аудиоэнциклопедия с музыкальными иллюстрациями
«Народные инструменты», оркестр народных инструментов им. В.В. Андреева
Инструменты симфонического оркестра
Возникновение симфонического оркестра. Характеристика групп. Тембры
и устройство инструментов. История пополнения оркестра
различными инструментами.
Примерный музыкальный материал:
С.С. Прокофьев. Симф. сказка «Петя и волк», А. Вивальди «Времена года»
Инструменты духового и эстрадного оркестра.
Сравнение состава духового и эстрадного оркестров с симфоническим.
История возникновения оркестров. Репертуар.
Примерный музыкальный материал:
В.А. Агапкин. Марш «Прощание славянки»
Записи эстрадных оркестров Л. Утесова, О. Лундстрема.
Клавишные инструменты (клавесин, орган, фортепиано)
Устройство инструментов, характер тембра. Назначение инструментов.
Звуковые диапазоны и выразительные возможности.
Примерный музыкальный материал:
Электронные инструменты.
Синтезатор, электроорган, электрогитара, электроскрипка, терменвокс.
Характер звучания инструментов, выразительные возможности. История
возникновения, сфера применения.
Примерный музыкальный материал:
Записи электронной музыки в стилях рок и академической музыки;
Э.Денисов. «Пение птиц». С.А. Губайдуллина Музыка к м/ф «Маугли»
Тема 2. Средства музыкальной выразительности. Музыкальный язык.
Выразительная роль мелодии как основа музыкального образа произведения. Характеристика основных элементов
музыкальной речи, их выразительные особенности.
Примерный музыкальный материал:
Русские народные песни, Ф. Шуберт Вальс №7, Ф. Шопен Прелюдия e-moll
М.П. Мусоргский «Картинки с выставки» (Быдло, Балет невылупившихся птенцов, Прогулка), И.С. Бах ХТК1 Прелюдия C-dur
П. И. Чайковский «Детский альбом» Утренняя молитва, В церкви; «Щелкунчик»: Танец феи Драже, рост ёлки, Э. Григ «Пер Гюнт»: песня Сольвейг. К. Дебюсси «Детский уголок»: Снег танцует, Маленький пастух; К.В. Глюк «Орфей»: хор и пляска фурий
Тема 3. Жанры вокальной, инструментальной и симфонической музыки.
Вокальная музыка.
Песня, романс, ария. Куплетная и 3-ч. форма. Виды ансамблей и хоров.
Роль музыки в выражении чувств человека и текста песен.
Вокальные ансамбли: дуэты, терцет и трио, квартет, квинтет.
Хоры детские, женские и мужские (однородные и смешанные).
Примерный музыкальный материал:
Ф. Шуберт. Песни «Форель», «Шарманщик», "Ave, Maria", цикл «Прекрасная мельничиха»: «В путь», «Мельник и ручей»,
Романсы русских композиторов (А.Е. Варламов, А.Л. Гурилев, А.А. Алябьев,
М.И. Глинка, А.С. Даргомыжский), Ария ламенто: плач Ариадны «О, дайте мне умереть» из оперы К. Монтеверди «Ариадна».
Героическая ария: ария Руслана «Дай, Перун, булатный меч мне по руке» из оперы М. Глинки «Руслан и Людмила».
Лирическая ария: ария Микаэлы из оперы Ж. Бизе «Кармен».
Комическая ария: ария Лепорелло «День и ночь изволь служить» из оперы В. А. Моцарта «Дон Жуан».
дуэт Папагено и Папагены из оперы В.А.Моцарта «Волшебная флейта»;
дуэт Орфея и Эвридики «Следуй за мной, дорогая», трио «Не томи, родимый» из 1-го действия оперы М. Глинки «Жизнь за царя»; терцет из 1д. оперы А. Даргомыжского «Русалка»; квартет «Какое чудное мгновенье...» из оперы М. Глинки «Руслан и Людмила»;
Хор детей из 1-й картины оперы П.И.Чайковского «Пиковая дама»;
хор мальчишек из 1-го действия оперы Ж. Бизе «Кармен»;
«Вечерняя музыка» из симфонии-действа В. Гаврилина «Перезвоны».
Инструментальная музыка.
Инструментальные ансамбли: дуэты для разных инструментов, трио, квартет.
Инструментальная миниатюра. Прелюдия, пьеса, этюд. Камерная музыка. Простые формы и рондо.
Примерный музыкальный материал:
И.С. Бах Хоральные прелюдии f-moll, g-moll, В.А. Моцарт Соната A-dur, 3-я ч.
Й. Гайдн Соната D-dur, 3 ч., Л. Бетховен Рондо «Ярость по поводу утерянного гроша», Ф. Шопен Прелюдии (по выбору), мазурки, вальсы, Этюд c-moll,
К. Дебюсси «Детский уголок», «Доктор Gradus et Parnassum».
Симфоническая музыка.
Симфония, увертюра, концерт, сюита, симфоническая поэма, фантазия.
Понятие симфонической музыки. Важнейшие жанры — симфония, увертюра (самостоятельная концертная пьеса или вступление к опере), концерт, сюита, симфоническая поэма, фантазия. К симфонической музыке могут быть причислены и оркестровые эпизоды оперы, симфонические картины, интермеццо.
Примерный музыкальный материал:
В.А. Моцарт Симфония №40; Л. Бетховен Симфония №5; В.А. Моцарт «Свадьба Фигаро» - увертюра, М.И. Глинка «Камаринская»; Н.А. Римский – Корсаков симф. сюита «Шехеразада», Глинка М. Опера «Руслан и Людмила»: увертюра;
Тема 4. Опера.
Опера – самый богатый и сложный жанр музыки. Значение слова «опера».
В музыкальном жанре слиты в единое целое поэзия и драматическое искусство, вокальная и инструментальная музыка, мимика. Особенности жанра оперы. Разновидности вокальных и инструментальных жанров, форм внутри оперы: увертюра, ария, речитатив, хор, ансамбль, а также исполнители (певцы, дирижёр, оркестр). Словесный текст оперы – либретто.
Сольные номера – ария, ариозо, ариетта, каватина. Значение хора в опере. Оркестр в опере.
Примерный музыкальный материал:
Глинка М. «Иван Сусанин», «Руслан и Людмила»; Н.А. Римский – Корсаков «Снегурочка», «Сказка о царе Салтане»; В.А. Моцарт «Свадьба Фигаро»;
Тема 5. Балет.
Знакомство с жанром балета, его происхождением, с либретто балетного спектакля, основой которого являются сказочные сюжеты; с именами лучших отечественных танцоров и хореографов.
Балет - искусство синтетическое. В нем воедино переплетены различные виды искусства: литература, инструментально-симфоническая музыка, хореография, (танцоры-солисты, кордебалет - массовые сцены), драматическое и изобразительное искусство (театральное действие,
костюмы, декорации).
Балет – музыкально-хореографический спектакль, в котором органически сочетаются музыка, танец, драматургическое действие и элементы изобразительного искусства. История балета. Балет в России.
Примерный музыкальный материал:
И.Ф. Стравинский «Петрушка», «Весна Священная»; С.С. Прокофьев «Ромео и Джульетта», «Золушка»; П.И. Чайковский «Спящая красавица», «Щелкунчик».