РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ
МДК 02.02 «Теоретические и методические основы организации трудовой деятельности дошкольников»
специальность44.02.01 «Дошкольное образование»
2016
Рабочая тетрадь предназначена для организации самостоятельной работы студентов III курсов специальности 44.02.01 «Дошкольное образование».
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Самостоятельная работа студентов (СРС) – это деятельность, осуществляемая по заданию и при методическом руководстве преподавателя.
Цель самостоятельной работы заключается в формировании навыков самообразовательной деятельности, приобретении опыта исследовательской,творческойработы, развитии самостоятельности, ответственности, организованности.
СРС направлена на решение следующих задач:
- систематизация, закрепление, углубление и расширение полученных теоретических знаний и практических умений студентов, самостоятельное овладение новым учебным материалом;
- формирование умений учебно-профессиональной и профессиональной деятельности, профессиональных компетенций;
- формирование культуры умственного труда студентов;
- развитие общих компетенций, включающих в себя способность осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения учебно-профессиональных задач, профессионального и личностного развития; использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования учебно-профессиональной деятельности;
- формирование самостоятельности профессионального мышления: способности к профессиональному саморазвитию, самосовершенствованию, самореализации;
- развитие проектных, исследовательских умений.
Настоящее пособие составлено в соответствии с требованиями ФГОС СПО по специальности 44.02.01 «Дошкольное образование» с использованием технологии модульного обучения и выполняет следующие функции:
- обучающую - дана информация для освоения материала по темам;
- организационно-методическую - определяет последовательность изучения материала, самостоятельную работу студентов, профессиональную деятельность на педагогической практике, рекомендует контроль освоения учебного материала, выполняет роль справочника;
- развивающую – стимулирует профессиональное развитие студентов, направляет на учебно-исследовательскую деятельность.
В рабочей тетради раскрывается содержание профессионального модуля ПМ.02МДК 02.02 «Теоретические и методические основы организации трудовой деятельности дошкольников».
По завершению освоения программы по МДК 02.02 студент должен
иметь практический опыт:
- планирования трудовой деятельности и общения детей;
- организации различных видов трудовой деятельности дошкольников;
- наблюдения и анализа трудовой деятельности и общения детей;
- наблюдения за формированием трудовых умений, развитием творческих способностей, мелкой моторики у дошкольников;
- разработки предложений по коррекции организации различных видов деятельности и общения детей.
уметь:
- определять цели, задачи, содержание, методы и средства руководства трудовой деятельности;
- определять педагогические условия организации общения детей;
- организовать посильный труд дошкольников с учётом возраста и вида трудовой деятельности;
- ухаживать за растениями и животными;
- анализировать приёмы организации и руководства посильным трудом дошкольников с учётом возраста и психофизического развития детей;
- анализировать педагогические условия, способствующие возникновению и развитию общения, принимать решения по их коррекции.
знать:
- теоретические основы и методику планирования различных видов деятельности и общения детей;
- сущность и своеобразие трудовой деятельности дошкольников;
- содержание и способы организации трудовой деятельности дошкольников;
- способы ухода за растениями и животными;
- теоретические основы руководства различными видами деятельности и общением детей;
- способы диагностики результатов трудовой деятельности детей.
Условные обозначения, используемые в рабочей тетради:
-Письменное выполнение заданий.
*** -Выполнение заданий является обязательными в содержании методического портфолио студента.
ТЕМА 1
ПОНЯТИЕ «ТРУД»
РОЛЬ ТРУДА В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА
ЗАДАНИЕ 1
Найдите в толковом словареопределения понятиям: «Труд», «Деятельность»,«Трудовая деятельность», «Активность», «Потребность», «Самостоятельность», «Сотрудничество».
Самостоятельно сконструируйте определение «Детская трудовая деятельность».
ЗАДАНИЕ 2
Познакомьтесь с содержанием п. 4.6 ФГОС ДО и дополните следующий текст:
К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка:
Целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте:
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:
_______________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ЗАДАНИЕ 3
Конкретизируйте роль трудовой деятельности в развитии и воспитании детей дошкольного возраста.
Заполните схему:
ЗАДАНИЕ 4***
Составьте библиографический сборник педагогической литературы и статей педагогической периодической печати по проблемам трудового воспитания детей дошкольного возраста.
ТЕМА 2
ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ МЕТОДИКИ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ЗАДАНИЕ 5
На основании Интернет-ресурсов, хрестоматии или оригинальных трудов сформулируйте вопросы, на которые можно найти ответы в трудах авторов-педагогов и психологов, исследователей в области трудового воспитания детей дошкольного возраста.
Информацию оформите в таблицу:
№ п/п | Автор | Ценность (теоретическая/ практическая) |
1 | К.Д. Ушинский | |
2 | С.Т. Шацкий | |
3 | Н.К. Крупская | |
4 | А.С. Макаренко | |
5 | П.П. Блонский | |
6 | В.А. Сухомлинский | |
7 | С.Л. Рубинштейн | |
8 | А.Н. Леонтьев | |
9 | Я.З. Неверович | |
10 | Т.А. Маркова | |
11 | В.И. Глотова | |
12 | В.И. Логинова | |
13 | М. В. Крулехт | |
14 | Р.С. Буре | |
15 | Г.Н. Година | |
16 | А.Д. Шатова | |
17 | В.И. Глотова | |
18 | Л.И. Сайгушева | |
19 | В.Г. Нечаева | |
20 | Ю.А. Мичурина | |
21 | Д.В. Сергеева | |
22 | В.Н. Аванесова | |
23 | С.В. Петерина | |
24 | Е.И. Радина | |
25 | Л. В. Куцакова | |
26 | О. В. Дыбина | |
27 | Э.К. Гульянц | |
28 | К.А. Климова | |
29 | Н.М. Крылова | |
30 | Л.Я. Мусатова |
ТЕМА 3
АНАЛИЗ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
С ПОЗИЦИИ ТЕОРИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ЗАДАНИЕ 6
Прокомментируйте схему.
ЗАДАНИЯ И ВОПРОСЫ К КОММЕНТАРИЮ:
- Продолжите текст: «Деятельность состоит из ряда действий.Действия – это процесс…»;
- Выделите части действия;
- Что такое «операция», чем они отличаются от действий?
- Раскройте сущность операций, возникающих вследствие адаптации к деятельности и сознательных автоматизированных действий.
- Что в теории деятельности понимаются под физиологическим обеспечением психических процессов?
- Мотивы трудовой деятельности характеризуют то, ради чего и почему ребенок трудится. Что в дошкольном возрасте может выступать в качестве мотивов к трудовой деятельности?
- Каковы особенности и различия в постановке целиу детей младшего и старшего дошкольного возраста?
- Каковы особенности планирования трудовой деятельности на разных этапах дошкольного периода?
- О каком компоненте трудовой деятельности дошкольника можно сказать так: «…детей следует учить предвидеть к плохому или хорошему результату приведут их усилия»?
- Какой компонент является показателем правильной организации процесса трудовой деятельности?
ЗАДАНИЕ 7
Заполните сравнительную таблицу:
СПЕЦИФИКА ТРУДА ДЕТЕЙ В СРАВНЕНИИ С ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
Деятельность Компонент | ИГРА | ТРУД |
Цель | ||
Планирование | ||
Процесс деятельности | ||
Результат |
ТЕМА 4
СТАНОВЛЕНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНОЙ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАННЕМ И ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
ЗАДАНИЕ8
Изучите и частично законспектируйте содержание главы V «Трудовая деятельность» учебного пособия Г.А. Урунтаевой «Дошкольная психология».
ПРИМЕЧАНИЕ:
Конспектирование относится к числу наиболее важных обще учебных умений. На него опирается весь учебный процесс, так как и школьникам, и студентам постоянно приходится использовать для подготовки к занятиям конспектирование лекций учителя или преподавателя, учебного параграфа или дополнительной литературы.
Конспект нужен для того, чтобы:
- научиться перерабатывать любую информацию, придавая ей иной вид, тип, форму;
- выделить в письменном или устном тексте самое необходимое и нужное для решения учебной или научной задачи;
- создать модель проблемы (понятийную или структурную);
- упростить запоминание текста, облегчить овладение специальными терминами;
- накопить информацию для написания более сложной работы в виде доклада, реферата, статьи и пр.
ЗАДАНИЕ 9
Опираясь на конспект, заполните таблицу:
СТАНОВЛЕНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНОЙ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В РАННЕМ И ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
ВОЗРАСТ | МОТИВ | ЦЕЛЬ | ДЕЙСТВИЯ | РЕЗУЛЬТАТ | ОЦЕНКА |
Ранний возраст | |||||
Дошкольный возраст |
ТЕМА 5
ЗАДАЧИ, СРЕДСТВА И УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ЗАДАНИЕ 10***
Составьте дайджест по проблемам трудового воспитания дошкольников (тему студент определяет самостоятельно):
- «Ретроспектива методики трудового воспитания детей в истории дошкольной педагогики»;
- «Вопросы трудового воспитания в нормативно-правовых документах, регламентирующих деятельность ДОО».
ПРИМЕЧАНИЕ:
Дайджест - это краткое изложение какой-либо информации (фрагменты текстов).Основные приемы составления дайджеста: главные мысли автора, наиболее важные сообщаемые им факты и цифры не подвергаются изменениям. Подготовка дайджеста осуществляется по этапам:
- подготовительный этап: выбор и изучение темы;
- основной этап: ознакомление с содержанием, определение фрагмента текста, подлежащего включению в пособие, распределение материала;
- заключительный этап: редактирование и оформление пособия.
СТРУКТУРА ДАЙДЖЕСТА:
* титульный лист
* оглавление
* предисловие
* основной текст
* список использованной литературы
* приложения (иллюстрированный материал)
* словарь основных терминов (в случае необходимости)
ТЕМА 6
АНАЛИЗ ПОДХОДОВ К РАЗВИТИЮ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В СОВРЕМЕННЫХ ПРОГРАММАХ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
СЕМИНАР (от лат. seminarium – рассадник знаний) – одна из традиционных форм усвоения учебного материала, обеспечивающая возможность включения в активную мыслительную деятельность максимального количества участников.
ПЛАН СЕМИНАРА:
1. Единство подходов к постановке цели и задач трудового воспитания в разных программах дошкольного образования;
2. Содержание трудового воспитания детей дошкольного возраста;
3. Специфика в определении показателей эффективности освоения программ;
4. Требования к организации и руководству трудовой деятельностью детей в разных возрастных группах.
ЗАДАНИЕ 11
Заполните таблицу, сравнивая две примерные образовательные программы (по выбору студента):
Критерии для сравнения программ | Программа (полное название, авторы) | |
Цель и задачи трудового воспитания | ||
Ознакомление с трудом взрослых | ||
Трудовое обучение (общие и специальные трудовые умения) | ||
Детская самостоятельная трудовая деятельность (виды труда) | ||
Показатели эффективности освоения программ |
ЗАДАНИЕ 12
Анализируя содержание работы по трудовому воспитанию (организации трудовой деятельности детей дошкольного возраста) в образовательных программах, выделите линии его усложнения по ступеням дошкольного детства.
Результаты анализа отразите в таблице:
ЛИНИИ УСЛОЖНЕНИЯ ЗАДАЧ И СОДЕРЖАНИЯ
ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
Критерии для анализа Возрастной этап | ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ТРУДОМ ВЗРОСЛЫХ | ОБЩИЕ И СПЕЦИАЛЬНЫЕ ТРУДОВЫЕ УМЕНИЯ | САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ | ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В ТРУДЕ |
МЛАДШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ | ||||
СРЕДНИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ | ||||
СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ |
ТЕМА 7
ВИДЫИ СОДЕРЖАНИЕ ТРУДА
В РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ
ЗАДАНИЕ 13
Изучите и частично законспектируйте гл. XI«Трудовое воспитание» в учебнике С.А. Козловой, Т.А. Куликовой «Дошкольная педагогика».
ЗАДАНИЕ 14
Заполните таблицу, ориентируясь на конспект:
Вид | Назначение | Возраст | ||
младший | средний | старший | ||
САМООБСЛУЖИВАНИЕ | ||||
ХОЗЯЙСТВЕННО - БЫТОВОЙ ТРУД | ||||
ТРУД В ПРИРОДЕ | ||||
РУЧНОЙ ТРУД |
ТЕМА 8
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ И СОВМЕСТНОЙ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ
ЗАДАНИЕ 15
На основе конспекта (задание 13) дайте определение понятию «Форма организации» и выделите особенности форм организациитрудовой деятельности детей:
ПОРУЧЕНИЯ | ДЕЖУРСТВА | КОЛЛЕКТИВНЫЙ ТРУД | |
ОПРЕДЕЛЕНИЕ | |||
ОСОБЕННОСТИ |
Заполните схему:
ВЫБОР ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ
ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ЗАВИСИТ ОТ:
ТЕМА 9
СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА - СХЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАЗНЫХ ВИДОВ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ В ТЕЧЕНИЕ ДНЯ
ЗАДАНИЕ 16***
Составьте модель трудовой деятельности детей в течении дня (возраст – по выбору) по предложенной схеме:
РЕЖИМНЫЙ МОМЕНТ | ВИД ТРУДА | ЦЕЛЬ | ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ | МЕТОДЫ, ПРИЕМЫ РУКОВОДСТВА |
УТРЕННИЙ ПРИЕМ | ||||
ПОДГОТОВКА К ЗАВТРАКУ, ЗАВТРАК | ||||
ПОДГОТОВКА К ЗАНЯТИЯМ, ЗАНЯТИЯ | ||||
ПОДГОТОВКА К ПРОГУЛКЕ, ПРОГУЛКА | ||||
ПОДГОТОВКА К ОБЕДУ, ОБЕД | ||||
ПОДГОТОВКА К ДНЕВНОМУ СНУ, СОН | ||||
ПОДЪЕМ, ЗАКАЛИВАНИЕ | ||||
ПОДГОТОВКА К ПОЛДНИКУ, ПОЛДНИК | ||||
ОРГАНИЗАЦИЯ СОВМЕСТНОЙ И САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | ||||
ПОДГОТОВКА К ПРОГУЛКЕ, ПРОГУЛКА |
ТЕМА 10
КРАТКОВРЕМЕННЫЕ И ДЛИТЕЛЬНЫЕ, ПОСТОЯННЫЕ И ОДНОРАЗОВЫЕ ПОРУЧЕНИЯ
ЗАДАНИЕ 17
Изучите и частично законспектируйте статью А.Д. Шатовой «Трудовые поручения и их воспитательное значение».
Ответьте на вопросы по изученному материалу:
* Как связаны поручения с нравственным воспитанием детей дошкольного возраста?
* В чем заключается разница между поручениями и обязанностями?
* Каковы особенности поручений?
* Перечислите виды поручений.
* С какого возраста доступны поручения?
*В чем заключается специфика поручений и руководство ими на разных возрастных этапах?
*Перечислите группы поручений. По какому основанию автор классифицирует поручения?
*Сформулируйте требования к организации и руководству поручениями для воспитателя детского сада.
ТЕМА 11
МЕТОДИКА РУКОВОДСТВА ПОРУЧЕНИЯМИ
В РАЗНЫХ ВИДАХ ТРУДА
ЗАДАНИЕ 18***
Составьте перечень поручений в одном из видов труда детей дошкольного возраста (см. примечание), руководствуясь примерной образовательнойпрограммой, оформите таблицу:
Возрастная группа | Перечень поручений | Цель поручения | Вид поручения | Кол-во детей | Оборудование |
2 младшая группа | |||||
средняя группа | |||||
старшая группа | |||||
подготовительная к школе группа |
ПРИМЕЧАНИЕ: Буква в «V» - первая буква фамилии студента.
«А» - «Ж»: труд хозяйственно-бытовой;
«З» - «Н»: труд в природе:
«О» - «У»: труд ручной;
«Ф» - «Я»: самообслуживание.
ТЕМА 12
МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ И РУКОВОДСТВА ДЕЖУРСТВАМИ
ЗАДАНИЕ 19
Изучите и частично законспектируйте статью Неверович Я. «Воспитание ответственности и взаимопомощи у детей старшей группы в процессе дежурств».
Ответьте на вопросы:
- При каких условиях у ребенка дошкольного возраста могут быть сформированы правильные представления об общественном значении труда?
- Какие недостатки выделяет автор при руководстве дежурствами детей?
- Какие условия, являющиеся предпосылкой формирования ответственности и взаимопомощи в труде у детей старшего дошкольного возраста, предлагает Неверович Я.?
ЗАДАНИЕ 20***
Разработайте рекомендации для поддержания у детей интереса к дежурствам и эскиз экрана работы дежурных.
ЗАДАНИЕ 21***
Составьте карточки-алгоритмы, которые можно предложить в помощь дежурным по столовой, в уголке природы, по подготовке к занятиям (составление схем последовательности накрывания на стол; способы ухода за растениями и пр.).
ТЕМА 13
АНАЛИЗ УСЛОВИЙ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЖУРСТВ В УГОЛКЕ ПРИРОДЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ЗАДАНИЕ 22
Определите значение дежурств в уголке природы для решения задач экологического образования детей.
Что предполагает традиционный подход к организации дежурств в уголке природы, представленный в пособии Л. М. Маневцовой «Мир природы и ребёнок».
В чем заключается подход С.Н. Николаевой «Наш дом – природа» к организации дежурств в уголке природы как совместной деятельности воспитателя и детей в эколого-развивающей среде ДОУ.
ЗАДАНИЕ 23
Проанализируйте предложенный конспект беседы воспитателя с детьми старшей группы об обязанностях дежурных в уголке природы.