Психологическая готовность

      Включает в себя 3 сферы сформированности определенных навыков, необходимые будущему первокласснику в учебной деятельности:

                                                  - мотивационная сфера (модель 1.3.1);

                                                  - интеллектуальная сфера (модель 1.3.2);

                                                  - эмоционально-волевая сфера (модель 1.3.3)

которые в комплексе характеризуют психолого-педагогический статус будущего первоклассника.

        Мотивационная сфера    (модель 1.3.1) определяется изучением:

· мотива обучения (методика №1);

· интереса к школе (методика №2);

· внутренней позиции будущего первоклассника (методика №3);

· внутренней позиции будущего первоклассника (вопросы - интервью).

Использование следующих методик поможет определить доминирующий мотив обучения с занесением показателя индивидуального изучения в таблицу «Профиль группы по изучению сформированности учебной мотивации у будущих первоклассников» (таблица 5).

        Методика №1 (определение доминирующего мотива обучения).

(Взрослый знакомится с ребенком, способствует установлению положительного контакта с ним и спрашивает у него - хочет ли ребенок идти в школу). Задается первый вопрос на определение общего отношения к школе – «Что тебе больше нравится в школе? Что тебя привлекает в школе?»

Далее взрослый сообщает ребёнку: «Я буду рассказывать тебе маленькие истории о тебе, но это будут истории не о том, что с тобой уже было, а о том, что могло бы произойти, как бы ты сказал(а) или сделал(а), если бы такая история произошла с тобой».

 

И с т о р и и

(Вопрос на определение общего отношения ребенка к школе и к обучению)

№1 Представь себе, что сегодня вечером мама вдруг скажет: «Ты у меня еще маленький, тяжело тебе в школу ходить. Если хочешь, я пойду и попрошу, чтобы тебя отпустили на месяц, или на полгода, на год. Хочешь?» (У воспитанника детского садика спрашивают, не хочет ли он отложить поступление в школу.) Что ты ответишь маме?

«Школъний вариант» ответа: положительное отношение к поступлению и пребыванию в школе (отказ от возможного отпуска или отстранения).

№2. Представь себе, что мама так и сделала (или не послушалась тебя и сделала по-своему), договорилась, и тебя отпустили со школы прямо с 1-го сентября. Ты встал утром, позавтракал, в школу идти не надо, делай, что хочешь. Что бы ты стал делать, чем заниматься  в то время, когда другие дети в школе?

Школьный вариант ответа: наличие школьно-значащей ориентации в ситуации необязательного посещения школы (чувство необходимости обучения).

№3. Представь себе, что есть две школы - школа "А" и школа "Б". В школе "А" расписание уроков в 1-м классе такое: каждый день бывают уроки письма, чтения и математики, а рисование, музыка и физкультура редко, не чаще одного раза в неделю. А в школе "Б" все наоборот: каждый день физкультура, музыка, труды, рисование, а чтение, письмо и математика – по одному разу в неделю. В какой школе тебе хотелось бы учиться?

Школьный вариант ответа: отказ от школы, где отсутствуют школьно-учебное содержание (школа, в которой занятия по грамоте и счету заменены уроками художественно-физкультурного цикла).

№4. Представь себе, что ты вышел погулять и встретил мальчика. Ему тоже 6 лет, но он не ходит ни в 1-й класс, ни в детский сад. Он у тебя спрашивает: «Что надо сделать, чтобы хорошо подготовиться к 1-му классу?». Что ты ему посоветуешь?

Школьный вариант ответа: содержательное представление о подготовке к школе.

№5. Представь себе, что тебе предложили учиться так: ты не должен ходить ежедневно в школу, а, наоборот, к тебе каждый день будет приходить учительница и будет заниматься с тобой одним всем, чему учат в школе. Ты бы согласился учиться дома?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: