Тема 1. Окружающий мир и музыка. Что такое музыка?

Сказки, легенды о музыке и музыкантах.

Что такое музыка? Когда она появилась? Истоки возникновения

музыки. Символ музыки. Для чего нужна музыка людям?

Музыка звучит в различных ситуациях. Кого называют музыкантом?

Кого называют композитором, исполнителем, слушателем?

Мифы разных народов о возникновении музыки, выдающихся певцах и исполнителях (Орфей, Садко), которые усмиряли звуками музыки стихии, диких зверей и злых духов, радовали людей.

Музыка в нашей жизни. Роль музыки в повседневной жизни.

Примерный музыкальный материал:

Г. В. Струве. « Яхочу услышать музы­ку», Е.П. Крылатов. «Откуда музыка берет начало?», А.Л. Гурилев. « Музыка»

русские народные песни, произведения композиторов в народном стиле,

русская духовная музыка (колокольный звон).

М.П. Мусоргский Опера «Борис Годунов»: пролог, 2 картина

К.В. Глюк Опера «Орфей», Н.А. Римский-Корсаков опера «Садко»

Тема 2. Музыка и другие виды искусства.

 Музыка и другие виды искусств. Что такое искусство? 

Названия различных видов искусства. Символы искусства. Какие предметы  стали символами искусства? Взаимодействие музыки с другими видами искусства.

Виды музыкального искусства. Синтез видов искусств.

Примерный дополнительный материал:

Использование произведений изобразительного искусства

Тема 3. Мир детства в музыке. Музыка для детей и о детях.

Дети слушают и поют шуточные и колыбельные песни, потешки, прибаутки и небылицы, заклички и считалки, а также произведения русской и

зарубежной музыки, в которых использованы эти песни.

Примерный музыкальный материал:

Колыбельные песни, потешки, приба­утки (на выбор педагога).

Игровые песни. Заклички. Потешки. Дразнилки. Считалки.

В.А.Моцарт «Детские игры», П.И. Чайковский «Детская песенка»

Ж. Бизе «Кармен», хор мальчиков.

Р.Шуман «Детские сцены» Игра в жмурки. Просьба ребенка.

Колыбельные песни.

Н.А. Римский – Корсаков «Садко», Колыбельная Волховы

Примерный музыкальный материал:

  П.И. Чайковский «Детский альбом», Р.Шуман «Альбом для юношества»,

«Детские сцены», А.К. Лядов «Музыкальная табакерка», «Детские песни»,

М.П. Мусоргский «Детская», «Картинки с выставки»,

 Б. Барток «Микрокосмос» (тетради 1, 2)

С.С. Прокофьев «Детская музыка», Г.В. Свиридов «Альбом пьес для детей»

Тема 4. Животные, птицы в музыке

 Беседа о животных: Какие животные знакомы детям? Как передвигаются различные животные? Какие они по размерам?

Дать представление об изобразительных возможностях музыки.

Сравнивать произведения, изображающие животных и птиц, находя в музыке характерные черты образа, опираясь на различие наиболее ярких средств музыкальной выразительности (характер звуковедения, темп, динамику, регистр, интонации звукоподражания). 

Сравнивать произведения с одинаковым названием.

Примерный музыкальный материал:

 К. Сен-Санс. «Карнавал животных»: Королевский марш льва,

Слон, Аквариум, Антилопы, Петухи и курицы, Кукушка Лебедь, Финал.

 А. Журбин, «Косо­лапый мишка», Д.Д. Шостакович. «Мед­ведь»

Д.Б. Кабалевский. «Ежик», Э. Тамберг. «Кукуют кукушки»

 Ж.Л. Металлиди. «Воробушкам хо­лодно»

 Н.А. Римский-Корсаков. Пляска золотых рыбок из оперы «Садко»

Тема 5. Музыка и сказка. Фантастические и сказочные персонажи

В музыке.

Вспоминаем известные сказки и их героев. Положительные и отрицательные персонажи. Характеристики этих героев.

Связь музыкальных и речевых интонаций, средств выражения речи и музыки (темп, тембр, высота, динамика, паузы, акценты, настроение).

Сравнивать произведения с одинаковыми названиями.

Примерный музыкальный материал:

П.И.Чайковский. «Баба-Яга»; А.К.Лядов. «Баба-яга»;

М.П.Мусоргский. «Избушка на курьих ножках», «Гном»;

Э. Григ. «Кобольд», «В пещере горного короля».

А.К.Лядов. «Кикимора», «Волшебное озе­ро».

С.М. Слонимский. «Марш Бармалея» Н.А. Римский-Корсаков.

«Три чуда» (сюита из оперы «Сказка о царе Салтане»)

П.И. Чайковский. Вступление к балету «Спящая красавица» (темы

Феи Карабос и Феи Сирени), Танец Феи Драже из балета «Щелкунчик»

Р. Шуман. «Дед Мороз» Н.А. Римский-Корсаков. Песня Деда Мороза,

вступление к опере «Снегурочка».

М.Глинка. Опера «Руслан и Людмила»: Сцена похищения Людмилы, Марш Черномора.

С.С. Прокофьев балет «Золушка»: «Часы», «Фея Сирени».

Тема 6. Музыка и природа. Времена года в музыке.

Состояния природы в разное время суток. Утро, день, вечер, ночь

Углублять представления об изобразительных возможностях музыки. Звукоподражания различным явлениям природы (капель, плеск ручейка), выражение настроений, созвучных той или иной картине природы, времени года.

Картины природы в музыке и изобразительном искусстве.

Выразительные средства в создании образа.

Примерный музыкальный материал:

П.И. Чайковский Опера «Евгений Онегин»: «Рассвет» (2 картина).

Н.А. Римский – Корсаков Симфоническая сюита «Шехеразада», 1 ч.,    Вступление к опере «Садко», 

М.П. Мусоргский Вступление к опере «Хованщина» 

П.И. Чайковский «Времена года», А. Вивальди «Времена года»

Г. В. Свиридов «Дождик», С.М. Майкапар «Облака плывут», Э. Григ

«Весной», Н.Я. Мясковский «Весеннее настроение», И.С. Бах. «Весна»

С.С. Прокофьев «Дождь и радуга», Г.В. Сви­ридов. «Весна и осень»

К. Дебюсси «Шаги на снегу»; Э. Григ «Утро»;

В.С.Калинни­ков Первая симфония, 2-я ч. (фрагмент)

С.С.Прокофьев «Ходит месяц над лугами», «Вечер»

В.А.Гаврилин «Вечерняя музыка» (из симфонии-действа «Перезвоны»).

Тема 7. Настроение и характер человека в музыке.

Дать представление о том, что музыка разных эпох выражает чувства, настроения, переживания человека. Понятие программной и непрограммной музыки.

Примерный музыкальный материал:

Л. Бетховен «Весело – грустно», Д.Б. Кабалевский «Плакса», «Злюка»,

«Резвушка», С.М. Майкапар «Тревожная минута», «Раздумье» 

С.С.Прокофьев «Болтунья», «Раскаяние», Г.В. Свиридов «Упрямец»

Р. Шуман «Первая утрата», «Порыв», П.И. Чайковский. «Мама», «Сладкая

гре­за», «Утренняя молитва», М.П.Мусоргский «Слеза»

А.Т.Гречанинов. «Жалоба» Р.Шуман. «Веселый крестьянин»;

С.В. Рахманинов «Весенние воды», «День ли царит»;

Ф. Шуберт Баллада «Лесной царь»;

В.А. Моцарт Опера «Свадьба Фигаро»: ария Керубино;

М.И. Глинка Опера «Руслан и Людмила»: увертюра, рондо Фарлафа, Камаринская;

И.С. Бах Токката и фуга ре-минор.

Й год обучения

Тема 1. Песня. Танец. Марш. Движения под музыку.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: