записка

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

МДК 02.02 «Теоретические и методические основы организации трудовой деятельности дошкольников»

 

специальность44.02.01 «Дошкольное образование»

 

 

2016

 

 

Рабочая тетрадь предназначена для организации самостоятельной работы студентов III курсов специальности 44.02.01 «Дошкольное образование».

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Самостоятельная работа студентов (СРС) – это деятельность, осуществляемая по заданию и при методическом руководстве преподавателя.

Цель самостоятельной работы заключается в формировании навыков самообразовательной деятельности, приобретении опыта исследовательской,творческойработы, развитии самостоятельности, ответственности, организованности.

СРС направлена на решение следующих задач:

- систематизация, закрепление, углубление и расширение полученных теоретических знаний и практических умений студентов, самостоятельное овладение новым учебным материалом;

- формирование умений учебно-профессиональной и профессиональной деятельности, профессиональных компетенций;

- формирование культуры умственного труда студентов;

- развитие общих компетенций, включающих в себя способность осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения учебно-профессиональных задач, профессионального и личностного развития; использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования учебно-профессиональной деятельности;

- формирование самостоятельности профессионального мышления: способности к профессиональному саморазвитию, самосовершенствованию, самореализации;

- развитие проектных, исследовательских умений.

Настоящее пособие составлено в соответствии с требованиями ФГОС СПО по специальности 44.02.01 «Дошкольное образование» с использованием технологии модульного обучения и выполняет следующие функции:

- обучающую - дана информация для освоения материала по темам;

- организационно-методическую - определяет последовательность изучения материала, самостоятельную работу студентов, профессиональную деятельность на педагогической практике, рекомендует контроль освоения учебного материала, выполняет роль справочника;

- развивающую – стимулирует профессиональное развитие студентов, направляет на учебно-исследовательскую деятельность.

В рабочей тетради раскрывается содержание профессионального модуля ПМ.02МДК 02.02 «Теоретические и методические основы организации трудовой деятельности дошкольников».

По завершению освоения программы по МДК 02.02 студент должен

иметь практический опыт:

- планирования трудовой деятельности и общения детей;

- организации различных видов трудовой деятельности дошкольников;

- наблюдения и анализа трудовой деятельности и общения детей;

- наблюдения за формированием трудовых умений, развитием творческих способностей, мелкой моторики у дошкольников;

- разработки предложений по коррекции организации различных видов деятельности и общения детей.

уметь:

- определять цели, задачи, содержание, методы и средства руководства трудовой деятельности;

- определять педагогические условия организации общения детей;

- организовать посильный труд дошкольников с учётом возраста и вида трудовой деятельности;

- ухаживать за растениями и животными;

- анализировать приёмы организации и руководства посильным трудом дошкольников с учётом возраста и психофизического развития детей;

- анализировать педагогические условия, способствующие возникновению и развитию общения, принимать решения по их коррекции.

знать:

- теоретические основы и методику планирования различных видов деятельности и общения детей;

- сущность и своеобразие трудовой деятельности дошкольников;

- содержание и способы организации трудовой деятельности дошкольников;

- способы ухода за растениями и животными;

- теоретические основы руководства различными видами деятельности и общением детей;

- способы диагностики результатов трудовой деятельности детей.

 

Условные обозначения, используемые в рабочей тетради:

-Письменное выполнение заданий.

*** -Выполнение заданий является обязательными в содержании методического портфолио студента.

 



ТЕМА 1

ПОНЯТИЕ «ТРУД»

РОЛЬ ТРУДА В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА

ЗАДАНИЕ 1

Найдите в толковом словареопределения понятиям: «Труд», «Деятельность»,«Трудовая деятельность», «Активность», «Потребность», «Самостоятельность», «Сотрудничество».

Самостоятельно сконструируйте определение «Детская трудовая деятельность».

ЗАДАНИЕ 2

Познакомьтесь с содержанием п. 4.6 ФГОС ДО и дополните следующий текст:

К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка:

Целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте:

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

_______________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ЗАДАНИЕ 3

Конкретизируйте роль трудовой деятельности в развитии и воспитании детей дошкольного возраста.

Заполните схему:

 

 

ЗАДАНИЕ 4***

Составьте библиографический сборник педагогической литературы и статей педагогической периодической печати по проблемам трудового воспитания детей дошкольного возраста.

ТЕМА 2

ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ МЕТОДИКИ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ЗАДАНИЕ 5

На основании Интернет-ресурсов, хрестоматии или оригинальных трудов сформулируйте вопросы, на которые можно найти ответы в трудах авторов-педагогов и психологов, исследователей в области трудового воспитания детей дошкольного возраста.

Информацию оформите в таблицу:

№ п/п Автор Ценность  (теоретическая/ практическая)
1 К.Д. Ушинский  
2 С.Т. Шацкий  
3 Н.К. Крупская  
4 А.С. Макаренко  
5 П.П. Блонский  
6 В.А. Сухомлинский  
7 С.Л. Рубинштейн  
8 А.Н. Леонтьев  
9 Я.З. Неверович  
10 Т.А. Маркова  
11 В.И. Глотова  
12 В.И. Логинова  
13 М. В. Крулехт  
14 Р.С. Буре  
15 Г.Н. Година  
16 А.Д. Шатова  
17 В.И. Глотова  
18 Л.И. Сайгушева  
19 В.Г. Нечаева  
20 Ю.А. Мичурина  
21 Д.В. Сергеева  
22 В.Н. Аванесова  
23 С.В. Петерина  
24 Е.И. Радина  
25 Л. В. Куцакова  
26 О. В. Дыбина  
27 Э.К. Гульянц  
28 К.А. Климова  
29 Н.М. Крылова  
30 Л.Я. Мусатова  

ТЕМА 3

АНАЛИЗ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

С ПОЗИЦИИ ТЕОРИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ЗАДАНИЕ 6

Прокомментируйте схему.

ЗАДАНИЯ И ВОПРОСЫ К КОММЕНТАРИЮ:

- Продолжите текст: «Деятельность состоит из ряда действий.Действия – это процесс…»;

- Выделите части действия;

- Что такое «операция», чем они отличаются от действий?

- Раскройте сущность операций, возникающих вследствие адаптации к деятельности и сознательных автоматизированных действий.

- Что в теории деятельности понимаются под физиологическим обеспечением психических процессов?

- Мотивы трудовой деятельности характеризуют то, ради чего и почему ребенок трудится. Что в дошкольном возрасте может выступать в качестве мотивов к трудовой деятельности?

- Каковы особенности и различия в постановке целиу детей младшего и старшего дошкольного возраста?

- Каковы особенности планирования трудовой деятельности на разных этапах дошкольного периода?

- О каком компоненте трудовой деятельности дошкольника можно сказать так: «…детей следует учить предвидеть к плохому или хорошему результату приведут их усилия»?

- Какой компонент является показателем правильной организации процесса трудовой деятельности?

ЗАДАНИЕ 7

Заполните сравнительную таблицу:

СПЕЦИФИКА ТРУДА ДЕТЕЙ В СРАВНЕНИИ С ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

Деятельность               Компонент ИГРА ТРУД
Цель    
Планирование    
Процесс деятельности    
Результат    

 

ТЕМА 4

СТАНОВЛЕНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНОЙ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАННЕМ И ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

ЗАДАНИЕ8

Изучите и частично законспектируйте содержание главы V «Трудовая деятельность» учебного пособия Г.А. Урунтаевой «Дошкольная психология».

ПРИМЕЧАНИЕ:

Конспектирование относится к числу наиболее важных обще учебных умений. На него опирается весь учебный процесс, так как и школьникам, и студентам постоянно приходится использовать для подготовки к занятиям конспектирование лекций учителя или преподавателя, учебного параграфа или дополнительной литературы.

Конспект нужен для того, чтобы:

- научиться перерабатывать любую информацию, придавая ей иной вид, тип, форму;

- выделить в письменном или устном тексте самое необходимое и нужное для решения учебной или научной задачи;

- создать модель проблемы (понятийную или структурную);

- упростить запоминание текста, облегчить овладение специальными терминами;

- накопить информацию для написания более сложной работы в виде доклада, реферата, статьи и пр.

ЗАДАНИЕ 9

Опираясь на конспект, заполните таблицу:

СТАНОВЛЕНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНОЙ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В РАННЕМ И ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

ВОЗРАСТ МОТИВ ЦЕЛЬ ДЕЙСТВИЯ РЕЗУЛЬТАТ ОЦЕНКА
Ранний возраст          
Дошкольный возраст          

ТЕМА 5

ЗАДАЧИ, СРЕДСТВА И УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

ЗАДАНИЕ 10***

Составьте дайджест по проблемам трудового воспитания дошкольников (тему студент определяет самостоятельно):

- «Ретроспектива методики трудового воспитания детей в истории дошкольной педагогики»;

- «Вопросы трудового воспитания в нормативно-правовых документах, регламентирующих деятельность ДОО».

ПРИМЕЧАНИЕ:

Дайджест - это краткое изложение какой-либо информации (фрагменты текстов).Основные приемы составления дайджеста: главные мысли автора, наиболее важные сообщаемые им факты и цифры не подвергаются изменениям. Подготовка дайджеста осуществляется по этапам:

- подготовительный этап: выбор и изучение темы;

- основной этап: ознакомление с содержанием, определение фрагмента текста, подлежащего включению в пособие, распределение материала;

- заключительный этап: редактирование и оформление пособия.

СТРУКТУРА ДАЙДЖЕСТА:

* титульный лист

* оглавление

* предисловие

* основной текст

* список использованной литературы

* приложения (иллюстрированный материал)

* словарь основных терминов (в случае необходимости)

 

ТЕМА 6

АНАЛИЗ ПОДХОДОВ К РАЗВИТИЮ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В СОВРЕМЕННЫХ ПРОГРАММАХ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

СЕМИНАР (от лат. seminarium – рассадник знаний) – одна из традиционных форм усвоения учебного материала, обеспечивающая возможность включения в активную мыслительную деятельность максимального количества участников.

ПЛАН СЕМИНАРА:

1. Единство подходов к постановке цели и задач трудового воспитания в разных программах дошкольного образования;

2. Содержание трудового воспитания детей дошкольного возраста;

3. Специфика в определении показателей эффективности освоения программ;

4. Требования к организации и руководству трудовой деятельностью детей в разных возрастных группах.

 

ЗАДАНИЕ 11

Заполните таблицу, сравнивая две примерные образовательные программы (по выбору студента):

Критерии для сравнения программ

Программа (полное название, авторы)

   
Цель и задачи трудового воспитания    
Ознакомление с трудом взрослых    
Трудовое обучение (общие и специальные трудовые умения)      
Детская самостоятельная трудовая деятельность (виды труда)    
Показатели эффективности освоения программ    

ЗАДАНИЕ 12

Анализируя содержание работы по трудовому воспитанию (организации трудовой деятельности детей дошкольного возраста) в образовательных программах, выделите линии его усложнения по ступеням дошкольного детства.

Результаты анализа отразите в таблице:

ЛИНИИ УСЛОЖНЕНИЯ ЗАДАЧ И СОДЕРЖАНИЯ

ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Критерии для анализа                                                               Возрастной этап ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ТРУДОМ ВЗРОСЛЫХ ОБЩИЕ И СПЕЦИАЛЬНЫЕ ТРУДОВЫЕ УМЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В ТРУДЕ
МЛАДШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ          
СРЕДНИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ        
СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ        

ТЕМА 7

ВИДЫИ СОДЕРЖАНИЕ ТРУДА

В РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ

ЗАДАНИЕ 13

Изучите и частично законспектируйте гл. XI«Трудовое воспитание» в учебнике С.А. Козловой, Т.А. Куликовой «Дошкольная педагогика».

 ЗАДАНИЕ 14

Заполните таблицу, ориентируясь на конспект:

Вид

Назначение

Возраст

младший средний старший
САМООБСЛУЖИВАНИЕ          
ХОЗЯЙСТВЕННО - БЫТОВОЙ ТРУД           
ТРУД В ПРИРОДЕ          
РУЧНОЙ ТРУД          

ТЕМА 8

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ И СОВМЕСТНОЙ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ

ЗАДАНИЕ 15

На основе конспекта (задание 13) дайте определение понятию «Форма организации»  и выделите особенности форм организациитрудовой деятельности детей:

  ПОРУЧЕНИЯ ДЕЖУРСТВА КОЛЛЕКТИВНЫЙ ТРУД
ОПРЕДЕЛЕНИЕ      
ОСОБЕННОСТИ      

Заполните схему:

ВЫБОР ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ

ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ЗАВИСИТ ОТ:

 

ТЕМА 9

СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА - СХЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАЗНЫХ ВИДОВ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ В ТЕЧЕНИЕ ДНЯ

ЗАДАНИЕ 16***

Составьте модель трудовой деятельности детей в течении дня (возраст – по выбору) по предложенной схеме:

РЕЖИМНЫЙ МОМЕНТ ВИД ТРУДА ЦЕЛЬ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ МЕТОДЫ, ПРИЕМЫ РУКОВОДСТВА
УТРЕННИЙ ПРИЕМ        
ПОДГОТОВКА К ЗАВТРАКУ, ЗАВТРАК        
ПОДГОТОВКА К ЗАНЯТИЯМ, ЗАНЯТИЯ        
ПОДГОТОВКА К ПРОГУЛКЕ, ПРОГУЛКА        
ПОДГОТОВКА К ОБЕДУ, ОБЕД        
ПОДГОТОВКА К ДНЕВНОМУ СНУ, СОН        
ПОДЪЕМ, ЗАКАЛИВАНИЕ        
ПОДГОТОВКА К ПОЛДНИКУ, ПОЛДНИК        
ОРГАНИЗАЦИЯ СОВМЕСТНОЙ И САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ        
ПОДГОТОВКА К ПРОГУЛКЕ, ПРОГУЛКА        

ТЕМА 10

КРАТКОВРЕМЕННЫЕ И ДЛИТЕЛЬНЫЕ, ПОСТОЯННЫЕ И ОДНОРАЗОВЫЕ ПОРУЧЕНИЯ

 

ЗАДАНИЕ 17

Изучите и частично законспектируйте статью А.Д. Шатовой «Трудовые поручения и их воспитательное значение».

Ответьте на вопросы по изученному материалу:

* Как связаны поручения с нравственным воспитанием детей дошкольного возраста?

* В чем заключается разница между поручениями и обязанностями?

* Каковы особенности поручений?

* Перечислите виды поручений.

* С какого возраста доступны поручения?

*В чем заключается специфика поручений и руководство ими на разных возрастных этапах?

*Перечислите группы поручений. По какому основанию автор классифицирует поручения?

*Сформулируйте требования к организации и руководству поручениями для воспитателя детского сада.

ТЕМА 11

МЕТОДИКА РУКОВОДСТВА ПОРУЧЕНИЯМИ

В РАЗНЫХ ВИДАХ ТРУДА

 

ЗАДАНИЕ 18***

Составьте перечень поручений в одном из видов труда детей дошкольного возраста (см. примечание), руководствуясь примерной образовательнойпрограммой, оформите таблицу:

Возрастная группа Перечень поручений Цель поручения Вид поручения Кол-во детей Оборудование
2 младшая группа          
средняя группа            
старшая группа            
подготовительная к школе группа            

ПРИМЕЧАНИЕ: Буква в «V» - первая буква фамилии студента.

 

«А» - «Ж»: труд хозяйственно-бытовой;

«З» - «Н»: труд в природе:

«О» - «У»: труд ручной;

«Ф» - «Я»: самообслуживание.

 

ТЕМА 12

МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ И РУКОВОДСТВА ДЕЖУРСТВАМИ

 

ЗАДАНИЕ 19

Изучите и частично законспектируйте статью Неверович Я. «Воспитание ответственности и взаимопомощи у детей старшей группы в процессе дежурств».

Ответьте на вопросы:

- При каких условиях у ребенка дошкольного возраста могут быть сформированы правильные представления об общественном значении труда?

- Какие недостатки выделяет автор при руководстве дежурствами детей?

- Какие условия, являющиеся предпосылкой формирования ответственности и взаимопомощи в труде у детей старшего дошкольного возраста, предлагает Неверович Я.?

ЗАДАНИЕ 20***

Разработайте рекомендации для поддержания у детей интереса к дежурствам и эскиз экрана работы дежурных.

ЗАДАНИЕ 21***

Составьте карточки-алгоритмы, которые можно предложить в помощь дежурным по столовой, в уголке природы, по подготовке к занятиям (составление схем последовательности накрывания на стол; способы ухода за растениями и пр.).

ТЕМА 13

АНАЛИЗ УСЛОВИЙ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЖУРСТВ В УГОЛКЕ ПРИРОДЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА


ЗАДАНИЕ 22

Определите значение дежурств в уголке природы для решения задач экологического образования детей.

Что предполагает традиционный подход к организации дежурств в уголке природы, представленный в пособии Л. М. Маневцовой «Мир природы и ребёнок».

В чем заключается подход С.Н. Николаевой «Наш дом – природа» к организации дежурств в уголке природы как совместной деятельности воспитателя и детей в эколого-развивающей среде ДОУ.

 ЗАДАНИЕ 23

Проанализируйте предложенный конспект беседы воспитателя с детьми старшей группы об обязанностях дежурных в уголке природы.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow