Планируемые результаты обучения по дисциплине

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

- главные исторические факты, даты, события и имена деятелей транспортной сферы России и зарубежных стран

- основные научные термины из данной дисциплины

- понятия, характеризующие историческую эволюцию водных и других транспортных средств

- движущие силы и закономерности историко-технического процесса

- место и роль технических специалистов в историческом процессе общества

- основные этапы истории транспортных коммуникаций нашей страны.

Уметь:

- применять методы познания истории транспортных средств и флота

- сравнивать и анализировать оценки развития отечественных транспортных систем

- анализировать и оценивать социальную информацию, корректировать свою деятельность с учётом результатов этого анализа.

 

Владеть:

- знаниями хронологии мировых транспортных средств и истории транспорта России

- разными видами периодизаций всемирной и отечественной транспортной сферы

- навыками методов изучения истории сухопутных и других видов транспорта

- методологией историко-технического познания.

Объем дисциплины по видам учебных занятий.

Объем дисциплины составляет   2  зачетных единиц; всего 72   часа, из которых по очной форме        17   часов составляет контактная работа обучающегося с преподавателем (   17   часов – занятия лекционного типа; по очно-заочной/заочной форме
       17 часов составляет контактная работа обучающегося с преподавателем (17      часов – занятия лекционного типа,        часа – практические занятия/.

 

 




ГЛОССАРИЙ

 

Авиационная инфраструктура— аэродромы; аэропорты; объекты единой системы организации воздушного движения; центры и пункты управления полетами летательных аппаратов, пункты приема, хранения и обработки информации в области авиационной деятельности; объекты хранения авиационной техники; центры и оборудование для подготовки летного состава; другие используемые при осуществлении авиационной деятельности сооружения и техника.
Авиация— государственная авиация (государственная военная авиация и государственная авиация специального назначения); гражданская авиация; экспериментальная авиация, авиационная промышленность; авиационная инфраструктура. Является единой системой организации воздушного движения и авиационной техники.
Автоматизированные системы управления (АСУ)— это человеко-машинные комплексы, меняющие характер управленческого труда за счёт вычислительной техники и средств оргсвязи. В составе АСУ железнодорожного и других видов транспорта действуют подсистемы — оперативного управления перевозками, управления финансовой деятельностью, материально-техническим снабжением и т. д.
Автомобильная дорога — это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы и дорожные сооружения как её технологической частью.
Адмиралтейство — (в прошлом) место постройки и оборудования военных судов.
Аэродром— участок земли или акватория с расположенными на них зданиями, сооружениями и оборудованием, предназначенные для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов.
Аэропорт— комплекс сооружений, включающий в себя аэродром, аэровокзал, другие сооружения, предназначенный для приема и отправки воздушных судов, обслуживания воздушных перевозок и имеющий для этих целей необходимое оборудование.
Балкер — однопалубное судно для перевозки навалочно-насыпных грузов.
Барк— большое парусное судно с прямыми парусами на всех мачтах, кроме кормовой (бизань-мачты), несущей косое парусное вооружение.
Барка — речное несамоходное грузовое судно, буксируемое с помощью людской или конной тяги.
Безопасность транспортного средства — состояние, характеризуемое совокупностью параметров конструкции и технического состояния транспортного средства, обеспечивающих недопустимость или минимизацию риска причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде.
Бечевник— сухопутная дорога вдоль берега водного пути (реки или канала), предназначенная для буксирования людьми (бурлаками) или лошадьми судов на канате (обычно несамоходных барж), называемом бечевой.
Буксир— самоходное судно для буксировки и кантовки других судов и плавучих сооружений.
Вагон— (английское слово) означает: повозка открытого или закрытого типа для перевозки грузов и пассажиров, оборудованная в составе поезда. Оборудование вагонов должно обеспечивать безопасность движения поезда при максимальной скорости, сохранность грузов, комфортность для пассажиров.
Верста— вышедшая из употребления мера расстояния, применявшаяся до введения метрической системы в 1918 г. Верста равна 1,0668 км.
Верфь — предприятие для постройки кораблей.
Воздушная линия— установленная линия, определяющая пункты, между которыми осуществляются регулярные воздушные перевозки.
Вокзал— здание или комплекс зданий на железнодорожной станции для обслуживания пассажиров, размещения оборудования и персонала, обеспечивающего организацию пассажирских перевозок, управление движением поездов и другие служебные функции.
Волок— участок суши, обычно с перевалом, между двумя озерами или реками, через который тащили суда «волоком».
Высокоскоростное движение— специализированные пассажирские линии, приспособленные к движению пассажирских поездов со скоростью 300-350 км/ч.
Грузооборот— основной показатель работы транспорта. Исчисляется как произведение количества перевезенного груза (в т) и расстояния перевозки (в км).
Дедвейт — полная грузоподъемность транспортного корабля (разность между водоизмещением с полным грузом и порожнем).
Дилижанс(в переводе с французского «скорый экипаж») — далекий предшественник современного междугороднего автобуса.
Думпкар— железнодорожный полувагон для перевозки сыпучих грузов (руды), оборудованный пневматическим или гидравлическим механизмом для разгрузки.
Железная дорога— это рельсовый путь, предназначенный для подвижного состава.
Искусственные сооружения— а) сооружения, устраиваемые на дорогах при пересечении рек, оврагов, горных хребтов, дорог и других препятствий, снегозащитные, противообвальные. Основные искусственные сооружения: мосты, путепроводы, тоннели, эстакады, трубы, водоотводные устройства, галереи, подпорные стены и др.
Искусственные сооружения— б) собирательное название совокупности строений, заменяющих земляное полотно на пересечении с различными преградами или дополняющих его с целью усиления, защиты от неблагоприятных внешних воздействий, явлений природы (мосты, виадуки, путепроводы, эстакады, водопропускные трубы, тоннели, галереи, подпорные стены).
Кабестан— механизм для передвижения груза, состоящий из вертикально установленного вала, на который при вращении наматывается цепь или канат, прикрепленные другим концом к завезенному вперед по ходу движения якорю или грузу.
Каботаж— плавание судов между портами одной страны (одного моря).
Канал— искусственная водная артерия, предназначенная для сокращения водных маршрутов или для перенаправления потока воды.
Киль— основная продольная днищевая балка в диаметральной плоскости корабля.
Клинкерная обшивка — обшивка деревянных судов внахлест (кромка на кромку, в отличие от обшивки вгладь.)
Колесные транспортные средства (КТС) или автотранспортные средства (АТС)— механические транспортные средства и прицепы, легковые и грузовые автомобили, автобусы для эксплуатации на дорогах.
Компоненты транспортного средства— составные части конструкции транспортного средства, поставляемые на сборочное производство транспортных средств и (или) в качестве сменных (запасных) частей для транспортных средств, находящихся в эксплуатации.
Конка— пассажирский вагон конно-железной дороги.
Коноводка— большая барка, приводимая в движение конной тягой.
Контактная сеть(на наземном транспорте), контактный рельс(в метрополитене) — техническое сооружение электрифицированных железных дорог и других видов транспорта (метро, трамвая, троллейбуса), служащее для передачи электроэнергии с тяговых подстанций на электроподвижной состав.
Лихтер— разновидность баржи, грузовое несамоходное безэкипажное однотрюмное морское судно с водонепроницаемым люковым закрытием, используемое для перевозки грузов с помощью буксирных судов и для беспричальных грузовых операций при погрузке на рейде глубокосидящих судов, которые не могут пройти в порт.
Лихтеровоз — специализированное судно для перевоза груза в лихтерах.
Магистраль— всякая главная линия по отношению к отходящим от нее второстепенным линиям; железная дорога общегосударственного значения с надлежащим техническим оснащением и высокой провозной способностью, выполняющая перевозки больших объемов.
Маршрутизация перевозок— система отправления грузов маршрутами (целым составом поезда) с одной или нескольких железнодорожных станций в пункты выгрузки, расположенные в одном районе.
Международный аэропорт— аэропорт, открытый для приема и отправки воздушных судов, выполняющих международные воздушные перевозки, и в котором в установленном законодательством Российской Федерации порядке функционирует пункт пропуска через государственную границу РФ.
Навигация— период времени в году, когда по местным климатическим условиям возможно судоходство.
Омнибус(«линейка») — общественный (или публичный) экипаж (вид повозки).
Осадка судна— глубина погружения корабля или судна в воду.
Остойчивость— свойство судна плавать, не теряя положения равновесия.
Пантограф(токоприемник) — электрический аппарат для создания контакта электрического оборудования электроподвижного состава с контактной сетью.
Паровоз— локомотив с паросиловой установкой. Она обеспечивает нагревание и сжатие пара, что сообщает необходимую силу тяги для движения паровоза по рельсам. Энергия нагретого пара преобразуется в механическую энергию, а затем через кривошипно-шатун- ный механизм переходит в энергию вращения паровозных колес. Для получения пара нужны вода, топливо и смазка, которые размещаются в тендере паровоза.
Пароход— судно, оснащенное поршневой паровой машиной или турбиной в качестве двигателя.
Промышленный переворот— резкое преобразование производительных сил, которое способствовало переходу от ручного труда к машинной технике и от мануфактуры к фабрике, а также быстрому росту промышленной буржуазии и кадрового промышленного пролетариата. В России — с первой половины XIX в. до начала 80-х гг. XIX в. Привел к утверждению капитализма.
Путепровод— сооружение мостового типа для пересечения в разных уровнях двух железных или железной и автомобильной дорог.
Рельсошлифовщик— трамвайный вагон специального назначения, предназначенный для шлифовки рельсов.
Тепловоз— локомотив, оснащенный двигателем внутреннего сгорания, как правило, дизельным. Дизель преобразует энергию жидкого топлива в механическую, затем от коленчатого вала вращение передается на колеса. Тепловозы подразделяются на грузовые, пассажирские, универсальные и маневровые.
Теплоход— судно, приводимое в движение двигателем внутреннего сгорания.
Техническое состояние— совокупность подверженных изменению в процессе эксплуатации свойств и установленных нормативными документами параметров транспортного средства, определяющая возможность его применения по назначению.
Тип транспортного средства — транспортные средства (шасси, компоненты) с общими конструктивными признаками, зафиксированными в техническом описании, изготовленные одним изготовителем.
Фальшборт— ограждение по краям наружной палубы судна, представляющее собой сплошную стенку без вырезов или со специальными вырезами для стока воды.
Фрахт— плата за перевозку груза морским путем.
Ширина колеи— расстояние между рабочими гранями го- ловок рельсов, являющееся основной характеристикой колеи.
Шпангоут— поперечный брус, ребро корпуса судна, служащее основой для обшивки.
Эксплуатация транспортного средства— стадия цикла существования колесного ТС, в период которого реализуется, поддерживается и восстанавливается качество ТС.
Электрификация— широкое внедрение в народное хозяйство электрической энергии, вырабатываемой на электростанциях, объединенных линиями электропередачи в энергосистемы; перевод железных дорог на электрическую тягу и создание новых электрических железных дорог.
Электровоз— локомотив, приводимый в движение электродвигателями. Электрическую энергию получает из контактной сети (провода).
Эскалатор— в метрополитене подъемно-транспортная машина в виде наклоненной на 30–35° к горизонту лестницы с движущимися ступенями для перемещения людей с одного уровня на другой.

 

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: