Примерный план проведения методического анализа урока

1. Соответствие поставленных задач на уроке и их реализация. Достижение триединых целей урока (воспитание, образование, развитие ученика). Реализация целей в структуре и содержании, выбор типа урока, способы постановки учебных задач и мотивации учебной деятельности.

2. Проверка знаний и умений школьников:

- оценить деятельность учителя по характеру сообщения темы, повторения и организации произвольного внимания учеников (проблемность в заданиях и вопросах, разъяснение обязанностей отвечающих и слушающих ответ, объяснение индивидуальных и фронтальных заданий);

- формы проверки (индивидуальная, фронтальная и т.д.), характер содержания вопросов и заданий;

- деятельность учащихся во время проверки;

- оценка знаний и умений, ее мотивировка учителем;

- время, затраченное на проверку.

 

3. Изучение нового материала:

- Подготовка учащихся к восприятию новых знаний: сообщение темы, цели, мотивация деятельности, постановка общей проблемы.

- Характер изложения нового материала: доступность, научность, наглядность, системность, установление межпредметных связей. Оценить содержание изложения новых знаний учителем: образовательно-воспитательную ценность; его убежденность при изложении знаний; сочетание основных дидактических принципов: научности и глубины с доступностью и наглядностью, соответствие возрастным особенностям детей, установление межпредметных связей, умение выявить опорные знания по географии и другим предметам в связи с изучением нового материала.

- Методы и приемы изучения нового материала. Активизация познавательной деятельности учащихся, эффективность использования наглядных пособий. Определить методы и приемы устного изложения знаний и оценить их со стороны соответствия целям, содержанию и подготовленности школьников и разнообразия приемов изложения (характер вопросов, как они направляют их мыслительную деятельность на выявление фактологических знаний, общих понятий и закономерностей, причинно-следственных связей и т.д.).

- Использование средств обучения: учебник, пособия, раздаточный материал, их роль в решении поставленных целях урока.

- Характер деятельности учащихся: организация практических и самостоятельных работ.

- Управление деятельностью учеников на уроке.

4. Закрепление нового материала.

Необходимо выяснить, в какой части урока закрепляется данный материал и почему. В какой из них и с какой целью повторялся, на что были направлены вопросы – на память и простое воспроизведение вновь изученных знаний или на применение приобретенных знаний в новых условиях. Каким образом закреплялись новые умения по работе с картами, таблицами; были ли интересными вопросы и т.д.

5. Задание на дом.

Надо установить, в чем заключается работа, каково количество заданного материала, есть ли задания на самостоятельное изучение материала, в какой форме оно давалось. Были ли даны учителем разъяснения, конкретные указания о том, каким образом должен быть изучен и повторен текст, что и как должно быть записано в тетради и оформлено на контурных картах. Достаточно ли времени было отведено на объяснение выполнения домашнего задания, все ли ученики поняли его и успели записать в дневники.

6. Оценить работу учащихся на всех этапах урока.

Общее впечатление о внимательности и сосредоточенности, осознанности и активности; быстроте реакции класса на вопросы учителя и умение отвечать с места.

Оценить работу отвечающего у доски школьника:

- умение полно и четко излагать материал, совмещая ответ;

- комментировать свои действия;

- излагать материал в иной последовательности, чем представлен в учебнике.

Подвести итоги оценки работы учащихся: во время повторения и учета знаний, при объяснении учителем новых знаний, в заключительной части урока.

Выводы по уроку.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: