Преимущества и недостатки шеринговой экономики

К преимуществам, которые дает экономика совместного потребления, относятся:

•   Гибкость. С платформами совместного использования транспорта жизнь становится проще и быстрее. Нужно открыть приложение, и засчитанные минуты транспортное средство будет в вашем распоряжении.

•   Независимость. Потребитель больше не привязан к месту жительства или месту работы. Различные платформы дают возможность менять не только место жительства по одному щелчку, но и найти сотрудников из любой точки земного шара на фрилансе, и не арендуя при этом определенное пространство, с использованием возможности удаленной работы.

•   Экономические выгоды.

•   Укрепление доверия. Экспертные обзоры и рейтинги каждой платформы способствуют честности и прозрачности.

•   Рациональное потребление. Экономика совместного потребления помогает зарабатывать деньги, сдавая в аренду «простаивающие» товары. Сдача в аренду инструментов, автомобилей или даже совместное использование оставшихся продуктов в холодильнике перед отправлением в отпуск — все это помогает уменьшить количество отходов и дает возможность многократно использовать предметы, а не выбрасывать их.

Однако есть и минусы:

•   Безопасность и пробелы в законодательном регулировании. Система рейтингов и оценок не защищает на 100% от недобросовестных пользователей, которые могут разбить каршеринговую машину или испортить жилье. Во многих случаях отсутствует регулирование качества продуктов и услуг, которыми обмениваются пользователи.

•   Проблемы роста. Бизнес-модель испытывает много проблем с ростом, и многие классические компании пытаются его остановить.

•   Нестабильность. Если кто-то хочет заработать дополнительные деньги, чтобы погасить долг или сэкономить на крупной покупке, это может быть отличным выходом. Но если потребители смотрят на это как на единственный источник дохода, обеспечить себе приемлемый уровень жизни через онлайн-биржи фрилансеров будет намного сложнее[12].

Актуальные вопросы регулирования шеринговой экономики

Саморегулирование качества услуг — важная отличительная черта шеринг-сервисов. Отзывы пользователей, их оценки, влияющие на рейтинг исполнителя, становятся механизмом обеспечения надлежащего качества услуг, заказываемых с помощью приложений. Исполнитель, плохо оказывающий услуги, не только быстро останется без клиентов, но и рискует быть исключенным из шеринг-сообщества. Важным является рассуждение о факте онлайн-мнения людей, играющей важную роль в экономике совместного пользования - это и есть база для того самого доверия к незнакомцам.

Лицензирование. Согласно российскому законодательству, целый ряд услуг (от медицины до обслуживания противопожарных систем) требует лицензий и разрешений. Шеринг-платформа по природе своей — информационный сервис, собиратель данных, связующий членов сообщества, которые являются непосредственными исполнителями услуг. Таким образом, необходимость получения лицензий на оказание услуг, как правило, лежит на пользователях онлайн-платформ. Ответственность шеринг-сервисов возлагается в установлении правил, которые отражают требования законодательства, в том числе обязывают получить необходимые лицензии и соответствующие разрешения.

Налоги и сборы. Выше уже отмечалось, что средства, получаемые от шеринг-сервисов, в большинстве случаев являются дополнительным доходом участников сообщества и расходуются на обслуживание имущества, сдаваемого в аренду. Облагать подобные доходы налогом — значит лишить такую деятельность экономического смысла. Исполнители услуг, для которых шеринг-сервисы являются основным источником заработка, по сути, являются самозанятыми или микропредпринимателями. Они вносят свой вклад в развитие экономики и избавляют бюджет от нагрузки пособий по безработице и других социальных выплат.

Рассматривая вопрос пользовательских данных, важно учитывать, что сервисы экономики совместного пользования находятся в статусе подчинения в рамках данного государства. Любой человек с доступом в интернет может стать участником объединения и обмениваться услугами с жителями всего мира. Взаимодействие без физического контакта помогает сервисам из разных стран мира минимизировать стоимость услуг для пользователей.

Минимальная цена — основная причина популярности шеринга, так как затраты на сегментацию и локализацию по национальному признаку потоков информации могут превысить доход, проходя через такие компании различных сервисов, ставя под вопрос само существование экономики совместного пользования в ее современном виде[13].

У шеринга есть и обратная сторона: c изменением правил игры снимается часть ответственности как со стороны поставщика услуг, так и со стороны потребителя. В погоне за упрощением процесса некоторые платформы-посредники не требуют лицензии, не проводят сертификацию или проверку данных пользователей. Поэтому надежность и безопасность таких услуг часто приходится принимать «на веру»[8].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: