Аннотация. Одна из главных проблем в учебной деятельности студента является изучение мотивации. Ее значимость растет с каждым годом, так как вызывает затруднение в практическом решении проблемы развития учебной мотивации студента у педагогов и исследователей. Качество обучения напрямую зависит от сформированности мотивации в учебной деятельности. Именно поэтому изучение мотивов осуществляется в неразрывной связи с их формированием и развитием.
На формирование личности будущего специалиста влияет самостоятельная работа, поэтому педагоги акцентируют свое внимание на развитие мотивов учебной деятельности обучающегося. Поэтому важно, чтобы каждый вуз не только давал знания, но и учил самостоятельно приобретать их, мотивируя на каждом этапе.
Существует много мнений, когда нужно начинать привлекать студентов к самостоятельной работе, но большинство мнений сходиться на том, чтобы начать это делать уже в первый год обучения в вузе. Эффективность в развитии мотивации повыситься в том случае, если она носит системный и целенаправленный характер, организована и построена с учетом рекомендаций психологов. Осуществление данного подхода будет возможным, если преподаватель обладает знаниями о специфике методов организации познавательной деятельностью студентов во время реализации ими самостоятельных работ разного вида и назначения, своевременно и правильно выражать, и изменять цели, мотивы, ориентиры и ценностные установки на деятельность.
|
|
В целях формирования мотивации при отборе и использовании средств необходимо владеть не только методикой их применения, но и знанием развивающих возможностей каждого средства в зависимости от специфики предмета, условий обучения и возрастных особенностей обучаемых.
Выполняя ряд требований, самостоятельная работа мотивирует студента к обучению. Во-первых, преподаватель должен понимать, в чем суть самостоятельной работы студента, знание классификации самостоятельных работ, дидактических целей и методических задач, решаемых в рамках того или иного вида. Преподаватель должен точно определять назначение того или иного вида самостоятельной работы на этапах обучения и суть образовательной деятельности, благодаря которой может быть достигнута дидактическая цель самостоятельной работы, структуру, объем и логику усвоения учебного материала. Во-вторых, введение студентов в самостоятельную работу осуществляется с учетом их индивидуального опыта, знаний, умений и навыков. В-третьих, необходимо учитывать руководящую функцию преподавателя в данном процессе.
|
|
На основе этого можно выделить два этапа. На первом этапе усвоение информации и овладением методами ее добывания в конкретной области с участием преподавателя. На втором этапе самоорганизации целесообразны определенные управляющие воздействия преподавателя, контроль и коррекция деятельности студентов. Этот период можно назвать самостоятельной работой. Данная система требует от студента обязательной организации познавательной деятельности, она формирует и развивает необходимые мотивы, ценностные установки и ориентации на самостоятельный учебный труд. Все что побуждает студента к учебной активности, входит в строение его мотивационной сферы учения.
Мотивация выполняет несколько функций: побуждает поведение, направляет и организует его, придает ему личностный смысл и значимость. Мотивационная сфера учебной деятельности характеризуется большой совокупностью мотивов, определяющими для организации эффективной самостоятельной работы могут выступать следующие группы:
1) социальные мотивы (понимание студентом своих жизненных потребностей, желание принести пользу обществу, понимание необходимости приобретения знаний в плане подготовки себя как специалиста). Осуществление мотивов данной группы возможно путем преобразования их из понимаемых в действенные благодаря показу прикладного характера и профессиональной направленности обучаемого;
2) познавательные мотивы, связанные с развитым познавательным интересом к учебной дисциплине и науке, которую она представляет. Преподаватель во время самостоятельной работы развивает мотивы этой группы, формируя у студентов представления о процессе познания;
3) реакция на ряд внешних факторов, реализующих учебную деятельность. Влияние внутренних стимулов, таких как стипендия, престижность и т.п., а также влияние мотивов на результат обучения прямо зависит от четкости планирования мероприятий по реализации системы самостоятельных работ.
Для развития мотивов у студентов и формирования учебных умений следует так же учитывать виды самостоятельных работ. Так, с учетом дидактических целей самостоятельных работ и специфики учебно-познавательной деятельности студентов при их выполнении исследователи выделяют несколько типов самостоятельных работ.
Существует четыре типа дидактической цели самостоятельной работы. Первый тип: у студентов осуществляется познавательная деятельность, которая заключается в узнавании объектов какой-либо области знания при повторном восприятии информации о них или действиях с ними.
Примером первого типа дидактической цели самостоятельной работы является домашние задания самых разнообразных видов (работа с учебником, конспектом лекций и т.п.). С их помощью можно актуализировать познавательные мотивы, повысить престиж знаний. Совместное выполнение заданий может, например, способствовать осознанию возможности оказать и получить помощь, обменяться информацией и т.д.
Второй тип дидактической цели самостоятельных работ заключается в формировании знаний второго уровня, позволяющих воспроизводить по памяти усвоенную информацию и решать типовые задачи. В этом случае студент воспроизводит и частично преобразует структуры и содержания усвоенной ранее учебной информации. В вузовской практике ко второму типу самостоятельных работ относят лабораторные и практические занятия, курсовые работы и проекты, домашние задания, содержащие предписания алгоритмического типа. Их общая характерная особенность заключается в том, что в задании к этим работам должен сообщаться общий алгоритм решения, а также выдвигаться требование к студентам развить и воспроизвести этот алгоритм применительно к данным конкретным условиям. С помощью таких самостоятельных работ можно формировать познавательный интерес студентов к изучаемым явлениям, осознание значимости учебной информации, умение преодолевать трудности при достижении намеченной цели и др.
|
|
К третьему типу самостоятельных работ относиться формирование у студентов знаний третьего уровня, лежащих в основе решения нетиповых задач. Смысл данных задач заключается в поиске, формулировании и нахождения способа решения. У студентов, познавательная деятельность данного типа самостоятельных работ заключается в накоплении и воспроизведения нового для них опыта деятельности на базе усвоенного ранее опыта действий по известному алгоритму путем осуществления переноса знаний, умений и навыков.
Самостоятельной работой третьего типа в вузе чаще всего является дипломное проектирование. Именно в ходе его выполнения студенты вынуждены относить к комплексу фундаментальных понятий различных учебных дисциплин определенные составляющие усвоенных ранее знаний. Оперируя ими, реконструируя и употребляя их в существенно иных связях, студенты получают новую информацию. Это, в свою очередь, приводит к тому, что объем усвоенной студентом информации увеличивается, знания углубляются, сфера их применения расширяется, а мышление студента, проявляемое во внешнем плане в виде собственных заключений и выводов, может достигнуть уровня творческой деятельности.
Задания третьего типа требуют от студентов актуализации ранее усвоенных знаний и неформализованного опыта познавательной деятельности. В ходе их выполнения у студентов формируется и развивается стремление прилагать усилия и добиваться лучших результатов в конкретной области знания, повышать или сохранять самоуважение, самооценку, уважение окружающих и т.д., поддерживается стремление к самоорганизации при самостоятельном сосредоточении на учебной ситуации.
Четвертый тип самостоятельных работ студентов, дидактической целью которых является создание предпосылок для творческой деятельности, обычно реализуется при проведении учебно- и научно-исследовательских работ и дипломного проектирования поискового характера. Познавательная деятельность при выполнении этих работ заключается в глубоком проникновении в сущность рассматриваемых объектов, установление новых связей и отношений, необходимых для нахождения новых, не известных ранее идей и принципов решений, генерирования новой информации. Система самостоятельных работ этого типа способствует развитию как социальных, так и познавательных мотивов.
|
|
По мере продвижения от решения одного типа самостоятельных работ к другому студенты испытывают радость успеха, внутреннее удовлетворение от достижения цели, у них появляется уверенность в своих силах. Такое продвижение вперед через преодоление трудностей и внутреннее удовлетворение от результатов своей деятельности подкрепляет желание студента работать еще лучше, формирует потребность в самостоятельной познавательной деятельности, приносит радость познания. Самостоятельная работа формирует у студентов убеждение в жизненной необходимости знаний, их научной и практической ценности, способствует осознанию роли достижений науки в практике, пониманию недостаточности своих знаний, вызывает желание пополнить их и ориентироваться в быстро меняющейся ситуации.
Литература:
1. Аминов Т.М. Закономерности развития профессионального образования / Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры: Мат-лы Всеросс. науч.-мет. конф. – Оренбург, 2015. – С. 2821-2825.
2. Аминов Т.М. Ф.Х. Мустафина как исследователь историко-педагогических проблем системы образования в Башкирской АССР // Педагогический журнал Башкортостана. – 2013. - № 6. – С. 139-155.
3. Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). М., 2002
4. Белкин Е.Л. Основы педагогики высшей школы. М., 1987.
5. Городнова А.А. Организация самостоятельной работы студентов: учебно-методическое пособие. Н.Новгород: Изд-во ННГУ им. Н.И.Лобачевского, 2015.
6. Волков Ю.Г. Лубский А.В., Верещагина А.В. Самостоятельная работа студентов. М., 2016.
Научное издание
«…И ПОМНИТ МИР СПАСЕННЫЙ»: СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ, КАК ЗАЛОГ ПОБЕДЫ СОВЕТСКОГО НАРОДА В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ