Тема: Развитие монологической речи в процессе рассказывания
По предметам и игрушкам
Овладение воспитателем методами и приемам обучения рассказыванию – одно из важнейших условий успешной работы по развитию речи дошкольников. На занятиях используются такие приемы, как объяснение, вопросы, речевой образец, демонстрация наглядного материала, упражнения, оценка речевой деятельности и др. Проводя то или иное занятие, педагог должен находить наиболее эффективные варианты сочетания различных приемов с тем, чтобы повышать активность и самостоятельность детей. Методика выбора и применения различных приемов зависит от стоящих задач, возрастных особенностей воспитанников, степени их подготовленности, уровня активности и самостоятельности.
Проанализировав «Программу развития речи дошкольников» Ушаковой О.С., заполните таблицу:
«Особенности обучения описанию дошкольников предметов и игрушек в разных возрастных группах»
| Младший возраст 3 – 4 года | Средний возраст
4 – 5 лет | Старший возраст | |||
5 – 6 лет | 6 – 7 лет | |||||
ЗАДАЧИ | ||||||
ВИДЫ ИГРУШЕК | ||||||
МЕТОДЫ и ПРИЕМЫ | ||||||
ДИДАКТИЧЕСКЕ ИГРЫ |
ВИДЫ ЗАНЯТИЙ ПО ИГРУШКАМ.
1. Описание игрушки – связное последовательное описание внешнего вида игрушки, иногда с добавлением личного отношения ребенка к ней, или описание действий и образа жизни изображенного в игрушке живого существа. Описание игрушек может проводиться в виде дидактической игры («Магазин игрушек» (посуды, одежды), «Чудесный мешочек», «Кто это?», «Почтальон принес посылку» и др.). Для описания следует подбирать игрушки, которые бы привлекали внимание детей, были яркими, выразительными, выделялись своим внешним видом, чтобы о них можно было высказать свое мнение, сравнить (две куклы в разных костюмах; два зайца, разные по цвету и размеру). Дидактические игры на описание, как правило, проводят после нескольких занятий, на которых дети приобрели некоторые умения описывать игрушку, приобрели определенный словарный запас и соответствующие представления. Одним из условий эффективности игры являются ее живость, определенный ритм, эмоциональность, активное участие каждого ребенка. Если дети не умеют описывать игрушки, нуждаются в постоянной помощи и подсказке взрослого, игровая ситуация нарушается, игра превращается в вялотекущее упражнение.
2. Сюжетные рассказы (повествования):
- рассказ по набору игрушек – связный последовательный рассказ про группу игрушек, чаще всего сопровождаемый игровыми действиями воспитателя с игрушками по типу игры-драматизации. Его составление облегчается тем, что ребенок рассказывает о действиях, которые совершает сам. Речь его опирается на деятельность ряда анализаторов;
|
|
- рассказ по отдельной игрушке – это связный последовательный рассказ о воображаемых действиях и приключениях одного героя – данной игрушки. Это наиболее трудный вид рассказывания. Игрушка только определяет главного героя, а образы других действующих лиц, действия и ситуации придумывают сами дети на основе творческого воображения и собственного опыта.
На занятиях с игрушками следует обучать детей речевым умениям, необходимым для составления описательных и повествовательных монологов: сформировать элементарное представление о структуре текста и научить связывать предложения и части высказывания.
В описании – определять объект, последовательно описывать части, свойства, качества, действия его, в конце высказать оценочное суждение.
В повествовании – выделять главную тему, развивать сюжет и соблюдать структуру (завязка, развитие действия, кульминация, развязка).
Формирование умений детей дошкольного возраста составлять описательные рассказы – очень важный аспект их развития. Одним из приемов, которые значительно облегчают ребенку составление описательного рассказа, является использование наглядных опорных схем. Они заметно упрощают задачи, делают высказывания дошкольника четкими, связными и последовательными. Опорные схемы выступают в роли плана-подсказки, значит, дошкольник может строить по ним свой рассказ.
ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ:
Разработать конспект занятия в средней группе по обучению детей рассказыванию об игрушках с использованием наглядной опорной схемы.
Цель:
Программные задачи:
- обучающие:
- развивающие:
- воспитывающие:
Словарная работа:
Методическое обеспечение (оборудование):
- игрушки: перечислить иподобрать иллюстративный материал
- опорная схема:
Список оборудования можно дополнить, если в этом есть необходимость.
Предварительная работа:
Методические приемы: