Библиографический список

 

Монографии

 

1. Агарков М.М. Обязательство по советскому гражданскому праву // Ученые труды ВИЮН НКЮ СССР. Вып. III. 1940. С. 22, 23.

2. Алексеев С.С. Общие дозволения и общие запреты в советском праве М., 1989. С. 185.

3. Алексеев С.С. Структура советского права: собрание соч.: в 10 т. Т. 2. М.: Статут. 2010. С. 105-106.

4. Иоффе О.С. Избранные труды по гражданскому праву // Гражданское правоотношение. М.: Статут, 2009.

5. Основные направления развития конкуренции в глобальном и национальном аспекте: сборник научных трудов к пятилетию кафедры КП Московского государственного юридического университета им. О.Е. Кутафина (МГЮА) / Московское отделение Ассоциации юристов России; Ассоциация российских дипломатов; отв. ред. С.А. Пузыревский, М.А. Егорова. М.: Юстицинформ, 2018. 220 с.

6. Ответственность за нарушения антимонопольного законодательства: проблемы теории и практики: монография / отв. ред. С.В. Максимов, С.А. Пузыревский. М.: МГЮА - ИГП РАН: Норма: ИНФРА-М, 2016.

7. Проблемы реализации принципов права в предпринимательской деятельности: монография / МГУ им. М.В. Ломоносова; РАНХиГС при Президенте РФ; отв. ред. В.А. Вайпан, М.А. Егорова. М.: Юстицинформ, 2016.

8. Сорокин В.Д. Правовое регулирование: предмет, метод, процесс (макроуровень). СПб.: Юридический центр Пресс, 2003.

9. Яковлев В.Ф. Гражданско-правовой метод регулирования общественных отношений. М.: Статут, 2006.

10. Amato G. Antitrast and the Bounds of Power. Oxford, UK: Hart Publishing, 1997.

11. The International Handbook of Competition / ed. by M. Neumann, J. Weigand. Cheltenham, UK, Northampton, MA: Edward Elgar, USA, 2004.

 

Научные статьи

 

12. Кинев А.Ю., Франскевич О.П. Административно-правовые аспекты защиты конкуренции // Современное право. 2015. N 12.

13. Кинев А.Ю., Франскевич О.П. Защита и развитие конкуренции в РФ // Юрист. 2015. N 17.

14. Петров Д.А. Проблемы преподавания учебной дисциплины "Конкурентное право" // Конкурентное право. 2012. N 1. С. 44-48.

15. Попондопуло В.Ф. Государство и предпринимательство: проблемы взаимодействия // Юрист. 2015. N 20.

16. Попондопуло В.Ф. Развитие предпринимательства в России: правовые риски и возможности // Российское право: образование, практика, наука. 2010. N 4(69).

17. Stigler G.J. Perfect Competition, Historically Contemplated // Journal of Political Economy. 1957.65 Reprinted in Stigler G.J. Essays in the History of Economics. Chicago; L.: The University of Chicago Press, 1965. P. 234-267.

 

Учебники, учебные пособия и комментарии законодательства

 

18. Алексеев С.С. Общая теория социалистического права: курс лекций: учебное пособие: в 4 вып. Вып. 2. Нормы права и правоотношения / ред. Г.И. Петрищева. Свердловск: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1964. С. 157, 160.

19. Алексеев С.С. Общие дозволения и общие запреты в советском праве. М.: Юрид. лит., 1989. С. 168.

20. Конкурентное право России: учебник / Д.А. Алешин, И.Ю. Артемьев и др. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2014.

21. Конкурентное право РФ / под ред. Н.И. Клейн, Н.Е. Фонаревой. М., 1999.

22. Комментарий к Федеральному закону "О защите конкуренции" / В.Ф. Попондопуло, А.М. Баринов, О.А. Городов, Д.А. Жмулина, К.К. Лебедев, О.А. Макарова, Д.А. Петров; под ред. В.Ф. Попондопуло, Д.А. Петрова. М.: Норма: ИНФРА-М, 2013.

23. Петров Д.А. Конкурентное право: теория и практика применения: учебник для магистров / под общ. ред. В.Ф. Попондопуло. М.: Юрайт, 2017.

24. Писенко К.А., Цинделиани И.А., Бадмаев Б.Г. Правовое регулирование конкуренции и монополии в РФ: курс лекций. М., 2011.

25. Научно-практический комментарий к Федеральному закону "О защите конкуренции" / отв. ред. И.Ю. Артемьев; МГИМО МИД России, ФАС России, ООО "Статут". 2-е издание, перераб. и доп. М.: Статут, 2016. 1024 с.

26. Конкурентное право: учебник / Д.А. Гаврилов, С.А. Пузыревский, Д.И. Серегин; отв. ред. С.А. Пузыревский. М.: Норма: ИНФРА-М, 2015. 416 с.

 

Авторефераты диссертаций

 

27. Гутерман А.Е. Антимонопольное регулирование соглашений ХС по зак-ву РФ: автореф. дис. _ канд. юрид. наук. М., 2015.

28. Казачкова З.М. Государственное антимонопольное регулирование в России и США: сравнительное правовое исследование: дис. _ д-ра юрид. наук. М., 2002.

29. Касымов Р.Ш. Правовые модели координации экономической деятельности в РФ: автореф. дис. _ канд. юрид. наук. М., 2015.

30. Кинев А.Ю. Административно-правовая защита конкуренции: проблемы и пути совершенствования: автореф. дис... д-ра юрид. наук. М., 2014.

 

Судебная практика

 

31. Определение Конституционного Суда РФ от 14.05.2015 N 1076-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы закрытого акционерного общества "АРГУС-СПЕКТР" на нарушение конституционных прав и свобод п. 5 ч. 2 ст. 39 Федерального закона "О защите конкуренции" // Вестник Конституционного Суда РФ. 2015. N 4.

32. Определение Конституционного Суда РФ от 29.01.2015 N 185-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Запрягаева Александра Борисовича на нарушение его конституционных прав ч. 1 ст. 10 Федерального закона "О защите конкуренции" и положениями ст. 14.31 Кодекса РФ об административных правонарушениях".

33. Определение Конституционного Суда РФ от 03.04.2012 N 630-О "По запросу Администрации Краснодарского края о проверке конституционности п. "а" п. 3 ч. 1 ст. 23 Федерального закона "О защите конкуренции".

34. Определение Конституционного Суда РФ от 20.11.2014 N 2634-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью "ЭкоАльянс" на нарушение конституционных прав и свобод положениями ч. 1 ст. 25 Федерального закона "О защите конкуренции".

35. Обзор по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной сфере (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.03.2016).

36. Постановление Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства".

37. Постановление Президиума ВАС РФ от 21.12.2010 N 9966/10 по делу N А27-12323/2009 // Вестник ВАС РФ. 2011. N 4. Апр.

38. Постановление Президиума ВАС РФ от 12.11.2013 N 18002/12 по делу N А47-7950/2011 // Вестник ВАС РФ. 2014. N 5.

 

Тема 2. Участники конкурентных отношений

 

Содержание темы

 

Понятие хозяйствующего субъекта, финансовой организации, субъекта естественных монополий. Рыночный потенциал ХС.

Реальные и потенциальные продавцы и покупатели.

Понятие группы лиц.

Федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, организации, участвующие в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк РФ.

Правовое положение в антимонопольном законодательстве финансовой организации, поднадзорной Центральному банку РФ, а также иных финансовых организаций.

 

Тезисы по теме

 

Хозяйствующим субъектом признаются коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход; индивидуальный предприниматель; иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.

Здесь следует выделить две категории лиц.

Первая - коммерческие организации, некоммерческие организации, осуществляющие деятельность, приносящую им доход; индивидуальные предприниматели, перечень которых является в достаточной степени определенным и правовое положение которых основывается на ГК РФ и ряде специальных законов, принятых в его развитие. Эти субъекты, обладая хозяйственной компетенцией, своей волей принимают участие в осуществлении приносящей доход деятельности и способны формировать условия обращения производимых ими товаров (работ, услуг).

В зависимости от вида осуществляемой деятельности законодательство может устанавливать особенности участия в конкурентных отношения тех или иных субъектов. Так, Закон о конкуренции дополнительно выделяет финансовые и кредитные организации, субъектов естественных монополий в качестве специальных ХС, в отношении которых меры антимонопольного регулирования применяются с некоторыми особенностями.

Вторая категория - физические лица, не зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, но осуществляющие профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.

Профессиональная деятельность является разновидностью экономической деятельности вообще и в силу этого обладает не только общими признаками, присущими любому виду экономической деятельности (самостоятельным характером, осуществлением деятельности субъектом на свой риск и под свою ответственность, получение определенных экономических выгод от осуществления деятельности), но и специальными признаками, позволяющими отделить профессиональную деятельность от иных, смежных видов экономической деятельности, в том числе от предпринимательской.

Профессиональной деятельностью является самостоятельная, осуществляемая систематически, на свой риск и под свою имущественную ответственность в целях получения дохода физическими лицами деятельность, обладающими знаниями, навыками и умениями для исполнения обязательств (обязанностей) по определенной профессии, роду занятий, трудовой функции.

Членство в саморегулируемой организации может быть добровольным и обязательным. Законодатель, называя случаи обязательного саморегулирования, когда невозможно осуществлять определенный вид деятельности без членства в саморегулируемой организации, определяет, какими субъектами (предпринимательской или профессиональной деятельности) осуществляется саморегулируемый вид деятельности.

К физическим лицам, не зарегистрированным в качестве индивидуальных предпринимателей, осуществляющим приносящую доход профессиональную деятельность в силу членства в саморегулируемой организации, относятся, в частности: субъекты оценочной деятельности (ст. 4 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в РФ"*(16)); арбитражные управляющие (п. 1 ст. 20 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)"*(17)); аудиторы (ст. 4 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности"*(18)); медиаторы (ч. 1 ст. 16, п. 1 ч. 4 ст. 18 Федерального закона от 27.07.2010 N 193-ФЗ "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)"*(19)).

Финансовой организацией признается хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги, - кредитная организация, профессиональный участник рынка ценных бумаг, организатор торговли, клиринговая организация, микрофинансовая организация, кредитный потребительский кооператив, страховая организация, страховой брокер, общество взаимного страхования, негосударственный пенсионный фонд, управляющая компания инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, специализированный депозитарий инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, ломбард (финансовая организация, поднадзорная Центральному банку РФ), лизинговая компания (иная финансовая организация, финансовая организация, не поднадзорная Центральному банку РФ) (п. 6 ст. 4 Закона о конкуренции).

Правовое положение каждого из указанных в качестве разновидности финансовой организации ХС определяется специальным зак-вом.

При определении статуса финансовой организации использовано два критерия:

1) финансовой организацией признается хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги.

В свою очередь финансовой услугой является банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц (п. 2 ст. 4 Закона о конкуренции);

2) установлен перечень организаций, осуществляющих соответствующие виды финансовой деятельности, правовое положение каждой из которых определяется соответствующими специальными законами, и подразделяемых на финансовые организации, поднадзорные Центральному банку РФ, и финансовые организации, не поднадзорные Центральному банку РФ.

Кредитной организацией является хозяйственное общество, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка РФ (Банка России) имеет право осуществлять банковские операции*(20).

Субъектом естественной монополии согласно абз. 3 ч. 1 ст. 3 Закона о естественных монополиях является хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии, когда состояние товарного рынка таково, что удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном ТР-ке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

Приобретатели товаров (работ, услуг) прямо названы в Законе о конкуренции в качестве субъектов, участвующих в процессах приобретения товара на товарных рынках (п. 3, 4 ст. 4, п. 5 ч. 1 ст. 15 Закона о конкуренции). И хотя Закон о конкуренции непосредственно не регулирует отношения с участием приобретателей товаров, тем не менее он направлен на обеспечение и защиту их законных интересов.

В состав ХС включаются уже действующие на ТР-ке хозяйствующие субъекты, реализующие в его границах товар в пределах определенного временного интервала исследования товарного рынка. Но негативное воздействие на конкуренцию может осуществляться и с целью недопущения на товарный рынок тех ХС, которые обладают требуемым для этого потенциалом. Поэтому антимонопольное законодательство в ряде случаев использует понятия потенциальный приобретатель или потенциальный покупатель, определяя их как лицо, которое готово (при обычных условиях оборота и отсутствии нарушений законодательства РФ) приобрести товар (работу, услугу).

В состав ХС, действующих на рассматриваемом рынке, могут быть также включены потенциальные продавцы - физические и юридические лица, которые в течение краткосрочного периода (не более года) могут при обычных условиях оборота и без дополнительных издержек (издержки окупаются в течение года при уровне цен, отличающемся не более чем на 10% от сложившейся средневзвешенной рыночной цены) войти на данный товарный рынок (п. 5.1 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на ТР-ке).

Необходимость установления потенциального и в противовес ему реального (существующего) конкурента (покупателя, продавца, партнера и пр.) обусловливается необходимостью оценки потенциального воздействия на состояние конкурентной среды. Закон о конкуренции не устанавливает содержание этих терминов.

На конкурентные отношения способны оказать влияние субъекты, обладающие публичной компетенцией: федеральные органы исполнительной власти; органы государственной власти субъектов РФ; органы местного самоуправления; иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации; организации, участвующие в предоставлении государственных или муниципальных услуг; государственные внебюджетные фонды; Центральный банк РФ.

Эти субъекты, не принимая непосредственного участия в конкурентной борьбе, но реализуя властные публичные полномочия, способны оказать решающее воздействие на условия обращения товаров (работ, услуг), повлиять на принимаемые хозяйствующими субъектами решения, создать неоправданные преимущества отдельным хозяйствующим субъектам и иным негативным образом воздействовать на состояние конкуренции. Этим обусловливается включение их в орбиту действия антимонопольного законодательства.

Антимонопольное законодательство распространяет свое действие не только на отдельно взятого хозяйствующего субъекта, но и на нескольких ХС (см., например, п. 8, 17 ст. 4, ст. 5, 17, 24 и др. Закона о конкуренции) или группу лиц (см. п. 9, 10, 14, 17 ст. 4, ст. 5, 7, 9, 20 и др. Закона о конкуренции).

Группа лиц представляет собой совокупность юридических и физических лиц (ст. 9 Закона о конкуренции), определяемую в качестве правового образования в силу соответствия закрепленным законом способам контроля и влияния друг на друга.

Совокупность физических лиц и (или) юридических лиц в целях их отнесения к группе лиц должны соответствовать одному или нескольким признакам из перечисленных ниже:

1) хозяйственное общество (товарищество, хозяйственное партнерство) и физическое лицо или юридическое лицо, если такое физическое лицо или такое юридическое лицо имеет в силу своего участия в этом хозяйственном обществе (товариществе, хозяйственном партнерстве) либо в соответствии с полномочиями, полученными, в том числе на основании письменного соглашения, от других лиц, более чем 50% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли) в уставном (складочном) капитале этого хозяйственного общества (товарищества, хозяйственного партнерства);

2) хозяйственное общество (товарищество, хозяйственное партнерство) и физическое лицо или юридическое лицо, если такое физическое лицо или такое юридическое лицо осуществляет функции единоличного исполнительного органа этого хозяйственного общества (товарищества, хозяйственного партнерства);

3) хозяйственное общество (товарищество, хозяйственное партнерство) и физическое лицо или юридическое лицо, если такое физическое лицо или такое юридическое лицо на основании учредительных документов этого хозяйственного общества (товарищества, хозяйственного партнерства) или заключенного с этим хозяйственным обществом (товариществом, хозяйственным партнерством) договора вправе давать этому хозяйственному обществу (товариществу, хозяйственному партнерству) обязательные для исполнения указания;

4) хозяйственное общество (товарищество, хозяйственное партнерство), в котором более чем 50% количественного состава коллегиального исполнительного органа и (или) совета директоров (наблюдательного совета, совета фонда) составляют одни и те же физические лица;

5) хозяйственное общество (хозяйственное партнерство) и физическое лицо или юридическое лицо, если по предложению такого физического лица или такого юридического лица назначен или избран единоличный исполнительный орган этого хозяйственного общества (хозяйственного партнерства);

6) хозяйственное общество и физическое лицо или юридическое лицо, если по предложению такого физического лица или такого юридического лица избрано более чем 50% количественного состава коллегиального исполнительного органа либо совета директоров (наблюдательного совета) этого хозяйственного общества;

7) физическое лицо, его супруг, родители (в том числе усыновители), дети (в том числе усыновленные), полнородные и неполнородные братья и сестры;

8) лица, каждое из которых по какому-либо из указанных в п. 1-7 признаков входит в группу с одним и тем же лицом, а также другие лица, входящие с любым из таких лиц в группу по какому-либо из указанных в п. 1-7 признаков;

9) хозяйственное общество (товарищество, хозяйственное партнерство), физические лица и (или) юридические лица, которые по какому-либо из указанных в п. 1-8 признаков входят в группу лиц, если такие лица в силу своего совместного участия в этом хозяйственном обществе (товариществе, хозяйственном партнерстве) или в соответствии с полномочиями, полученными от других лиц, имеют более чем 50% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли) в уставном (складочном) капитале этого хозяйственного общества (товарищества, хозяйственного партнерства).

Установленные Законом о конкуренции запреты на действия (бездействие) хозяйствующего субъекта, ХС распространяются на действия (бездействие) группы лиц.

Перечень признаков группы лиц можно систематизировать по нескольким критериям в зависимости от типа отношений, определяющих вхождение субъектов в ту или иную категорию: 1) имущественные отношения; 2) родственные отношения; 3) договорные отношения; 4) управленческие отношения; 5) смешанные отношения; 6) трудовые отношения. Полный их перечень установлен ст. 9 Закона о конкуренции.

Группа лиц хотя и выступает на рынке коллективно, осуществляя единообразное поведение, но не обладает правосубъектностью в полном объеме.

В соответствии с ч. 2 ст. 9 Закона о конкуренции, установленные данным законом запреты на действия (бездействие) хозяйствующего субъекта, ХС распространяются и на действия (бездействие) группы лиц.

 

Задачи

 

Задача 1

Физическое лицо, не являющееся индивидуальным предпринимателем, обратилось в уполномоченный орган местного самоуправления с просьбой предоставить земельный участок для размещения нестационарного торгового объекта (киоска) для организации предпринимательской деятельности по оказанию телекоммуникационных услуг.

Уполномоченный орган местного самоуправления отказал в данной просьбе, при этом обоснованного отказа не представил.

Антимонопольный орган на основании заявления физического лица принял решение в отношении уполномоченного органа местного самоуправления о прекращении нарушения законодательства о конкуренции, вызванного ограничением конкуренции и недопуском хозяйствующего субъекта на рынок.

Правомерна ли позиция антимонопольного органа?

Задача 2

Казенное учреждение является подведомственной организацией министерства, выполняет функции технического (строительного) контроля по государственным контрактам. Государственным заказчиком является министерство.

Может ли подведомственное министерству учреждение быть участником торгов на право заключения контракта с данным министерством?

Задача 3

Организация А владеет долей в размере 99% уставного капитала организации Б, суммарная стоимость их активов составляла 8 млрд. рублей.

Организация Б заключила договор аренды, в соответствии с которым получала во временное владение и пользование основные производственные средства организации В, балансовая стоимость которых составляла 30% балансовой стоимости основных производственных средств и нематериальных активов организации В.

Антимонопольный орган, признав организации А и Б группой лиц, принял решение, которым признал организацию А виновной в нарушении законодательства о конкуренции, выразившемся в непредставлении организацией А ходатайства о даче согласия на совершение действий по получению во владение и пользование производственных средств организации В.

Правомерно ли данное решение?

Задача 4

Распространяются ли положения ч. 2 ст. 29 Закона о конкуренции на случаи приобретения голосующих акций (долей в уставном капитале) кредитной организации, когда кредитная организация и лицо, приобретающее такие акции (доли), входят в одну группу лиц по основанию, предусмотренному п. 1 ч. 1 ст. 9 Закона о конкуренции?

Задача 5

Российское ООО является дочерней компанией по отношению к иностранной организации - производителю товара. ООО - единственный уполномоченный импортер данного товара на территории РФ, занимается исключительно оптовой торговлей: продает товар дилерам, которые, в свою очередь, реализуют его конечным покупателям через розничную сеть. Отношения с дилерами регулируются дилерским соглашением, которое не является договором коммерческой концессии. Дилерское соглашение содержит условие о цене и устанавливает обязательный для покупателя минимальный размер перепродажной цены товара согласно приложению к дилерскому соглашению.

Допустимо ли условие дилерского соглашения о минимальном размере цены перепродажи?

 

Ситуационное задание

 

Подготовьте юридическое заключение по одному из вопросов:

1. Будут ли органы государственной власти, а также органы местного самоуправления, распоряжающиеся акциями (долями) коммерческих организаций, находящимися в государственной (муниципальной) собственности, входить в группу лиц таких коммерческих организаций?

2. Будет ли входить в группу лиц хозяйственного общества физическое лицо, осуществляющее полномочия единоличного исполнительного органа общества на время отсутствия генерального директора общества (нахождение в отпуске, командировке и др.)?

 

Контрольные вопросы

 

1. Определите понятие субъекта КП.

2. Классифицируйте субъектов КП.

3. Раскройте основные признаки субъекта КП.

4. Определите понятие хозяйствующего субъекта и раскройте его роль в конкурентных правоотношениях.

5. Определите признаки группы лиц. Раскройте последствия образования группы лиц в рамках антимонопольного регулирования.

6. Какова роль органов государственной и муниципальной власти в конкурентных правоотношениях?

7. Определите понятие антимонопольного органа. Раскройте его положение среди субъектов КП.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: