Примерный план методического анализа урока учителя

1. Организация урока. Начало урока. Подготовленность класса к уроку. Умение учителя мобилизовать внимание учащихся на учебную работу, создание рабочей обстановки в классе.

2. Тема и основные цели урока. Доведение до учащихся темы образовательной, развивающей и воспитательной цели урока. Место данного урока в системе уроков по теме, связь с предыдущими материалами.

3. Организационные стороны урока. Структура урока. Соответствие структуры урока его содержанию и целям. Взаимосвязь этапов урока, виды учебной деятельности. Целесообразность распределения времени на уроке. Занятость учащихся работой. Сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм работы.

4. Содержание деятельности учителя и учеников на уроке:

а) эффективность использования ранее приобретенных знаний, умений и навыков;

б) воспитание в процессе обучения;

в) эффективность использования жизненной активности учеников с целью развития у них познавательной активности и самостоятельности.

5. Соотнесение примененных методов изучения нового материала целям, содержанию урока и возрастным особенностям учащихся, а также решению задачи развития самостоятельности и активности учащихся в процессе усвоения знаний.

6. Роль и место самостоятельной работы на уроке. Место учебника, использование наглядности, характер вопросов и заданий.

7. Психологические основы урока. Развитие внимания, памяти, мышления, воображения, активность восприятия учащихся. Ритмичность урока: чередование легкого материала с трудным, письменных видов деятельности с устными. Нагрузка в течение урока.

8. Целесообразность дидактических задач, поставленных учащимся перед домашним заданием. Наличие, объем, характер домашних заданий.

9. Индивидуальный подход в процессе воспитания:

а) стиль работы учителя, педагогический такт, речь, кругозор, умение держаться и руководить классом;

б) оценка знаний и деятельности учащихся на уроке;

в) соблюдение гигиенических правил, условий поддержания работоспособности учащихся на уроке.

10. Выводы и предложения:

а) структура урока, ее целостность, эффективность использования разных видов деятельности;

б) методы и средства обучения, используемые на уроке, их эффективность;

в) реализация основных дидактических принципов на уроке;

г) художественная целостность урока, как она достигается;

д) достижение учебно-воспитательной цели урока;

е) опрос и педагогическая оценка на уроке;

ж) замечания и предложения.

Примерный план методического анализа урока однокурсника.

1. Начало урока, его организационное значение: готов ли класс уроку? Вывешены ли нужные пособия? Подготовлены ли классная доска, технические средства обучения, стенные? Каков настрой класса с первых минут урока?

2. Изучение нового материала: как учащиеся ознакомлены с темой урока? Раскрыты ли цели изучения нового материала или новой темы? Удалось ли обеспечить активное изучение нового материала? Какими способами оно осуществлялось? Делались ли выводы по ходу изучения материала урока или в конце его? Использованы ли возможности нового материала для решения воспитательных и развивающих целей урока?

3. Закрепление нового материала, на какие вопросы новой темы оно направлено, какие методы и приемы использовались для этого? Достигнуты ли цели закрепления?

4. Проверка домашнего задания: место на уроке, продолжительность, формы, и методы, полнота и глубина проверки, связь проверяемого материала с новой темой. Как осуществлялась активизация учебного процесса при проверке домашнего задания? Владеют ли учащиеся приемами работы различными видами учебных пособий? В чем состоит роль проверки домашнего задания в воспитании и развитии школьников? Объективны ли и мотивированы оценки учителя?

5. Соответствует ли содержание урока состоянию и требованиям современной науки?

6. Реализованы ли воспитательные возможности урока, и каковы приемы этого процесса?

7. Каково соотношение теоретических и эмпирических знаний - важного показателя уровня научности обучения?

8. Ведется ли на уроке работа по формированию умений и навыков, какие методические приемы при этом используются?

9. Каково соотношение отдельных методов обучения - объяснительно-иллюстративного, частично-поискового и исследовательского?

10. Как используются различные источники знаний по предмету с точки зрения характера познавательной деятельности учащихся?

11. Каков тип и структура урока, его место в системе уроков по теме?

12. Задание на дом: содержание и задания. Предусмотрена ли работа с различными учебными пособиями? Использованы ли задания в конце параграфа учебника? Дана ли инструкция по его выполнению?

13. Какова эффективность урока в отношении усвоения знаний учащимися и реализации других целей урока?

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: