Тест 7. Лексика. Группы слов: устаревшие слова, неологизмы, фразеологизмы. Лексическое значение

Вариант 2

 

А1. Какое из устаревших слов является архаизмом?

□ 1) оброк

□ 2) боярин

□ 3) дщерь

□ 4) ясак

 

А2. Какое слово является неологизмом?

□ 1) обоз

□ 2) сканер

□ 3) космос

□ 4) теплоход

 

А3. Укажите верное толкование слова БАТАЛЬНЫЙ.

□ 1) отеческий

□ 2) командующий

□ 3) военный

□ 4) нарядный

 

А4. Какой фразеологизм имеет значение «сделать посильный вклад»?

□ 1) поставить на место

□ 2) внести лепту

□ 3) подложить свинью

□ 4) втирать очки

 

В1. Из данного предложения выпишите фразеологизм.

 

Даже если тебе трудно, не надо опускать руки.

 

 

С1. Напишите о роли фразеологизмов в языке.

 

 

Тест 8. Морфемы. Основные способы образования слов

Вариант 1

 

А1. В каком ряду слова являются однокоренными?

□ 1) ворота, ротозей

□ 2) приморский, моряк

□ 3) настенный, стенать

□ 4) водяной, приводить

 

А2. В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?

□ 1) прир..сти, ул..жить

□ 2) и..править, ре..кий

□ 3) параш..т, ч..десный

□ 4) ш..пот, печ..т

 

А3. Каков способ образования слова СОТРУДНИК?

□ 1) приставочный

□ 2) суффиксальный

□ 3) приставочно-суффиксальный

□ 4) бессуффиксный

 

А4. В каком предложении вместо слова ДОМОВЫЙ нужно употребить слово ДОМОВИТЫЙ?

□ 1) Он был домовый хозяин, любил, чтобы в доме был порядок.

□ 2) На июль наметили ремонт домового водопровода.

□ 3) Домовые мыши прогрызают норы между квартирами.

□ 4) В домовой книге записаны сведения о жильцах.

 

В1. Из данного предложения выпишите слово (слова), образованное (образованные) сложением.

 

Своим названием рыба-зебра обязана многочисленным полоскам, украшающим её тело.

 

 

С1. Напишите, в чём вы видите отличие однокоренных слов от форм одного и того же слова. Приведите примеры. (Ответ должен быть полным.)

 

 

Тест 8. Морфемы. Основные способы образования слов

Вариант 2

 

А1. В каком ряду слова являются однокоренными?

□ 1) белочка, побелить

□ 2) пригорок, горевать

□ 3) кружить, округа

□ 4) пожелать, жёлтый

 

А2. В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?

□ 1) мудрец.., нац..я

□ 2) ш..рох, стереж..т

□ 3) ра..лечься, ни..кий

□ 4) прил..гать, перер..сла

 

А3. Каков способ образования слова ПОМОЩНИК?

□ 1) приставочный

□ 2) суффиксальный

□ 3) приставочно-суффиксальный

□ 4) бессуффиксный

 

А4. В каком предложении вместо слова ИГОЛЬЧАТЫЙ нужно употребить слово ИГОЛЬНЫЙ?

□ 1) Кристаллы имели игольчатую форму.

□ 2) Деревья украшены игольчатым инеем.

□ 3) Ветки можжевельника были усеяны мелкими игольчатыми листочками.

□ 4) Без сноровки не так-то просто просунуть нитку в игольчатое ушко.

 

В1. Из данного предложения выпишите слово (слова), образованное (образованные) сложением.

 

Научные сотрудники провели плановый техосмотр установки, сделали необходимые измерения, установили видеокамеры.

 

 

С1. Напишите, каково назначение этимологического словаря. Приведите пример происхождения какого-либо слова. (Ответ должен быть полным.)

 

 

Тест 9. Морфемы. Чередование гласных и согласных в корнях и приставках. Сложные слова

Вариант 1

 

А1. Какое слово содержит чередующуюся гласную в корне?

□ 1) девочка

□ 2) приставка

□ 3) предложение

□ 4) часовщик

 

А2. Какое слово содержит чередующуюся согласную в приставке?

□ 1) председатель

□ 2) снисходительность

□ 3) сборка

□ 4) надбавка

 

А3. В каком слове нет суффикса -К-?

□ 1) сетка

□ 2) табуретка

□ 3) вилка

□ 4) марка

 

А4. Какое слово содержит чередующуюся согласную в корне?

□ 1) мебель

□ 2) спортсмен

□ 3) двигатель

□ 4) загар

 

В1. Из данного предложения выпишите сложное слово (сложные слова).

 

Герои Жюля Верна — благородные, мужественные, сильные и великодушные люди.

 

 

С1. Расскажите об известных вам способах образования сложных слов. Приведите примеры.

 

 

Тест 9. Морфемы. Чередование гласных и согласных в корнях и приставках. Сложные слова

Вариант 2

 

А1. Какое слово содержит чередующуюся гласную в корне?

□ 1) избиратели

□ 2) очарование

□ 3) жители

□ 4) словарь

 

А2. Какое слово содержит чередующуюся согласную в приставке?

□ 1) передвигать

□ 2) сгореть

□ 3) подвергнуть

□ 4) чрезмерный

 

А3. В каком слове нет суффикса?

□ 1) ломака

□ 2) собака

□ 3) задавака

□ 4) кривляка

 

А4. Какое слово содержит чередующуюся согласную в корне?

□ 1) прорубь

□ 2) победа

□ 3) зарница

□ 4) камень

 

В1. Из данного предложения выпишите сложное слово (сложные слова).

 

Солнце живительным, теплотворным светом своим облило степь.

 

 

С1. Расскажите об известных вам способах образования сложных слов. Приведите примеры.

 

 

Тест 10. Чередование гласных в корнях и приставках. Соединительные О и Е в сложных словах

Вариант 1

 

А1. В каком ряду в обоих словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

□ 1) к..сание, б..гатырь

□ 2) ж..вописный, кр..сноватый

□ 3) р..стение, поч..нить

□ 4) р..кета, исч..зать

 

А2. В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?

□ 1) заг..раться, прик..саться

□ 2) прил..гательное, к..снуться

□ 3) соб..раться, забл..стеть

□ 4) з..ря, прир..стать

 

А3. В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?

□ 1) по..ск, сверх..нициативный

□ 2) под..грать, пр..давить

□ 3) пр..мудрый, пр..сесть

□ 4) без..звестный, пр..морский

 

А4. В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?

□ 1) пр..кратить, пр..ятельский

□ 2) пр..чина, пр..одолеть

□ 3) земл..ройка, пр..вращение

□ 4) пр. ятный, птиц. лов

 

В1. В данном предложении найдите и выпишите сложносокращённое слово. Напишите, что оно означает («расшифруйте» его).

 

Расписание уроков обычно составляет завуч.

 

 

С1. Опишите школьную раздевалку.

 

 

Тест 10. Чередование гласных в корнях и приставках. Соединительные О и Е в сложных словах

Вариант 2

 

А1. В каком ряду в обоих словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

□ 1) дот..нуться, вопр..сительный

□ 2) р..форма, р..сток

□ 3) приг..рать, зн..чение

□ 4) с..лдат, п..рила

 

А2. В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?

□ 1) з..рница, приг..реть

□ 2) подп..рать, расст..лить

□ 3) соприк..саться, выр..щивать

□ 4) г..релый, предл..гать

 

А3. В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?

□ 1) пр..глушить, пр..рвать

□ 2) раз..скать, пр..кусить

□ 3) пр..открыть, пр..граждать

□ 4) пр..дорожный, сверх..нтересный

 

А4. В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?

□ 1) пр..кратить, пр..ятельский

□ 2) овц..вод, пр..образователь

□ 3) пр..ключение, кров..носный

□ 4) пр..лежный, пр..пятствие

 

В1. В данном предложении найдите и выпишите сложносокращённое слово. Напишите, что оно означает («расшифруйте» его).

 

Мой двоюродный брат учится в вузе.

 

 

С1. Опишите школьную столовую.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: