Учебники, учебные пособия и комментарии законодательства

 

14. Алексеев С.С. Общая теория социалистического права: курс лекций: учебное пособие: в 4 вып. Вып. 2. Нормы права и правоотношения / ред. Г. И. Петрищева. Свердловск Сред.-Урал. кн. изд-во, 1964. С. 157, 160.

15. Алексеев С.С. Общие дозволения и общие запреты в советском праве. М.: Юрид. лит., 1989. С. 168.

16. Дианов В., Егорушкин А., Хохлов Е. Комментарий к "третьему антимонопольному пакету". М.: Статут, 2012.

17. Комментарий к Федеральному закону "О защите конкуренции" / В.Ф. Попондопуло, А.М. Баринов, О.А. Городов, Д.А. Жмулина, К.К. Лебедев, О.А. Макарова, Д.А. Петров; под ред. В.Ф. Попондопуло, Д.А. Петрова. М.: Норма: ИНФРА-М, 2013.

18. Научно-практический комментарий к Федеральному закону "О защите конкуренции" / отв. ред. И. Ю. Артемьев; МГИМО МИД России; ФАС России; ООО "Статут". 2-е изд., перераб. и доп. М.: Статут, 2016.

19. Паращук С.А. Конкурентное право (правовое регулирование конкуренции и монополии). М.: Городец-издат, 2002.

20. Петров Д.А. Конкурентное право: теория и практика применения: учебник для магистров / под общ. ред. В.Ф. Попондопуло. М.: Юрайт, 2017.

21. Писенко К.А., Цинделиани И.А., Бадмаев Б.Г. Правовое регулирование конкуренции и монополии в РФ: курс лекций. М., 2011.

22. Попондопуло В.Ф. Коммерческое (предпринимательское) право: учебник. М.: Юристъ, 2003.

 

Авторефераты диссертаций

 

23. Гутерман А.Е. Антимонопольное регулирование соглашений ХС по зак-ву РФ: автореф. дис.... канд. юрид. наук. М., 2015.

24. Казачкова З.М. Государственное антимонопольное регулирование в России и США: сравнительное правовое исследование: дис. _ д-ра юрид. наук. М., 2002.

25. Касымов Р.Ш. Правовые модели координации экономической деятельности в РФ: автореф. дис.... канд. юрид. наук. М., 2015.

26. Кинев А.Ю. Административно-правовая защита конкуренции: проблемы и пути совершенствования: автореф. дис... д-ра юрид. наук. М., 2014.

 

Судебная практика

 

27. Обзор по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной сфере (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.03.2016).

28. Определение Верховного Суда РФ от 28.04.2015 N 179-ПЭК15 по делу N А36-4845/2013.

29. Постановление Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства".

30. Постановление ФАС СКО от 19.05.2011 N А53-22723/2010.

31. Постановления ФАС СЗО по делам N А05-11241/2011, N А05-11243/2011, N А05-11244/2011, N А05-11440/2011.

32. Постановления ФАС ДО от 15.02.2012 N Ф03-6733/2011, от 11.12.2012 N Ф03-5529/2012.

33. Постановление ФАС УО от 14.09.2012 N Ф09-8442/12.

34. Постановление ФАС ВВО от 05.04.2012 N А79-3701/2011.

35. Постановление ФАС СЗО от 11.10.2012 N А21-9528/2011.

36. Постановления ФАС ВВО от 17.10.2012 N А17-9691/2011, N А17-9792/2011, от 26.11.2012 N А11-12720/2011, от 11.12.2012 N А38-82/2012.

37. Постановление ФАС ДО от 07.10.2011 N Ф03-4694/2011.

38. Постановление ФАС СКО от 22.06.2012 N А53-14328/2011.

39. Постановление ФАС УО от 28.06.2012 N Ф09-4480/12.

40. Постановление ФАС Северо-Западного округа от 15.05.2013 по делу N А42-2452/2012.

 

Тема 7. Антимонопольные требования к процедурам конкурентного отбора контрагентов

 

Содержание темы

 

Понятие и формы конкурентного отбора контрагентов (торги, запрос котировок цен на товары, запрос предложений и др.).

Антимонопольные требования, предъявляемые к конкурентному отбору контрагентов.

Заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества.

Заключение ФОИВ, органами исполнительной власти субъектов РФ, ОМС, государственными внебюджетными фондами договоров с финансовыми организациями.

Осуществление публичных закупок и закупок отдельными видами юридических лиц.

Порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры конкурентного отбора контрагентов и порядка заключения договоров, порядка осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства.

 

Тезисы по теме

 

Торгам изначально присущ элемент состязательности, отличающий их как способ заключения договора от обычного способа, предполагающего непосредственный акцепт оферты. Торги, в которых принимал участие только один участник, не могут обеспечить состязательности между участниками и наиболее выгодных условий для организатора торгов, а потому признаются несостоявшимися.

Заключение договора на торгах осуществляется в два этапа: а) организация торгов: опубликование извещения о проведении торгов; подготовка требуемой для участия в торгах документации; получение при необходимости разъяснения положений документации; б) проведение торгов: подача заявок на участие в торгах; рассмотрение заявок на участие в торгах; проведение оценки и сопоставления заявок на участие в торгах; составление и подписание протокола о результатах торгов; подписание договора (если предметом торгов было только право на заключение договора).

Торги не являются единственным конкурентным, состязательным способом заключения договора. Более того, в некоторых случаях состязательность при заключении договора невозможна по объективным причинам, в связи с чем конкуренция обеспечивается за счет установления недискриминационных правил.

К конкурентным способам отбора контрагента при заключении договора относятся: проведение конкурсов (открытых, закрытых, в электронной форме); проведение аукционов (открытых, закрытых, в электронной форме); применение иных способов закупки (открытых, закрытых, в электронной форме): запрос предложений; запрос котировок и др.

Неконкурентными способами отбора контрагента при заключении договора можно считать: конкурентный анализ; осуществление закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Если конкурс и аукцион широко известны, то иные способы закупки можно кратко охарактеризовать следующим образом:

1. Запрос предложений - конкурентный способ отбора контрагента при заключении договора, не являющийся торгами, при котором заказчик информирует потенциальных поставщиков о потребности в продукции и приглашает к подаче открытых коммерческих предложений в адрес заказчика. Победителем признается участник, предложивший наиболее выгодные для заказчика условия договора в соответствии с установленными заказчиком требованиями.

2. Запрос котировок - конкурентный способ отбора контрагента при заключении договора, не являющийся торгами, при котором заказчиком запрашиваются цены одновременно у нескольких поставщиков на стандартную продукцию на определенных условиях поставки в соответствии с установленными заказчиком требованиями. Победителем признается участник, предложивший наиболее низкую цену.

3. Конкурентный анализ - неконкурентный способ отбора контрагента при заключении договора, при котором предложение о заключении договора направляется поставщику, выбранному на основании анализа цен продукции, опубликованных в открытых источниках. Победителем признается поставщик, предлагающий наименьшую цену на продукцию.

4. Закупка у единственного источника - неконкурентный способ отбора контрагента при заключении договора, при котором предложение о заключении договора направляется конкретному поставщику без проведения конкурентных закупочных процедур.

Использование неконкурентных способов закупок должно быть ограничено либо незначительностью цены договора, либо объективными обстоятельствами, не зависящими от субъективного усмотрения заказчика, например: действием обстоятельств непреодолимой силы, чрезвычайных ситуаций, требующих принятия незамедлительных действий для обеспечения уставной деятельности заказчика; закупкой у единственного производителя и поставщика заявленного оборудования или услуг; проведением дополнительной закупки, когда по соображениям стандартизации, унификации, совместимости с ранее приобретенной продукцией новая закупка должна быть сделана только у того же поставщика; осуществление закупки по договорам, заключаемым на основании рамочного (генерального) соглашения с одним поставщиком, выбор которого осуществлен путем проведения конкурентной процедуры, и др.

В некоторых сферах вопросы организации и проведения торгов регулируются особо. Так, процедурные вопросы размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд в Законе о контрактной системе детализированы в намного большей степени в сравнении с ГК РФ и различаются в зависимости от избранного способа размещения заказа.

Нормы Закона о закупках, имея целью развитие добросовестной конкуренции и устранение необоснованных ее ограничений, обеспечение гласности и прозрачности закупки товаров, работ, услуг, устанавливает особенности осуществления закупки, главной из которых является возможность использования любых (помимо конкурса или аукциона) способов закупки, предусмотренных локальным правовым актом, Положением о закупке, утверждаемым организатором закупки (ч. 3 ст. 2 Закона о закупках).

Эти законы, наряду с Законом о конкуренции, обеспечивают состязательность при отборе контрагентов.

Защита конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок) обеспечивается путем, во-первых, установлением открытого перечня действий, на совершение которых при проведении торгов устанавливается запрет, так как это приводит или может привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции. К таким действиям в силу ч. 1 ст. 17 Закона о конкуренции относятся:

1) координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников, а также заключение соглашений между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов, если такие соглашения имеют своей целью ограничение конкуренции и (или) создание преимущественных условий для каких-либо участников либо приводят или могут привести к ним, когда иное не предусмотрено зак-вом РФ;

2) создание участнику торгов, запроса котировок или нескольким участникам торгов, запроса котировок преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;

3) нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок;

4) участие организаторов торгов, запроса котировок или заказчиков и (или) работников организаторов торгов, запроса котировок или работников заказчиков в торгах, запросе котировок.

Эти запреты распространяют свое действие на все виды торгов в тех сферах правового регулирования, где предполагается их организация и проведение.

Во-вторых, ч. 2 и 3 ст. 17 Закона о конкуренции устанавливают еще два вида специальных запретов, имеющих ограниченную сферу их применения и соответствующую ей специфику правового статуса субъектов. В этих случаях запрещаются:

1) не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах, запросе котировок, если организаторами или заказчиками торгов, запроса котировок являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, а также при проведении торгов, запросе котировок на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд;

2) ограничение конкуренции между участниками торгов, запроса котировок путем включения в состав лотов продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанной с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд.

 

Задачи

 

Задача 1

Муниципальным учреждением "Управление жилищно-коммунального хозяйства" администрации МОГО "Волхов" в открытых СМИ и на сайте администрации МОГО "Волхов" было размещено объявление к неопределенному кругу лиц с приглашением принять участие в аукционе на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по техническому обслуживанию, санитарному содержанию и текущему ремонту объектов внешнего благоустройства МОГО "Волхов".

Заказчиком по данному аукциону выступило подразделение администрации МОГО "Волхов" - МУ "ВЖКХ", уполномоченным органом - подразделение администрации МОГО "Волхов" МУ "Управление муниципального заказа".

В документации об аукционе указано 4 допустимых вида обеспечения исполнения контракта: в форме безотзывной банковской гарантии, страхования ответственности по контракту, договора поручительства или передачи в залог денежных средств, в том числе в форме вклада (депозита). Способ обеспечения исполнения контракта из указанных в настоящем пункте способов определяется победителем аукциона или участником аукциона, с которым заключается контракт самостоятельно.

В другом пункте документации об аукционе была установлена обязанность победителя или участника аукциона, с которым заключается контракт, предоставить заказчику договор страхования гражданской ответственности поставщика (исполнителя, подрядчика) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных муниципальным контрактом, по форме, прилагаемой к правилам организации и проведения аукциона.

По мнению ООО "Омега", форма договора страхования содержит положения, противоречащие действующему зак-ву о страховании гражданской ответственности (договор прилагается). Это, в свою очередь, является нарушением Закона о конкуренции.

Кроме того, согласно проекту муниципального контракта и документации об аукционе в один лот на сумму около 150 млн рублей объединены работы по техническому обслуживанию, санитарному содержанию и ремонту объектов внешнего благоустройства и услуги жилищно-коммунальные, имеющие технологически и функционально разные способы выполнения и регулируемые различными нормативными актами. В частности, в перечень объектов, в отношении которых требуется выполнение работ по техническому обслуживанию, санитарному содержанию и ремонту, включены скамейки, ограждения, урны, пруд-отстойник; плотина со шлюзом; дамба; фонтан; подпорная стена; детская площадка (включая песочницу, качели, деревянную горку, скейт-горку), газоны, пешеходные мосты для движения пешеходов через реку Волхов.

Также в документации об аукционе не указан порядок формирования цены муниципального заказа. В данных документах отсутствуют единицы измерения услуг (работ) либо их стоимость, что делает невозможным проверку обоснованности заявленной цены услуги.

Кроме того, в размещенной документации об аукционе содержится неверная информация об электронном адресе сайта администрации МОГО "Волхов" в Интернете, многократно вместо адреса www.хххххх.ru указан адрес www.хххххх.net.

Задание

Дайте правовую оценку ситуации.

Нормы каких нормативных правовых актов в этом случае нарушены?

Можно ли объединять в один лот указанные работы? Имеет ли значение стоимость работ, выполняемых по одному лоту? Имеет ли значение, что в один лот были включены все работы по техническому обслуживанию, санитарному содержанию и ремонту объектов внешнего благоустройства и услуги жилищно-коммунальные, какие должны выполняться в г. Волхов в течение календарного года?

Имеет ли значение: а) подавало ли ООО "Омега" заявку на участие в аукционе или нет; б) что ООО "Омега" является субъектом среднего предпринимательства; при этом проведенный аукцион не предполагал выделение каких-либо квот для субъектов малого и среднего предпринимательства?

Каковы процедуры защиты прав ООО "Омега" в этом случае?

Определите вид документа, который может быть подготовлен в целях обращения в антимонопольный орган, и составьте его.

Задача 2

Городское учреждение здравоохранения "Стоматологическая поликлиника" (арендодатель), занимающее находящееся в собственности субъекта РФ здание поликлиники на праве оперативного управления, заключило договор аренды 1 кв. м стены в фойе поликлиники с индивидуальным предпринимателем Сидоровым А. Ю. (арендатор) сроком на 11 месяцев в целях установки настенного аппарата для продажи одноразовых бахил.

Договор исполнялся надлежащим образом 6 месяцев.

Пунктом 3.4 договора аренды предусмотрена возможность отказа от исполнения полностью договора при условии письменного уведомления другой стороны не менее чем за один месяц.

Арендодатель направил такое уведомление (причины отказа не названы), а арендатор его получил.

После этого арендатор обратился в арбитражный суд г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к арендодателю о признании действий последнего, выраженных в направлении требования о расторжении договора аренды, не соответствующими требованиям Закона о конкуренции, мотивируя тем, что согласно ст. 4 АПК лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных прав и законных интересов. В соответствии со ст. 9 ГК юридические лица и граждане по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права. Право избрания того или иного способа защиты права принадлежит исключительно соответствующему заинтересованному лицу. В силу ст. 12 ГК защита гражданских прав осуществляется любыми способами, предусмотренными законом.

Кроме того, арендатор обратился в территориальный орган ФАС России с жалобой на действия арендодателя, не только устраняющего конкуренцию и обязывающего демонтировать аппарат для продажи одноразовых бахил, что является нарушением требований, предъявляемых к организации деятельности медицинского учреждения, но и нарушившего требования, предъявляемые к процедурам передачи во временное владение и пользование государственного и муниципального имущества.

Задание

Дайте правовую оценку ситуации.

Какое значение имеет тот факт:

- что арендодатель решил передать часть стены в аренду ООО "Ромашка" для установки аналогичного автомата, при этом генеральный директор этого ООО - родной брат жены директора поликлиники;

- торги на право заключения договора не проводились;

- Сидоров А.Ю. приобрел статус индивидуального предпринимателя после заключения договора аренды.

Задача 3

Орган местного самоуправления провел открытый аукцион по продаже права на заключение договора аренды лесного участка. Лицо, желающее принять участие в аукционе, не смогло реализовать свое право на участие, так как прием заявок проводился всего в течение нескольких часов одного дня и исключительно в кабинете, расположенном в здании со строгим пропускным режимом. Информация о пропускном режиме, а также о порядке получения пропуска в аукционной документации отсутствовала, по почте заявки не принимались.

Могут ли указанные факты быть признаны ограничением конкуренции при проведении лесного аукциона, а должностное лицо, виновное в подобной организации аукциона, быть привлечено к административной ответственности?

Задача 4

Заказчик при проведении электронного аукциона на право поставки товаров для нужд медучреждений субъекта РФ объединил в один лот товары, право поставки которых требует наличия трех различных лицензий (на осуществление фармацевтической деятельности, на оборот наркотических средств и оборот психотропных веществ). Правомерны ли подобные действия заказчика?

Задача 5

Вправе ли заказчик - муниципальное образовательное учреждение (колледж) при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на проведение работ под ключ (капитального ремонта, отделки, оборудования мебелью, сантехникой, спортинвентарем помещения спорткомплекса) объединить эти работы в один лот, если поставка указанной мебели (шкафчиков для одежды, стульев, скамеек) и монтаж оборудования (тренажеров, турников и т.п.) имеют отношение к образовательному процессу учащихся и будут выполняться в помещении спорткомплекса?

Задача 6

Конкурсным управляющим принято решение о продаже имущества организации-должника посредством публичного предложения.

После этого конкурсным управляющим на сайте электронной площадки опубликовано объявление о реализации имущества должника путем публичного предложения в нескольких лотах, а также указана начальная цена продажи имущества должника; величина снижения начальной цены продажи имущества должника; срок, по истечении которого последовательно снижается указанная начальная цена; и сведения о том, что победителем торгов признается лицо, предложившее наиболее высокую цену.

Впоследствии победителем торгов признан участник торгов, который первым представил в установленный срок заявку на участие в торгах, содержащую предложение о цене имущества должника, которая не ниже начальной цены продажи имущества должника, установленной для определенного периода проведения торгов.

Является ли нарушением порядка проведения торгов указание в сообщении о проведении торгов победителя как лица, предложившего наиболее высокую цену, и признание в качестве победителя лица, первым представившего в установленный срок заявку на участие в торгах?

 

Ситуационные задания

 

Задание 1

Казенное учреждение проводит открытый конкурс на выполнение работ для нужд учреждения. В извещении о проведении открытого конкурса и конкурсной документации установлено требование отсутствия у участников опыта негативного взаимодействия с казенным учреждением.

Правомерно ли данное положение извещения и конкурсной документации?

Задание 2

Решением арбитражного суда муниципальное унитарное предприятие признано несостоятельным, введена процедура конкурсного производства. Конкурсным управляющим организованы торги по продаже имущества муниципального предприятия.

Один из участников торгов полагает, что конкурсным управляющим как организатором торгов нарушены требования антимонопольного законодательства посредством создания преимущественных условий участия в торгах (условие, согласно которому предоставлено преимущество участникам, зарегистрированным на территории муниципального образования).

Вправе ли при указанных обстоятельствах несогласный участник торгов обжаловать действия конкурсного управляющего в антимонопольный орган?

Задание 3

Казенное учреждение является подведомственной организацией министерства, выполняет функции технического (строительного) контроля по государственным контрактам. Государственным заказчиком является министерство.

Может ли подведомственное министерству учреждение быть участником торгов на право заключения контракта с данным министерством?

Задание 4

Вправе ли организация участвовать в открытом конкурсе на выполнение работ, проводимом казенным учреждением, если место нахождения организации совпадает с местом выполнения работ, являющихся предметом конкурса (это нежилое здание, в котором находятся разные организации, в том числе эта и филиал казенного учреждения)?

 

Лабораторные работы

 

Лабораторная работа 1

Государственный заказчик должен закупить запасные части к имеющимся у него автомобилям. Вправе ли он установить требования о поставке запасных частей конкретных товарных знаков?

Лабораторная работа 2

Организация обратилась в антимонопольный орган с жалобой на действия организатора аукциона, выразившиеся в нарушении порядка проведения аукциона по приобретению права на заключение договора водопользования участком акватории реки. По мнению заявителя, объявление перерыва в аукционе, после которого были приняты новые участники, является нарушением антимонопольного законодательства.

Нарушил ли в рассматриваемой ситуации организатор аукциона антимонопольное законодательство и порядок проведения аукциона?

 

Контрольные вопросы

 

1. Раскройте понятие торгов.

2. Какие формы конкурентного отбора можно выделить?

3. Какие требования к торгам предъявляются антимонопольным зак-вом?

4. Что понимается под государственным, муниципальным имуществом?

5. Перечислите основные нормативные акты, регулирующие процедуру проведения конкурентных процедур отдельными видами субъектов.

6. Какой порядок заключения договоров предусмотрен зак-вом в отношении государственного и муниципального имущества? Какие бывают исключения?

7. Раскройте порядок рассмотрения жалоб антимонопольным органом на нарушение процедуры торгов и процедуры заключения договоров.

8. В чем отличие рассмотрения жалоб в рамках Федерального закона о контрактной системе и Закона о конкуренции?

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: