Ф.И. (ребенка) группа д/с

Полный возраст________ Ф.И.О. (воспитателя)________________________________

 

Познавательные процессы Методики Уровни выполнения Общий показатель интеллектуального развития
Внимание   1. «Переплетенные линии» 2. «Сравни картинки» 3. «Графический узор» 4. Тест «Корректурная проба» 5. «Найди спрятанные слова»    
Восприятие   1. «Что не дорисовано?» 2. «Домик» 3. «Узнавание фигур»    
Мышление   1. «Исключение лишнего» 2. «Лабиринт» 3. «Матричные задачи Равенна» 4. «Нелепицы» 5. «Последовательность    действий»    
Память   1. «Картинки» (узнавание фигур) 2. «Запомни слова» 3. «Повтори фразы»    
Речь   1. Понимание текста 2. «Логические задачи» 3. «Звуковой анализ слов» 4. Связная речь    

 

 

Результаты обследования по каждой методике заносятся в регистрационный бланк

 №2 «Бланк регистрации индивидуальных результатов изучения интеллектуального развития ребенка старшего дошкольного возраста» в соответствующую графу.

 

            

Внимание

        Хорошее внимание – важнейшее условие успешного школьного обучения. Ведь в школе ребенок должен сосредоточиться на объяснении учителя и выполнении заданий, держать в поле своего зрения всю  необходимую рабочую информацию, удерживать свое внимание в течение длительного времени, не отвлекаясь на посторонние дела. Предложенные методики помогут определить сформированность устойчивости, произвольного внимания и регуляции деятельности (перечень диагностического минимума):

         

Переплетенные линии»

Сравни картинки»

Графический узор»

Тест «Корректурная проба»

Найди спрятанные слова»



Методики

№1  «Переплетенные линии» (оценка устойчивости внимания).

1                                                                                                          А 2                                                                                                          Б 3                                                                                                               В 4                                                                                                               Г 5                                                                                                               Д 6                                                                                                               Е 7                                                                                                               Ё 8                                                                                                              Ж 9                                                                                                               З  10                                                                                                             И
    Ребенку предлагается бланк с переплетенными линиями. Начало каждой линии имеет номер слева, а конец линии обозначен справа буквой. Ребенку предлагают проследить по порядку все линии глазами, без помощи рук от начала и найти конец каждой линии. При этом вслух назвать номер начала линии и букву ее конца. Необходимо зафиксировать время, затраченное на весь тест, а так же остановки, паузы, ошибки. На всё задание отводится не более 4-х минут.

 

 


Оценка  устойчивости внимания:

I уровень (высокий)  –   равномерный темп выполнения, 8 сек. на каждую линию,

                                   отсутствие ошибок (время выполнения - 1мин. 20сек. и меньше).

 

II уровень (средний) – выполнено без ошибок, время в пределах 1,5-2 минут

                                   (или 1-2 ошибки, но быстрее темп).

III уровень (низкий)  –   допущено 3 и более ошибки за то же время.

 

IV уровень (очень низкий, –   большее число ошибок. Такой результат может        

недостаточный)        говорить о состоянии временного утомления у ребенка          

                                        в момент проведения теста или общей усталости   

                                        (астении)  процессов внимания, связанной с другими

                                             причинами.

№2 «Сравни картинки» (изучение произвольности внимания).

  Ребенок должен найти как можно больше различий между двумя похожими картинками (рис. 4а, б, в)

   Выводы по результатам.

К 1-му уровню успешности относятся дети, самостоятельно нашедшие все 10 различий. Они целенаправленно сравнивают картинки, не отвлекаются, сами подсчитывают количество найденных различий.

Ко 2-му уровню относятся дети, способные самостоятельно отыскать 5-7 отличий. Помощь взрослого, направляющая их внимание на определенный фрагмент картинки, позволяет отыскать все различия.

К 3-му уровню относятся дети, прекращающие целенаправленный поиск после нахождения 3-4 различий. Для продолжения работы им необходима помощь взрослого, заключающаяся в активном направлении внимания ребенка на конкретное различие.

К 4-му уровню относятся дети, которые после нахождения одного различия начинают перечислять все, что нарисовано на картинке. Выполнение задания этими детьми возможно только при активном включении взрослого в совместный анализ рисунков и удержание внимания ребенка на деятельности.

В бланке регистрации индивидуальных результатов изучения интеллектуального развития ребенка старшего дошкольного возраста протоколе обследования фиксируются все особенности выполнения задания ребенком, общее время выполнения задания и время активного включения ребенка в деятельность виды помощи.

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 4в

№3 «Графический узор» (изучение внимания, контроля, ориентировки умения действовать по правилу, а также мелкой моторики).

Ребенок получает задание перерисовать на тетрадный лист в клетку имеющийся на образце графический узор - первый этап задания и самостоятельно продолжить его до конца строки - второй этап задания. (пример графического узора представлен в рисунке 5а, б) Образец остается на доске на протяжении всего времени выполнения задания. При выполнении задания оцениваются точность копирования образца и правильность последующего воспроизведения узора.

   Выводы по результатам.

К 1-му уровню успешности относятся дети, полностью справившиеся с заданием и не допустившие ни одной ошибки. Они точно копируют образец и продолжают узор до конца строки. Эти дети работают внимательно, сосредоточенно, постоянно сверяясь с образцом.

Ко 2-му уровню относятся дети, которые также успешно выполняют задание, но в их работах присутствуют некоторые неточности, которые дети сами исправляют, сверяя свой результат с образцом.

К 3-му уровню относятся дети, которые точно срисовали образец узора, но допустили ошибки при выполнении его продолжения, что требует развитых навыков самоконтроля. Эти дети отличаются высокой моторной расторможенностью, быстрым истощением внимания, они не могут сосредоточиться, на целенаправленной деятельности.

К 4-му уровню относятся дети, которые изначально не могут скопировать графический узор с визуального образца, что свидетельствует о несформированных навыках произвольного внимания и слабой пространственной ориентировке.

             
          
         
             
                
          
             
             

Рис.5а                                                                  

 

                                                          Рис. 5б

№4 «Тест «Корректурная проба» (выявление быстроты распределения и переключения внимания, его объема и устойчивости).

Материал: корректурная матрица с фигурами (рис. 6), карандаш для ребенка.

Инструкция: ребенку предлагается рассмотреть таблицу с фигурами (рис. 6). «Посмотри на таблицу внимательно. Тебе необходимо, как можно быстрее зачеркнуть разными способами три разных фигуры в этой таблице.

Например: квадрат - поперечной чертой;

               круг – вертикальной чертой;

               звездочку – крестиком.

(образец поставить перед ребенком). Начинай и заканчивай по моей команде».

Работу останавливать, когда ребенок заканчивает просматривать 10-й ряд (всего просмотрено 100 знаков). Фиксируется время выполнения задания и количество пропущенных ошибок.

Выводы по результатам:

I уровень (высокий) затрачено времени до 5 мин. И допущено 1-2 ошибки.

 

II уровень (средний) – затрачено  до 6 мин., допущено 3-4 ошибки.

III уровень (низкий) затрачено  до 7 мин., допущено до 10 ошибок.

 

IV уровень (очень низкий, –   задание выполнялось более 10 мин., ошибки почти в

(недостаточный)             каждом ряду, их количество больше 20.        

 

Примечание: тест может быть проведен в групповой форме.

 

 

Рис. 6

 №5 «Найди спрятанные слова» (оценка концентрации и устойчивости внимания).

    Тест можно предлагать детям, уже умеющим читать. Ребенку предлагается бланк с напечатанными на нём 5-ю строчками случайно набранных букв, следующих друг за другом без пробелов. Среди этих букв ребенок должен отыскать 10 слов (3-х, 4-х, 5-ти сложных) и подчеркнуть их.  На всё задание отводится 5 минут.

    Показателем успешности может служить число правильно найденных слов и скорость выполнения задания.

Пример задания.

ЯФОУФСНКОТПХЬАБЦРИГЪМЩЮСАВЫМЯЧТ

 

 ЛОЬИРЪБГНЖРЛРАКГДЗПМЫЛОАКМНПРСКУЛ

 

ДФРШУБАТВВГДИЖСЯУМАМАЦПЧУЫЩМОРЕ

 

РТПЯЭЦПАРТАСГЛКЮГБЕИОДЖНШФСПТУЧА

 

ЛДЫЗЩЗЦВЕТЕРХЪХЙГКГКЕПАВТОБУСЩЯИС

   Выводы по результатам.

К 1-му уровню относятся дети, которые свободно ориентируются в вычленении слов из ряда набранных букв и отыскивают все10 слов (меньше чем за 4 минуты).

Ко 2-му уровню относятся дети, которые отыскивают слова в течение 5мин.

К 3-му уровню относятся дети, которые отвлекаются при выполнении задания, находят меньше 10 слов, затрачивая при этом больше 5 мин.

К 4-му уровню относятся дети, которые отыскали 5 или меньше слов, затрачивая время намного больше 5 мин.

 

             

 


Восприятие

 

   Развитие способности восприятия как зрительное и слуховое, играют огромную роль в обучении ребенка, чтению, математики, письму, грамоте, рисованию, музыке и имеют важное значение в успешности овладения программными знаниями. Изучение пространственного восприятия позволит определить сформированность данных навыков в следующих методиках. 

Что не дорисовано?»

Домик»

Узнавание фигур»

 

     Итоговый показатель изучения данного познавательного процесса определяет уровень сформированности слухового и зрительного восприятия у каждого ребенка и вносится в бланк №2  «Регистрации индивидуальных результатов изучения интеллектуального развития ребенка старшего дошкольного возраста».

 

Методики

     №1  «Что не дорисовано?»    (изучение целостности восприятия)

    Ребенку показывают картинку (рис. 7, а, б, в) с изображением знакомых предметов (10-15) с недостающим элементом или частью этого предмета. Предложить внимательно посмотреть на каждую картинку и назвать недостающую деталь (т.е. сказать, что не дорисовано).

Оценка результатов (фиксируется время восприятия всех картинок и правильность

определения недостающих частей):

I уровень (высокий) – для ребенка 6-7 лет, если он найдет на 15 картинках все недостающие детали за 1,5 минуты.

II уровень (средний) –   если ребенок 6-7 лет может найти из 15 картинок недостающие детали на 8-10 за 2 минуты.

III уровень (низкий) – если ребенок 6-7 лет найдет недостающие детали на 6-7 картинках больше, чем за 2 минуты.

IV уровень (очень низкий, недостаточный)– ребенок 6-7 лет, отыскивая недостающие детали допускает 2 и более ошибок на 5-ти картинках и время превышает 5 мин.

 

 

 

 

 

 

    №2 «Домик» (изучение сформированности пространственных представлений, произвольного внимания, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки).

Ребенок получает задание срисовать картинку, изображающую домик, отдельные детали которого составлены из элементов прописных букв (рис. 8). Задание позволяет выявить умение ребенка ориентироваться в своей работе на образец, умение точно скопировать его. Образец рисуется на доске. Ребенок может обращаться к нему на протяжении всего времени выполнения задания. Время выполнения задания не ограничивается.

 

   Выводы по результатам.

К 1-му уровню успешности относятся дети, которые выполняют задание практически без ошибок. Все детали рисунка правильно расположены в пространстве и по отношению друг к другу. Ось расположения рисунка (горизонтально-вертикальная) не смещена. Приступая к заданию, дети сосредоточены, внешне собраны. По ходу работы часто обращаются к образцу, сверяются с ним.

Ко 2-му уровню относятся дети, допустившие 2-3 ошибки или неточности: пропорциональное уменьшение или увеличение рисунка, не резко выраженная диспропорциональность деталей по отношению друг к другу, недорисованность отдельных деталей и т. д. При проверке результатов своей работы дети замечают ошибки и исправляют их.

К 3-му уровню относятся дети, у которых грубо нарушены пропорции рисунка и пропорции деталей по отношению друг к другу. Наблюдаются неправильное пространственное расположение деталей рисунка, отсутствие некоторых деталей, смещение рисунка или отдельных его элементов по оси. Количество ошибок возрастает до 4-5. Этим детям свойственно отвлекаться во время выполнения задания. Исправление ошибок возможно только при прямом указании на них.

К 4-му уровню относятся дети, в рисунках которых отсутствуют отдельные элементы. Детали рисунка расположены отдельно друг от друга или вынесены за контур рисунка. Отмечаются повороты рисунка или его деталей на 90-180°. Дети практически не пользуются образцом в процессе выполнения задания. Прямое указание на ошибку не приводит к ее исправлению. Количество ошибок - более 6.

 

 

 



Рис. №8

 

 

Примечание:

Ошибочными действиями при копировании образца считаются:

· отсутствие элемента (правая и левая части забора оцениваются отдельно);

· замена одного элемента другим; неправильное изображение элемента;

· разрывы линий в тех местах, где они должны быть соединены;

· выход линий штриховки за «увеличение или уменьшение всего рисунка или     

отдельных деталей более чем в два раза;

· изменение наклона линий более, чем на 30°;

· неправильное пространственное расположение рисунка.

     

|В бланке регистрации индивидуальных результатов следует отметить как справляется

  ребёнок с этим заданием:

· какой рукой рисует ребенок (правой или левой);

· часто ли смотрит на образец;

· проводит ли воздушные линии над рисунком-образцом, повторяющие контур картинки;

· сверяет ли сделанное с образцом или, мельком взглянув на него, рисует по памяти;

· отвлекается ли во время работы;

· задает ли вопросы и т.д.

          Когда ребенок сообщит об окончании работы, предложите ему проверить, все ли у него верно. Если он найдет неточности в своем рисунке, он может их исправить. Самим не нужно вносить какие-либо коррективы в рисунок ребенка и не следует ничего подсказывать.

 

№3  «Узнавание фигур» (изучение восприятия и узнавания фигур, объема кратковременной зрительной памяти)

       Ребенку предъявляется лист бумаги с изображениями фигур (Рис. 9а, б) и дается задание внимательно рассмотреть фигуры. Затем ребенок получает другой лист бумаги с изображениями (Рис. 10а, б). На нем он по памяти должен найти фигуры, которые были на первом рисунке.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: