1. Соответствие поставленных задач на уроке и их реализация. Достижение триединых целей урока (воспитание, образование, развитие ученика). Реализация целей в структуре и содержании, выбор типа урока, способы постановки учебных задач и мотивации учебной деятельности.
2. Проверка знаний и умений школьников:
- оценить деятельность учителя по характеру сообщения темы, повторения и организации произвольного внимания учеников (проблемность в заданиях и вопросах, разъяснение обязанностей отвечающих и слушающих ответ, объяснение индивидуальных и фронтальных заданий);
- формы проверки (индивидуальная, фронтальная и т.д.), характер содержания вопросов и заданий;
- деятельность учащихся во время проверки;
- оценка знаний и умений, ее мотивировка учителем;
- время, затраченное на проверку.
3. Изучение нового материала:
- Подготовка учащихся к восприятию новых знаний: сообщение темы, цели, мотивация деятельности, постановка общей проблемы.
- Характер изложения нового материала: доступность, научность, наглядность, системность, установление межпредметных связей. Оценить содержание изложения новых знаний учителем: образовательно-воспитательную ценность; его убежденность при изложении знаний; сочетание основных дидактических принципов: научности и глубины с доступностью и наглядностью, соответствие возрастным особенностям детей, установление межпредметных связей, умение выявить опорные знания по географии и другим предметам в связи с изучением нового материала.
|
|
- Методы и приемы изучения нового материала. Активизация познавательной деятельности учащихся, эффективность использования наглядных пособий. Определить методы и приемы устного изложения знаний и оценить их со стороны соответствия целям, содержанию и подготовленности школьников и разнообразия приемов изложения (характер вопросов, как они направляют их мыслительную деятельность на выявление фактологических знаний, общих понятий и закономерностей, причинно-следственных связей и т.д.).
- Использование средств обучения: учебник, пособия, раздаточный материал, их роль в решении поставленных целях урока.
- Характер деятельности учащихся: организация практических и самостоятельных работ.
- Управление деятельностью учеников на уроке.
4. Закрепление нового материала.
Необходимо выяснить, в какой части урока закрепляется данный материал и почему. В какой из них и с какой целью повторялся, на что были направлены вопросы – на память и простое воспроизведение вновь изученных знаний или на применение приобретенных знаний в новых условиях. Каким образом закреплялись новые умения по работе с картами, таблицами; были ли интересными вопросы и т.д.
|
|
5. Задание на дом.
Надо установить, в чем заключается работа, каково количество заданного материала, есть ли задания на самостоятельное изучение материала, в какой форме оно давалось. Были ли даны учителем разъяснения, конкретные указания о том, каким образом должен быть изучен и повторен текст, что и как должно быть записано в тетради и оформлено на контурных картах. Достаточно ли времени было отведено на объяснение выполнения домашнего задания, все ли ученики поняли его и успели записать в дневники.
6. Оценить работу учащихся на всех этапах урока.
Общее впечатление о внимательности и сосредоточенности, осознанности и активности; быстроте реакции класса на вопросы учителя и умение отвечать с места.
Оценить работу отвечающего у доски школьника:
- умение полно и четко излагать материал, совмещая ответ;
- комментировать свои действия;
- излагать материал в иной последовательности, чем представлен в учебнике.
Подвести итоги оценки работы учащихся: во время повторения и учета знаний, при объяснении учителем новых знаний, в заключительной части урока.
Выводы по уроку.