Раздел 1. вводные теоретические основания курса

 

Цель раздела: формирование целостного представления об основных понятиях, сути и факторах развития транспортной сферы России, как и раскрытие историко-технического аспекта профессиональной подготовки.

 

Лекция 1.1. общее понятие о транспорте и характере

Его изучения

Как представить общее понятие о транспорте и необходимости его существования? Рассуждая обобщённо, для физического существования людей после пищи, одежды, жилья – необходим и транспорт. Так как без перемещения человека, его орудий и предметов труда невозможна никакая целесообразная деятельность. Неслучайно возник древний латинский афоризм, что гласит: «Vita est via» – «Жизнь есть дорога».

Отсюда следует общая мотивировка освоения курса – это необходимость изучения опыта предшествующих достижений данной отрасли, что важно для понимания логики и тенденций развития техники, технологий и транспортных средств, как в прошлом, так в настоящем и в будущем.

Данная межпредметная сфера имеет огромную историю развития. Исходные её дефиниции и положения таковы.

«Транспорт» от латинского «trans – «через, между», «porto» – означает «переношу, перемещаю через расстояние». То есть это отрасль материального производства по перемещению пассажиров и грузов. Безусловно, транспортная сфера для общества – важный социально-экономический фактор, а для государства – значимый стратегический ресурс.

В понятия транспорта также включают такие основные элементы:

А) Термин «Инфраструктура» – обозначает транспортные сети или пути сообщения (дороги, железнодорожные пути, воздушные коридоры, каналы, склады, мастерские и так далее);

Б) «Управление транспортными средствами» (сигналы светофора, стрелки на железнодорожных путях, системы управление полетами и т. д.);

В) Виды конкретных транспортных средств.

Исходя из разнообразия видов, по назначению транспорт разделяют на категории:

1) общего пользования (обслуживание сферы обращения и населения),

2) транспорт необщий (то есть ведомственный: движение грузов внутри производства),

3) транспорт личного пользования (легковые автомобили, велосипеды, яхты и так далее).

В целом транспортная сфера играет важную роль в социальной и общественной жизни страны, отражает уровень научно-технических познаний, уровень эффективности перевозок, степень сервиса-комфорта и культурные запросы населения. Специалистам-транспортникам следует учитывать названные показатели. Этим и обусловлено внимание к тематике данного курса лекций.

Таким образом, история транспорта – это самостоятельный раздел исторической и технической науки, который изучает происхождение транспорта в его многообразии, как совокупность средств передвижения людей и грузов по мере развития общества.

Теоретические основания данного курса Материал по истории транспорта строится на соединении технической информации и гуманитарных сведений, что составляет единое знание о разных сторонах развития транспортной области. По-видимому, развитие средств передвижения с древних времен до наших дней могло способствовать улучшению деятельности и жизни людей.

Многоплановость изучаемого курса Истории транспорта России (ИТР) выражается в том, что эволюция сухопутных и водных подвижных средств неразрывно связана:

а) с историей страны и её водных и наземных коммуникаций,

б) с основными этапами развития транспортной инфраструктуры и средств связи,

в) со сферой среднего специального и высшего профессионального образования на транспорте,

г) с методами организации и управления различными транспортными процессами и системами.

Причём, среди всех других понятий транспортных отраслей особое значение имеет категория «водный транспорт». В плане геополитическом надо принять во внимание следующий фактор. Внешние границы нашей страны омывают воды трёх океанов и 13 морей. Россия – великая морская держава не только в силу географического положения, но и благодаря своему исторически сложившемуся значительному водному флоту. Названные обстоятельства требует дать дополнительные дефиниции.

«Водный транспорт» – это комплекс материально-технических средств для обеспечения процесса перемещения людей и грузов по водным акваториям. То есть это отрасль народного хозяйства для перевозки грузо- и пассажиро-потоков с соответствующим сервисом на водном транспорте.

Водный флот имеет преимущества сравнительно с другими видами транспорта. Морской и речной транспорт более экономичны при массовых перевозках за счёт бóльшей грузоподъёмности. Так один (1) теплоход типа «Волго-Дон» перевозит 5 тыс. т. грузов. А по железной дороге для такой перевозки грузов потребуется 4 железнодорожных состава.

В качестве наглядного материала по характеристике особенностей данной отрасли см. материал презентации «Морской и речной транспорт» (См. Приложение «Наглядный материал курса История транспорта России», ссылка № 1.1, кадры № 1-4).

Неслучайно профильным образованием в ГУМРФ востребовано изучение водно-транспортной сферы. Исходя из этого, необходимо определить понятия:

«Флот» (с франц. flotte) есть сумма плавательных средств разных видов (грузовой, промысловый флот, ВМФ), судов определённого типа (парусный флот, дизельный флот).

В военном смысле флот – оперативно-стратегическое объединение Военно-морских сил государств, назначенное для военных операций на водном театре военных действий.

Характерно и то, что именно водный транспорт является более древним. В основе эволюций флота и его истории – определение факторов и условий его развития, а также результаты судостроения и характер перевозок. Так немаловажно учесть природно-географический фактор: именно речная сеть и морские побережья являлись условием для роста разных цивилизаций. Данное обстоятельство общественно-исторического характера связано в дальнейшем с развитием общественных форм и повлияло на совершенствование транспортных средств.

Итак, объектная сфера изучения данного курса ИТР охватывает всю совокупность отраслей транспортной сферы России, как составной части всемирной истории.

Частью данного объекта является предмет истории транспорта в нашей стране. Учитывая названные определения и факторы, в настоящем лектории основное содержание и внимание предмета курса направлено не столько на техническую и не на военно-боевую сторону в истории транспорта и флота, а на их культурно-исторические особенности в нашей стране.

Иначе говоря, предмет познания данного курса заключается в выявлении той информации по развитию отраслей транспортной сферы, что характеризует её факты и роль в развитии региональных хозяйственно-экономических комплексов России, в создании территориального единства страны и её технических и социально-культурных коммуникаций.

Отмеченное даёт основания утверждать: курс Истории транспорта может являться своеобразным мостиком, соединяющим технические и гуманитарные науки, то есть технику и историю, что образуют между собой диалектическое единство.

Со стороны дальнейшей методологической характеристики отметим, что область изучения истории техники выявляет ряд объективных закономерностей. Одной из опор при изучении транспортной истории является принцип соответствующей периодизации. Среди видов периодизации выделяют: 1) общие; 2) частные.

1) В основе общего разделения на периоды лежит зависимость состояния транспортных средств от уровня и характера производства общества на определённом этапе. К подобным зависимостям относится и выработка, как общих, так и частных периодизаций развития транспорта мирового и в России. Так к характеристике всемирной истории двигательных средств имеет значение таблица «Рубежи в развитии всемирного транспорта» (см. Приложения «Наглядный материал курса История транспорта России» диаграмма 1.2). Материал диаграммы основан на систематизации видов транспортных средств в зависимости от их подвижных качеств. В целом характер развития транспортных средств соответствует основным эпохам человечества: первобытное общество, Древний мир, Античность, Средневековье, Новое время и т. д.

В порядке уточнения выделяют такие общие периоды развития техники:

а) донаучный период; б) период зарождения технических наук; в) «классический»; г) период Научно-технического прогресса.

2) Среди частных видов периодизации выделяют: А) разделение эпох по способам двигательной тяги (мускульная, механическая и другие). В качестве примеров: пешие переходы людей, гужевое передвижение посредством животных, самосплав по рекам и каналам, гребля, использование парусного вооружения и т. д. Б) Для воднотранспортной сферы важен критерий зависимости от состояния водных путей. Так в истории водных сообщений России выделяют четыре основных этапа развития водных путей (см. Приложение «Наглядный материал курса История транспорта России», табл. 1.3).

I-ый этап: становление в России водных путей. Они используются в естественном состоянии (природное русло, с применением бурлацкой или конной тяги и т.п.).

II-й этап (с XVIII в): создаются искусственные водные пути (шлюзованные реки, судоходные каналы, водохранилища), углубляют русла.

III-й этап (советский период): создана Единая глубоководная система водных путей Европейской части РФ, соединившей Балтийское, Белое, Черное и Каспийское моря.

На IV-м этапе водные пути используют как элементы международных транспортных коридоров.

Периодизация собственно эволюции транспорта и флота нашей страны также вполне соответствует делению на периоды исторического развития. Например, это периоды Руси Киевской и Московии; эпоха реформ Петра; Х1Х век – начало ХХ в.; период 1-й мировой и гражданской войн; Великой Отечественной войны; послевоенный этап и т. д. Таким образом, деление истории транспорта мирового и российского основывается на разных критериях и включает многие виды периодизаций.

Из методов изучения и функций курса целесообразно назвать:

- А) Общие методы. 1) Дескриптивный (описание и пересказ событий последовательно). 2) Ретроспективный (угол изучения направлен в прошлое). 3) Сравнительный (одинаковых и разных видов транспорта). 4) Системный (стремление рассматривать все явления как составные элементы разных взаимосвязанных подсистем). 5) Комплексный (рассматривать события и образцы техники как результат действия многих разнообразных элементов и факторов).

- Б) Среди частных методов можно выделить статистический анализ по транспортным отраслям. Это вспомогательные дисциплины (к примеру, метод историко-технического анализа библиографии). Из специальных дисциплин – каронимика (от греческого "карабос" – корабль, "онома" – имя). Так название судна или другого транспортного средства является отражением истории, политики, нравов и вкусов определенной эпохи. Оно несет в себе информацию о национальном сознании, а часто и о бывшем общественно-политическом строе.

Функции транспортной истории: 1) Познавательная (освещение фактов и событий данной области); 2) Развития социальной памяти (знаний о предшественниках в изучаемой отрасли); 3) Воспитательная (формирование гражданских позиций в оценке научно-технических достижений и при выполнении транспортом военно-политических задач). 4) Функция практически-профессиональная (способствовать закреплению знаний и навыков в характеристике и оценке показателей развития сфер разного транспорта). 5) Прогностическая функция (выявление закономерностей и тенденций развития транспортной сферы).

Вкратце об историографии, то есть специальной литературе по теме ИТР. Она имеет давние истоки. Ещё из Древней Греции известны описания путешествий, например, Геродота. Позже – арабских и с XIII-XV веков – европейских путешественников по разным частям мира. Таково, например, «Хождение за три моря» А. Никитина. С ХVIII и до начала ХХ веков в России это работы географов и справочники-путеводители для переселения из России в восточную Азию. Также есть немало работ о походах древних славян «за море», о пользовании «волоков» между реками (М.В. Ломоносова, Г.Е. Вернадского, Б. Курбатова).

Для советского периода характерны обзорные и специальные труды. Это сводная информация в «Большой советской энциклопедии» и в «Советской исторической энциклопедии», что раскрывает роль транспорта в развитии экономики и государства СССР. Для следующего периода вехой стала «Большая энциклопедия транспорта» (в 8 т. СПб., 1998), содержащая краткие статьи о типах и видах разных транспортных средств в мире и в России, даёт сведения о разных технологиях на транспорте. Но обобщающих для студентов описаний не имелось.

Из числа разных работ отметим монографию «Транспортная коммуникация в истории аграрных миграций России...» (СПб., 2010), где отражены проблемы изучения переселенческого движения страны Х1Х-ХХ веков при посредстве разных видов прошлого транспорта. Среди других трудов наиболее значимы учебные издания: В.С. Геманов («История российского флота»); Н.А. Кудрявцев и В. Германчук («Русское торговое судоходство IX-XX вв.») и иные.

Базовым для данного курса является издание: А.Ш. Айзатулова, М.Ю. Алексеева и других «История транспорта России... - М., 2018». Данный учебник посвящён перечню фактографии из прошлого и современности всех видов транспорта России. Это издание полезно для подготовки кадров транспортной отрасли. [В тексте нашего интерактивного курса лекций приводятся ссылки на названное издание как на «Учебник».]

Таким образом, литература по истории транспорта благодаря трудам российских и зарубежных специалистов даёт понимание той истины, что технические средства перемещения России – это неотъемлемая часть мировой истории техники.

Таковы самые общие характеристики транспортной сферы, а также основное содержание и особенности данного курса ИТР.

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: