Популярные шеринговые компании в России

А как с шерингом обстоит в России? В нашей стране достаточно проектов и сервисов, которые используют подход шеринг экономики для правильного и рационального потребления в разных сферах жизни с пользой для окружающих людей и экологии.

Наиболее перспективным сегментом национальной шеринг-экономики является обмен вещами и работа. Так, платформы по продаже или обмену вещей занимают самую большую долю в структуре с показателями в 370 млрд рублей. Есть множество сервисов, которые помогают людям обмениваться вещами или отдавать их тем, кто в них нуждается, — и тем самым продлевать их жизненный цикл. Один из давних некоммерческих проектов — это «Дарудар», в котором более 400 тысяч участников сообщества из России и других стран подарили друг другу уже более 4 миллионов даров. Другой вид проектов, который развивается в России — это благотворительные магазины, например, Charity shop в Москве и магазин «Спасибо!» в Санкт-Петербурге. Кроме важной благотворительной составляющей у проектов есть и экологическая сторона— непригодная для продажи в магазинах или передачи нуждающимся одежда перерабатывается и из нее делаются полезные вещи. Популярный в советское время прокат медленно переходит в онлайн-платформы аренды вещей — они пока не столь массовые, однако развиваются с быстрыми темпами. Но сейчас можно арендовать все что угодно: начиная от платья на выпускной и заканчивая автомобилями, и с каждым днем все больше людей принимают политику аренды товара или временного пользования вещами или услугами[1, стр.34].

Таблица 1 - Примеры российских ширинговых платформ совместного потребления.

Сфера шеринговой экономики Вид услуги Название платформы/площадки
Жилье Сдача жилья в аренду Airbnb
Транспорт и перевозки Каршеринг Uber, Busfor, Blablacar
Бытовые вопросы Обмен и аренда вещами, продажа вещей за низкую цену ДаруДар, Спасибо!, Арендориум
Финансы и кредитование Кредитование одних людей другими Вдолг.ру, БезБанка
Профессиональная помощь в решении вопросов Предоставление услугу различными профессионалами Platforma, 2Polyglot

В своем исследовании профессор экономического университета Андерс Фремстад отмечает, что экономика совместного пользования вносит значительный вклад в сокращение объема вещей, выбрасываемых на свалки. Автор доклада указывает на то, что совместное использование вещей и жилья способно снизить ущерб природе, а каждая машина, используемая совместно, способна заменить от 9 до 13 машин. Одним из примеров данного сегмента выступает коворкинг (совместный офис (пространство) для людей с различной занятостью), как модель предоставления офисных помещений в аренду, где сотрудники ведут рабочую деятельность для поддержания коммуникации  между собой и при этом выполняя поставленные задачи. Единственная трудность такого сценария развития в рамках отечественной экономики – уровень невысокого доверия и защита конфиденциальности бизнеса компании. Большее число предпринимателей и ТОП-менеджеров все еще придерживаются мнения, что необходимо соблюдать закрытые формы производственной и управленческой деятельности, которые, как они считают, защищают их от конкуренции внутри рынков.

Еще одна наша особенность: российский шеринговый рынок не про квартиры, не про машины или одежду, а про опыт. Мы быстро учимся всему новому и понимаем, как это работает, начиная делиться опытом и вовлекая в это все новых и новых пользователей. Хотя, конечно, сейчас шеринг-бум затронул в большей степени Москву, Петербург и города-миллионники, но подтянутся и другие города. То, что российская почва готова для шеринг-экономики, показал, в частности, и чемпионат мира по футболу, когда места в гостиницах Петербурга сначала были неадекватно дорогими, а потом быстро закончились и иностранные гости массово селились в квартиры и постройки периода СССР через платформы-аналоги Airbnb. Этот интернет-портал на своем сайте публикует данные о том, что американские гости, использующие сервис, сэкономили воды эквивалентом в 270 бассейнов олимпийского масштаба, а европейские – 1100 таких же бассейнов[1,стр.34].

Наиболее популярными сервисами экономики совместного потребления выступает каршеринг, который обретает популярность в рамках международного и российского рынка. Согласно информации, И. Бутурлина из столичного Департамента информационных технологий, каршерингом в Москве пользуются 3,4% или 2 500 автомобилей. Средняя стоимость поездки 280 рублей, а длительность около 35 – 40 минут. При опросе респондентов были получены следующие результаты [4; 12]: - 76% используют каршеринг, потому что это удобно; - 22% - идет экономия времени; - 13% - идет экономия финансов; - 11% - качество поездок выше. Самым знаменитым примером каршеринга является сервис по заказу такси Uber. Данный сервис был признан самым дорогим стартапом в мире, что говорит о признании инвесторами экономики совместного потребления как одной из главных отраслей экономики будущего. История Uber является наиболее показательной среди сервисов каршеринга не только из-за гигантской оценки инвесторов[1,стр.34]. Также известен такой сервис каршеринга, как BlaBlaCar пишет на своем сайте, что за время действия было сэкономлено порядка 700 000 тонн выбросов CO2[7]. Основатель Uber в своем выступлении рассказывает о том, что благодаря UBER POOL (возможность разделить такси и стоимость с попутчиком, едущим по тому же маршруту) за первые 8 месяцев «сэкономлено» почти 13 млн км, а выбросы СО2 удалось только в ЛосАнджелесе снизить на 1 400 тонн[8]. Впрочем, есть исследователи, которые считают, что вывод о снижении экоследа за счет sharing economy неоднозначен. Экономика – слишком сложная и многофакторная система и не стоит в оценках прибегать к упрощениям. Например, можно сделать и такой вывод: более дешевое и доступное жилье побудит людей путешествовать больше, что увеличит выбросы C02 или более доступный каршеринг приведет к тому, что люди будут меньше пользоваться более экологичным общественным транспортом. В целом, здравый смысл и ряд исследований указывают, что шеринг экономика помогает уменьшить количество выбрасываемых вещей, отходов и снизить общий экологический ущерб[1,стр.34].

 Система онлайн-рейтинга, отзывов, проверка информации о профилях позволяет построить доверие между незнакомыми людьми, которые решили стать попутчиками. Удобной для тех, кто хочет воспользоваться коммерческим каршерингом, может стать онлайн-карта, которая отражает доступные для аренды машины 4 компаний в Москве и 2 компаний в Санкт-Петербурге. Есть и скептический взгляд на будущее экономики шеринга. Основная проблема – доверие: чтобы сети обмена товарами и услугами успешно работали и давали зарабатывать интернет-платформам, пользователи должны доверять друг другу. В этом плане бизнес «от пользователя к пользователю» сложнее, чем от компании к пользователям: компания не несет личной ответственности за каждого из зарегистрировавшихся, особенно если их миллионы. Сегодня емкость рынка каршеринга уже оценивается в России в 13 млрд рублей. А общий объем основных отраслей российского шеринга — в 511 млрд рублей[1,стр.34].

В последнее время в Москве и в Санкт-Петербурге активно развивается движение фудшеринг (food —еда, sharе — делиться). Это международное движение людей, которые «спасают» хорошую еду от попадания на свалку и распределяют между собой. Это только несколько примеров шеринг-сервисов, которых становится все больше, правда некоторые закрываются, не найдя поддержки сообщества или модели финансовой устойчивости, однако вместо них появляются амбициозные компании для развития экономики совместного потребления[1,стр.34].

Еще один драйвер — онлайн-биржи по поиску фрилансеров, объем которых приближается к 98 млрд рублей. Свыше 2,5 млн россиян оценили возможности шеринга и регулярно подрабатывают, «шеря» заказы через онлайн-платформы. На рынок совместных поездок приходится 13,7 млрд рублей, краткосрочную аренду жилой недвижимости — 9,8 млрд рублей, шеринг офисов — 5,7 млрд рублей, краудфандинг — 400 млн рублей[1,стр.34].

По оценкам экспертов, объемы рынка шеринг-экономики в России будут прирастать на 10-30% в год. Это поменяет классическую модель потребления: покупатель — посредник — поставщик — производитель. Крупные классические компании, в частности таксопарки, будут вынуждены пересматривать бизнес-модели, снижать цены или развивать собственные платформы. Это в целом позитивно повлияет на рынок, нивелируя тотальный диктат монополий и крупных игроков, сделав его более доступным для потребителя[12].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: