Технологическая карта урока – современная форма проектирования педагогического взаимодействия учителя и учащихся, в которой представлено описание процесса деятельности от цели до результата. Представляет собой графический вариант традиционного плана-конспекта, которой присущи интерактивность, структурированность, алгоритмичность при работе с информацией и технологичность.
Использование технологической карты помогает целостно и системно спроектировать процесс обучения, детально проработать все этапы урока, конкретизировать, варьировать и согласовывать действия всех субъектов образовательного процесса, организовывать самостоятельную деятельность, соотносить результат с целью обучения.
При конструировании технологической карты урока необходимо учитывать следующие позиции:
- должен быть описан весь процесс деятельности с указанием конечного результата;
- должны быть указаны все операции, их составные части с максимально полным отражением их последовательности;
- должны быть названы материалы, перечислено оборудование, указаны инструменты;
- должна быть отражена координация и синхронизация действий всех субъектов педагогической деятельности;
- должно быть рассчитано время выполнения всех операций.
В технологических картах учитель должен детально расписать следующие этапы занятия:
|
|
Ø Организация класса.
Ø Проверка домашнего задания.
Ø Актуализация знаний.
Ø Ознакомление с новым материалом.
Ø Первичная проверка изученного материала.
Ø Закрепление.
Ø Применение полученных в ходе занятия знаний на практике.
Ø Обобщение и систематизация.
Ø Домашнее задание.
Ø Подведение итогов.
Алгоритм составления технологической карты
- Определить и сформулировать тему урока, место темы в учебном курсе, ведущие понятия, на которые опирается данный урок.
- Сформулировать целевую установку урока, обозначить обучающие, развивающие и воспитывающие функции урока.
- Спланировать учебный материал, подобрать учебные задания, целью которых является: узнавание нового материала, его воспроизведение; применение знаний в знакомой ситуации; применение знаний в новой ситуации; творческий подход к знаниям.
- Упорядочить учебные задания в соответствии с принципом «от простого к сложному». Составить три набора заданий: задания, подводящие ученика к воспроизведению материала; задания, способствующие осмыслению материала учеником; творческие задания.
- Продумать уникальность урока. Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, восторг учеников — одним словом то, что они будут помнить, когда все забудут. Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, эффектный опыт, нестандартный подход уже к известному материалу.
- Сгруппировать учебный материал (Определить последовательность работы с отобранным материалом и каким образом будет осуществлена смена видов деятельности учащихся).
- Спланировать контроль за деятельностью учащихся на уроке, для чего продумать:
— что контролировать;
|
|
— как контролировать;
— как использовать результаты контроля.
- Подготовить оборудование для урока.
- Составить список необходимых учебно-наглядных пособий, приборов и т.д. Продумать вид классной доски, чтобы весь новый материал остался на доске в виде опорного конспекта.
- Продумать задания на дом: его содержательную часть, а также рекомендации по его выполнению
На что обратить внимание!
· Тема
· Класс
· Тип урока
· Цель
· Задачи
· Планируемые результаты: (ДОЛЖНЫ ПРОВЕРЯТЬСЯ!!!)
- личностные
- предметные
- метапредметные
· УУД:
- Познавательные:
- Регулятивные:
- Коммуникативные:
· Оборудование
· Дидактическое обеспечение
· Ход урока
- Подробно расписаны этапы занятия (В соответствии с типом урока)
- Указывать время для каждого этапа
- Указывать алгоритмы действия учителя /учащихся
- Представить вопросы/задания и шаблоны ответов/выполнения на каждом этапе урока