Методическое обеспечение учебного процесса

Изучение учебного предмета «Слушание музыки» осуществляется в форме мелкогрупповых занятий.

Наиболее продуктивная форма работы с учащимися младших классов - это уроки - беседы, включающие в себя диалог, рассказ, краткие объяснения, учебно-практические и творческие задания. Педагог, добиваясь эмоционального отклика, подводит детей к осмыслению собственных переживаний, использует при этом беседу с учащимися, обсуждение, обмен мнениями. Процесс размышления идет от общего к частному и опять к общему на основе ассоциативного восприятия. Через сравнения, обобщения педагог ведет детей к вопросам содержания музыки.

Программа учебного предмета «Слушание музыки» предполагает наличие многопланового пространства музыкальных примеров. Оно создается при помощи разнообразия форм, жанров, стилевых направлений (в том числе, современной музыки).

Осваивая программу, учащиеся должны выработать примерный алгоритм слушания незнакомых произведений. В процессе обучения большую роль играют принципы развивающего (опережающего) обучения: поменьше давать готовых определений и строить педагогическую работу так, чтобы вызывать активность детей, подводить к терминам и определениям путем «живого наблюдения за музыкой» (Б. Асафьев). Термины и понятия являются итогом работы с конкретным музыкальным материалом, используются как обобщение слухового опыта, но не предшествуют ему. «Термин должен обобщать уже известное, но не предшествовать неизвестному» (А. Лагутин).

Слушая музыку, учащиеся могут выступать в роли «ученого-наблюдателя» (когда речь идет о элементах музыкального языка), воспринимать ее в формате сопереживания (эпитеты, метафоры), сотворчества. Главным на уроке становится встреча с музыкальным произведением. Сущность слушания музыки можно определить как внутреннее приобщение мира ребенка к миру героя музыки. Таким образом, на уроках «Слушание музыки» целесообразно использование следующих методов работы

· Словесный

· Наглядный

· Практический

· Метод активации зрительного и слухового восприятия

· Метод сопоставления музыкальных произведений

· Метод игровой мотивации

· Участие в праздниках народного календаря

Примерные формы проведения уроков

· Урок-беседа

· Урок-сказка

· Урок-исследование

· Урок-состязание

· Урок-игра на закрепление пройденного материала

· Конкурсы и викторины

Участие детей в таких уроках помогает закрепить знания, умения и навыки, поддерживает интерес к предмету изучения, развивает самостоятельность, настойчивость, творческий потенциал.

Домашние задания на закрепление пройденного в классе материала должны быть небольшие по объему и доступными:

· Сочинение небольших рассказов по пройденной теме и прослушанным произведениям.

· Подбор картинок, загадок. Стихов к прослушанным произведениям

· Импровизация

· Рисунки и поделки к прослушанным произведениям

· Ответы на вопросы к пройденной теме (устно или письменно)

Список литературы

1. Асафьев Б.В. Путеводитель по концертам: Словарь наиболее необходимых терминов и понятий / Б.Асафьев. - М., 1978

2. Бернстайн Л. Концерты для молодежи / Л.Бернстайн. - Л., 1991

3. Выгодский Л.С. Психология искусства / Л.Выгодский. - М., 1968

4. Гилярова Н.Н. Хрестоматия по русскому народному творчеству / Н.Гилярова. - М., 1996

5. Гильченок Н.Г. Слушаем музыку вместе / Н.Гильченок. - СПб, 2006

6. Газарян С.С. В мире музыкальных инструментов / С.Газарян.- М., 1989

7. Жаворонушки. Русские песни, прибаутки, скороговорки, считалки, сказки, игры. Вып. 4. Сост. Г. Науменко. М.,1986

8. Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке / Д.Кабалевский. - М., 1989

9. Мазель Л.А. Строение музыкальных произведений / Л.Мазель М., 1979

10.  Музыкальный энциклопедический словарь. М., 1990

11.  Новицкая М.Ю. Введение в народоведение. Классы 1 – 2 / М.Новицкая. - М., 1997

12.  Попова Т.В. Основы русской народной музыки. Учебное пособие для музыкальных училищ и институтов культуры / Т.Попова. - М.,1977

13.  Римский-Корсаков Н. А. 100 русских народных песен / Н.Римский-Корсаков. - М.-Л., 1951

14.  Рождественские песни. Пение на уроках сольфеджио. Вып 1. Сост. Г.А. Ушпикова. М.,1996

15. Слушание музыки. Для 1-3 кл. Сост. Г.А.Ушпикова. СПб, 2008

16. Царева Н.А. Уроки госпожи Мелодии. Методическое пособие / Н.Царева. - М.,2007

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: