Технологии гражданско-патриотического воспитания в формировании личности младшего школьника

Аннотация. В начальной школе закладывается начало понимания высоких патриотических чувств. Патриотизм – синтез духовно-нравственных, гражданских и мировоззренческих качеств личности, которые проявляются в любви к Родине, своему дому, в стремлении и умении беречь и приумножать лучшие традиции, ценности своего народа, своей национальной культуры. Воспитание чувства патриотизма у школьников – процесс длительный и сложный. Без любви к Родине невозможно построить сильную Россию. Без уважения к собственной истории, к делам и традициям старшего поколения нельзя вырастить достойных граждан. Учащиеся должны гордиться, что родились в великой стране, стремиться сохранять её богатства и красоту, гордиться её героическим прошлым, своими предками, любить свой народ. Они должны знать историю своей малой родины, людей, отстоявших свободу, историю своей семьи.

Ключевые слова: 75-летию Победы, патриотизм, будущие защитники Отечества, долг перед Родиной, Великая Отечественная Война, любовь, уважение.

В настоящее время заметно вырос интерес учёных и педагогов к проблеме гражданско-патриотического воспитания. Это видно по многочисленным публикациям и появлению документов на государственном уровне.                                                             Гражданско-патриотическое воспитание представляет собой целенаправленный процесс формирования социально-ценностного отношения к Родине, своему народу, его культуре, языку, традициям. Данное отношение проявляется в желании и стремлении знать историю своей страны, её национальное и культурное богатство, активно участвовать в общественной жизни, добросовестно и творчески трудиться на благо Родины.

Становится очевидным решение актуальной проблемы гражданско-патриотического воспитания в условиях образовательной школы. Понимание современных условий и особенностей развития и социализации будущего гражданина позволяет педагогу решать одну из главных задач образования – воспитание «Гражданина» [1, с. 224].

Работая с учащимися младшего школьного возраста, нужно понимать необходимость формирования таких ценностей как любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству. Именно в этом возрасте дети характеризуются повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, чему учат, в безусловность и необходимость нравственных норм, что создает предпосылки для систематического нравственного воспитания, формирования гражданской позиции и патриотических чувств.

В содержание гражданско-патриотического воспитания входит:

s изучение лучших национальных и семейных традиций,

s символики России, края, города, школы;

s изучение родного края и страны, через организацию походов, экскурсий (музеи города и школьный музей), заочных путешествий;

s изучение культуры, российских традиций, истории России;

s ознакомление учащихся с общечеловеческими ценностями, с социальными нормами поведения;

s знакомство с различными видами искусств.

На этапе начальной школы большое внимание уделяется разъяснению обучающимся прав и обязанностей ребенка, знакомству со статьями Конвенции о правах ребенка. Проводятся беседы по нравственно-правовым проблемам, экскурсии, встречи с ветеранами. Через внеклассные мероприятия учащиеся изучают подвиг многонационального советского народа в годы Великой Отечественной войны, героического восстановления разрушенного войной хозяйства, достижений науки и техники, развития патриотических идей в современной России.

 В начальной школе деятельность по воспитанию патриотизма и формированию гражданственности у учащихся гармонично вплетается в деятельность всей школы по основным направлениям программы патриотического воспитания, поэтому целью деятельности педагога является создание условий для формирования в личности младшего школьника набора позитивных ценностей общества, активной гражданской ответственности, духовности через учебно–воспитательный процесс.

Основными принципами деятельности должны быть: уважение индивидуальности личности, коллективная деятельность, разумная требовательность и связь с реальной жизнью.

Результатами деятельности по гражданско-патриотическому воспитанию являются: умение любить, уважать близких и родных людей; повышение чувства гордости и ответственности за свою малую Родину; умение и желание сочетать общественные и личные интересы, помогать людям пожилого возраста [2, с. 143].

Работу по гражданско-патриотическому воспитанию строю по следующим тематическим направлениям:

«Моя семья»,

«Мой город»,

«Я – гражданин России»,

«Я – будущий …».

 «Моя страна»

«Символика нашей Родины»

«Дети – герои»

«Города - герои» - участие в классном мероприятии ораторского мастерства, посвященному Дню Победы.

«Блокада Ленинграда»

«Мои права и обязанности»

«Что такое Конституция РФ»

Усиление внимания к гражданско-патриотическому воспитанию обусловливает необходимость совершенствования форм и методов работы с детьми в этом направлении. Поэтому в своей педагогической деятельности по формированию у учащихся патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, стремления к выполнению своего гражданского долга наряду с традиционными формами (уроки, беседы, классные часы, экскурсии, встречи и т.п.) стараюсь использовать современные образовательные технологии – игровую, проектную, информационно-коммуникативную, технологию сотрудничества, технология проблемного обучения [3, с. 254].

Тема Родины является очень продуктивной для гражданско-патриотического воспитания. Начинать нужно с близкого и конкретного, с того, что окружает ребенка ежедневно, чего он порой даже не замечает. Уметь учащимся в малом увидеть черты большого, в обычном — не простое, сформировать это очень важное умение человека – вот главная задача педагога в этом направлении. Любовь к дому, в котором ребенок живет; к близкому окружению — к тому, что рядом, что понятно, взаимодействие с которым проникнуто эмоциями и переживаниями - это и есть для малыша Родина — близкая, понятная, родная, наполненная звуками и запахами.

Воспитание родственных чувств, долга перед родителями, уважения к людям, заботы о младших и престарелых; доброты, милосердия являются составляющими портрета выпускника начальной школы.

В первом классе я знакомлюсь с семьей каждого учащегося, составляю социальный паспорт семьи. Эти мероприятия предоставляют возможность изучить воспитательные возможности каждой семьи и использовать их в дальнейшей деятельности: тематические классные часы, организация «Дня именинника», подготовка проектов «Моя семья», «Моё имя».

Задачи, которые реализуются в направлении «Мой город», при формировании активной гражданской позиции у младших школьников, следующие: изучать историю родного края; воспитывать у учащихся позицию «Я – гражданин России»; формировать экологическое поведение. Начальный этап работы по данному направлению начинается с изучения истории своего края (в том числе и на уроках окружающего мира), его настоящего и будущего, культуры, быта и традиций [4, с. 137].

Классные часы частично выстраиваются на знаниях учащихся истории и культуры родного края. Тему малой родины формирую через осознание сопричастности к родному месту, где родился, к родному городу, к школе, в которой учатся, к людям, которые рядом. Например, при изучении темы по окружающему миру «Наш край» использовали технологии сотрудничества и информационно – коммуникативные технологии. Ребята с удовольствием делали коллективные работы компьютерные презентации (на тему «Наш край - Татарстан»), которые иллюстрировали их исследовательскую деятельность.

Организация общих дел, где дети по-настоящему могут проявить себя - хорошая школа воспитания социальной активности, гражданственности, а в конечном итоге — патриотизма.

Формировать гражданскую и правовую позицию личности в направлении «Я – гражданин» позволяет решение следующих задач: воспитывать правосознание; формировать культуру проявления гражданской позиции; систему знаний, уважения и интереса к государственным символам России.

В этом направлении, я использую различные формы работы - тематические беседы, коллективные творческие дела, конкурсы, викторины по правовой тематике. Мы с детьми встречаемся с ветеранами Великой Отечественной войны, людьми, которые внесли значительный вклад в историю своей страны. Их живое слово оставляет в душах детей самое неизгладимое впечатление.

Многие нравственные качества человека закладываются в детские, школьные годы. Любовь к родному краю, желание видеть родину все более и более расцветающей – все эти чувства в большой степени зависят от того, как они были заложены в детях в школьные годы. Картины родной природы: горы и озера, степные дали и дремучие леса – все это в равной степени формирует у детей чувство к родному краю, а чудесные местные легенды, сказки и песни, исторические повествования и праздники оставляют большой след в детской душе, независимо от того, где живут дети. Чем полнее, глубже, ярче, содержательнее будут знания учащихся о родном крае и его обычаях, лучших его людях и их ремесле, тем более действенным скажутся они в формировании благородного нравственного чувства: интереса и любви к родному краю, глубокого уважения к патриотическим традициям земляков. А главное, - они помогут учащимся на доступных, близких примерах из окружающей жизни понять сущность и полноту большого патриотизма – патриотизма как чувства долга перед народом, перед Родиной [5, с. 112].

Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с духовностью человека, её глубиной.

Воспитание граждан и патриотов своей Родины – процесс длительный, требующий от педагога настойчивости, последовательности и большого терпения. В жизни наших ребят будет ещё много жизненных выборов – маленьких и больших, простых и сложных. Важно, чтобы они хорошо для себя уяснили, что они отвечают за всё, и от жизненной позиции каждого гражданина зависит будущее России, её благополучие!

 

Литература:

4. Абрамова С. В. Система гражданского образования школьников: воспитание гражданской активности, социально - правовое проектирование, изучение гуманитарного права [Текст] / С. В. Абрамова. - М.: Глобус, 2006. - 224 с.

5. Куницын А. П. Наставление воспитанникам // Антология педагогической мысли России первой половины 19 века / Сост. П. А. Лебедев. - М.: Педагогика, 2007. - 143 с.

6. Максакова, В. И. Организация воспитания младших школьников: пособие для учителя / В. И. Максакова. - М.: Просвещение, 2005. –   254 с.

7. Усатова  Е. В. Гражданско-патриотическое воспитание (классные часы, общешкольные мероприятия, интеллектуальные игры и викторины) [Текст] / Е. В. Устова. - Волгоград: Учитель, 2006. - 137 с.

8. Черноусова Ф. П. Классные часы, беседы о нравственном и патриотическом воспитании [Текст]: учебн. пособие / Ф. П. Черноусова. - М.: Центр педагогического образования, 2012. - 112 с.

 

УДК 377.1

Яруллина Л. Ш.

БГАУ, студентка (Уфа, Россия)

Аминова Л. Я.

Канд. пед. н., доцент БГАУ (Уфа, Россия)

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: