Школьный вариант ответа: отдать предпочтение коллективным классным занятиям

№6. В школе  «А» от первоклассников требуют внимательно слушать учительницу и делать все так, как она говорит: не разговаривать на уроках, поднимать руку, если надо что-то сказать или выйти. А в школе "Б" не делают замечаний, если ты встанешь во время урока, о чем-то поговоришь с соседом или выйдешь из класса без разрешения. В какой школе тебе хотелось бы учиться?»

Школьный вариант ответа: преимущество школы, в которой соблюдение правил школьной дисциплины обязательно.

№7. Представь себе, что в какой-то день ты очень хорошо, старательно работал(а) на всех уроках и учительница сказала: «Сегодня ты учился очень хорошо, просто чудесно, я даже хочу вознаградить тебя за такое добросовестное обучение». Выбирай сам: дать тебе шоколадку, игрушку или оценку в журнал поставить.

Школьный вариант ответа: отдается предпочтение оценке из предложенных видов поощрения (сладости, игрушки).

№8. Представ себе, что ваша учительница неожиданно выехала в командировку на целый месяц. Приходит к вам в класс директор и говорит: «Мы можем пригласить к вам другую учительницу на это время или попросить ваших мам, чтобы любая из них по одному дню побыла у вас в классе вместо учительницы». Как, по-твоему, будет лучше – чтобы пришла другая учительница или заменили ее мамы?

Школьный вариант ответа: несогласие на замену учителя родителями.

Обработка данных:

Каждый ответ оценивают как "школьный" вариант или "дошкольный". "Дошкольный" вариант противоположный "школьному".

Показателями новой внутренней позиции при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту является:

· положительное отношение к поступлению в школу и пребывание в ней, как к совсем естественной и необходимой жизненной ситуации;

· особый интерес к новому, школьному содержанию занятий;

· отказ от характерных для дошкольного детства ориентаций в плане организации деятельности и поведения;

· признание авторитета учителя.

Методика №2 (изучение интереса к школе и учебной мотивации)

Инструментарий:  6 карточек со схематическим изображением фигур (рис. 3)

Инструкция: «Сейчас я прочитаю тебе рассказ. Послушай».

Мальчики (девочки) разговаривали о школе. Первый мальчик сказал: «Я хожу в школу, так как меня мама заставляет. А если бы не мама, я бы в школу не ходил» (выкладывается карточка №1).

Второй мальчик сказал: «Я хожу в школу, так как мне нравится учиться, нравится делать уроки. Даже если бы школы не было, я бы одинаково учился» (выкладывается карточка №2).


 

 


1.                                                                               2.

 

 



 

 

  3.                                                                         4.                                                                      

 

 

                                                                           

 



5.                                                                                  6.

Рис. №3

Третий мальчик сказал: «Я хожу в школу, так как там весело и много детей, с которыми можно играть» (выкладывается карточка №3).

Четвертыймальчик сказал: «Я хожу в школу, так как хочу быть большим. Когда я в школе, я чувствую себя взрослым, а до школы я был маленьким» (выкладывается карточка №4).

Пятый мальчик сказал: «Я хожу в школу, так как нужно учиться. Без обучения никакого дела не сделаешь, а выучишься - и можешь стать кем захочешь» (выкладывается карточка №5).

Шестой мальчик сказал: «Я хожу в школу, так как получаю там хорошие оценки» (выкладывается карточка №6 – мотив получения оценок)

«А теперь подумай и дай ответ»:

- С кем из них ты хотел бы вместе дружить? Почему?

- Как по-твоему – кто из них прав? Почему?

- С кем из них ты хотел бы вместе учиться? Почему?

 

Интерпретация результата:

Выбор ребенка фиксируется в протоколе промежуточного результата и по номерам выбранных карточек складывается общая мысль о мотивах обучения.

Карточка № 1: женская фигура, которая склонилась вперед с указательным жестом; перед ней фигура ребенка с портфелем в руках (внешний мотив)

Карточка № 2: фигура ребенка, который сидит за партой (учебный мотив)

Карточка №3: фигуры двух ребят, которые играют в мяч (игровой мотив)

Карточка № 4: две фигурки, изображенные спиной одна к другой; у той, что выше, в руках портфель, в той, что ниже - игрушечный автомобиль (положительный мотив)

Карточка № 5: фигура с портфелем в руках двигается в сторону дома (социальный мотив)

Карточка № 6: фигура ребенка, который держит в руках раскрытую тетрадь (мотив получение оценок).

 

Методика №3

(выявление внутренней позиции будущего первоклассника)

Возможные варианты ответов и их оценивание и интерпретация:

А - ориентация на содержание учебной деятельности - 2 балла;

Б - ориентация на внешние атрибуты учебной деятельности и школьной жизни - 1 балл;

В - ориентация на внешкольные виды деятельности и условия - 0 баллов.

 

Вопрос беседы Варианты ответов Баллы
1. Хочешь ли ты идти в школу? А - очень хочу; Б - так себе, не знаю; В - не хочу 2 1 0
2. Почему ты хочешь идти в школу? А - интерес к обучению, занятиям: хочу научиться читать, писать, стать грамотным, умным, много знать, узнать о новом. Б - интерес к внешней школьной атрибутике: новая форма, книги, портфель; В - внешкольные интересы: в садике надоело, в школе не спят, там весело, все дети идут в школу 2     1   0
3. Готовишься ли ты к школе? Как ты готовишься   (тебя готовят) к школе? А - освоение некоторых привычек чтения, письма, счета: с мамой учили буквы, считали, решали задачки; Б- приобретение формы, школьной принадлежностей; В - занятия, которые не касаются школы 2      1     0
4. Нравится ли тебе в школе? Что тебе нравится (не нравится) наиболее? (Предварительно  у    ребенка спросить, был ли он(а) в школе). А - уроки, школьные занятия, которые не имеют аналогов в дошкольной жизни ребенка; Б - внешкольные занятия и прочие, не связанные с обучением, моменты: перерыв, занятие во внеурочное время, личность учителя, внешний вид школы, оформление класса; В - уроки художественно-физкультурного цикла, знакомые и близкие ребенку в дошкольном детстве    2   1               0
5. Если бы тебе не нужно было ходить в школу и в детский сад, чем бы ты занимался дома, если бы проводил свой день А - занятия учебного типа: писал бы буквы, читал; Б - дошкольные занятия: рисование,  конструирование; В - занятия, которые не имеют отношение к школе: игры, помощь по хозяйству, уход за животными 2   1           0

                          Интерпретация результатов

Уровни сформированности внутренней позиции Характеристика Результат (баллы)
Достаточный Школьно-учебная ориентация ребенка и положительное отношение ребенка к школе (внутренняя позиция будущего первоклассника довольно сформирована) 10 – 9
Начальный Интерес ребенка преимущественно к внешней атрибутике школьной жизни (начальная стадия формирования внутренней позиции будущего первоклассника) 8 – 5
Низкий Ребенок не проявляет интереса к школе (внутренняя позиция будущего первоклассника не сформированная) 4 – 0

Вопросы






double arrow
Сейчас читают про: