Ное сопротивление руками. 1 страница

2012


УДК 373.167. t:796/799 ББК 75я72

Л98

 

 

Учебник получил положительные заключения Российской академии обра- зования (письмо N.• 01-375/5/7д от 22.10.2007) и ФГОУ BПO «Российский государственный университет физической кул ьтуры, спорта и туризма (РГУФК)» (письмо N•. 2004-42-26/ 1664 от 28.09.2007).

 

В написании учебниха принимал участие N. В. Мас/іов.

(В. И. Лпх — Введение, § 16—20, 22—28, 33; А. А. Зданевич — § 1—15, 21, 30-32; В. И. Лпх, А. А. Зданевич — § 29; М. В. Мас/іов — Приложение.)

 

Лях В. И.

Л98     Физическая культура. 10-11 классы: учеб. /ція общеобрааоват. учреж- дений / В. И. Лях, А. А. Зданевич; под ред. В. И. Ляха. — 7-е изд. — М.: Просвещение, 2012. — 237 с.: иа. — ISBN 978-5-09-028994-8.

Vиебник наппсап в соответствии с фереральНым компонентов  Государственного

образовательного стандарта общего образование и Комплексной програпімой фиаичес- хого воспхітания учащихся 1—11 классов. В xнuгy вк/іюиены теоретические сверен›ія об основах физгыесхой культуры, обязатеzіьпый yиeбпый материал по спортиsным игpau,

/іегхой атzетнхе, гнмнастихе, элементам единоборств, аыжной поgготовхе и плаванию. Опхісаны тaxme саіиостоятеаьгіые занятия роликовыии копькаіип, рартсоіи, ритмпчесхой u атлетпчесхой гимнастикой.

УДК 373.167.1:796/799 ББК 75я72

 


ISBN 978-5-09-02899d-8


Ы Издательство с Просвещение», 2006—20 11

Ы Издательство «Просвещение», 20 12 Ы Художественное оформление.

Издательство «Просвещение», 2006 Все права защищены


Огпсвл«ни«

 

B0eдenve..........  ......  .........  ........      .......  ....  ...........        6

Раздел 1. Общетеоретические

и исторические  сведения


§ 1.

§ 2.

4 з.

 

§ 4.

t з.

§ 6.

 

§ 7.

 

§ 8.

 

Д 9.

§ 10.

§ 11.

Д 12.

§ 13.

 

§ 14.

 

§ 15.

 

§ 16.

§ 17.

§ 18.

§ 19.


Правовые основы физической культуры и спорта                                               1o

Понотпе о физической культуре личности...................  ..                                           12 Физическая культура п спорт  в  профилактике               заболеваний и К}ЭїЗПЈ1їЗНИИ  ЅДО|DОВЬЯ                                 ................................ •.....  •               14

Правила поведение, техника безопасности и предупре»‹дение трав- матпама на занятиях физическпми упражнегіиями............... 18 Основные формы и виды физических упражнений............... 22 Особенности уроиных и неурочных форм занятий фиапческпми уп- ра›«ненппмп....................................................................................................................... 23

Способы регулирования п контроля физических нагрузок во вре—

мп аанетий фиаическими  упра›«ненипмп.................................................... 26

Формы и средства контроле индивидуальной физхультурной дея-

тельности..........                                                                                                  28

Основы организации двигательного режима....................

Организация и проведение спортивно-массовых соревнований....        34

Понятие телосложения и характеристика его основных типов......   37

Способы регулированип массы тела че/іовека...................        40

Вредные  привычки и их профилактиха средствами фиаичесхой

е е е е  в  е                   и в   е е е  и  в                         е е е е э   о я s и е и и и и в я я э   е е и е в  • 4 4 в е 4 * в ^ *  ^  ^                                                                                     43

Современные спортивно-оздоровительные системы фиаичесхих уп-

ра›кнений...........................................,....     47

Современное олимпийское и физкультурно-массовое движение... 50

Раздел 2. Базовые виды спорта

школьнои програнньl

Баскетбол....................................................................................................... 55

Гандбол.                                                                                                                             62

Во/іейбол..                                                                                                                   72

@  Т  ОЛ...................................................         83


§ 20. Гпмнастика с элементами акробатики ......................... 91
§ 21. Легкая атлетпка........................................... 104
§ 22. Лыжнап подготовка......................................... 116
§ зз. Элементы единоборств................  ...  ................... 128
§ 24. Плавание  ..................  ................................ 140

Раздел 3. Самостоятельные занятия

физическими упражнениями

§ 25. Как правильно тренироваться............................. 152
§ 26. Утренняя гимнастика.................................... 154
§ 27. Совершенствуйте координационные способности............ 165
§ 28. Ритмическая гимнастика для девушек...................... 17 1
§ 29. Атлетическая гимнастика для юношей..................... 184
§ 30. Роликовые коньки...................................... 194
§ 3 1. Оздоровительный бег................................                                                               .... 202
§ 32. Дартс................................................. 205
Д 33. Аэробика.............................................. 207

Приложение. Олимпийские игры современности........................ 215


 

 

Этот учебник предназначен в помощь учащимся 10—11 кzіассов д/ы луч- iziero усвоение теоретпческого и практииеского програміиного іиатерпала урохов фпаической культуры, а тах›ке организации п проведения саиосто- етельных аанптий физическиіии упран‹нениями. Надеемся, что он поіиожет вам повысить двигательную ахтивносто, подготовиться к будущей трудовой деяzеаиносzи, а тахже ycneiziнo сдать»каамен по предмету «@иаииесхая культура».

Учебник поможет также сделать ваш досуг интереснее, ухрепити аро- ровье, воспитать сплу во/іи, настойчивость и органпзованность. Занятия физическими упраwнениами сганут вашей ежедневной потребностькз. Ведь все вы хотите быть сильными, ловкими, выносливыми, красивыми, овладеть теми навыками, которые прпгодятса каи‹доіиу из вас в жизни.

Не все становятся великими спортсменаіии, но /іюбовь к спорту, к еже- дневньім самостоятелиныtи занятиям фиаичесхимп упражнениями поіиожет ка»‹доtчу из вас уверенно на аты новый бо/іьизой атап жизни после оконча-

НИdl LLIKO/I bl.


 

Фпапчесхая культура — обязательный учебный предмет в общеоб- рааовате/іьниіх учрежденипх. Он является основной формой физическо- го воспитания шко/іьников. В сочетании с другими формами — фиакуль- турно-оадоровителиньіми мероприятиями в режиме учебного и продлен- ного дип (гимнастика до занятий, физкультурные иинутки, физические упражнения и игры на удлиненных переіиенах и в группах прод/іенного дня), внеклассной работой по физической культуре (группы общефиzи- ческой  подготовки,  спортивные секции), физкультурно-массовыми и спортивными мероприятиями (дни здоровья и спорта, подвижные игры и соревнования, спортивниіе праздники, спартакиады, туристические слеты и походы) — достигается основная цетіи физхулитурного образованиЯ - форніпрованпе фиаичесхой ху sьтуры личности. Она включает в себя мотивацию и потребность в систеіиатических аанетипх фиапvесхой куль- турой и спортом, овладение знаниями, уменипми и навыками фиахультур- но-спортивной   деетелиности, раапостороннюю  физическую  подготов- ленность.

Пре/ціоженный вам учебник написан в соответствии с федеральным ком- понентом Государственного образовательного стандарта общего образо- вания, разработанным Министерством образования и науки Российской фе- дерации, и Коіиплексной програ›имой физического воспитание учащихся 1—11 классов.

В соответствии с атим учебник вклкзчает в себя раздел к «Общетеоре- тические и исторические сведения», «Базовые виды спорта школьной программы», «Самостоптельные аанптип физическими упражнениями» и приложение «Олимпийские игры современности».

Раздел «Общетеоретические и исторические сведения» содержит тео- ретические сведения о социокультурных, психолого-педагогических и ме- дико-биологических основах фиапческой культуры.

В разделе «Бааовые виды спорта школьной програіимы» содержится обяаательный учебный материал по спортпвным играм, легкой аттіетике, гимнастике с элементами акробатики, элементам единоборств, лыжной подготовке и п/іавапию. Здесь me приворятся физпvесхие упрюхпеппя п


методические советы по овла,qению данным материалом как на урочных, тах и на саиостоательных занптипх.

Материал, из/іоженный в учебнике в рааделах «Общетеоретические и исторические сверенгіе» и «Баsовые виды спорта школьной программы», является продолwенпем того, что изучается на ypoxax физической культу- рьі в wxoлe.

Раадел «Самостоятельные занятия физпчесхими упра›кненипми» гово- рит сам аа себя. В нем раскрывается содержание самостоятельных занятий по наибо/іее популярным и лкзбимым в вatzieм возрасте впдам спорта, рас- сказьівается, как правильно тренироваться, проводить утреннюкз гимнасти- ку, развивать свои двигательные способности.

После кa›«,q,oгo параграфа разделов учебника проводятся вопросы для самоконтроля. Это позволит вам после изучения конкретных тем самосто- ятельно проверить степень Освоения пройденного учебного материа/іа.

В Приложении приводятсп сверенпо об участии российскпх п советских спортсменов в Олимпийских играх, начиная с 1908 г. и до последних Игр в Ванкувере (2010) и Пехине (2008).

При иаложении раздела «Базовые виды спорта школьной программы» в него не воіzіел материа/і об истории отдельных видов спорта, основных правитіах соревнований. Этот материал по/іностью представлен в учебнике sФизическая культура. 8-9 xzaccы» (под ред. В.И. Лпха), и дублировать его еще раз нецелесообразно.

Учебник будет пвлпться помощником учителю в организации и прове- дении различных форм работьi по физической культуре, окм«ет всесто- роннюю помощь учителю и ученику в учебном процессе по предмету «Фи— зическая культура».

 

 

Оканчивая 11 класс средней школы, вы должны овладеть определенны- ми знаниями, умениями и навыками по каждому предмету, в том числе и по предмету «Физическая культура». Вы и ваши родители должны хорошо их знать и при необходимости работать над теми разделами, которые еще не- достаточно освоены.

В результате освоения физической культуры на базовом уровне ученик должен

знать:

• роль и значение регулярных занятий физической культурой п спор-

том для приобретения физической прпв/іекательности, психпчесхой устой- чивости, повышения работоспособности, профилактики вредных привы- чек, поддержания репродуктивной функции человека;

 

7


• положительное влияние занятий физическими упражнениями с раз- личной направленностью на формирование здорового образа жизни, фор- мьi организации занятий, способы контроля и оценки их эффективности;

yuevь:

• выполнять комплексы фпаических упраи‹неппй пз современных оадо- ровительньіх систеіи с учетом состояния здоровья, индивируалиных осо- бенностей физического развитие и подготовленностп;

• выпо/інять индивидуатіьные ахробатические и гимнастические хомби- нацпп, комбинации на спортивных снарядах, технихо-тактические действие в спортивных играх и упражнения с пргікладной направленностью;

• использовать приемы саморегу/іпрования психофиаичесхого состоя- ния организма, самоана/іиаа и саі•іооценки в пpoi ecce регу/іярных занятий физхутіьтурно-спортивной,qеятельносzью;

 

использовать приобретенные знания и унения в практической деятельности

и повседневной  жизни:

• выполнять фпзкутіьтурно-оароровительные и тренпровочные занятия длп повыизения индивируального уровня физического развития и физичес- кой подготовленностп, формирования прави/іьного телосложения, совер- іzіенствования техники движений и технических приемов в различных видах спорта;

• применять средства фиаичесхой культуры и спорта в це/іях восста- нов/іения организма после умственной и физической устатіости;

• уметь сотрудничать, проевлпти вааимопомощь и ответственность в процессе выполнения ко/і/іехтивных форт физических упра›«нений и в со- ревновате/іьной деяте/іьности;

• демонстрировать здоровый образ жизни.


er,C GOȘG         HÜC KHC H HCTOÇHNGCKHG CSCÇCHHß


ПynПOПhlЖ                  ОСНОПЫ

Щпзпсsсхой куяатууаі п cnoyva

 

Правовые основы физической культуры и спорта захреп/іены в раа/іич- ньіх государственных документах.

Конституция Росспйсхой Федерацпп (принята в 1993 г.) устанавлива- ет права гражрагі на занятия физической культурой и спортом. Государство, обеспеvпвая»ти права, финансирует федеральные програ‹чмы охраны и укрепления здоровье населения, поощрпет стремление граи‹дан вести адо- ровьій обраа жиани и ааниматьсп физической культурой п спортом.

еедеральпв‹й закон «0 фпапчесхой к ультуре п спорте в Росспйсхой Федерацгіи» (принят в 2007 г.) устанавливает правовые, органиаационные, экономические и социальные основы реяте/іьности в об/іасти физической ку/іи— турьі и спорта в стране, определяет основные принципы законодательства о фпаической культуре и спорте. Он состоит из 8 глав и 43 статей, охватываю- щих все виды, формы и направлении развития физической ку/іитуры и спор- та в обществе. Далее кратко раскрыто содержание наиболее ва›кных статей. В статье 3 «Осгіовные принципы законодателаства о физической куль- туре и спорте» отмечается, что государство обеспечивает права каждого на свободниій доступ к фпаичесхой кутіьтуре п спорту как необходимым усло- витіtи развптип физических, интел/іехтуальных и нравственниіх способностей личности, права на занятия физической культурой и спортом для всех ха-

тегорнй граждан и групп населения.

В статье 11 «Олиіипийское движение России. Олгімпийскпй комитет Рос- сии» говорится, что олимпийское движение России пвлеется составной частью международного олпмпийского движение, целпми которого являют- ся пропаганда и внедренпе принципов олимпийсхого движения, содействие развитию физической культуры и спорта, ухрепленпе международного спор- тивного сотрудничества, участие в Олимпийских играх и других междуна- родпьіх спортивных мероприетиех, проводимых пор патронажем Nе›к,qуна- родного олиіипийсхого комитета. Ухааывается, что Отіимпийский комитет России вoзглaвтlяeт олимпийское движенгіе в стране, пропагандирует в Рос- сийской федерации пригіципы олимпийского движение, способствует разви- тикз спорта высших достижений и массового спорта, представляет в соот- ветствии с Олимпийской хартией Международного о/іпмппйского комитета Российсхую Фeдepaцикэ на Олимпийских nгpax и других tчеждународных спортивных меропрпятиях.

 

10


Статья 28 «@изпческая культура и спорт в систеіие обрааованип» отражает основные особенности организации фиаи іеского воспитания и образование в образовательных учреждениях. Данная организация осуществляет: проведение обязательных занятий по физической хуzіь— туре в пpe,qe/iax основных образовательны х программ в объеме, ус- тановлен ном государствен нымп обрааовательн ыми стандартаип, а тaxwe дополнительных (фахулитаzивных) занятий фиаичесхиіии упраж- ненитии и спортом в пределах допо/іните/іьных обрааовате/іьных программ; соз,qает ус/іовия, в том числе обеспечивает спортивным ин- вентарем и оборудованием, для проведения комплексных мероприя- тий по физхультурно-спортивной подготовке обучающихся и других мероприятий.

В статье говорится также, что образовательные уирежденип  обяза-

ньі проводить ежегодный іиониторинг физической подготовленност›і п

фиаичесхого раавитип обучакэщпхся.

В статье 26 «Пре,qотвращение допинга в спорте и борьба с ним» го- ворится о неропустимости использования запрещенных стимулоторов, наносящих вред адоровькз человека. К мерам по противодействикз исполь- зованию допинговых средств отнесены: вклкзчение в,дополнительные об- разовательньіе програіимы образовательных учреждений, осуществ/іяющпх деяте/іьность в области фиапческой культуры и спорта, разделов о при- чинении вреда здоровькз спортсменов вс/іедствие испо/іьзованпп допинго- вых средств и (или) методов; проведение антидопинговой пропаганды в средствах массовой информации и др.

В статье 29 говорится о физической подготовке гpa»‹,qaн допризыв- ного и призывного возраста х защите Отечества.

В других статьях говорится о субъектах физической культуры и спор- та в стране (в том числе о фиакультурно-спортивных органиаациях и об образовательных учре»ц\епиях, осуществлякзщих деятельность в области физической ку/іьтуры и спорта), паратіимпийском двп›кении России, спор- тивньіх к/іубах, спортивных аванипх и спортивных разрярах, занятиях фи- аичесхой ху/іьтурой и спортом по месту работы, месту жительства п мес- ту отдыха граждан, адаптивгіой физической культуре, подготовке спортив- ного резерва, спорте высіzіпх достижений, ответственности должностных лиц за исполнение данного федерального закона.

В субъектах Российской Федерации разработаны свои ааконы о фи- зической культуре и спорте. Они формировалпсь на базе Федерально- го закона «О фиапиесхой культуре и спорте в Российской @едерацпи». Так, напри/иер, тахие законы приняты в Москве, Карелип, Республике Татарстан и других регионах.

 


В Законе Российской Федерации «Об образовании» (принят в 1992 г.) Оказывается, что в стране устанавливаются федеральные го- сударственн ые образовательные стандарты.

 

 

1. Что говорится в Конституции Росспйсхой Федерации о фпаичесхой культуре п спорте?

2. Кахим Законом хонкретиаируются правовые и органиаационпые ос-

новьі в области физической культуры п спорта в стране? Koгpa он бы u прпнат?

з. Рассха›«гіте о наиболее важных статьях этого Закона.

4. Кахи›ип еще документами регла‹ іентируются занятия физической

культурой и спорто›и?

 

Существует множество опре,г\е/іений теріиина «физическая культура». Физическая культура (в наиболее обобщенном виде), являясь важной частью ку/іьтуры общества, — это совокупности достижений в создании и использовании специальных средств, методов и ус/іовий фиаииесхого совершенствования человека. Она явлпетсz продуктом сознате/іьной рея- тельностп общества. На ка›«доні исторпчесхом атапе физическая ху/іьту- ра изменяется в зависиічостп от общественной формацип и наследует культурные ценности, созданные человечеством на предыдущих атапах.

Личность — человек с устойчпвой системой социалиноанаииніых

черт, характергізукзщих его как члена общества или общности. В псп- хо/іогии личность понимается как совохупность индивидуа/іьных свойств психики, управаяющгіх социальной актив іостью человека.

В свпзи с атим выделяют понятие фиаичесхая культура ппчнос- ти. Это достигнутый уровень физического совершенства человека, его личных качеств, степень использования им приобретенных в процессе аанптий физическими упра›кненпеми специальных знаний, умений, на- вьіхов, а тахже физических качеств в повседневной жизни.

 

19


Физическую культуру личности :z:арактеризgюггг.

• интерес и i іотивация х аанптипм физическими упра›«ненипми;

• состояние здоровье;

• систематические занятия физическими упражнениями,q/iя реше-

ния тех плп иных задач фпаичесхого самосовершенствования;

• объем специальных фиаку/іьтурных знаний, позволякзщпй с по/іь- аой применпти их на практике;

• объем усвоенных двигательных умений п навыков;

• рааносторонняя бааовая физическая порготов/іенность;

• овларение гигиеническими навыками и приобретение привычек

здорового обрааа жиани;

вла,qение организационно-›иетодическими уіиениями проведения самостоетелиных фгізкультурных занятий.

Все коtчпоненты физической кутіьтуры личности конкретны и пpoi

це/іенаправленном использовании приносит польау человеку. Их фор- мпрованпе способствует гармоническоиу физическому и психическоіиу развитию занимающихся.

Уровень развития фпзпчесхой культуры личности зависит от усло- вий, созраваемых обществом д/ія физического воспитание. Однако ос- новньім является целенаправленная, соsнательная и систематическая совместная физкулитурпая и спортивная деятегіьность занимающегося фпапиескими упражнениями и педагога. Если ученик пониtчает и вос- прпнпмает главную цель физического воспитания — формированпе фиапческой культуры личности, — то с помощью yчитe/ія физической культуры пли тренера он достигнет ее.

Выс‹ией формой личной физической культуры считается самостоя-

те/іьная физкультурная деятельность. Осуществляя физкультурную рея- телиности, человек познает себя, других ліорей, окру›кающий мир. У не- го развивакзтся самостоятелиности, творчество и инициатива, формиру— ются индивидуатіьные черты характера, собственное tчировозарение.

Физическая культура человека неразрывно связана с его общей куль- турой. Это объясняется тем, что присущие физически культурной личнос- ти свойства формируются и развиваются на основе тех же  психофизи- ческих задатков и психофизических процессов, что и эстетическая, нрав- ственная     и   другие                  виды культуры   человека. Поэтому,  занимаясь физическими     yпpaщнeниями,    че/іовек    не   толохо    развивает и  соверwенствует свои фпаические возможности, но и формирует другие свойства личность — волевые, нравственные, эстетические и т. п. В unczio волевых  и  нравственных качеств входят це/іеустрем/іен- ности, настойчивость и упорство, выдержка и самообладание, само-

 

І 5


стоетельность и инициатпвность, смелость п решительность, дисцппли- нированность, котілективизм, способность преодолевать трудности и др.

В число астетических качеств входит воспитание уtиение восприни- іиать и понимать прекрасное в движегіиях человеческого тела, в совер- шенстве его линий и форм, находить и оценивать прекрасное в пове- дении товарищей и в окружающей обстановке. Другая не іиенее важ- нап сторона эстетического воспитание — желание и умение соадавати ато прекрасное, например: новые красивые композиции в фигурном ка- танпи на коньках, художественной гимнастике, а также астетически без- упречньій инвентарь и оборудование, красочные сценарии спортивных прааднпхов и соревнований.

 

 

1. Что обозначает термин «фпапиесхая культура»?

2. Дайте опререленгіе понятию sличности».

3. Что отражает понетпе «физическая культура личности»?

4. Что характерпзует физическую культуру личности?

5. Какие нравственные и астетические качества формируются в про- цессе занятий физическими упражнениеми?

 

 

 

И И GПMGBИИ ЗЛО OBDA

 

Регулярные занятия физической культурой благопрпятно влипкэт на здоровье п физическое состояние человека. Занятие способствуют так- же профилактике заболеваний, которые могут развиться в старизем возрасте.

Во все времена была известна польза фиаичесхой культуры. Проб- лема движения и здоровья была актуальна уже в Древней Греции и Древнем Риме. Так, греческий философ Аристотель (IV в. до н. э.) аы- сказьівал мысль о том, что ничто так спльно не разрушает организм, ках физическое безрействие. Великий древнегреческий врач Гиппократ (ок. 460 — ок. 370 до н. э.) не только широко использовал физи- ческие упражкения при лечении больных, но и обосновы принипп nx

 

14


применения. Древнеримсхий врач Галеп (ок.  130 — ох. 200) писаті:

«Тысячи и тысячи paa воавращал я здоровье свопм бо/іьным посред-

ством упражнений».

В современных условиях развития нашего общества наблюдакзтся резкое ухудшение состоягіия зроровия населения п снижение продол- жительности жиани. По данным различных исследований, лгішо око/іо 10% мо/іодежи имекзт норматіьный уровень физического состояния и здоровья, продо/»кительность ›киани сократилась на 7—9 лет, снижает- се проиаводственный потенциал общества.

Сегодня человек меньизе двигается, а аначпт, его мышцы, систе›иа дыхания и система кровообращениті мало активны, недостаточно раз- виваются и быстро стареют. Ухудшающаяся ахология в сочетании с малой подвижностью человека ведет к быстрому ослаб/іенпю организ- ма, в результате ие/іовека начпнаіот преследовать раатіичные болезни. Чтобы иабеwать этого, над,о постоянно тренировать органы и систе- мьi органпама, т. е. регулярно ааниматисп фпаической культурой и

CFIO|ЭTOM.

Систематические занятия физическими упраи‹ненипми оказывают су- щественное положительное воарействие на здоровье человека. Здо- ровье — ато состояние no/sнoгo физического, духовного п соц- ального бпагополучпя, а ne только отсутствие болеzнп nziu фиап- vecxnx дефехтов.

Фиzпчесхое бяагополу•іие — ако хогда все органы человеческо- го тетіа функционирукзт в пределах нор›иы и даже могут при необхо- димости работать со значительным превышенпем нормы, т. е. обла,qа- ют реаервом.

Духовное (душевное пли психическое) 6ziaronoziy•ine предпо/іагает преобларание у че/іовеха хорошего настроение, его уверенности в сво- ем будущем, положитетіьный настрой на преодоление трудностей и неблагоприптных ситуаций.

Counaziuнoe благополучие предпо/іагает устойчивое положение че-

ловека в обществе, наличие хорошей и                                                                                оп/іачиваемой работы, семьи.

Доказано, что здоровье человека толико на 8—10 % зависит от де- ятельности учре»‹,qений здравоохранения, на 18—22 % — от генетичес- ких факторов, на 17—20 % — от состояния охру›кающей среды и на 49—53 % — от условий и образа жизни.

Регулпрные и правильно,qозируемые фпзическпе упражнения рас- ширпют функциона/іьниіе и приспособительные возможности сердечно- сосуристой, дыхательной и других систем организма человека, способ-

























Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: