Ресурсное обеспечение рыбохозяйственного комплекса в ретроспективе 7 страница

Таблица 104. Динамика структуры капитальных вложений в развитие рыбохозяйственного комплекса России (в действующих ценах), млрд. руб.

Капитальные вложения

Годы

1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000(оценка)
Капитальные вложения по России, всего 1,09 0,66 1,15 0,69 0,50 0,32 0,29 0,23 0,29 0,28
в том числе: производственные 0,85 0,48 1,02 0,62 0,47 0,31 0,28 0,22 0,28 0,27
непроизводственные 0,24 0,18 0,13 0,07 0,03 0,01 0,01 0,01 0,01 0,01
Госкомрыболовство России, всего 0,95 0,57 0,99 0,61 0,48 0,30 0,28 0,22 0,28 0,27
в том числе: производственные 0,72 0,40 0,88 0,55 0,44 0,29 0,27 0,21 0,27 0,26
непроизводственные 0,23 0,17 0,11 0,06 0,04 0,01 0,01 0,01 0,01 0,01


В период реформирования экономики в условиях снижения реальных объектов капитальных вложений приоритетными в развитии отрасли оставались Дальневосточный, Северный и Центральный районы, а также Калининградская область (табл. 105). Удельный вес Поволжья, достигший в 1999 г. 54%, был обусловлен приобретениями Астраханской области на кредитных условиях 7 судов западногерманской постройки для добычи и переработки кильки.
Таблица 105. Динамика региональной структуры капитальных вложений, %



Экономические районы


Годы

1993 1994 1995 1996 1998 1999
Северный 8,26 10,83 10,79 4,51 15,03 15,78
Северо-Западный 0,87 1,07 1,10 0,78 1,42 0,60
Центральный 4,39 4,24 2,51 2,75 7,23 1,69
Волго-Вятский 0,12 0,10 0,00 0,02 0,00 0,00
Центрально-Черноземный 0,23 0,28 0,03 0,00 0,00 0,00
Поволжский 2,66 3,34 3,39 3,24 1,99 54,18
Северо-Кавказский 0,62 0,85 1,49 2,74 13,65 1,12
Уральский 0,54 0,39 0,29 0,03 0,26 0,10
Западно-Сибирский 0,15 0,36 0,22 0,14 1,84 0,39
Восточно-Сибирский 0,34 0,42 0,29 0,40 0,60 0,28
Дальневосточный 78,48 75,61 75,80 83,57 53,68 22,17
Калининградская обл. 3,33 2,53 4,09 1,82 4,29 3,68
Итого капитальных вложений 100,00 100,00 100,00 100,00 100,00 100,00


Примечание: 1995-1996 гг. (по данным Госкомстата «Капитальное строительство», 1998-1999 гг.- по данным ф. 2П (Госкомрыболовства).
Анализ производственного строительства, осуществляемого за счет средств государства, показал, что за последние 5 лет предусмотренные ежегодные капитальные вложения практически не были выполнены (табл. 106). Исключение составил 1998 г. – уровень выполнения годовых инвестиций был на уровне 127,2%. Однако из 15 строящихся в этот год объектов только на реконструкцию Лужского лососевого завода Севзапрыбвода было затрачено инвестиций в 13 раз больше, чем предусмотрено. По остальным 14 стройкам выполнение составило не более 100%. При этом если в 1995-1997 гг. при фактически освоенных инвестициях ведущееся строительство продолжалось бы 15-16 лет, то в 1998 и 1999 гг. сроки строительства сократились бы до 3,5-4 лет.

В анализируемый период многие объекты строительства не вводились в эксплуатацию в проектные сроки. Строительство «замораживалось», заказчики вынуждены были искать более выгодные пути использования уже построенных объектов, как правило, не связанных с рыбохозяйственной деятельностью. Отмечалась только устойчивая тенденция завершения строительства холодильников в составе рыбообрабатывающих цехов при одновременном «замораживании» строительства самих цехов.
Таблица 106. Анализ производственного строительства, осуществляемого за счет государственных средств

 


Показатели


Ед. изм.


За счет централизованных средств, фонда финансовой поддержки, местных бюджетов и льготных кредитов


За счет средств государственной поддержки рыбного хозяйства

За счет средств целевого бюджетного фонда управления, изучения, сохранения и воспроизводства водных биоресурсов


Годы

1995 1996 1997 1998 1999
Количество строек Ед. 81 65 65 15 55
Стоимость строительства Млрд. руб. до 1998 г.; с 1998 г., млн. руб. 1113,3 1483,7 1334,7 143 1128,8
Предусмотрено за год -”- 157,7 198 114 31,6 417,2
Фактически использовано с начала строительства -”- 215,4 550,5 202,3 71 317,8
Фактически использовано за год -”- 72,5 109 85,3 40,2 301
% выполнения за год -”- 46,0 55,1 74,8 127,2 72,1
% фактически выполненных вложений в стоимости строительства -”- 19,3 37,1 15,2 49,7 28,2
Срок строительства -”- 15,4 13,6 15,6 3,6 3,8

 

Финансирование капитальных вложений в период 1991-2000 гг. осуществлялось за счет средств государства и собственных ресурсов предприятий. Государственное финансирование отрасли включало в себя средства безвозмездного бюджетного финансирования, целевые льготные кредиты, поступления по межправительственным соглашениям и другие виды государственной поддержки отрасли. С 1999 г. все средства государства в источниках финансирования были объединены в единый «Целевой фонд». В состав собственных ресурсов предприятий входили собственные и заемные средства.

В число собственных средств вошли амортизационные отчисления, инвестируемая прибыль, поступления от продажи части основных фондов, страховая сумма возмещения убытков, вызванных потерей и порчей имущества и т.д.

К заемным средствам были отнесены долгосрочные кредиты банков и других кредитных структур, инвестиционный лизинг, а также средства различных инвестиционных фондов.

Из анализа источников финансирования инвестиций в основной капитала следовало, что, начиная с 1991 г. инвестиционная деятельность отрасли была связана в основном с собственными ресурсами (табл.107-108). Их доля в период реформирования народного хозяйства постоянно повышалась и в 1997 г. достигла 83%. В 1998 и 2000 гг. доля собственных средств в действующих ценах в общих инвестиционных затратах на развитие отрасли составляла 78,9; 64% и 70% соответственно (см. табл. 109), в ценах 1991 г. – 36,2; 37,1 и 39,0 (см. табл. 110).

Высокий удельный вес собственных средств в общих объемах инвестиций в период реформирования был обусловлен передачей амортизационных отчислений в собственное распоряжение предприятий.

В рассматриваемый период произошли изменения в способах начисления амортизации. Так, согласно действующим нормативным актам по бухгалтерскому учету, стоимость основных фондов должна была погашаться путем начисления амортизации в течение срока их полезного использования. Амортизация начислялась независимо от результатов деятельности предприятия и заносилась на счет учета амортизации, где и накапливалась.

После 01.01.1998 г. предприятиям было предоставлено право выбора способа начисления амортизации. Кроме линейного (равномерного) способа начисления, организации могли использовать способы уменьшаемого остатка, списания стоимости пропорционально объему продукции или по сумме лет срока полезного использования. Кроме того, не все фонды участвовали в процессе начисления амортизации. Так, амортизация не начислялась по основным фондам бюджетных организаций, фондам, полученным по договорам и безвозмездно в процессе приватизации, жилищному фонду, объектам внешнего благоустройства и другим аналогичным объектам лесного хозяйства, дорожного хозяйства, специализированным сооружениям судоходной обстановки и др. объектам. При начислении амортизационных отчислений по объектам основных средств, приобретенных с использованием бюджетных ассигнований, в расчетах учитывалась стоимость объекта без величины полученных бюджетных сумм.

В последние годы было отменено положение, по которому амортизационные средства, начисленные ускоренным методом, должны были расходоваться строго по целевому назначению, а в случае их не целевого использования они облагались налогом. Кроме того, были отменены и предельные ограничения на понижающие коэффициенты к нормам амортизационных отчислений. Это привело к сокращению величины начисляемой амортизации. В результате ослабло экономическое стимулирование направления средств на обновление основных фондов.

Таблица 107. Динамика источников финансирования капитальных вложений в развитие рыбной промышленности и хозяйства России (в действующих ценах с учетом деноминации), млн. руб.

 


Источники финансирования


Годы

1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 (оценка)
Всего капитальных вложений 1,904 13,91 279,00 888,10 1763,10 1924,60 2015,40 1645,40 2171,00 4373,00
Целевой фонд (средства государственной поддержки до 1999 г.) 0,173 6,03 82,26 281,18 308,34 385,65 341,10 347,10 1170,10 1316,00
Собственные ресурсы, включая заемные средства 0,92 7,88 196,74 606,92 1454,76 1538,95 1674,30 1298,30 2087,89 3057,00
Амортизационные отчисления (по форме 11) н.д. н.д. 32,02 961,55 1596,60 2202,80 1369,20 1234,00 1191,00 1272,00

 


Таблица 108. Динамика источников финансирования капитальных вложений в развитие рыбной промышленности и хозяйства России (в ценах 1991 г. с учетом деноминации), млн. руб.

 


Источники финансирования


Годы

1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 (оценка)
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
Всего капитальных вложений 1,904 0,659 0,146 0,691 0,504 0,320 0,293 0,227 0,286 0,276
Целевой фонд (средства государственной поддержки до 1999 г.) 0,600 0,286 0,338 0,219 0,088 0,064 0,050 0,048 0,103 0,083
Собственные ресурсы, включая заемные средства 0,494 0,373 0,808 0,472 0,416 0,256 0,243 0,179 0,183 0,193
Амортизационные отчисления (по форме 11) н.д. н.д. н.д. 0,748 0,457 0,366 0,199 0,170 0,105  

 

Таблица 109. Динамика структуры источников финансирования капитальных вложений в развитие рыбной промышленности и хозяйства России, %

 


Источники финансирования


Годы

1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 (оценка)
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
Всего капитальных вложений 100,00 100,00 100,00 100,00 100,00 100,00 100,00 100,00 100,00 100,00
Целевой фонд (средства государственной поддержки до 1999 г.) 54,84 43,35 29,48 31,66 17,49 20,04 16,92 21,10 35,91 30,09
Собственные ресурсы, включая заемные средства 45,16 56,65 70,52 68,34 82,51 79,96 83,08 78,90 64,09 69,91
Амортизационные отчисления (по форме 11) н.д. н.д. н.д. 108,27 90,56 114,45 67,94 75,00 36,56 29,09

 

Таблица 110. Динамика источников финансирования капитальных вложений в развитие рыбной промышлен-ности и хозяйства России в ценах 1991 г., %



Источники финансирования


Годы

1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 (оценка)
Всего капитальных вложений 100,00 60,26 104,74 63,14 46,11 29,26 26,79 20,73 26,14 25,25
Целевой фонд (средства государственной поддержки до 1999 г.) 100,00 47,63 56,31 36,45 14,70 10,69 8,27 7,97 17,12 13,85
Собственные ресурсы, включая заемные средства 100,00 75,60 163,56 95,56 84,26 51,82 49,28 36,22 37,10 39,08
Амортизационные отчисления (по форме 11) н.д. н.д. н.д. 100,00 61,08 48,99 26,62 22,74 13,98 10,74

 

Начисленные амортизационные отчисления (см. табл.107-109) были значительно выше фактических, так как амортизация начислялась независимо от результатов хозяйственной деятельности. Продукция же или вообще не производилась, или не была реализована. Произведенная и отгруженная продукция не всегда была оплачена или за нее рассчитывались бартером. Амортизационные отчисления оставались на амортизационных счетах. Фактические же средства на расчетный счет не поступали.

В составе источников финансирования инвестиций не участвовали и амортизационные отчисления по судами, поступившие по лизинговым соглашениям, так как даже при условии начисления ее лизингополучателем, начисленная сумма шла на оплату долга лизингодателю.

Денежные средства, поступившие после реализации продукции, в числе которых имелись и включаемые в ее себестоимость амортизационные отчисления, поступали на расчетный счет. В результате применялась практика использования амортизационных средств не на инвестиционные цели, а на зарплату, пополнение оборотных средств, погашение срочной задолженности и т.д.

В период 1991-2000 гг. в результате спада производства потеряла свое значение как источник финансирования и прибыль предприятий.

В числе заемных средств предприятий практически не использовалось отечественное кредитование. Причинами этого были высокая процентная ставка по ссудам и отсутствие долгосрочного кредитования. Так, ссуды в анализируемый период выдавались в основном сроком всего на 6 месяцев, а учетная ставка Цент-робанка, хотя и имела тенденцию к снижению, оставалась довольно высокой. Так, в 1996 г. она составила 110%, в 1997 г. – 36%, в 1999 г. – 55%, до 1 июля 2000 г. – 33%, с 1 июля 2000 г. – 28%. Оптимальным же вариантом являлось предоставление кредитов на срок не менее 8-10 лет под 7% годовых, так как эффективность кредитного финансирования была возможна только при условии, что уровень доходности по нему был выше ставки платы за кредит.

Государственная поддержка отрасли с 1991 по 2000 гг. постоянно сокращалась. Участие государства в финансировании рыбохозяйственного комплекса в период 1997 –1998 гг. составило порядка 8% от уровня 1991 г. (см. табл. 109). Хотя в 1998-1999 гг. доля целевого фонда в инвестиционных объемах достигла 36% и 30% соответственно, по отношению к 1991 г. государственная поддержка отрасли составила 17% и 14% (см. табл. 110).

Анализ использования лимитов государственных средств из-за отсутствия данных по рыбохозяйственному комплексу России проводился только по данным Госкомрыболовства (см. табл. 111). Из приведенных данных следовало, что на протяжении всего рассматриваемого периода средства государства поступали в отрасль не своевременно и не в полном объеме. Так, за весь анализируемый период освоение лимитов государственной поддержки составило порядка 85%. В течение анализируемых 10 лет по 7 годам государство своевременно не обеспечивало финансирование отрасли из бюджетных источников. Освоение бюджетного финансирования на 110%, 132% и 141% в 1993, 1996 и 1998 гг. соответственно являлось результатом возмещения долговых обязательств государства перед отраслью за прошедший период.

Таблица 111. Анализ использования лимитов государственной поддержки отрасли (в действующих ценах), млн руб.

 


Показатели


Годы

1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 19991) 2000 оценка
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
Госкомрыболовство России                    
Средства государства                    
Лимит 0,04 10,60 40,66 247,84 358,96 243,40 337,54 223,21 726,80 1535,30
Выполнено 0,03 4,22 44,77 182,19 322,79 320,98 298,78 315,75 465,77 1246,70
% выполнения 75,00 39,81 110,11 73,51 89,92 131,87 88,52 141,46 61,06 81,20
в том числе:                    
Федеральный бюджет                    
Лимит 0,04 4,53 35,48 76,55 35,10          
Выполнено 0,03 3,80 39,79 58,75 40,00          
% выполнения 75,00 83,89 112,15 76,75 113,96          
Инвестиционный кредит                    
Заявка 0,00 6,07 5,18 71,12 8,30          
Выполнено 0,00 0,42 4,98 42,46 3,38          
% выполнения - 6,92 96,14 59,70 40,72          
Господдержка                    
Лимит 0,00 0,00 0,00 30,93 107,50          
Выполнено 0,00 0,00 0,00 11,74 71,35          
% выполнения - - - 37,96 66,37          
Межправительственные соглашения                    
Лимит 0,00 0,00 0,00 69,25 208,06          
Выполнено 0,00 0,00 0,00 69,25 208,06          
% выполнения - - - 100,00 100,00          


В рыбной промышленности и хозяйстве без средств государственной поддержки невозможны воспроизводство и охрана водных биоресурсов, развитие товарного рыбоводства. Была необходима государственная поддержка при строительстве портов и портопунктов, научно-исследовательского флота, для сохранения отечественного судостроения, а также развития непроизводственной сферы, включающей строительство жилых домов, школ, отраслевых учебных заведений и обеспечение их современным учебным оборудованием.

В 2000 г., по предварительным данным, из средств целевого бюджетного фонда было направлено 531,6 млн. руб. на укрепление материально-технической базы органов рыбоохраны. За счет средств фонда осуществлялось строительство рыбоохранного, научно-исследовательского и аварийно-спасательного флота. На это было затрачено 268,1 млн. руб. В результате отрасль приобрела 17 рыбоохранных катеров КС-104-02 и КС-102-002 и ряд катеров других типов. Кроме того, в этот же период было введено в эксплуатацию 8 производственных баз инспекций рыбоохраны. В 2000 г. за счет бюджетных средств была закончена реконструкция Рейдового лососевого рыбоводного завода на Курилах. Вступили в действие Анюйский лососевый рыбоводный завод в Хабаровском крае, Донской осетровый рыбоводный завод в Ростовской области, а также ряд объектов Астраханской области и системы Росрыбхоза.

При этом план по вводу в эксплуатацию объектов не был выполнен. Так, из намеченных к вводу 33 строительных объектов было введено только 25. Кроме того, из 33 законченных в 2000 г. строек 18 строительных объектов были профинансированы более чем на 50% от их сметной стоимости только в год окончания строительства.

Итак, несмотря на некоторое оживление инвестиционной деятельности в последние годы анализируемого периода (1999-2000 гг.), по сравнению с 1998 г. объемы капитальных вложений в сопоставимых ценах достигли к 2000 г. 25% уровня 1991 г. Практически не финансировалась непроизводственная сфера рыбохозяйственного комплекса.

За время реформирования из-за острого недостатка средств на развитие отрасли происходило разрушение ее материально-технической базы. Износ флота и берегового оборудования на конец анализируемого периода превышал 52%. В целом износ ОПФ составил 49,9%.

Возросшая доля собственных средств в источниках финансирования отрасли явилась следствием передачи амортизации предприятиям, а не роста производства и прибыли. В составе заемных средств практически не были использованы отечественные кредиты в связи с неразвитостью кредитной системы в России.
Финансовое состояние рыбохозяйственного комплекса
Финансовое состояние отраслевого производства период 1996-2000 гг. В данный период состояние отрасли находилось в прямой зависимости от экономической ситуации в целом по стране. За годы реформирования экономики объем внутреннего валового продукта в Российской Федерации уменьшился более чем в два раза, существенно снизилась инвестиционная активность в стране. Усугубилась ситуация в сфере финансов, оставалась нерешенной проблема, связанная с взаимными платежами между товаропроизводителями. Кризис приобрел системный характер, что существенно затрудняло решение как производственных, так и социальных вопросов.

Общая экономическая ситуация в стране остается сложной, поскольку до сих пор не были созданы действенные предпосылки не только устойчивого роста, но и стабилизации производства.

Результаты анализа производственной деятельности предприятий рыбной промышленности и хозяйства за период становления рыночных отношений показали, что отрасль находилась в затяжном кризисном состоянии.

В отрасли в последние годы данного периода постоянно сокращались уловы и производство продукции.

Рыбохозяйственный комплекс в течение всего рассматриваемого периода практически постоянно деградировал. Так, если в 1990 г. объем добычи гидробионтов составил 7820 тыс. т., то в 2000 г. – 4040 тыс. т, то есть снизился на 52,7% (в 1994 г. было даже 3500 тыс. т, или на 55,2%). Если в 1990 г. выпуск продукции достиг 5187 тыс. т. (в том числе пищевой, включая консервы, - 4097 тыс. т), то в 2000 г. он снизился до 3403 тыс. т (в том числе пищевой, включая консервы, - до 3139 тыс. т), или на 34,4% (23,4%) соответственно.

В процессе реформирования экономики рыбной промышленности и хозяйства, как и другие отрасли экономики страны, стали использовать информационную базу – основу для формирования управленческих решений с недостаточной полнотой и низким уровнем достоверности. Это существенно снизило действенность управленческих решений.






























Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: