Этапы развития шеринговой экономики

Исследования ВШЭ (Высшая Школа Экономики) показывают, что экономика шеринга прошла 5 этапов:

•   Second hand sharing: офлайн шеринг — обмен одеждой и книгами в библиотеках.

•   Torrent sharing: онлайн шеринг фильмов, музыки и любых файлов.

•   Uber sharing: объединение онлайн и офлайн: шеринг домов, офисов и транспорта.

•   Social sharing. Обмен на технологическом уровне влечет за собой обмен социальными статусами: владение дорогой машиной и домом перестает быть жизненной целью, а комфорт можно взять в аренду нажатием кнопки в мобильном приложении.

•   Сonscious sharing. Размытие социальных статусов и ценностных ориентиров влечет за собой трансформацию сознания — мы выбираем модель потребления, где осознанно исключаются посредники[13].

При этом общество не стоит на месте, завершая четвертый этап и подходя к пятой стадии, развивая все больше новую экономическую модель. По своей сути шеринговая экономика — это IT-реинкарнация идеи коллективного хозяйства в абсолютно рыночной и прагматичной среде. Шеринг-экономика бросает вызов основным ценностям общества сверхпотребления, устраняя философию обогащения и подрывая авторитет частной собственности. Не нужно покупать предметы роскоши, если ими можно пользоваться, не неся расходы на содержание и ремонт. И при этом можно менять дома, квартиры, машины, интерьеры столько раз, сколько захочется[12].

Экономика совместного пользования бурно развивается в ряде отраслей. Поездки на автомобиле, найм жилья для путешествий, услуги ремонта и уборки, привлечение финансирования на проекты — вот основные направления. В центре шеринговой модели бизнеса находится сообщество, ведь именно потребители сами генерируют спрос и предложение. Без участников объединений, предлагающих и заказывающих услуги, шеринг-сервисы работать не могут. Стать одним из членов экономики совместного пользования можно через мобильные приложения, создающие группой лиц, которые заинтересованы в использовании принадлежащих им ресурсов. Бизнес-партнеры, оказывающие услуги, получают и основную часть доходов — не менее 85% объема шерингового рынка. Возвращаясь к российским цифрам, это более 195 млрд рублей за 2017 год. В разбивке на участников шеринг-сообществ, которыми, по данным РОЦИТ, в России являются около 25% пользователей интернета (то есть порядка 22 млн. человек), это в среднем менее 9000 рублей дохода на человека в год. Этот дополнительный доход, как правило, идет на покрытие расходов по содержанию имущества, сдаваемого в аренду: стоимость бензина, оплата коммунальных услуг, страховка и т. д. Важно понимать, что какое бы происхождения шеринг-сервиса не имело страна, она экономически полезна государству и гражданам, которые пользуются платформой[6].

Факторы, влияющие на успех шеринговой модели

Главный фактор — возможность сэкономить. Шеринг-платформы позволяют заказывать услуги существенно дешевле, нежели бизнес, работающий по традиционной модели (например, таксопарки, отели, центры ремонта). Также они предоставляют источник дополнительного дохода тем, кто готов самостоятельно оказывать услуги. Таким образом, речь идет об устранении посредников (традиционных компаний) между потребителем и поставщиком услуги.

Второй важный фактор — скорость оказания услуг и огромный выбор. Срок ожидания автомобиля, заказанного с помощью онлайн-сервисов, сократился до нескольких минут. Турист, ищущий в городе N место, где можно остановиться, с помощью шеринг-сервиса подберет вариант по своему бюджету, даже если все отели слишком дорогие или уже забронированы.

Третий фактор — эффективное использование ресурсов и снижение воздействия на окружающую среду. Правительство Москвы уже использует это качество шеринг-сервисов для снижения нагрузки на дорожную инфраструктуру. Москва развивает шеринг велосипедов и автомобилей, которые можно взять в краткосрочную аренду в разных точках города. По данным международного исследования PricewaterhouseCoopers, более 80% пользователей считают, что шеринг-сервисы помогают экономить и заботиться об окружающей среде одновременно[13].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: