Тема 5. Запрет на недобросовестную конкуренцию

 

Содержание темы

 

Понятие и признаки НДК. Формы НДК: разновидности и проблемы их правовой квалификации.

Запрет на недобросовестную конкуренцию путем дискредитации.

Запрет на недобросовестную конкуренцию путем введения в заблуждение.

Запрет на недобросовестную конкуренцию путем некорректного сравнения.

Запрет на недобросовестную конкуренцию, связанную с приобретением и использованием исключительного права на средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации товаров, работ или услуг.

Запрет на недобросовестную конкуренцию, связанную с использованием результатов интеллектуальной деятельности.

Запрет на недобросовестную конкуренцию, связанную с созданием смешения.

Запрет на недобросовестную конкуренцию, связанную с незаконным получением, использованием, разглашением информации, составляющей коммерческую или иную охраняемую законом тайну.

 

Тезисы по теме

 

Под недобросовестной конкуренцией понимаются любые действия ХС (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат зак-ву РФ, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации (п. 9 ст. 4 Закона о конкуренции).

Одним из признаков НДК как вида противоправного поведения является действие. Бездействие не может рассматриваться в качестве НДК, в силу чего сообщаемый ст. 14 Закона о конкуренции перечень запретов на недобросовестную конкуренцию не подлежит расширению за счет пассивного поведения (бездействия).

Запрет на недобросовестную конкуренцию адресован тем лицам, которые способны выступать с точки зрения Закона о конкуренции хозяйствующими субъектами. Иные лица, являющиеся самостоятельными участниками группы лиц (ст. 9 Закона о конкуренции), но не обладающими статусом хозяйствующего субъекта, не попадают под действие запрета на осуществление НДК. К таковым следует отнести: физических лиц, являющихся участниками (учредителями) юридического лица, занимающих должности в органах управления юридическим лицом, их супругов, родителей (в том числе усыновителей), детей (в том числе усыновленных), полнородных и неполнородных братьев и сестер, и пр.

Осуществляемые в рамках НДК действия должны быть направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности. В данном случае запрет распространяется на действия, совершаемые в рамках осуществления предпринимательской деятельности как разновидности экономической деятельности и не распространяется на иные виды деятельности, фактически осуществляемые предпринимателями. В сравнении в этой нормой ч. 2 ст. 34 Конституции РФ устанавливает более общий запрет, не допуская экономическую деятельность, направленную на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Квалифицируя действия в качестве НДК, доказывать наличие соответствующих последствий в виде убытков либо нанесения ущерба деловой репутации не требуется. Но в разумной степени доказательства реальной возможности наступления неблагоприятных последствий представить надо.

Формы НДК поименованы в ст. 14.1- 14.7 Закона о конкуренции и их перечень в силу ст. 14.8 Закона о конкуренции является открытым.

Запрет на недобросовестную конкуренцию путем дискредитации.

Не допускается недобросовестная конкуренция путем дискредитации, т.е. распространения ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту и (или) нанести ущерб его деловой репутации, в том числе в отношении:

1) качества и потребительских свойств товара, предлагаемого к продаже другим хозяйствующим субъектом-конкурентом, назначения такого товара, способов и условий его изготовления или применения, результатов, ожидаемых от использования такого товара, его пригодности для определенных целей;

2) количества товара, предлагаемого к продаже другим хозяйствующим субъектом-конкурентом, наличия такого товара на рынке, возможности его приобретения на определенных условиях, фактического размера спроса на такой товар;

3) условий, на которых предлагается к продаже товар другим хозяйствующим субъектом-конкурентом, в частности цены товара.

Запрет на недобросовестную конкуренцию путем введения в заблуждение. Не допускается недобросовестная конкуренция путем введения в заблуждение, в том числе в отношении:

1) качества и потребительских свойств товара, предлагаемого к продаже, назначения такого товара, способов и условий его изготовления или применения, результатов, ожидаемых от использования такого товара, его пригодности для определенных целей;

2) количества товара, предлагаемого к продаже, наличия такого товара на рынке, возможности его приобретения на определенных условиях, фактического размера спроса на такой товар;

3) места производства товара, предлагаемого к продаже, изготовителя такого товара, гарантийных обязательств продавца или изготовителя;

4) условий, на которых товар предлагается к продаже, в частности цены такого товара.

Запрет на недобросовестную конкуренцию путем некорректного сравнения. Не допускается недобросовестная конкуренция путем некорректного сравнения хозяйствующего субъекта и (или) его товара с другим хозяйствующим субъектом-конкурентом и (или) его товаром, в том числе:

1) сравнение с другим хозяйствующим субъектом-конкурентом и (или) его товаром путем использования слов "лучший", "первый", "номер один", "самый", "только", "единственный", иных слов или обозначений, создающих впечатление о превосходстве товара и (или) хозяйствующего субъекта, без указания конкретных характеристик или параметров сравнения, имеющих объективное подтверждение, либо в случае, если утверждения, содержащие указанные слова, являются ложными, неточными или искаженными;

2) сравнение с другим хозяйствующим субъектом-конкурентом и (или) его товаром, в котором отсутствует указание конкретных сравниваемых характеристик или параметров либо результаты сравнения не могут быть объективно проверены;

3) сравнение с другим хозяйствующим субъектом-конкурентом и (или) его товаром, основанное исключительно на незначительных или несопоставимых фактах и содержащее негативную оценку деятельности хозяйствующего субъекта-конкурента и (или) его товара.

Запрет на недобросовестную конкуренцию, связанную с приобретением и использованием исключительного права на средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации товаров, работ или услуг. Не допускается недобросовестная конкуренция, связанная с приобретением и использованием исключительного права на средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации товаров, работ или услуг (далее - средства индивидуализации).

Решение антимонопольного органа о нарушении положений части 1 настоящей статьи в отношении приобретения и использования исключительного права на товарный знак направляется заинтересованным лицом в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности для признания недействительным предоставления правовой охраны товарному знаку.

Запрет на недобросовестную конкуренцию, связанную с использованием результатов интеллектуальной деятельности. Не допускается недобросовестная конкуренция путем совершения хозяйствующим субъектом действий по продаже, обмену или иному введению в оборот товара, если при этом незаконно использовались результаты интеллектуальной деятельности, за исключением средств индивидуализации, принадлежащих хозяйствующему субъекту-конкуренту.

Запрет на недобросовестную конкуренцию, связанную с созданием смешения. Не допускается недобросовестная конкуренция путем совершения хозяйствующим субъектом действий (бездействия), способных вызвать смешение с деятельностью хозяйствующего субъекта-конкурента либо с товарами или услугами, вводимыми хозяйствующим субъектом-конкурентом в гражданский оборот на территории РФ, в том числе:

1) незаконное использование обозначения, тождественного товарному знаку, фирменному наименованию, коммерческому обозначению, наименованию места происхождения товара хозяйствующего субъекта-конкурента либо сходного с ними до степени смешения, путем его размещения на товарах, этикетках, упаковках или использования иным образом в отношении товаров, которые продаются либо иным образом вводятся в гражданский оборот на территории РФ, а также путем его использования в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая размещение в доменном имени и при других способах адресации;

2) копирование или имитация внешнего вида товара, вводимого в гражданский оборот хозяйствующим субъектом-конкурентом, упаковки такого товара, его этикетки, наименования, цветовой гаммы, фирменного стиля в целом (в совокупности фирменной одежды, оформления торгового зала, витрины) или иных элементов, индивидуализирующих хозяйствующего субъекта-конкурента и (или) его товар.

Запрет на недобросовестную конкуренцию, связанную с незаконным получением, использованием, разглашением информации, составляющей коммерческую или иную охраняемую законом тайну.

Не допускается недобросовестная конкуренция, связанная с незаконным получением, использованием или разглашением информации, составляющей коммерческую или иную охраняемую законом тайну, в том числе:

1) получение и использование указанной информации, обладателем которой является другой хозяйствующий субъект-конкурент, без согласия лица, имеющего право ею распоряжаться;

2) использование или разглашение указанной информации, обладателем которой является другой хозяйствующий субъект-конкурент, вследствие нарушения условий договора с лицом, имеющим право ею распоряжаться;

3) использование или разглашение указанной информации, обладателем которой является другой хозяйствующий субъект-конкурент и которая получена от лица, имеющего или имевшего доступ к указанной информации вследствие выполнения служебных обязанностей, если не истек установленный законом или договором срок ее неразглашения.

 

Задачи

 

Задача 1

Организация осуществляла образовательную деятельность по программам профессиональной подготовки водителей транспортных средств без соответствующей лицензии. Антимонопольный орган пришел к выводу, что данные действия организации нарушают требования п. 2 ч. 1 ст. 14 Закона о конкуренции, и привлек ее к ответственности по ч. 1 ст. 14.33 КоАП РФ. Антимонопольный орган посчитал, что организация получила при этом неправомерные преимущества перед другими хозяйствующими субъектами, осуществляющими этот же вид деятельности, что причинило или могло причинить им убытки, нанести вред их деловой репутации.

Подлежит ли в рассматриваемой ситуации организация ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 14.33 КоАП РФ? Является ли осуществление деятельности без соответствующей лицензии нарушением также п. 2 ч. 1 ст. 14 Закона о конкуренции?

Задача 2

Между страховой компанией (страховщиком) и организацией (страховым агентом) заключен агентский договор, в соответствии с которым организация от имени и за счет страховой компании осуществляет деятельность, направленную на заключение российскими и иностранными физическими и юридическими лицами договоров страхования со страховщиком.

Из указанного договора следует, что страховщик контролирует деятельность агента и имеет право истребовать у последнего документы, связанные с рекламой. Агентом была размещена реклама услуг: "Самые низкие цены ОСАГО".

Антимонопольный орган усмотрел в указанных действиях нарушение антимонопольного законодательства и привлек страховую компанию к ответственности.

Страховая компания считает, что возложение на нее ответственности за действия агента противоречит основополагающим принципам гражданского законодательства.

Правомерно ли в рассматриваемом случае решение антимонопольного органа о привлечении организации к ответственности за нарушение антимонопольного законодательства?

Задача 3

ООО "Радость" занимается производством и реализацией детской одежды под зарегистрированным в установленном порядке товарным знаком "Ребенок".

Год назад ООО "Радость" как правообладатель заключило с ООО "Швея" (далее - Общество) лицензионный договор, по которому предоставило Обществу право использования товарного знака путем размещения товарного знака на детской одежде, производимой Обществом и продаваемой на территории РФ.

При этом в лицензионном договоре было определено, что Общество обязуется продавать производимую им одежду под товарным знаком "Ребенок" по ценам, по которым такая же одежда продается ООО "Радость".

В антимонопольный орган поступило заявление "Санкт-Петербургского Союза по защите прав потребителей" о наличии в заключенном между ООО "Радость" и Обществом лицензионном договоре признаков нарушения антимонопольного законодательства.

В ответ на указанное заявление Общество представило возражения - переход права на использование товарного знака на основании лицензионного договора не был зарегистрирован, как того требует ст. 1234 ГК РФ; кроме того, стороны не приступили к исполнению указанного лицензионного договора.

Оцените позиции сторон и со ссылками на нормы законодательства ответьте: имеются ли признаки нарушения антимонопольного законодательства в заключенном между ООО "Радость" и Обществом лицензионном договоре; какое решение должен принять антимонопольный орган по результатам рассмотрения заявления "Санкт-Петербургского Союза по защите прав потребителей"?

Задача 4

Индивидуальный предприниматель Иванов И.И. и его жена Иванова Л.Б. постоянно осуществляет регистрацию доменных имен, сходных до степени смешения с уже известными доменными именами и товарные знаки, предлагая в последующем этим лицам выкупать эти доменные имена и товарные знаки.

Известный обладатель исключительного права на товарный знак обратился с жалобой на действия указанных лиц.

Дайте правовую оценку ситуации. Какого рода действия ХС можно рассматривать как акт НДК? Например, можно ли установить признаки НДК в следующих случаях:

1) хозяйствующий субъект зарегистрировал доменное имя, которое уже является: а) товарным знаком; б) фирменным наименованием; в) коммерческим обозначением;

2) хозяйствующий субъект регистрирует доменное имя, которое не является товарным знаком, но использовалось в качестве средства индивидуализации задолго до даты регистрации доменного имени. Имеют ли значение при этом, например, следующие обстоятельства: а) доменное имя приобретается в целях продажи, передачи в пользование владельцу используемого обозначения или его конкуренту; б) доменное имя приобретается с целью помешать предпринимательской деятельности конкурента, например, чтобы помешать владельцу используемого обозначения отразить средство индивидуализации в соответствующем доменном имени; в) приобретенное доменное имя может создавать вероятность смешения с деятельностью владельца используемого обозначения с целью получения необоснованных преимуществ в предпринимательской деятельности (увеличение количества пользователей сайта).

Должен ли этот хозяйствующих субъект находиться в состоянии конкуренции с лицом, которому принадлежат права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ, услуг?

Для квалификации действий в качестве антиконкурентных и, следовательно, в качестве акта НДК требуется наличие одного из указанных в п. 2 задания обстоятельств или их совокупности?

Задача 5

Организация 1 (лицензиар) заключила лицензионный договор с организацией 2 (лицензиатом) на использование исключительного права на товарный знак (передана исключительная лицензия). При этом организация 1 (лицензиар) после заключения договора начала осуществлять деятельность (выпуск продукции с тем же брендом, на той же территории) с переданным товарным знаком, при этом условие о запрете лицензиару осуществлять деятельность с тем же товарным знаком в договор не включалось.

Организация 2, посчитав, что данная деятельность является проявлением НДК, обратилась в суд с требованием прекратить осуществление лицензиаром деятельности со спорным товарным знаком.

Правомерно ли указанное требование?

 

Ситуационные задания

 

Задание 1

Страховая организация при расчете тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств применила базовые страховые тарифы, отличные от установленных Правительством РФ, в результате чего получила преимущества перед другими страховщиками. Может ли организация быть привлечена к административной ответственности за недобросовестную конкуренцию?

Задание 2

Конкурент разместил на своем сайте в сети Интернет сведения, порочащие деловую репутацию организации и не соответствующие действительности, с применением выражений "они - мошенники", "практикуется обман клиентов" и т.п. Вправе ли организация обратиться в суд за защитой деловой репутации? Какая арбитражная практика сложилась по подобным вопросам?

Задание 3

В адрес управления ФАС России поступило заявление о факте использования ООО "Медуслуги" фирменного наименования, схожего до степени смешения с фирменным наименованием заявителя - ООО МЦ "Медуслуги", которое включено в ЕГРЮЛ ранее. Обе организации находятся в городе N и оказывают медуслуги в качестве уставной деятельности. Можно ли использование фирменного наименования ООО "Медуслуги" квалифицировать как недобросовестную конкуренцию?

 

Лабораторные работы

 

Лабораторная работа 1

Иностранное издательство выпустило книгу, в которой на каждой странице приведены иллюстрации, представляющие собой определенные сюжетные линии. На одной странице изображен дом в разрезе с комнатами, рядом с домом автобус, автобусная остановка и герои этих сюжетных линий - люди, животные. На другой странице - дом культуры, магазин, транспорт и те же люди, животные и т.д. Книга предназначена для детей, которые будут искать одних и тех же героев на каждой странице, сравнивать сюжеты.

Российская организация напечатала аналогичную книгу, создав произведение из иллюстраций тех же сюжетных линий. При этом изображения домов, магазинов, людей, животных и тому подобного полностью изменены.

Задание

Будут ли нарушены авторские права иностранного издательства, если российская организация будет использовать без его согласия в качестве основы своей книги структуру его произведения (тематики каждого иллюстративного ряда), местоположение объектов в иллюстрациях?

Проанализируйте судебную практику и подготовьте аналитическую записку с изложением правовой позиции по указанной фабуле.

Лабораторная работа 2

Страховая организация осуществляет продажу полисов ОСАГО (заключает договоры обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств) на территории, занимаемой отделом государственного технического осмотра и регистрации автомототранспортных средств ГИБДД УВД по субъекту РФ. Подлежит ли организация административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 14.33 КоАП РФ, за недобросовестную конкуренцию?

Задание

Проанализируйте судебную практику и подготовьте аналитическую записку с изложением правовой позиции по указанной фабуле.

 

Контрольные вопросы

 

1. Дайте понятие НДК, раскройте ее признаки и основные черты.

2. Перечислите и охарактеризуйте основные виды НДК.

3. Дайте понятие дискредитации. Что понимается под ложными, неточными и искаженными сведениями? Приведите примеры использования таких сведений конкурентами на рынке.

4. Что включает в себя запрет на введение в заблуждение?

5. Что понимается под интеллектуальной собственностью? Какие действия могут быть признаны недобросовестной конкуренцией в сфере интеллектуальной собственности?

6. Дайте характеристику запрета на недобросовестную конкуренцию связанную с созданием "смешения".

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: