Щетинина Н. П. (Рязань, Россия)

Особенности физической подготовки учащихся в годы Великой Отечественной войны   ...................................................................................................... 577

Юматова С. И. (Брест, Беларусь)

Торговля несовершеннолетними как социально-педагогическая проблема                                                                                                                   581

Юсупова А. И. (Уфа, Россия)

Роль системы образования в обеспечении победы в Великой Отечественной войне....................................................................................................... 587

Юсупова Я. Ф., Аминова Л. Я. (Уфа, Россия)

Влияние самооценки студентов на эффективное обучение в вузе........ 590

Якупов М. Т. (Нефтекамск, Россия)

Миротворческая функция традиционных конфессий России   .............. 592

Якупова Е. Р. (Нефтекамск, Россия)

Развитие общеобразовательных школ Орджоникидзевского района города Уфы в военные и послевоенные годы............................................................ 597

Ямаева Д. Р. (Уфа, Россия)

Военно-патриотическое воспитание младших школьников во внеурочной деятельности........................................................................................... 603

Ямалеева Ф. М. (Набережные Челны, Россия)

Технологии гражданско-патриотического воспитания в формировании личности младшего школьника............................................................. 605

Яруллина Л. Ш., Аминова Л. Я. (Уфа, Россия)

Самостоятельная работа как способ развития мотивации и самоорганизации учебной деятельности студента............................................................. 610

 

 

ОРГКОМИТЕТ

МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ, ПОСВЯЩЕННОЙ 75-ЛЕТИЮ ПОБЕДЫ «И ПОМНИТ МИР СПАСЕННЫЙ»: СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ, КАК ЗАЛОГ ПОБЕДЫ СОВЕТСКОГО НАРОДА В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ»

 

1. Сагитов С. Т. – ректор Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы.

2. Асадуллин Р. М. – председатель комитета по образованию, культуре, молодежной политике и спорту Государственного Собрания – Курултая Республики Башкортостан, д. п. н., профессор.

3. Хажин А. В. – Министр образования и науки Республики Башкортостан.

4. Богуславский М. В. – д. п. н., профессор, член-корреспондент РАО, Председатель научного совета по проблемам истории образования и педагогической науки при отделении философии образования и теоретической педагогики РАО (Москва).

5. Марченко Г.В. – декан факультета дополнительного и профессионального образования Донецкого национального университета, к. п. н., доцент (Донецк, ДНР).

6. Туремуратов Т. М. – председатель общественного фонда Международной академии наук экологии, инженерии и педагогики при Министерстве образования и науки Республики Казахстан, к. ю. н. (Нурсултан, Казахстан)

7. Магсумов Т. А. – доцент кафедры педагогики и психологии им. З.Т. Шарафутдинова Набережночелнинского государственного педагогического университета (Набережные Челны), к. и. н.

8. Сытина Н. С. – заведующий кафедрой педагогики и психологии БГПУ им. М. Акмуллы, к. п. н., профессор

9. Аминов Т. М. – профессор кафедры педагогики и психологии, д. п. н.

10. Фатыхова Р. М. – профессор кафедры педагогики и психологии, д. п. н.

11.  Панчихина О. Ю. – председатель Общественной палаты РБ

12.  Мухамедьянова Г. М. – заместитель председателя Общественной палаты РБ, к. п. н.

13.  Асадуллина Ф. К. – заместитель председателя Президиума республиканского Совета ветеранов образования при МО РБ

14.  Агте В. С. – заведующий музеем истории развития образования при Министерстве образования и науки РБ

 

 

Оргкомитет конференции выражает особую благодарность

Асадуллиной Ф. К., Агте В. С., Шариповой Л.Р., Панчихиной О. Ю., Мухамедьяновой Г. М., Шамсутдиновой Р. Р. за активную помощь в организации форума.

 

ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ!

 

От имени Общественной палаты Республики Башкортостан приветствую участников международной научно-практической конференции «…И помнит мир спасенный: система образования, как залог победы советского народа в Великой Отечественной войне», посвященной 75-летию Победы.

В Великую Победу неотъемлемой частью вошли трудовые и ратные усилия Учителя, системы образования в целом. Советские учителя в Отечественной войне показали яркие примеры высокого понимания своего гражданского долга. Миллионы советских людей, проявившие невиданные образцы мужества и героизма на фронтах и в тылу, являлись воспитанниками школы. Невероятно справедливыми являются слова С. М. Михалкова об учителях той поры: «…Это их ученики… спасли человечество от ужасов фашистского порабощения…».

Сегодня в условиях радикальных перемен в жизни общества, смены ориентаций в социуме, очередной переоценки советского прошлого, определение роли учительства в годы борьбы с фашизмом имеет непреходящее значение, ибо именно в школе закладываются духовно-нравственные основы общества, и ключи от благополучия любой страны – в руках учителя.

В Год 75-летия Победы, уверена, дискуссия ученых из разных стран мира, субъектов Российской Федерации, педагогов-практиков, руководителей государственных и образовательных структур, институтов гражданского общества поможет нам глубоко осмыслить вклад системы образования в дело Великой Победы.

Несмотря на прошедшие десятилетия, новые поколения будут вновь и вновь обращаться к героическому прошлому нашего народа, как из живительного родника, черпая из него новые образы и примеры патриотизма, мужества, героизма.

Чествование праздника Великой Победы напоминает всем, что эта война была, и что рядом с нами продолжают жить победители, наши отцы и деды. Событие еще и еще раз настоятельно напоминает о тех, кто не вернулся с поля брани. Для нас очень важно, чтоб молодежь помнила об этом, а самое главное – чтобы юное поколение никогда не знало ужасов войны.

Проведение данной конференции свидетельствует также о том, что Память жива и будет жить.

Желаю Вам, уважаемые участники конференции, плодотворной работы и от души поздравляю с наступающим праздником – Днем Великой Победы.

С уважением,

Председатель Общественной палаты Республики Башкортостан

Ольга Юрьевна Панчихина

УДК 37.012.2

                                                                          Богуславский М. В.

Доктор пед. н., профессор, член - корреспондент РАО, Институт стратегии развития образования РАО, председатель Научного совета по проблемам истории образования и педагогической науки при отделении философии образования и теоретической педагогики РАО (Москва, Россия)

ПАТРИОТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНЫХ - ПЕДАГОГОВ В ПЕРИОД ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ: К 75-ЛЕТИЮ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ [1]

 

Аннотация. В статье представлены основные направления научной и образовательной деятельности в период Великой Отечественной войны членов АПН РСФСР. Характеризуются основные результаты их патриотической деятельности в рассматриваемый период.

Ключевые слова: Великая Отечественная война; Академия педагогических наук РСФСР; отечественное образование; педагогическая наука; история педагогики и образования; педагогическое наследие видных деятелей отечественного образования.

 

9 мая 2020 г. в нашей стране торжественно отмечается общенародный праздник -75 лет Великой Победы над фашизмом. Это значительный повод, что обратиться благодарной памятью к судьбам участников Великой Отечественной войны, актуализировать их творческое наследие.

Великая Победа была достигнута не только на полях сражений, но ковалась героическим трудом миллионов советских рабочих, крестьян, интеллигенции на заводах и фабриках, в колхозах и совхозах, в научных лабораториях. Отечественная система общего образования в тяжелые военные годы доказала свою жизнеспособность и необходимость в деле защиты нашей Родины. Безусловно, свой достойный вклад в Великую Победу внесла и педагогическая наука.

Символично, что в суровые годы Великой Отечественной войны 6 октября 1943 г. была создана Академия педагогических наук РСФСР. Исследователи истории Академии всегда правомерно обращали внимание на те социально – политические обстоятельства, при которых произошло ее создание. Они достаточно емко и эмоционально охарактеризованы уже во вступительном слове первого президента АПН РСФСР, академика АН СССР В.П. Потемкина на научной сессии Академии педагогических наук РСФСР 10-14 сентября 1945 г. Как подчеркнул докладчик «знаменательно, конечно, и не случайно, что союзное правительство признало необходимым создать это научно-исследовательское учреждение тогда, когда Великая Отечественная война была ещё в полном разгаре, когда немецкие варвары предавали систематическому уничтожению все ценности культуры и когда в большинстве стран, вовлечённых в войну, правительства меньше всего думали о просвещении.

Это означало, что советское правительство, уверенное в неодолимой мощи Родины и убеждённое в неотвратимом торжестве нашего правого дела, отчётливо видело перед собою перспективу победоносного окончания войны и дальнейшего могучего расцвета хозяйственной и культурной жизни советского народа.

Это означало также, что, укрепляя и совершенствуя школу, невзирая на все испытания и трудности военного времени, советское правительство стремится привлечь к участию в этом деле педагогическую науку, чтобы и в этой области своего строительства творчески сочетать теорию с практикой.

Это означало, наконец, что, создавая научно-исследовательский центр педагогической мысли, правительство имеет в виду повысить теоретический уровень миллионной армия учительства и всех работников народного образования, дабы поднять советскую школу на высоту, достойную величия страны Ленина и Сталина, народа многовековых и славных исторических традиций, шествующего ныне в авангарде свободолюбивых наций всего мира» [7].

Приводя без сокращений и купюр это важное положение, хотим подчеркнуть тот сложный и многослойный исторический контекст, в котором была создана АПН РСФСР.

Разумеется, по прошествии десятилетий мы существенно стереоскопичнее трактуем причины и обстоятельства, приведшие к созданию Академии педагогических наук. Действительно, после коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны в результате победы в Курской битве руководство страны обрело уверенность в победоносном завершении войны. Соответственно актуализировались задачи простраивания основ будущего послевоенного мира. Уроки Великой Отечественной войны показали важность и необходимость кардинального усиления всей воспитательной деятельности в советском обществе, прежде всего, через систему образования.

  Как подчеркивал в данной связи академик РАО Н.Д. Никандров во время Великой Отечественной войны «существенным фактором был вполне реальный патриотизм, воспитанный советской школой. И то, что можно совершенно без иронии назвать проявлением заботы партии и правительства о народном просвещении, было признанием заслуг школы и педагогики, психолого-педагогических наук, которые можно и нужно было поощрять [6, с. 2].

Поскольку Академия была создана в дни Великой Отечественной войны, то в планах ее научно-исследовательской работы вполне естественно переплеталась мирная и военная тематика.

Характеризуя работу Института психологии для фронта в эти годы, его директор С.Л. Рубинштейнотмечал: «Оборонная тематика в основном шла по трем главным руслам. Первое русло ставило себе целью оказывать непосредственную помощь армии по улучшению дела наблюдения и разведки… Второе русло этой оборонной работы было связано с вопросом военного обучения – с обучением военных специалистов. Собственно, речь шла о первоначальном обучении летчиков и радистов… Третья линия оборонной работы была связана с проблемой восстановления функций послевоенных ранений и военных травм…» [Цит по 4].

Выступая перед участниками Всероссийского совещания по народному образованию 21 августа 1944 г., директор Института дефектологии АПН РСФСР Л.В. Занков так охарактеризовал задачи Института: «…Многие дети пострадали от немецких оккупантов, от их зверств, от бомбардировок, от артиллерийского обстрела населенных пунктов, лишились слуха, речи, а некоторые из них – зрения и получили ряд других травм. Обучить и воспитать такого ребенка, дать ему речь, сообщить ему необходимые знания и навыки, подготовить к трудовой деятельности – это значит вернуть его к жизни… В период Великой Отечественной войны к задачам, стоящим перед Институтом, присоединилась еще одна – вопросы восстановления речи у раненых бойцов и офицеров Красной Армии. Помощь педагогов в отношении восстановления речи у этих раненых и подведение научной базы под эту работу является абсолютно необходимой» [Цит по 4].

Выстраданная Победа в Великой Отечественной войне, высекала в обществе светлый огонь надежды на предстоящие позитивные социальные изменения, на торжество в советской социально – политической жизни принципов гуманизма и демократизма. Хорошо об этих процессах написал академик РАО Г.Н. Филонов: «Образованная в тяжелый для страны период Великой Отечественной войны, педагогическая академия избрала наиболее верный во всех отношениях и помыслах о будущем страны стратегический вектор с опорой на исследовательскую, организационно-педагогическую деятельность. Вновь создаваемое академическое сообщество было ориентировано на преемственность приоритетно значимых прогрессивных традиций отечественной и мировой науки о воспитании, связанных с именами замечательных французских просветителей — идеологов и теоретиков свободного воспитания и общественного договора как необходимого условия построения демократического гражданского общества [10, с. 14].

Вместе с тем, разумеется, АПН  РСФСР создавалась для решения вполне конкретных задач совершенствования учебно-воспитательного процесса советской школы, которая по своим внешним формам, начиная с 1943 года, и далее, по нарастающей, все более обретала вид так называемой «сталинской гимназии».

К июню 1944 г. был разработан первый план работы Академии. В основу его были положены три принципа:

«1) обеспечить решение важнейших государственных задач, поставленных в области народного образования партией и правительством;

2) разработке подлежат такие проблемы, которые связаны с дальнейшим развитием педагогических наук; 3) научная проблематика должна строиться на основе изучения и учета того нового, что внесла в жизнь школы Великая Отечественная война.

Например, план отделения психологии намечал исследование проблем, связанных с разработкой военной психологии, инженерной психологии, психофизиологии, психологии труда. Центральными проблемами в работе отделения педагогики являлись: советская школа в дни Отечественной войны; организация детского коллектива в школе и моральное воспитание детей на примерах из истории Великой Отечественной войны. В задачу созданной при отделении комиссии по составлению хроники жизни школы в годы Отечественной войны входило собирание, систематизация и подготовка к изданию материалов и документов, характеризующих жизнь и деятельность советской общеобразовательной школы, учителей и школьников в годы войны против фашистских захватчиков» [4, с. 55-57].

Приводя эти положения, особо отметим, что Великая Отечественная война выковала мощное поколение ученых-фронтовиков, чья маршевая колонна уже скрылась за поворотом вечности…

Прежде всего, - им была свойственна удивительная и очень действенная забота о людях – близких и далеких. С решимостью и отвагой бросались ветераны на защиту тех, кто невинно пострадал, и отстаивали их перед самым высоким начальством и даже перед всесильными тогда различными органами, рискуя зачастую и своей судьбой.

Это были люди не только слова и дела, но и поступка. Они брали на себя ответственность за изменения судеб людей, за решение их не только профессиональных, но и бытовых проблем.

Ученых – ветеранов войны отличала удивительная человеческая порядочность, нравственная чистота, верность идеалам науки, очень трепетное отношение к такой важнейшей категории, как научная этика. Эта тонкая субстанция всегда неудобна. Поколение фронтовиков было совсем другим. Согнуть и продавить их было практически невозможно. Белое они всегда называли белым, когда видели в науке серое – тоже заявляли об этом открыто.

И еще были очень страстными людьми, во всем идущими до крайних пределов: любили так любили, ненавидели тоже со всей страстью. Защитив свою любимую Родину в страшную годину войны, фронтовики были подлинными патриотами нашей страны, хотя их личные взгляды, разумеется, были достаточно разными.

Но сходились они в одном – в главном. Ветераны свято верили в социальную составляющую своей научно-педагогической деятельности и были убеждены, что педагогическая наука действительно обладает реальной силой, она способна сделать наше образование лучше. А совершенная система образования способна в дальнейшем изменить в лучшую сторону и жизнь в обществе.

Поэтому они до хрипоты спорили на партийных собраниях и ученых советах. Им было что отстаивать. И бились они даже не за каждое свое слово, а за запятую, так же самоотверженно, как в войну за безымянную высоту. И своих младших коллег старались воспитать такими же…» [2, с. 33-34;3].

Светлая им Память и Святая Благодарность от всех нас, кто продолжает их дело.

Литература:

1. Богуславский М.В. Академическая элегия: к 70 - летию Российской академии образования // Известия Российской Академии образования. - 2013. - № 3(27). - С. 5-23.

2. Богуславский М.В., Занаев С.З. Деятельность М.Н. Скаткина в годы Великой Отечественной войны // Психолого-педагогический поиск. - 2015. - № 2 (34). - С. 33-40.

3. Богуславский М.В.Федор Филиппович Королев: портрет на фоне поколении учёных фронтовиков // Отечественное и зарубежное образование. - 2015. - № 2. - С. 93-99.

4. Каиров И.А. Очерки деятельности АПН РСФСР. 1943 - 1966. - М.: Педагогика, 1973. - 418 с.

5. Куликова С.В., Богуславский М.В. Совершенствование историко – педагогического образования: проблемы и перспективы // Психолого-педагогический поиск. - 2013. - № 1(25). - С. 50-60.

6. Никандров Н.Д. АПН РСФСР – АПН     СССР – РАО // Известия Российской академии образования. - 1999. - № 1. - С. 2-12.

7. Потемкин В.П. Вступительное слово академика В. П. Потемкина на научной сессии Академии педагогических наук РСФСР 10-14 сентября 1945 г. // Академик В. П. Потемкин. Статьи и речи / Под ред. И.А. Каирова, А.Г. Калашникова и Н.А. Константинова. - М.-Л: Изд-во АПН РСФСР, 1947.

8. Филонов Г.Н. Воспитание: традиции и современность // Педагогика. - 2003. - № 7. - С. 14-20.

УДК 377.3

Аминов Т. М.

Доктор пед. н., профессор БГПУ им. М. Акмуллы (Уфа, Россия)

РЕФОРМА ОТЕЧЕСТВЕННОГО РЕМЕСЛЕННОГО И ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПРЕДВОЕННЫЙ 1940 ГОД:

ОПЫТ И СОВРЕМЕННОЕ ЗНАЧЕНИЕ [2]

 

Аннотация. В статье раскрываются основные мероприятия государства и органов управления образованием, обусловившие становление новой системы подготовки квалифицированных рабочих. Проведены параллели анализируемого историко-педагогического опыта с современными тенденциями отечественного образования.

Ключевые слова: Главное управление трудовых резервов, нормативные акты, ремесленные училища, железнодорожные училища, школы ФЗО.

 

В истории отечественной системы подготовки квалифицированных рабочих можно выделить множество рубежных вех, имевших огромное значение не только для своего времени, но и, бесспорно, выступающих краеугольными камнями современного профессионально-технического образования. Одной из подобных значимых страниц подготовки кадров ремесленных и рабочих технических специальностей, безусловно, стали предвоенные и военные годы. Именно в последний предвоенный год начинается новый этап развития рассматриваемой сферы образования и связан он с известными Указом Президиума Верховного Совета СССР «О государственных трудовых резервах СССР», и Постановлением СНК СССР «Об образовании Главного управления трудовых резервов при Совнаркоме СССР», принятыми 2 октября 1940 года. На основе этих нормативных актов формируется совершенно новый, не имевший аналогов в стране и мире, руководящий орган системы профессионально-технического образования – Главное управление трудовых резервов при СНК (Совет народных комиссаров) СССР.

Создание этого ведомства было вызвано целым рядом проблем, которые обусловливали безотлагательных и принципиально новых решений. Безусловно, главной причиной кардинального и достаточно оперативного реформирования, в первую очередь, системы управления начального и среднего технического и ремесленного образования, стала надвигающаяся война. То, как была организована подготовка специалистов до реформирования, совершенно не соответствовала новым социальным реалиям. До сороковых годов в стране отсутствовала единая целостная система управления подготовкой кадров. Будущих профессионалов готовили разные ведомства, исходившие из собственных интересов, что не способствовало поступательному развитию этого процесса в масштабах всей страны. При подготовке специалистов в тридцатых годах XX века был сделан акцент на краткосрочных трех-шести месячных формах обучения непосредственно на предприятиях. Подобное обучение, с одной стороны, имело практикоориентированный характер, что, безусловно, являлось позитивной ее составляющей. Но, с другой стороны, краткосрочность образовательного процесса, обучение, построенное по принципу ученичества, формирование минимума общих и специальных теоретических знаний не способствовали подготовке достаточно квалифицированных рабочих.

Названные тенденции, объективно проявлялись и в педагогической науке. В эти десятилетия наблюдается уменьшение количества теоретических исследований сферы профессионального обучения, ее методического оснащения, сокращение общеобразовательной гуманитарной составляющей содержания образования, что также негативно отражались на качестве будущих выпускников. 

Кроме того, количество рассматриваемых учебных заведений было совершенно недостаточно, они не справлялись с растущими потребностями производства, в том числе военной промышленности. Так, документы Госплана СССР свидетельствуют, что за 1938 и 1939 годы из школ ФЗУ (фабрично-заводского ученичества) было выпущено 319 тысяч рабочих, что составило всего 18,8% от запланированного числа [4, с. 250]. Все названное стало причиной реформирования рассматриваемой нами системы, началом которой стало создание органов ее управления.

В Главном управлении были выделены такие отделы как: 1) Отдел училищ и школ ФЗО (фабрично-заводского обучения); 2) Жилищно-бытовой отдел; 3) Отдел призыва-мобилизации; 4) Отдел по работе с кадрами; 5) Отдел планирования и финансирования; 6) Административно-хозяйственный отдел; 7) Отдел госинспекции; 8) Методический отдел. Количество отделов и их функции были адекватны стоящим перед управлением задачам, причем в ее структуре, на наш взгляд, все было предельно понятно и ничего лишнего. Для руководства профессионально-техническим образованием в регионах страны стали формироваться аналогичные структуры. Так, в городе Уфе было создано Управление трудовых резервов по БАССР (Башкирская Автономная Советская Социалистическая Республика).

Показательными и интересными являются нормативные документы, регламентирующие планируемые нововведения в подготовке трудовых резервов. Во-первых, кроме названных выше актов, 2 октября 1940 года было принято еще одно Постановление СНК СССР «О призыве городской и колхозной молодежи в ремесленные училища, железнодорожные училища и школы фабрично-заводского обучения». Тем самым, была сформирована вся необходимая нормативная база для нормального функционирования реорганизуемой системы начального и среднего технического образования страны.

Во-вторых, новый закон и Постановления были достаточно лаконичными, четкими и понятными каждому участнику, так или иначе связанному с образовательными нововведениями. Объем каждого из трех названных документов не превышал 2 страниц. Так, в Указе было всего 11 пунктов, задач, которые необходимо решать, в Постановлениях таких задач 7 и 9 наименований. Резонно возникают параллели с документами, тысячами производимыми современными отечественными ведомствами, в том числе и образовательными. Сегодня отдельные нормативные документы достигают десяток, а то и сотен страниц текста, когда доходишь до конца текста, если доходишь, уже не помнишь, что было в начале. В связи с этим возникает и другое сравнение с различными образовательными проектами последних десятилетий, которые пишутся на очень далекую перспективу, до 2010, 2020 года, сегодня готовится проект до 2035 года. Кому? Для чего? И каков результат всех этих проектов? Не помню, чтобы кто-нибудь или когда-нибудь отчитывался по итогам внедрения всех подобных документов в жизнь. Явно действия совершаются по принципу: «или падишах умрет, или …».

В-третьих, сроки, которые определялись в законах 1940 года, были предельно сжатыми. Так, 2 октября этого года еще не сформированному Главному управлению, вменялось в обязанность «принять в период с 10 по 25 ноября 1940 г. как путем призыва (мобилизации), так и путем открытого (добровольного) набора в ремесленные училища и железнодорожные училища 350 000 человек и в школы фабрично-заводского обучения 250 000 человек из числа городской и колхозной молодежи…» [9]. Очевидно, чтобы выполнить эту задачу, надо было мобилизовать огромные ресурсы: людей, материальные, финансовые и множество других. Факты иллюстрируют, что с этой задачей и всеми последующими этого ряда реформ, не менее сложными, органы управления и вся система образования справилась.  

Показательным является уже и то, что 4 октября новое Управление издает приказ № 1 «…о подготовке к началу учебного года и о приеме городской и колхозной молодежи в ремесленные училища…», в котором детально, тем не менее, лаконично, прописаны необходимые мероприятия, способствовавшие организации по сути новой системы подготовки рабочих с начальным профессиональным образованием.

По этой реформе стали создавать три основных типа учебных заведений: ремесленные училища, железнодорожные училища и школы фабрично-заводского обучения (ФЗО). Курс обучения в ремесленных училищах 2-летний, они специализировались на подготовке квалифицированных горняков, нефтяников, металлистов, металлургов, химиков, «а также квалифицированных рабочих для морского транспорта, речного транспорта и предприятий связи» и др. Железнодорожные училища, срок обучения 2 года, готовили рабочих железнодорожного транспорта: «помощников машинистов, слесарей по ремонту паровозов и вагонов, котельщиков, бригадиров по ремонту пути и других рабочих сложных профессий». И школы ФЗО с 6-месячным сроком обучения, которые специализировались на подготовке рабочих массовых профессий «в первую очередь для угольной промышленности, горнорудной промышленности, металлургической промышленности, нефтяной промышленности и для строительного дела».

В итоге реформа начального и среднего профессионально-технического образования 1940 года сыграла огромную роль в создании совершенно новой когорты специалистов рабочих профессий. И только за 1940-1945 годы все учебные заведения системы трудовых резервов подготовили 2 млн. 475 тысяч квалифицированных тружеников. Что, безусловно, сыграло значительную роль в Победе, в восстановлении разрушенного войной и в последующем становлении нашего Отечества.

Исходя из опыта, сформированного системой образования в ходе реализации реформы 1940 года можно сделать следующие вывода:

1. В государственной идеологии, что, безусловно, отражалось и во всех других сферах социальной жизни страны, было достаточно твердое понимание места и роли системы образования, ее качественной составляющей, как одной из скреп нашей государственности. В действительности школа во все времена являлась и является одним из главных столпов нашего российского народа в целом и государственности в частности, что особенно сильно проявлялось в сложные для нашего отечества годы. Например, школьные реформы Петра I, когда происходит становление российского государства нового образца, школьные реформы Екатерины II и Александра I, способствовавшие победе в Отечественной войне 1812 года, первые советские образовательные декреты, заложившие основы будущих прорывов и побед в Великой Отечественной войне, в космосе, в рождении Большой советской науки и многом другом. Поэтому мы солидарны с целым рядом исследователей, таких как Г.Д. Бухарова, В.А. Садовничий и др., утверждавшие о том, что в сложные 1990-е годы именно школа оказалась той скрепой, сыгравшей значимую роль в сохранении нашего национального единства.

2. Государство достаточно оперативно, в определенной степени прозорливо, реагировало на изменения, которые происходили в мире и стране. Создание системы трудовых резервов было одним из примеров подобного реагирования.

3. Государство нацелено, точечно, не распыляя материальные ресурсы, направляет их на формирование новой системы профессионально-технического образования. Если учесть, что на создание Управления трудовых ресурсов и всех его дальнейших инициатив, были затрачены огромные, по тем временам, финансовые и другие материальные средства, то можно сделать вывод о том, что у организаторов этой реформы было четкое понимание, того, что конкретно надо делать, чтобы кардинально решать проблему кадров.

4. Сегодня в отдельных работах встречаются критические замечания по поводу недемократичности отдельных принципов и положений реформы 1940 года. Много дискуссий вызывает мобилизационный характер набора учащихся в учебные заведения. Но, во-первых, не следует вырывать отдельное явление из всего общеисторического контекста. Надвигалась война, решался вопрос жизни и смерти, вопрос сохранения нашего отечества и мирной жизни во всем мире. Мобилизация как принцип соответствует не только социальным, но и биологическим законам природы: любой живой организм в случае опасности мобилизуется. Так и с этой реформой, некогда, да и незачем было собирать референдумы или проводить другие формы общенародного обсуждения. Поэтому мы солидарны с Л.В. Захаровским, который пишет следующее: «Нельзя забывать, что нашей стране была объявлена война на уничтожение и угроза эта носила такой характер, который оправдывал любые меры для спасения народа и государства… Естественно в этих условиях государственные органы не имели альтернативы, кроме запуска мобилизационных механизмов обеспечения обороноспособности» [3, с. 60-61].

Во-вторых, не следует забывать, что формирование новой системы трудовых резервов, кроме мобилизационного принципа, осуществлялась одновременно и на принципе добровольности. Цифры ярко иллюстрируют, что желающих добровольно учиться в создаваемых учебных заведениях, было больше, чем предполагалось по плану. Так, в первом призыве было запланировано принять 600 тысяч новых учеников, а в призывные комиссии было подано 1100 тысяч заявлений, т.е. на полмиллиона больше, чем предполагалось. В итоге, по первому призыву, в рассматриваемые нами училища и школы по всей стране было принято 602 517 человек, из которых 450 100, или 75% всех принятых учащихся, были добровольцами [3, с. 59].

В-третьих, создание условий для подобного массового обучения большого количества учащихся в целом носило социально ориентированный характер и для большинства населения, не только деревень, но и городов, имело положительное значение. Так, абитуриенты сельских регионов, где были слабые шансы для получения среднего неполного образования и мизерные – для профессионального образования, после этих реформ получили такую возможность. Многие нуждающиеся дети, что облегчало материальное положение и их семей, получили полный государственный пансион: питание, одежду, обмундирование, школьные принадлежности, общежитие, по окончании учебного заведения – возможность гарантированного устройства на работу.

5. Любой исторический опыт самоценен, но, что очевидно, он ценен еще и тем, что в нем содержатся ответы на вызовы современного и будущего времен. В этом и состоит суть прогностического характера историко-педагогического опыта. В этой связи, невольно возникают параллели опыта создания системы государственных трудовых резервов с современным отечественным образованием. Главный, на наш взгляд, вывод следующий: современная государственная образовательная политика, не на словах, а на деле не является приоритетной. Нет понимания генеральных фундаментальных направлений развития системы образования ни в общегосударственном масштабе, ни в политике органов управления образованием.

Вот уже тридцать последних лет мы наблюдаем процесс бесконечного реформирования образовательной сферы. Не сомневаюсь, что уже давно всем очевидно, меняя отдельную деталь плохо сконструированного и старого автомобиля, нельзя рассчитывать, что он будет качественно функционировать. Конечно, каждое отдельное образовательное нововведение преподносится как важное и нужное и в действительности кажется, что оно необходимо. Но когда этих «новаций» бесчисленное множество и когда они вводятся совершенно бессистемно, все названные потуги теряют свой всякий смысл. В современных образовательных новациях потерян смысл того, для чего существует школа, а именно – растущий человек. Тем самым, сегодня подменили цель воспитания целостной многосторонне развитой личности на различные средства, к которым относятся различные аккредитации, лицензирования, ЕГЭ, ОГЭ и множество других «новаций».

Необходимо отметить и то, что в названных процессах кроется и проблема распыления финансовых средств. Вместо концентрированного направления денежных потоков, на действительно важные участки системы образования, они расходятся на так называемые образовательные нововведения местечкового характера. Например, одной из сегодняшних проблем, является нехватка учителей, врачей и в целом хороших специалистов большинства отраслей и в науке, культуре и на производстве. Почему бы для решения названной проблемы не обратиться к опыту создания государственных трудовых резервов 1940 года?

6. Формирование и функционирование сферы государственных трудовых резервов положило начало единой централизованной системы управления отечественным профессионально-техническим образованием. Современная российская система рассматриваемого образования в целом продолжает развиваться на тех же принципах, заложенных в довоенный период. 

7. И седьмой вывод, связанный с сохранением в нашей культуре памяти о той роли, которую сыграла система образования в лице конкретных учителей, преподавателей, ученых и учащихся в дело Великой Победы. Как бы это не звучало банально, но каждый человек носитель того, что в нем заложено культурой, а механизмом ее внедрения является воспитание во всех ее смыслах. Любая война это не только и не столько противостояние техники или вооружений воюющих сторон, это борьба человеческого Духа, его Характера. В этом смысле значимость советской школы в достижении победы в Великой Отечественной войне неоспорима. Из огромного числа высказываний известных людей о роли школы или учителя в победе, приведу слова Наркома просвещения В.П. Потемкина, который сказал: «Советская школа победила фашистскую школу; советский учитель победил немецкого учителя-фашиста» [2].     

 

Источники и литература:

1. Аминов Т.М., Аминова Л.Я. Реорганизация педагогического образования в Башкирии в годы Великой Отечественной войны / Военная история как фактор патриотического воспитания: Восьмые уральские военно-исторические чтения. – Екатеринбург, 2013. – С. 136-138.

2. Вдовин А.И. Русская нация в XX веке (русское, советское, российское в этнополитической истории России). – М., 2019.

3. Захаровский Л.В. К вопросу о мобилизационном характере государственных трудовых резервов // Научный диалог. – 2015. - № 8 (44). – С. 55-64.

4. Индустриализация СССР: 1939-1941гг. Документы и материалы. М. – 1973.

5. История профессионального образования в России. – М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 2003. – 672 с.

6. Магсумов Т.А., Низамова М.С., Шакиров Р.Р. История России: учебник для вузов. – Красноярск, 2015.

7. Магсумов Т.А. Становление истории профессионального образования как науки // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. - № 5-2. – С. 82-83.

8. Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам. 1917-1967 гг. Сборник документов за 50 лет. М.: Политиздат, 1967. Т.2. 1929-1940 гг. C. 774-775.

9. Собрание постановлений и распоряжений правительства Союза Советских Социалистических республик. – 1940. - № 25. – С. 841-843.

УДК 373.2

Абликеева А. Ф.

УлГПУ им И. Н. Ульянова, магистрант (Ульяновск, Россия)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow