Различные виды маршей. Танцы (народные, старинные, современные)

Дать представление о первичных жанрах музыки (песня, танец, марш), их характерных особенностях. Песня, танец, марш (иногда в преображенном виде) встречаются в других произведениях (в программной и непрограммной музыке различных жанров). Музыкальное произведение может иметь признаки одновременно двух жанров (песни и марша, песни и танца, танца и марша)

При выборе музыкальных произведений показать детям разные виды

маршей — детский, военный, спортивный, траурный, сказочный.

Изучая танцы, можно познакомить детей с наиболее известны­ми европейскими танцами - менуэт, вальс, полька, по­казать наиболее яркие образцы различных национальных танцев — русских (камаринская, трепак, барыня), украинских (гопак), кавказ­ских (лезгинка), польских (мазурка и полонез).

Виды контроля по второй теме: музыкальная викторина танцев и маршей. По картинкам нужно узнать изображения танцев, по показу движений вспомнить танцы, в предложенных стихах дать характеристику бытовых жанров.

Примерный музыкальный материал:

Народные песни: «Во поле береза стояла» (обр. Н.А.Римского-Корсакова),

П.И. Чайковский «Русская песня», Д.Б. Кабалевский «Песенка»

Ф. Шуберт «Серенада», С.С. Прокофьев «Марш», П.И. Чайковский «Марш   деревянных солдатиков»

М.И. Глинка Марш Черномора из оперы «Руслан и Людмила»

Н.А. Римский-Корсаков Шествие царя Берендея из опе­ры «Снегурочка»

Ф. Мендель­сон Свадебный марш из спектакля «Сон в летнюю ночь»

П.И. Чай­ковский Камаринская, Полька (из цикла «Детский альбом»)

М.И. Глинка Полька, В. А. Моцарт Менуэт, Л. Боккерини Менуэт

М.П. Мусоргский. Гопак из оперы «Сорочинская ярмарка»

Ф. Шопен Полонез A-dur, Мазурка B-dur, А.Г. Рубинштейн. Лезгинка из оперы

«Демон», А.И. Хачатурян Лез­гинка из балета «Гаянэ»

П.И. Чайковский Трепак из балета «Щелкунчик», «Детский альбом»:

«Камаринская», Н.А. Римский-Корсаков Опера «Снегурочка»:

хор «Прощай, масленица» пролог, Хор «Ай, во поле липенька» 3 д.

П.И. Чайковский Опера «Евгений Онегин»: хоры «Уж как по мосту, мосточку», «Девицы – красавицы», вальс, мазурка 2 к., полонез 6 к.

А.П. Бородин «Князь Игорь»: половецкие пляски 2 д.

М.П. Мусоргский «Сорочинская ярмарка»: гопак, А.И. Хачатурян «Гаянэ»: лезгинка, А. Моцарт «Дон Жуан»: менуэт, М. Равель «Болеро», В.А. Гаврилин Балет «Анюта»: вальс, Ф. Шопен Мазурки, полонез, вальс, Ж. Бизе «Кармен»: хабанера, сегидилья 2 акт.

Тема 2. Праздники Русской Православной Церкви:

Рождество Христово. Пасха.

Введение детей в мир духовной жизни людей. Знакомство с религиозными праздниками, традициями, песнями. Знакомство с сюжетом о рождении Иисуса Христа и народными обычаями празднования церковного праздника - Рождества Христова. Осознание образов рождественских песен, народных песен-колядок.

Знакомство с рождественскими образами в русской и в западноевроп. музыке.

Примерный музыкальный материал:

  П.И. Чайковский «Детский альбом»: Утренняя молитва, В церкви

Рождественские колядки «Щедрый вечер», «Рождество Христово»

Ф.Шуберт «Аве Мария»; Бах-Гуно «Аве Мария»; Дж. Каччини «Аве Мария»;

Н.А. Римский-Корсаков «Ночь перед Рождеством» - симф. вступление «Святый

вечер», произведения А. Архангельского, П. Чеснокова.

Детские пасхальные песни «Христос воскрес»,

Тема 3. Времена года в народном календаре

Изучая с детьми фольклор, следует вспомнить вместе с ними на­родные праздники, показать образцы декоративно-прикладного искусства, рассказать о народных промыс­лах. Обязательно использовать изображения народных костюмов, характерных для того края, где живут дети.

Главная задача — создать ощущение единства и преемственно­сти поколений, воспитать интерес к истории своего края, своего рода, гордость за свою Родину и любовь к ее национальному куль­турному достоянию.

  Весна. Обряды и песни. Веснянки. Встреча весны. Прилет птиц. Весенние заклички. Зимние народные обряды и песни. Масленица. Календарные даты, начало жатвы и ее ход, обряд завиванья бороды. Песни.

Летние праздники, обряды и песни.

Примерный музыкальный материал:

колядки, подблюдные песни, масле­ничные песни.

Н.А. Римский-Корсаков Проводы Масленицы из оперы «Снегурочка», песни-

веснянки, семицкие песни, купальские песни.

  Тема 4. Музыка народов мира.

Богатство и многообразие музыки разных народов мира. Знакомство с музыкальной культурой разных стран и народов. Особенности музыкального языка разных стран и народов. Различные направления музыки народов мира.

Примерный музыкальный материал:

Русские народные песни, Болгарская народная песня “Посадил полынь я”;

Д. Гершвин “Колыбельная” из оперы “Порги и Бесс”, Я. Сибелиус Симф. поэма

«Финляндия», Д. Гершвин Рапсодия в блюзовых тонах, Э. Григ «Пер Гюнт».

Тема 5. Героико-патриотическая тема в музыке.

Музыкальные образы родного края. Отличительные черты русской музыки.

Произведения, раскрывающие мужественный, героический, патриотический дух и характер нашего народа.

Примерный музыкальный материал:

М.П. Мусоргский «Рассвет на Москве-реке», вступление к опере «Хованщина»
 А.П. Бородин Симфония № 2 «Богатырская»


Й год обучения

Тема 1. Музыкальные инструменты

  Русские народные музыкальные инструменты. Возникновение оркестра народных инструментов, В.В. Андре­ев.

Особенности звучания инструментов и приемы игры на них. Репертуар. Современный этап развития народных оркестров.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: