Роль слушания в межличностной коммуникации

СЛУШАНИЕ КАК КОММУНИКАТИВНОЕ ДЕЙСТВИЕ

 

В данной главе речь пойдет об условии, которое обеспечивает саму возможность коммуникации между людьми и от которого зависит ее характер и качество. Речь пойдет о слушании. И хотя в предшествующих главах мы в той или иной степени уже касались влияния поведения слушателя на процесс межличностной коммуникации, теперь разнообразные аспекты этого коммуникативного действия – в фокусе нашего внимания.

Слышать и слушать

Большинство людей рождаются способными слышать, то есть наделены физиологическими возможностями восприятия звука. Сам по себе физиологический акт получения звука не требует от человека сознательных усилий, хотя, разумеется, возможность восприятия разнообразных звуков и характер возникающих звуковых образов напрямую зависят от качества слуха как физиологической способности индивида. Вместе с тем, как и в случае с другими основными каналами человеческого восприятия, восприятие звука реализуется как направленная реакция, как процесс отбора и придания определенного смысла тому, что услышано. Мы слышим значительно больше того, к чему начинаем прислушиваться. Процесс, в ходе которого человек отбирает из всех внешних звуков те, что отвечают его потребностям и интересам, предлагается обозначить термином «слушание».

Избирательность, активность, ситуативность, придание смысла получаемой информации характеризуют процесс человеческого восприятия независимо от каналов поступления информации. Слушание можно сопоставить с чтением: какой-то материал мы читаем более внимательно, какой-то быстро просматриваем, в каком-то смотрим лишь на заголовок или на имя автора, чтобы решить, стоит ли его читать. Отбор информации в процессе слушания происходит сходным образом: что-то мы слушаем поверхностно, что-то — с напряженным вниманием. Таким образом, термин «слушание» подчеркивает не столько способность слышать, сколько готовность запомнить и понять услышанное. Тем самым акцентируются немалые усилия и энергия, необходимые при осуществлении слушания.

Слушание — восприятие человеком звуковой информации, отвечающей его потребностям и интересам и позволяющей ему ориентироваться в окружающей среде.

Как и любой другой канал восприятия, слушание существенно зависит от личностных, социальных и культурных особенностей самого слушателя. И, обсуждая в дальнейшем условия реализации и коррекции слушания, мы непременно будем учитывать рассмотренные ранее в нашем учебнике факторы, оказывающие влияние на процесс слушания, и эффекты, возникающие в ходе этого процесса. Если наличие слуха как одного из базовых органов чувств — условие успешной адаптации организма во внешней среде, то развитая способность слушать — условие социальной адаптации человека.

Роль слушания в межличностной коммуникации

В огромном разнообразии звуков, воздействующих на человека, нас будут интересовать звуки речи, и конкретно — межличностные разговоры.

Для понимания роли слушания в межличностном общении ключевыми являются следующие две его характеристики:

во-первых, оно всегда сопряжено с речью, предстает как ход в речевом обмене;

во-вторых, оно реализуется как коммуникативное действие, то есть предстает как активность, направленная на создание и поддержание порядка и согласованности речевого взаимодействия между людьми.

Коммуникативное действие — активность участников социальной коммуникации, направленная на создание и подержание порядка и согласованности взаимодействия между ними.

Достижение такой согласованности достигается благодаря использованию слушателем вербальных и невербальных средств и приемов, о чем будем говорить подробнее дальше.

Важно подчеркнуть, что благодаря указанным характеристикам слушание становится важнейшим средством организации и управления ходом межличностного разговора, фактором, определяющим его стиль и содержание. Вспомним одну из сформулированных П. Вацлавиком базовых аксиом коммуникации: слушание выступает коммуникационным ресурсом как уровня содержания, так и уровня отношений в межличностной коммуникации. Слушая, собеседники обмениваются теми или иными информационными сообщениями, которые нужно понять и запомнить. В то же время, ориентируясь друг на друга, признавая и принимая друг друга в качестве участников коммуникации, они формируют совместное коммуникативное пространство, совместную идентичность и тем самым готовят почву для придания осмысленности коммуникативному действию, для возникновения и производства совместных значений.

Организация и управление ходом разговора означают, что слушание обеспечивает следующие элементы.

· Начало разговора. Межличностная коммуникация начинается, когда один человек обращается к другому, со словами или без слов, и тот не может не реагировать на это обращение. На то, как человек ответит или что предоставит в качестве ответа, влияют его личностные и социальные особенности, но сама реакция ответа от него не зависит. Отказ от ответа уже есть ответ. Известная формула П. Вацлавика: «Мы не можем не вступать в коммуникацию» — может быть переформулирована так: «Мы не можем не реагировать». Слушание и представляет собой эту ответную реакцию. Оно не может быть сведено к функциональному молчанию одного из участников в процессе речевого обмена. Будучи своеобразной формой начального ответа, оно делает возможным само начало межличностного взаимодействия.

· Внутренняя структура разговора. Структура разговора представляет собой чередование сообщений, которыми обмениваются говорящие и слушающие. Если хотя бы один из участников коммуникации не будет реагировать на передаваемые ему сообщения, то есть не исполнит роль слушателя, коммуникативный процесс нарушится. Обычно мы не замечаем, как происходит такая смена коммуникативных шагов (мена коммуникативных ролей). Однако отклонение от нормы или нарушение правил взятия шага мгновенно фиксируется и может привести к определенным санкциям по отношению к нарушителю. Попробуйте в разговоре с членами вашей семьи или с друзьями не давать им вставить слова или, наоборот, сами не реагировать на их сигналы к ответу.

Мена коммуникативных ролей — обеспечение как говорящими, так и слушающими условий и соответствующих вербальных или невербальных сигналов передачи кому-то из участников права на очередной речевой вклад, что гарантирует беспрерывное протекание разговора.

1.2.1.Стилистическая характеристика разговора

Стиль межличностного взаимодействия (дружелюбный или враждебный, напряженный или спокойный, принимающий или отвергающий) оформляется в самом процессе общения, под влиянием конкретных условий ситуации, в которой это общение осуществляется, когда участники коммуникации явным образом фиксируют ответную реакцию своих собеседников на передаваемое сообщение. В результате каждый участник коммуникативного действия постоянно корректирует, а иногда может полностью изменить, свои исходные цели и стратегию. Согласие или несогласие адресата с полученным им сообщением играет роль фактора, влияющего на особенности конкретного коммуникативного действия. Осуществив какие-то речевые действия, человек задает и себе и другим определенный круг тем и средств, выход за пределы которого может оцениваться его собеседниками как «нарушение правил». Произнесенные в конкретных условиях слова и предложения ограничивают в той или иной степени разброс возможных ответных реакций, задавая нечто вроде семантического канала. В большинстве реальных ситуаций, в которых реализуются всевозможные формы диалога, такие правила действуют скрыто и не осознаются людьми.

Таким образом, слушание как элемент разговора выступает фундаментальным условием (конструктором) как самой межличностной коммуникации, так и ее типа.

Слушание — это коммуникативное действие, направленное на создание и поддержание порядка и согласованности речевого взаимодействия между людьми.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: