Из манифеста «Об учреждении министерств» от 8 сентября 1802 года

…Мы заблагорассудили разделить государственные дела на разные части, сообразно естественной связи между собою, и для благоуспешнейшего течения поручить оные ведению избранных нами министров, постановив им главные правила, коими они имеют руководствоваться в исполнении всего того, чего будет требовать от них должность и чего мы ожидаем от их верности, деятельности и усердия ко благу общему…

1. Управление государственных дел разделяется на 8 отделений, из коих каждое, заключая в себе все части, по существу своему принадлежащие, составляет особое министерство и находится под непосредственным управлением министра, коего мы назначим ныне или впредь назначать заблагорассудим.

Отделения сии суть следующие: 1. Военных сухопутных. 2. Морских сил. 3. Иностранных дел… 4. Отделение юстиции. 5. Внутренних дел. 6. Финансов. 7. Коммерции и 8. Народного просвещения»

 

Крупные реформы были проведены в сфере народного образования. В 1803 г. Александр I утвердил новое положение об устройстве учебных заведений. Территория России была разделена на шесть учебных округов, в которых создавались четыре разряда учебных заведений: приходские, уездные, губернские училища, а также гимназии и университеты. Предполагалось, что в каждом учебном округе должна была быть высшая ступень образования — университет. Если до этого в России существовал лишь один Московский университет, то теперь быстро пошёл процесс открытия новых: в 1802 г. — Дерптский (ныне Тартуский университет в Эстонии), в 1803 г. — Виленский (в нынешней столице Литвы, Вильнюсе), в 1804 г. — Харьковский и Казанский. В 1804 г. был основан главный педагогический институт в Петербурге, с 1819 г. преобразованный в университет. Появились и привилегированные учебные заведения: в 1805 г. — Демидовский лицей в Ярославле, в 1811 г. — Царскосельский лицей.

Об отношении правительства к просвещению красноречивее всего говорят цифры казённых ассигнований на нужды народного образования. Самая крупная сумма, отпущенная при Екатерине II на просветительские цели, составила 780 тыс. рублей в год. В 1804 г. было ассигновано на образовательную сферу 2800 тыс. рублей, и дальше в течение царствования Александра I, несмотря на то что Россия почти постоянно вела войны, расходы на просвещение не снижались.

193

Меры в области просвещения, в отличие от других реформаторских замыслов и попыток, имели далеко идущие последствия. Они способствовали созданию предпосылок «Великих реформ» 60–70-х гг. XIX в., повышению уровня политической культуры общества, расширению круга образованных людей, понимавших необходимость преобразований и составивших ту образованную среду, из которой вышли реформаторы и сторонники реформ.

В 1803 г. заседания Негласного комитета прекратились, и вся преобразовательская работа переходит в Комитет министров, в состав которого вошли все члены прежнего Негласного комитета. Разработка дальнейших преобразований главным образом сосредоточивается в Министерстве внутренних дел, главой которого был В.П. Кочубей и где через некоторое время появился талантливый сотрудник М.М. Сперанский, ставший вскоре видным представителем реформаторского крыла страны.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: