В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать:
- главные исторические факты, даты, события и имена деятелей транспортной сферы России и зарубежных стран
- основные научные термины из данной дисциплины
- понятия, характеризующие историческую эволюцию водных и других транспортных средств
- движущие силы и закономерности историко-технического процесса
- место и роль технических специалистов в историческом процессе общества
- основные этапы истории транспортных коммуникаций нашей страны.
Уметь:
- применять методы познания истории транспортных средств и флота
- сравнивать и анализировать оценки развития отечественных транспортных систем
- анализировать и оценивать социальную информацию, корректировать свою деятельность с учётом результатов этого анализа.
Владеть:
- знаниями хронологии мировых транспортных средств и истории транспорта России
- разными видами периодизаций всемирной и отечественной транспортной сферы
- навыками методов изучения истории сухопутных и других видов транспорта
|
|
- методологией историко-технического познания.
Объем дисциплины по видам учебных занятий.
Объем дисциплины составляет 2 зачетных единиц; всего 72 часа, из которых по очной форме 17 часов составляет контактная работа обучающегося с преподавателем ( 17 часов – занятия лекционного типа; по очно-заочной/заочной форме
17 часов составляет контактная работа обучающегося с преподавателем (17 часов – занятия лекционного типа, часа – практические занятия/.
ГЛОССАРИЙ
Авиационная инфраструктура— аэродромы; аэропорты; объекты единой системы организации воздушного движения; центры и пункты управления полетами летательных аппаратов, пункты приема, хранения и обработки информации в области авиационной деятельности; объекты хранения авиационной техники; центры и оборудование для подготовки летного состава; другие используемые при осуществлении авиационной деятельности сооружения и техника. |
Авиация— государственная авиация (государственная военная авиация и государственная авиация специального назначения); гражданская авиация; экспериментальная авиация, авиационная промышленность; авиационная инфраструктура. Является единой системой организации воздушного движения и авиационной техники. |
Автоматизированные системы управления (АСУ)— это человеко-машинные комплексы, меняющие характер управленческого труда за счёт вычислительной техники и средств оргсвязи. В составе АСУ железнодорожного и других видов транспорта действуют подсистемы — оперативного управления перевозками, управления финансовой деятельностью, материально-техническим снабжением и т. д. |
Автомобильная дорога — это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы и дорожные сооружения как её технологической частью. |
Адмиралтейство — (в прошлом) место постройки и оборудования военных судов. |
Аэродром— участок земли или акватория с расположенными на них зданиями, сооружениями и оборудованием, предназначенные для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов. |
Аэропорт— комплекс сооружений, включающий в себя аэродром, аэровокзал, другие сооружения, предназначенный для приема и отправки воздушных судов, обслуживания воздушных перевозок и имеющий для этих целей необходимое оборудование. |
Балкер — однопалубное судно для перевозки навалочно-насыпных грузов. |
Барк— большое парусное судно с прямыми парусами на всех мачтах, кроме кормовой (бизань-мачты), несущей косое парусное вооружение. |
Барка — речное несамоходное грузовое судно, буксируемое с помощью людской или конной тяги. |
Безопасность транспортного средства — состояние, характеризуемое совокупностью параметров конструкции и технического состояния транспортного средства, обеспечивающих недопустимость или минимизацию риска причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде. |
Бечевник— сухопутная дорога вдоль берега водного пути (реки или канала), предназначенная для буксирования людьми (бурлаками) или лошадьми судов на канате (обычно несамоходных барж), называемом бечевой. |
Буксир— самоходное судно для буксировки и кантовки других судов и плавучих сооружений. |
Вагон— (английское слово) означает: повозка открытого или закрытого типа для перевозки грузов и пассажиров, оборудованная в составе поезда. Оборудование вагонов должно обеспечивать безопасность движения поезда при максимальной скорости, сохранность грузов, комфортность для пассажиров. |
Верста— вышедшая из употребления мера расстояния, применявшаяся до введения метрической системы в 1918 г. Верста равна 1,0668 км. |
Верфь — предприятие для постройки кораблей. |
Воздушная линия— установленная линия, определяющая пункты, между которыми осуществляются регулярные воздушные перевозки. |
Вокзал— здание или комплекс зданий на железнодорожной станции для обслуживания пассажиров, размещения оборудования и персонала, обеспечивающего организацию пассажирских перевозок, управление движением поездов и другие служебные функции. |
Волок— участок суши, обычно с перевалом, между двумя озерами или реками, через который тащили суда «волоком». |
Высокоскоростное движение— специализированные пассажирские линии, приспособленные к движению пассажирских поездов со скоростью 300-350 км/ч. |
Грузооборот— основной показатель работы транспорта. Исчисляется как произведение количества перевезенного груза (в т) и расстояния перевозки (в км). |
Дедвейт — полная грузоподъемность транспортного корабля (разность между водоизмещением с полным грузом и порожнем). |
Дилижанс(в переводе с французского «скорый экипаж») — далекий предшественник современного междугороднего автобуса. |
Думпкар— железнодорожный полувагон для перевозки сыпучих грузов (руды), оборудованный пневматическим или гидравлическим механизмом для разгрузки. |
Железная дорога— это рельсовый путь, предназначенный для подвижного состава. |
Искусственные сооружения— а) сооружения, устраиваемые на дорогах при пересечении рек, оврагов, горных хребтов, дорог и других препятствий, снегозащитные, противообвальные. Основные искусственные сооружения: мосты, путепроводы, тоннели, эстакады, трубы, водоотводные устройства, галереи, подпорные стены и др. |
Искусственные сооружения— б) собирательное название совокупности строений, заменяющих земляное полотно на пересечении с различными преградами или дополняющих его с целью усиления, защиты от неблагоприятных внешних воздействий, явлений природы (мосты, виадуки, путепроводы, эстакады, водопропускные трубы, тоннели, галереи, подпорные стены). |
Кабестан— механизм для передвижения груза, состоящий из вертикально установленного вала, на который при вращении наматывается цепь или канат, прикрепленные другим концом к завезенному вперед по ходу движения якорю или грузу. |
Каботаж— плавание судов между портами одной страны (одного моря). |
Канал— искусственная водная артерия, предназначенная для сокращения водных маршрутов или для перенаправления потока воды. |
Киль— основная продольная днищевая балка в диаметральной плоскости корабля. |
Клинкерная обшивка — обшивка деревянных судов внахлест (кромка на кромку, в отличие от обшивки вгладь.) |
Колесные транспортные средства (КТС) или автотранспортные средства (АТС)— механические транспортные средства и прицепы, легковые и грузовые автомобили, автобусы для эксплуатации на дорогах. |
Компоненты транспортного средства— составные части конструкции транспортного средства, поставляемые на сборочное производство транспортных средств и (или) в качестве сменных (запасных) частей для транспортных средств, находящихся в эксплуатации. |
Конка— пассажирский вагон конно-железной дороги. |
Коноводка— большая барка, приводимая в движение конной тягой. |
Контактная сеть(на наземном транспорте), контактный рельс(в метрополитене) — техническое сооружение электрифицированных железных дорог и других видов транспорта (метро, трамвая, троллейбуса), служащее для передачи электроэнергии с тяговых подстанций на электроподвижной состав. |
Лихтер— разновидность баржи, грузовое несамоходное безэкипажное однотрюмное морское судно с водонепроницаемым люковым закрытием, используемое для перевозки грузов с помощью буксирных судов и для беспричальных грузовых операций при погрузке на рейде глубокосидящих судов, которые не могут пройти в порт. |
Лихтеровоз — специализированное судно для перевоза груза в лихтерах. |
Магистраль— всякая главная линия по отношению к отходящим от нее второстепенным линиям; железная дорога общегосударственного значения с надлежащим техническим оснащением и высокой провозной способностью, выполняющая перевозки больших объемов. |
Маршрутизация перевозок— система отправления грузов маршрутами (целым составом поезда) с одной или нескольких железнодорожных станций в пункты выгрузки, расположенные в одном районе. |
Международный аэропорт— аэропорт, открытый для приема и отправки воздушных судов, выполняющих международные воздушные перевозки, и в котором в установленном законодательством Российской Федерации порядке функционирует пункт пропуска через государственную границу РФ. |
Навигация— период времени в году, когда по местным климатическим условиям возможно судоходство. |
Омнибус(«линейка») — общественный (или публичный) экипаж (вид повозки). |
Осадка судна— глубина погружения корабля или судна в воду. |
Остойчивость— свойство судна плавать, не теряя положения равновесия. |
Пантограф(токоприемник) — электрический аппарат для создания контакта электрического оборудования электроподвижного состава с контактной сетью. |
Паровоз— локомотив с паросиловой установкой. Она обеспечивает нагревание и сжатие пара, что сообщает необходимую силу тяги для движения паровоза по рельсам. Энергия нагретого пара преобразуется в механическую энергию, а затем через кривошипно-шатун- ный механизм переходит в энергию вращения паровозных колес. Для получения пара нужны вода, топливо и смазка, которые размещаются в тендере паровоза. |
Пароход— судно, оснащенное поршневой паровой машиной или турбиной в качестве двигателя. |
Промышленный переворот— резкое преобразование производительных сил, которое способствовало переходу от ручного труда к машинной технике и от мануфактуры к фабрике, а также быстрому росту промышленной буржуазии и кадрового промышленного пролетариата. В России — с первой половины XIX в. до начала 80-х гг. XIX в. Привел к утверждению капитализма. |
Путепровод— сооружение мостового типа для пересечения в разных уровнях двух железных или железной и автомобильной дорог. |
Рельсошлифовщик— трамвайный вагон специального назначения, предназначенный для шлифовки рельсов. |
Тепловоз— локомотив, оснащенный двигателем внутреннего сгорания, как правило, дизельным. Дизель преобразует энергию жидкого топлива в механическую, затем от коленчатого вала вращение передается на колеса. Тепловозы подразделяются на грузовые, пассажирские, универсальные и маневровые. |
Теплоход— судно, приводимое в движение двигателем внутреннего сгорания. |
Техническое состояние— совокупность подверженных изменению в процессе эксплуатации свойств и установленных нормативными документами параметров транспортного средства, определяющая возможность его применения по назначению. |
Тип транспортного средства — транспортные средства (шасси, компоненты) с общими конструктивными признаками, зафиксированными в техническом описании, изготовленные одним изготовителем. |
Фальшборт— ограждение по краям наружной палубы судна, представляющее собой сплошную стенку без вырезов или со специальными вырезами для стока воды. |
Фрахт— плата за перевозку груза морским путем. |
Ширина колеи— расстояние между рабочими гранями го- ловок рельсов, являющееся основной характеристикой колеи. |
Шпангоут— поперечный брус, ребро корпуса судна, служащее основой для обшивки. |
Эксплуатация транспортного средства— стадия цикла существования колесного ТС, в период которого реализуется, поддерживается и восстанавливается качество ТС. |
Электрификация— широкое внедрение в народное хозяйство электрической энергии, вырабатываемой на электростанциях, объединенных линиями электропередачи в энергосистемы; перевод железных дорог на электрическую тягу и создание новых электрических железных дорог. |
Электровоз— локомотив, приводимый в движение электродвигателями. Электрическую энергию получает из контактной сети (провода). |
Эскалатор— в метрополитене подъемно-транспортная машина в виде наклоненной на 30–35° к горизонту лестницы с движущимися ступенями для перемещения людей с одного уровня на другой. |
|
|
|
|
|
|