Российский учёный В.А. Томсинов об оценке современниками деятельности Негласного комитета

В первый год правления Александра I «Негласный комитет» созывался регулярно. Всё, о чём говорилось на его заседаниях, предназначено было оставаться тайной. В условленный вечер члены комитета: Кочубей, Новосильцев, Строганов и Чарторижский собирались в Зимнем или Каменноостровском дворце за обеденным столом у императора. Отобедав, они в отличие от других приглашённых не уезжали сразу из дворца, но проходили через особую дверь в небольшую комнату, смежную с покоями их величеств. Некоторое время спустя туда входил Александр и начинал с присутствовавшими обсуждение различных аспектов реформы государственного управления страной. Несмотря на подобную скрытость, ни состав комитета, ни характер его деятельности не оставались секретом для общества.

Те, кто знал о комитете, относились к его деятельности по-разному. Министр юстиции Г.Р. Державин называл молодых друзей Александра I «якобинской шайкой» и говорил, что они ни государства, ни дел гражданских основательно не знают. Бывший начальник Сперанского А.А. Беклешов едко смеялся над членами «Негласного комитета»: «Они, пожалуй, и умные люди, но лунатики. Посмотреть на них, так не надивишься: один ходит по самому краю высокой крыши, другой по оконечности крутого берега над бездною; но назови любого по имени, он очнётся, упадёт и расшибётся в прах». Многие же из знавших о «Негласном комитете» были настроены к нему благожелательно…

(Томсинов В.А. Сперанский. М., 2006. С. 111–113)

 

3. Проекты Сперанского и конституционные замыслы верховной власти. М.М. Сперанский занимал особое место в процессе разработки планов реформ и попыток их реализации. Сын сельского священника, он благодаря своему таланту и организаторским способностям стал одним из самых просвещённых людей своего времени, интеллектуалом и философом, автором всеобъемлющего проекта обновления государственной системы страны, ближайшим (на определённый период) помощником императора.

К 1809 г. М.М. Сперанским был подготовлен ряд документов, содержащих предложения по реформированию политической системы России. Главный из них назывался «Введение к Уложению государ­ственных законов». В нём Сперанский обращал внимание на необходимость реформ как средства предотвращения возможных социальных потрясений, прямо заявляя, «что настоящая система правления несвойственна уже более состоянию общественного духа и что настало время применить и основать новый вещей порядок». Необходимость преобразований в России он также доказывал и ссылкой на наличие общих закономерностей в историческом развитии.

В основу реформы системы государственного управления был положен принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.

Законодательная власть, по мысли Сперанского, должна была быть передана выборному учреждению — Государственной думе. Ни один закон не мог быть издан без предварительного её одобрения. Министры, согласно проекту, тоже становились ответственны перед Думой. Во всём этом просматривалась тенденция ограничения самодержавия. Судебная власть должна была сосредоточиться в руках Сената, освободив его от всех других функций. Исполнительная власть в проекте была представлена министерствами, губернскими и окружными учреждениями.

194

Чрезвычайная роль, по Сперанскому, отводилась Государственному совету, который должен был объединить действия императора с учреждениями, представлявшими все ветви власти. Члены Государственного совета назначались царём, и им предстояло в этой общей схеме реформ играть роль верхней палаты парламента, наподобие палаты лордов в Англии. Здесь предполагалось проводить первоначальное обсуждение важнейших государственных дел.

Власть императора, как писал М.М. Сперанский, «сохранялась в полной мере, он выступал в качестве координатора всех властей и обладал исключительными полномочиями во всех сферах».

Государственный совет, призванный стать высшим государст­венным органом власти, был учреждён 1 января 1810 г. При нём была создана Государственная канцелярия, а М.М. Сперанский назначен первым государственным секретарём с широкими полномочиями. Казалось бы, реформаторские планы начинают осуществляться, однако на деле выяснилось, что имели место важные отступления от подготовленных проектов. Государственный совет не стал учреждением, связывающим царя со всеми ветвями власти, а получил статус законосовещательного. В его ведении оказался круг вопросов, которые должны были составить компетенцию Государственной думы, о которой никто не вспоминал. Одновременно усилилось сопротивление реформам со стороны части дворянства.

195


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: