О жизни сибирского казачества

Сибирские казаки были первыми проводниками русской гражданственности и культуры на наших азиатских окраинах. Они первые в своём наступательном движении вглубь Азии проложили путь нашей торговле и промышленности. Под прикрытием казаков распространилась в Сибири промышленная и земледельческая колонизация. За казаком-воином шёл в Сибирь крестьянин-земледелец, а за линией крепостей, редутов и форпостов образовались города и села с промышленным и торговым населением.

Возникшее Сибирское линейное казачье войско унаследовало от первых покорителей Сибири дело открытия и завоевания азиатских стран с той только разницей, что завоевания совершались не по личному почину вольных казачьих атаманов, а по инициативе правительства и под руководством местной администрации, что сильно отразилось на культурно-экономическом строе казачьего быта и, вместе с прочими факторами, выработало из сибирского казака особый оригинальный тип, резко отличающий его от других сословий, населяющих Сибирь.

Все казаки, достигшие девятнадцати лет, призываются к службе. Те, кому выпадет жребий служить, состоят в полевом разряде 15 лет, обязываясь выходить в течение этого времени поочерёдно в полевые полки, каждый раз на два года, а затем перечисляются на семь лет в разряд внутреннослужащих, после чего увольняются уже в отставку. Казаки, освобождённые по жребию от службы, зачисляются в неслужилый разряд. Из казаков данной категории образуется класс свободных войсковых граждан, пользующихся свободою для домашних занятий, за что каждый из них вносит в течение двадцати двух лет по десять рублей ежегодно в войсковой доход. Сверх этого ежегодно внутреннослужащие казаки наряжались: на полицейскую службу в уездные и городские полиции Западной Сибири, на золотые промыслы Алтайского горного округа, а также на внутреннюю войсковую службу, состоящую в отправлении обязанностей сторожей, рассыльных при войсковых учреждениях и административных лицах.

(Путинцев Н.Г. Хронология Сибирского казачьего войска. Омск, 1891)

О жизни и быте крестьян Российской империи в XIX в.

(по материалам этнографических описаний середины XIX в., иллюстрированного альбома «Народы России» (1877) и издания ««Живописная Россия: Отечество наше в его земельном, историческом, племенном, экономическом и бытовом значении» (подготовлено в 1870-е гг., издано в 1881–1901 гг.)

Жилище русского крестьянина

Жилые строения состоят обыкновенно из двух изб или срубов, стоящих большею частью без фундамента и соединённых между собою холодными сенями. Одна изба обыкновенно тёплая, назначается для жилья, а другая есть клеть, в которой хранится посуда и прочее имущество, а летом в ней живут. Но чаще встречаются дома, состоящие из одной лишь избы и холодных сеней, где устроен небольшой чулан вместо клети.

Главная принадлежность избы — русская печь; однако есть немало местностей, где доныне ещё сохранились курные избы, в которых, за неимением трубы дым идёт по избе и выходит через дверь. Нередко в одной избе с крестьянскою семьею живёт и крестьянская скотина... В особенности дурны бывают крестьянские помещения для скота: конюшни и сараи для лошадей, хлева для коров, овец и свиней часто бывают открытые, с дырявыми стенами в виде навесов, забранных с одной только стороны плетнём. Зимою подобный хлев не защищает скотину от холода, весною же в нём вечно стоят лужи навозной жидкости и дождевой воды…

Причина, почему крестьянские постройки представляют такой безобразный вид, заключается отчасти в бедности, а отчасти также и в том, что крестьяне не чувствуют потребности улучшить своё жилье и пользоваться всякого рода удобствами. В местностях бойких и у крестьян зажиточных деревень встречаются и двухэтажные дома.

(Из альбома «Народы России», 1877 г.)

Питание крестьян Тверской губернии в середине XIX в.

Обыкновенная пища жителей — ржаной хлеб. Рожь мелют и на мельницах, но больше руками в жерновах, которые имеет у себя почти каждый хозяин; поэтому хлеб бывает не совсем хорош. К весне бедные перемешивают рожь с овсом и даже мякиною, и едят так называемый пушной хлеб. Из огородных овощей здешние жители едят капусту, картофель, а в летнее время свёклу. Обыкновенная пища здешних крестьян в простые дни ограничивается хлебом, щами из серой капусты и так называемою поливкою, то есть водою, приправленною ржаною мукою. Бедные нередко и этого не имеют, а употребляют в пищу один хлеб с водою. У них и в постные и в скоромные дни пища почти ничем не разнится; изредка только приправляют они её солониною; богатые же иногда употребляют и мясо. Но в праздничные дни стол бывает достаточный. В постные праздничные дни, кроме щей …варят ещё кашицу с грибами, …кроме того готовят ржаные, нередко ячменные, а богатые даже и пшеничные пироги, начинённые кашею, ячменною или ржаною, часто и гречневою, с грибами, или без грибов; наконец едят овсяный кисель и кашу... В скоромные праздничные дни крестьяне едят щи из серой капусты и кашицу со свининою, или другим мясом, пироги с творожною кашею, нередко жаркое из какого-нибудь мяса, молоко… и какую-нибудь кашу.

(Из «Этнографического сборника», 1853 г.)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: