Задание 1. Психолого-педагогическая характеристика личности школьника.
Для успешной профессиональной работы в период прохождения практики студент, применяя методы психологического изучения личности: наблюдение и метод обобщенных суждений, составляет психолого-педагогическую характеристику на одного ученика класса.
Задание 2. Психолого-педагогическая характеристика класса.
В процессе педагогической практики студент учится анализировать и оценивать классный коллектив как объект учебно-воспитательной работы учителей и субъект деятельности, направленный на выполнение требования учителей. С учетом этого, практикант составляет психолого-педагогическую характеристику классного коллектива с целью определения основных направлений дальнейшей учебно-воспитательной работы с ним.
Задание 3. Педагогическое мастерство учителя.
Во время посещения уроков у одного учителя, студент изучает и анализирует индивидуальные стилевые особенности общения учителя с учащимися на уроке: общую характеристику стиля общения, речевого и невербального поведения учителя, его педагогический этикет и такт, способы воздействия на учащихся.
|
|
Методические рекомендации по организации выполнения
заданий по психологии
Психолого-педагогическая характеристика личности школьника
Схема психолого-педагогической характеристики школьника
1. Общие сведения: класс, возраст, физическое развитие и состояние здоровья.
2. Краткая характеристика отношений с педагогическим коллективом, отдельными учителями; взаимоотношения в классном коллективе.
3. Круг общения:
· широта круга общения в классном коллективе;
· характеристика общения с разными категориями людей
(взрослыми, сверстниками, младшими).
4. Особенности учебной деятельности:
· успехи в учебной деятельности;
· качества личности, проявляемые в отношениях к учебной деятельности: активность, настойчивость, самостоятельность, аккуратность, умение работать с книгой и т.д.;
· мотивы учения.
5. Поведение (дисциплина учащегося в школе, мотивы поведения).
6. Уровень развития познавательных процессов (восприятие, внимание, память, мышление, речь, воображение).
7. Характеристики эмоционально-волевой сферы:
· преобладание эмоции и настроения;
· уровень волевой саморегуляции и волевые качества личности, отношение к самовоспитанию.
8. Методом наблюдения определяется преобладающий тип темперамента).
9. Характеристика способностей и профессиональных интересов школьника.
10. Педагогические рекомендации возможных путей дальнейшего формирования личности школьника.
|
|
11. Общие выводы (свое впечатление о ребенке; можно дописать то, что не было в характеристике; пожелания ребенку - пути дальнейшего развития и воспитания личности).
Ход выполнения задания. Психолого-педагогическая характеристика составляется по схеме, указанной выше. Она должна быть полной, и может включать в себя другие, помимо указанных в схеме, стороны личности учащегося, если они для данного учащегося оказываются существенными, типичными.
Ниже проставляется дата составления характеристики. В конце текста характеристики студент ставит свою подпись.
Форма характеристики (текст) может быть произвольной, в рамках предложенной схемы. Студент при этом должен пользоваться принятой в учебной литературе психолого-педагогической терминологией. В общих выводах необходимо сжато обобщить основные достоинства и недостатки личности школьника.
Психолого-педагогическая характеристика класса
Для успешной профессиональной работы в период практики студенту в течение первой недели необходимо изучить класс. При изучении класса используется метод наблюдения, обеспечивающий объективность выводов (ознакомление с классным журналом, беседа с классным руководителем).