Учебники, учебные пособия и комментарии законодательства

 

12. Антиконкурентные соглашения и недобросовестная конкуренция: учебное пособие / под ред. С.А. Пузыревского. Москва: Проспект, 2016.

13. Варламова А.Н. Конкурентное право России. М.: Зерцало-М, 2008.

14. Дианов В., Егорушкин А., Хохлов Е. Комментарий к "третьему антимонопольному пакету". М.: Статут, 2012.

15. Еременко В.И. Конкурентное право РФ. М., 2001.

16. Комментарий к Федеральному закону "О защите конкуренции" / В.Ф. Попондопуло, А.М. Баринов, О.А. Городов, Д.А. Жмилина, К.К. Лебедев, О.А. Макарова, Д.А. Петров; под ред. В.Ф. Попондопуло, Д.А. Петрова. М.: Норма; ИНФРА-М, 2013.

17. Конкурентное право России: учебник / Д.А. Алешин, И.Ю. Артемьев, Е.Ю. Борзило и др.; отв. ред. И.Ю. Артемьев, А.Г. Сушкевич; НИУ-ВШЭ. М., 2012.

18. Научно-практический комментарий к Федеральному закону "О защите конкуренции" / отв. ред. И.Ю. Артемьев; МГИМО МИД России; ФАС России; ООО "Статут". 2-е изд., перераб. и доп. М: Статут, 2016.

19. Петров Д.А. Конкурентное право: теория и практика применения: учебник для магистров / под общ. ред. В.Ф. Попондопуло. М.: Юрайт, 2013.

20. Петров Д.А. Конкурентное право: теория и практика применения: учебник для магистров / под общ. ред. В.Ф. Попондопуло. М.: Юрайт, 2017.

21. Писенко К.А., Цинделиани И.А., Бадмаев Б.Г. Правовое регулирование конкуренции и монополии в РФ: курс лекций / под ред. С.В. Запольского. М.: Рос. академия правосудия: Статут, 2010.

22. Российское предпринимательское право: учебник / отв. ред. И.В. Ершова, Г.Д. Отнюкова. М.: Проспект, 2011.

23. Тотьев К.Ю. Конкурентное право (правовое регулирование деятельности субъектов конкуренции и монополий): учебник для вузов. М., 2003.

24. Шретер В. Недобросовестная конкуренция: сборник статей по гражданскому и торговому праву. Памяти профессора Габриэля Феликсовича Шершеневича. М.: Статут, 2005.

 

Судебная практика

 

25. Обзор по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной сфере (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.03.2016).

26. Определение ВАС РФ от 14.11.2013 N ВАС-15697/13 по делу N А82-6369/2012.

27. Постановление Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства".

 

Тема 6. Запрет на использование публичной компетенции в целях_ недопущения, ограничения или устранения конкуренции

 

Содержание темы

 

Запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка РФ: понятие, признаки, виды.

Запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения или согласованные действия федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка РФ. Понятие, признаки, виды.

Государственные и муниципальные преференции: порядок предоставления и правовые последствия его нарушения.

 

Тезисы по теме

 

Закон о конкуренции адресует органам публичной власти ряд норм, направленных на пресечение прямого негативного воздействия на конкуренцию в процессе осуществления публичных функций.

Установленные ст. 15 и 16 Закона о конкуренции запреты являются общими по отношению к запретам и ограничениям, установленным в иных статьях.

К субъектам, способным в точки зрения антимонопольного законодательства осуществлять публичные функции, относятся (именуются далее как органы власти):

- федеральные органы исполнительной власти;

- органы государственной власти субъектов РФ;

- органы местного самоуправления;

- иные органы или организации, осуществляющие функции указанных выше органов власти;

- организации, участвующие в предоставлении государственных или муниципальных услуг;

- государственные внебюджетные фонды;

- Центральный банк РФ.

Статья 15 Закона о конкуренции содержит открытий перечень актов и (или) действий (бездействий), осуществление которых влечет констатацию факта нарушений антимонопольного законодательства. В частности запрещаются:

1) введение ограничений в отношении создания ХС в какой-либо сфере деятельности, а также установление запретов или введение ограничений в отношении осуществления отдельных видов деятельности или производства определенных видов товаров;

2) необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных зак-вом РФ требований к товарам или к хозяйствующим субъектам;

3) установление запретов или введение ограничений в отношении свободного перемещения товаров в РФ, иных ограничений прав ХС на продажу, покупку, иное приобретение, обмен товаров;

4) дача хозяйствующим субъектам указаний о первоочередных поставках товаров для определенной категории покупателей (заказчиков) или о заключении в приоритетном порядке договоров;

5) установление для приобретателей товаров ограничений выбора ХС, которые предоставляют такие товары;

6) предоставление хозяйствующему субъекту доступа к информации в приоритетном порядке;

7) предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение требований, установленных главой 5 Закона о конкуренции;

8) создание дискриминационных условий;

9) установление и (или) взимание не предусмотренных зак-вом РФ платежей при предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных или муниципальных услуг*(28);

10) дача хозяйствующим субъектам указаний о приобретении товара, за исключением случаев, предусмотренных зак-вом РФ;

11) наделение органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления полномочиями, осуществление которых приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением случаев, установленных федеральными законами;

12) совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций ХС, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями правительства РФ, а также наделение ХС функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного контроля и надзора, если иное не установлено Федеральным законом от 01.12.2007 N 317-ФЗ "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом"*(29) и Федеральным законом "О Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос"*(30).

Статьей 16 Закона о конкуренции устанавливается запрет на соглашения между ФОИВ, органами государственной власти субъектов РФ, ОМС, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком РФ или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности:

1) к повышению, снижению или поддержанию цен (тарифов), за исключением случаев, если такие соглашения предусмотрены федеральными законами или нормативными правовыми актами Президента РФ, нормативными правовыми актами Правительства РФ;

2) экономически, технологически и иным образом не обоснованному установлению различных цен (тарифов) на один и тот же товар;

3) разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо по составу продавцов или покупателей (заказчиков);

4) ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него ХС.

Примером использования механизма легального сдерживания роста цен служат постановление Правительства РФ от 10.11.2007 N 769 "О соглашениях между исполнительными органами государственной власти субъектов РФ и хозяйствующими субъектами о снижении и поддержании цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости"*(31) и постановление Правительства РФ от 05.03.2010 N 129 "О соглашениях между исполнительными органами государственной власти, ОМС и хозяйствующими субъектами о снижении или поддержании цен на отдельные виды горюче-смазочных материалов, реализуемых сельскохозяйственным товаропроизводителям"*(32).

Вместе с тем опыт принятия такого рода постановлений оказался негативным, поскольку сдерживаемые административными мерами на незначительный период времени цены впоследствии неминуемо выросли соответственно экономически обоснованному уровню инфляции.

 

Задачи

 

Задача 1

ООО "Перевозчик" с 2010 году осуществляет регулярные перевозки по регулируемому тарифу по маршруту N К-22 "Станция метро "Аэропорт" - Аэропорт". ГУП "Городской перевозчик" осуществляет регулярные перевозки по регулируемому тарифу по маршруту N 22 "Станция метро "Аэропорт" - Аэропорт". Пути следования маршрутов N К-22 и N 22 совпадают.

Документом планирования регулярных перевозок, принятым высшим исполнительным органом власти субъекта РФ, проект которого был подготовлен Комитетом по транспорту этого субъекта РФ, предусмотрена отмена маршрута N К-22 через 8 месяцев.

И в Положении о Комитете по транспорту субъекта РФ, и в уставе ГУП "Городской перевозчик" указано, что это унитарное предприятие находится в ведомственном подчинении Комитета по транспорту субъекта РФ.

Соответствуют ли антимонопольному зак-ву действия указанных в задаче органов власти, результатом которых является отмена маршрута N К-22? Если нет, какие действия вправе предпринять ООО "Перевозчик" для защиты своих прав?

Задача 2

Между ООО "Застройщик" и Администрацией муниципального образования "Лазурное" по результатам аукциона заключен договор аренды земельного участка для жилищного строительства (строительства многоквартирного жилого дома).

В аукционной документации было указано, что рядом с этим домом застройщик за свой счет обязуется возвести детский сад на 150 мест на соседнем земельном участке, предоставленном этому застройщику целевым образом, с последующей его передачей в муниципальную собственность.

После возведения многоквартирного жилого дома, передачи части квартир участникам долевого строительства и регистрации ими права собственности на полученные квартиры застройщик направил в адрес администрации муниципального образования "Лазурное" письмо, в котором просил освободить его от обязательств по постройке детского сада, на что получил отказ. По мнению застройщика, переложение публичной обязанности по обеспечению строительства детских садов на коммерческую организацию недопустимо.

Имеются ли в действиях администрации признаки нарушения антимонопольного законодательства?

Задача 3

Администрация муниципальное образования "Щепетильное" разместило на своем сайте в сети Интернет реестр неблагонадежных поставщиков (исполнителей, подрядчиков) и реестр добросовестных поставщиков (исполнителей, подрядчиков).

В указанные реестры подлежали включению хозяйствующие субъекты, которые участвовали в исполнении как государственных и муниципальных контрактов, так и договоров с иными организациями. Порядок ведения указанных реестров предполагал возможность учета содержащихся в нем сведений всеми хозяйствующими, заключающими договоры с местом заключения и/или исполнения на территории муниципального образования.

Имеются ли в действиях администрации признаки нарушения антимонопольного законодательства?

Задача 4

Управление ФАС России по субъекту РФ признало действия администрации города, обязывающие собственников торговых павильонов производить реконструкцию и замену торговых павильонов в соответствии со стандартными проектами павильонов (по единому проекту), нарушением антимонопольного законодательства.

Администрация города обязала реконструировать и (или) заменить торговые павильоны за счет собственных средств предпринимателей - собственников торговых павильонов в соответствии с разработанными и утвержденными администрацией стандартными проектами павильонов (по единому проекту). Это сделано в рамках подготовки к юбилею (1000 лет с момента появления первого поселения на месте города) с целью стандартизации всех объектов внешнего благоустройства города и объектов торговли.

В ответ на отказ от замены и реконструкции киоска администрация города отказывала в продлении договоров аренды земельных участков под торговыми точками предпринимателей - собственников павильонов.

Во вновь заключаемые договоры аренды земельных участков включалось условие о предоставлении земельного участка под размещение временных сооружений в соответствии с утвержденными стандартными требованиями к внешнему облику павильонов.

Кроме того, администрация устанавливала различные сроки при заключении договоров аренды земельных участков под размещение временных сооружений для различных ХС: для индивидуальных предпринимателей - не более 2 лет, для коммерческих организаций - не более 5 лет.

После обращения недовольных предпринимателей в антимонопольный орган с коллективной жалобой и возбуждения антимонопольным органом производства по делу о нарушении антимонопольного законодательства администрация города предложила зачесть в счет арендной платы расходы предпринимателей по обустройству торговых павильонов в соответствии со стандартными проектами. Требование предпринимателей о зачете в счет арендной платы упущенной выгоды от неосуществления предпринимательской деятельности за время простоя в связи с реконструкцией администрация удовлетворять отказалась.

При этом было установлено, что три года назад администрация города обязала всех предпринимателей произвести реконструкцию и замену торговых павильонов в соответствии с другими, ранее разработанными, стандартными проектами павильонов, приуроченных к признанию города "Городом воинской славы".

Задание

Решите дело, обоснуйте свою правовую позицию, сославшись на нормы права.

Задача 5

Местная администрация городского округа предоставила предпринимателю и предприятию, действующим на одном ТР-ке и осуществляющим одинаковый вид деятельности, в аренду части одного земельного участка с единым видом разрешенного использования. При этом арендная плата для предпринимателя за 1 кв. м в несколько раз превышает аналогичный показатель для предприятия.

Могут ли подобные действия быть признаны дискриминационными в нарушение Закона о конкуренции?

Задача 6

Орган местного самоуправления и коммерческая организация заключили договор безвозмездного хранения имущества (в порядке предоставления муниципальной преференции) без согласия антимонопольного органа.

Прокурор, посчитав, что данные действия нарушают требования ст. 19 и 20 Закона о конкуренции, обратился в суд с иском о признании данного договора недействительным в силу ст. 168 ГК РФ.

Возможно ли договор безвозмездного хранения, заключенный органом местного самоуправления с коммерческой организацией, признать недействительным на основании ст. 168 ГК РФ, если не было получено разрешения антимонопольного органа на предоставление организации муниципальной преференции?

Задача 7

На основании выданной в целях проведения фундаментальных научных исследований муниципальной преференции (акта органа местного самоуправления) с организацией без проведения торгов заключен договор аренды муниципального имущества сроком на один год. При этом срок выданной преференции составляет два года. Антимонопольным органом по результатам рассмотрения заявления на предоставление муниципальной преференции принято решение о даче согласия на предоставление данной преференции.

Правомерно ли по окончании срока договора аренды указанных помещений заключение его на новый срок без проведения торгов? Если да, то на какой срок?

Задача 8

Организации - субъекту малого предпринимательства, осуществляющей приоритетный, согласно действующим в муниципальном образовании нормативным правовым актам, вид деятельности, распоряжением администрации муниципального образования на безвозмездной основе передано имущество, находящееся в муниципальной собственности, - грузовой автомобиль. Антимонопольным органом вынесено решение о признании администрации муниципального образования нарушившей ст. 20 Закона о конкуренции, выдано предписание с требованием прекратить нарушение антимонопольного законодательства, отменить указанное распоряжение, совершить действия, направленные на возврат указанного имущества. Антимонопольный орган посчитал, что организации предоставлена муниципальная помощь, однако предварительного согласия антимонопольного органа в письменной форме администрацией получено не было.

Правомерно ли антимонопольный орган при квалификации действий администрации муниципального образования по передаче имущества в качестве муниципальной помощи не провел анализ конкурентной среды?

 

Ситуационные задания

 

Задание 1

Обязан ли антимонопольный орган при предъявлении требований к органу государственной власти (органу местного самоуправления) об устранении нарушения Закона о конкуренции, выразившегося в установлении в нормативном акте не предусмотренных зак-вом РФ требований к хозяйствующим субъектам (например, о заключении ими договоров с конкретно определенной медицинской организацией, имеющей лицензию на проведение предрейсовых медицинских осмотров, и т.п.), иметь доказательства того, что установление таких требований действительно повлекло за собой ограничение конкуренции?

Задание 2

Местная администрация городского поселения в рамках деятельности по организации обращения с отходами в пределах муниципального образования направила письма двум коммерческим организациям, осуществляющим деятельность по вывозу и размещению твердых бытовых отходов, о возможности заключения договора о вывозе мусора с жителями коттеджного поселка с указанием конкретных контейнерных площадок, предварительно закрепленных за этими организациями.

При этом иные хозяйствующие субъекты были лишены возможности осуществлять подобную деятельность, так как другие контейнерные площадки в поселке отсутствуют, подобные письма в их адрес не направлялись.

Правомерны ли действия местной администрации?

Задание 3

Администрация города (далее - администрация) постановила ограничить проезд большегрузного транспорта по улице, по которой организация осуществляет проезд такого транспорта на свою территорию.

Организация считает, что указанным постановлением нарушено законодательство о защите конкуренции и ограничены права организации на осуществление предпринимательской деятельности.

Администрация указывает, что проезд большегрузного транспорта по данной улице создает предзаторные ситуации и ухудшает движение.

Правомерно ли вынесенное администрацией постановление?

Задание 4

Вправе ли антимонопольный орган отказать в выдаче согласия на предоставление муниципальной преференции организации (субъекту малого и среднего предпринимательства), которая по решению муниципального органа признана победителем конкурсного отбора на получение муниципальной преференции в виде заключения договора аренды с целевым назначением "Бытовое обслуживание населения"?

Является ли нарушением Закона о конкуренции предоставление такой муниципальной преференции без проведения торгов?

 

Лабораторные работы

 

Лабораторная работа 1

Является ли муниципальной преференцией предоставление субсидий из местного бюджета каждому обратившемуся субъекту малого и среднего предпринимательства?

Задание

Проанализируйте судебную практику и подготовьте аналитическую записку с изложением правовой позиции по указанной фабуле.

Лабораторная работа 2

Является ли преференцией освобождение предпринимателя от арендной платы по договору аренды муниципального имущества?

Задание

Проанализируйте судебную практику и подготовьте аналитическую записку с изложением правовой позиции по указанной фабуле.

 

Контрольные вопросы

 

1. Перечислите основные запреты КП, относящиеся к актам, действиям и бездействиям органов власти.

2. Что понимается под государственным внебюджетным фондом?

3. Перечислите субъектов, на которых распространяется запрет, предусмотренный ст. 15 Закона о конкуренции.

4. К каким последствиям может привести ограничивающее конкуренцию соглашение органа власти с хозяйствующим субъектом?

5. Что понимается под экономически и технологически не обоснованным повышением цен?

6. В каких формах может выражаться ограничение доступа на товарный рынок? Приведите не менее пяти примеров.

7. Дайте определение государственной (муниципальной) преференции. Каков порядок ее предоставления?

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: