№6. В школе «А» от первоклассников требуют внимательно слушать учительницу и делать все так, как она говорит: не разговаривать на уроках, поднимать руку, если надо что-то сказать или выйти. А в школе "Б" не делают замечаний, если ты встанешь во время урока, о чем-то поговоришь с соседом или выйдешь из класса без разрешения. В какой школе тебе хотелось бы учиться?»
Школьный вариант ответа: преимущество школы, в которой соблюдение правил школьной дисциплины обязательно.
№7. Представь себе, что в какой-то день ты очень хорошо, старательно работал(а) на всех уроках и учительница сказала: «Сегодня ты учился очень хорошо, просто чудесно, я даже хочу вознаградить тебя за такое добросовестное обучение». Выбирай сам: дать тебе шоколадку, игрушку или оценку в журнал поставить.
Школьный вариант ответа: отдается предпочтение оценке из предложенных видов поощрения (сладости, игрушки).
№8. Представ себе, что ваша учительница неожиданно выехала в командировку на целый месяц. Приходит к вам в класс директор и говорит: «Мы можем пригласить к вам другую учительницу на это время или попросить ваших мам, чтобы любая из них по одному дню побыла у вас в классе вместо учительницы». Как, по-твоему, будет лучше – чтобы пришла другая учительница или заменили ее мамы?
Школьный вариант ответа: несогласие на замену учителя родителями.
Обработка данных:
Каждый ответ оценивают как "школьный" вариант или "дошкольный". "Дошкольный" вариант противоположный "школьному".
Показателями новой внутренней позиции при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту является:
· положительное отношение к поступлению в школу и пребывание в ней, как к совсем естественной и необходимой жизненной ситуации;
· особый интерес к новому, школьному содержанию занятий;
· отказ от характерных для дошкольного детства ориентаций в плане организации деятельности и поведения;
· признание авторитета учителя.
Методика №2 (изучение интереса к школе и учебной мотивации)
Инструментарий: 6 карточек со схематическим изображением фигур (рис. 3)
Инструкция: «Сейчас я прочитаю тебе рассказ. Послушай».
Мальчики (девочки) разговаривали о школе. Первый мальчик сказал: «Я хожу в школу, так как меня мама заставляет. А если бы не мама, я бы в школу не ходил» (выкладывается карточка №1).
Второй мальчик сказал: «Я хожу в школу, так как мне нравится учиться, нравится делать уроки. Даже если бы школы не было, я бы одинаково учился» (выкладывается карточка №2).
|
|
|
|
1. 2.
|
|
|
|
3. 4.

5. 6.
Рис. №3
Третий мальчик сказал: «Я хожу в школу, так как там весело и много детей, с которыми можно играть» (выкладывается карточка №3).
Четвертыймальчик сказал: «Я хожу в школу, так как хочу быть большим. Когда я в школе, я чувствую себя взрослым, а до школы я был маленьким» (выкладывается карточка №4).
Пятый мальчик сказал: «Я хожу в школу, так как нужно учиться. Без обучения никакого дела не сделаешь, а выучишься - и можешь стать кем захочешь» (выкладывается карточка №5).
Шестой мальчик сказал: «Я хожу в школу, так как получаю там хорошие оценки» (выкладывается карточка №6 – мотив получения оценок)
«А теперь подумай и дай ответ»:
- С кем из них ты хотел бы вместе дружить? Почему?
- Как по-твоему – кто из них прав? Почему?
- С кем из них ты хотел бы вместе учиться? Почему?
Интерпретация результата:
Выбор ребенка фиксируется в протоколе промежуточного результата и по номерам выбранных карточек складывается общая мысль о мотивах обучения.
Карточка № 1: женская фигура, которая склонилась вперед с указательным жестом; перед ней фигура ребенка с портфелем в руках (внешний мотив)
Карточка № 2: фигура ребенка, который сидит за партой (учебный мотив)
Карточка №3: фигуры двух ребят, которые играют в мяч (игровой мотив)
Карточка № 4: две фигурки, изображенные спиной одна к другой; у той, что выше, в руках портфель, в той, что ниже - игрушечный автомобиль (положительный мотив)
Карточка № 5: фигура с портфелем в руках двигается в сторону дома (социальный мотив)
Карточка № 6: фигура ребенка, который держит в руках раскрытую тетрадь (мотив получение оценок).
Методика №3
(выявление внутренней позиции будущего первоклассника)
Возможные варианты ответов и их оценивание и интерпретация:
А - ориентация на содержание учебной деятельности - 2 балла;
Б - ориентация на внешние атрибуты учебной деятельности и школьной жизни - 1 балл;
В - ориентация на внешкольные виды деятельности и условия - 0 баллов.
| Вопрос беседы | Варианты ответов | Баллы |
| 1. Хочешь ли ты идти в школу? | А - очень хочу; Б - так себе, не знаю; В - не хочу | 2 1 0 |
| 2. Почему ты хочешь идти в школу? | А - интерес к обучению, занятиям: хочу научиться читать, писать, стать грамотным, умным, много знать, узнать о новом. Б - интерес к внешней школьной атрибутике: новая форма, книги, портфель; В - внешкольные интересы: в садике надоело, в школе не спят, там весело, все дети идут в школу | 2 1 0 |
| 3. Готовишься ли ты к школе? Как ты готовишься (тебя готовят) к школе? | А - освоение некоторых привычек чтения, письма, счета: с мамой учили буквы, считали, решали задачки; Б- приобретение формы, школьной принадлежностей; В - занятия, которые не касаются школы | 2 1 0 |
| 4. Нравится ли тебе в школе? Что тебе нравится (не нравится) наиболее? (Предварительно у ребенка спросить, был ли он(а) в школе). | А - уроки, школьные занятия, которые не имеют аналогов в дошкольной жизни ребенка; Б - внешкольные занятия и прочие, не связанные с обучением, моменты: перерыв, занятие во внеурочное время, личность учителя, внешний вид школы, оформление класса; В - уроки художественно-физкультурного цикла, знакомые и близкие ребенку в дошкольном детстве | 2 1 0 |
| 5. Если бы тебе не нужно было ходить в школу и в детский сад, чем бы ты занимался дома, если бы проводил свой день | А - занятия учебного типа: писал бы буквы, читал; Б - дошкольные занятия: рисование, конструирование; В - занятия, которые не имеют отношение к школе: игры, помощь по хозяйству, уход за животными | 2 1 0 |
| Интерпретация результатов | ||
| Уровни сформированности внутренней позиции | Характеристика | Результат (баллы) |
| Достаточный | Школьно-учебная ориентация ребенка и положительное отношение ребенка к школе (внутренняя позиция будущего первоклассника довольно сформирована) | 10 – 9 |
| Начальный | Интерес ребенка преимущественно к внешней атрибутике школьной жизни (начальная стадия формирования внутренней позиции будущего первоклассника) | 8 – 5 |
| Низкий | Ребенок не проявляет интереса к школе (внутренняя позиция будущего первоклассника не сформированная) | 4 – 0 |
Вопросы










