1. Ограничивающие конкуренцию акты и действия органов государственной и муниципальной власти.
2. Ограничивающие конкуренцию соглашения и согласованные действия с участием органов государственной власти и местного самоуправления.
3. Государственные и муниципальные преференции: порядок предоставления и правовые последствия нарушения установленного порядка предоставления преференций.
Тесты
1. К основным видам антиконкурентных актов, а также действий (бездействий) органов государственной власти и органов местного самоуправления не относятся:
1) введение ограничений в отношении создания ХС в какой-либо сфере деятельности;
2) издание нормативных правовых актов;
3) установление запретов или введение ограничений в отношении осуществления отдельных видов деятельности или производства определенных видов товаров;
4) необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами.
2. В число субъектов, действия которых подпадают под запреты, предусмотренные ст. 16 Закона о конкуренции, не входят:
1) антимонопольный орган;
2) органы государственной власти субъектов РФ также без каких-либо ограничений;
3) федеральные органы исполнительной власти без каких-либо ограничений, т.е. включая министерства, федеральные службы, федеральные агентства, другие федеральные органы исполнительной власти, а также их территориальные подразделения; 4) органы местного самоуправления, т.е. администрации муниципальных образований и их подразделения.
3. Соглашения между исполнительными органами государственной власти, ОМС и хозяйствующими субъектами могут быть признаны допустимыми:
1) в любом случае;
2) если такие соглашения предусмотрены федеральными законами или нормативными правовыми актами Президента РФ, нормативными правовыми актами Правительства РФ;
3) если они утверждены антимонопольным органом;
4) ни в каком случае.
4. Необходимо ли доказывать наличие факта ограничения конкуренции в результате совершения действий органами государственной или муниципальной власти:
1) нет необходимости;
2) в обязательном порядке;
3) только в случаях, предусмотренных законом;
4) на усмотрение антимонопольного органа.
5. Может ли орган государственной власти или местного самоуправления быть участником согласованных действий:
1) может безусловно;
2) может только в случаях, прямо указанных в законе;
3) может по предварительному согласованию с антимонопольным органом;
4) не может ни в каком случае.
6. Государственная преференция по своей природе представляет собой:
1) норму права;
2) экономическое преимущество;
3) рыночное соперничество;
4) экономическое превосходство.
7. Государственные или муниципальные преференции не осуществляются в целях:
1) развития образования и науки;
2) защиты окружающей среды;
3) закрепления государственного или муниципального имущества за хозяйствующими субъектами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления;
4) производства сельскохозяйственной продукции.
8. Субъектом предоставления государственной преференции не могут являться:
1) коммерческие организации;
2) некоммерческие организации;
3) органы государственной власти;
4) органы местного самоуправления.
9. Получателем государственной преференции является:
1) антимонопольный орган;
2) орган местного самоуправления;
3) орган государственной власти;
4) хозяйствующий субъект.
10. Предоставление государственных и муниципальных преференций осуществляется с согласия:
1) антимонопольного органа;
2) органа местного самоуправления;
3) органа государственной власти;
4) хозяйствующего субъекта.
Библиографический список
Монографии
1. Агарков М.М. Обязательство по советскому гражданскому праву // Ученые труды ВИЮН НКЮ СССР. Вып. III. 1940. С. 22, 23.
2. Иоффе О.С. Избранные труды по гражданскому праву // Гражданское правоотношение. М.: Статут, 2009.
3. Алексеев С.С. Общие дозволения и общие запреты в советском праве. М., 1989. С. 185.
4. Алексеев С.С. Структура советского права: собрание соч. в 10 т. Т. 2. М.: Статут, 2010. С. 105-106.
5. Башлаков-Николаев И.В. Ответственность органов власти и их должностных лиц в сфере защиты конкуренции: монография. М.: Статут, 2014.
6. Проблемы реализации принципов права в предпринимательской деятельности: монография / МГУ им. М.В. Ломоносова; РАНХиГС при Президенте РФ; отв. ред. В.А. Вайпан, М.А. Егорова. М.: Юстицинформ, 2016.
7. Сорокин В.Д. Правовое регулирование: предмет, метод, процесс (макроуровень). СПб.: "Юридический центр Пресс", 2003.
8. Яковлев В.Ф. Гражданско-правовой метод регулирования общественных отношений. М.: Статут, 2006.
Научные статьи
9. Кинев А.Ю., Франскевич О.П. Административно-правовые аспекты защиты конкуренции // Современное право. 2015. N 12.
10. Кинев А.Ю., Франскевич О.П. Защита и развитие конкуренции в РФ // Юрист. 2015. N 17.
11. Петров Д.А. Антимонопольное законодательство: теория и практика применения. СПб.: Нестор-История, 2012.
12. Попондопуло В.Ф. Государство и предпринимательство: проблемы взаимодействия // Юрист. 2015. N 20.
13. Попондопуло В.Ф. Развитие предпринимательства в России: правовые риски и возможности // Российское право: образование, практика, наука. 2010. N 4(69).