1. Появление дополнительных сервисов на шеринг-платформах. Компании ЭСП все более активно интегрируют на свои платформы дополнительный сервисы (доставка, безопасные платежи, оценка состояния вещи), предоставляемые самостоятельно либо через партнерские организации.
2. Переход в B2B (электронная торговля). Глобальные корпорации внедряют шеринг-модель в свой бизнес. Развитие B2B-шеринга в западных странах набирает обороты (в частности, в сфере офис-шеринга, шеринга строительной техники, материалов – например, отходы одной отрасли используются в производственной цепочке другой). Игроки ЭСП ожидают развития этого тренда в России.
3. Слияния и поглощения игроков в рамках различных сфер жизни. Практика показывает, что в шеринговой отрасли, достигшей определенного уровня развития, действуют 2-3 ведущих игрока, которые либо поглощают, либо вытесняют с рынка конкурентов.
4. Появление шеринг-городов (sharing city).Принципы совместного использования получили комплексное развитие в ряде городов Европы, Азии, Северной Америки и Австралии, преобразовав городскую экономику в ключевых сферах: в транспорте (каршеринг, райдшеринг, карпулинг), обеспечении продовольствием (фудшеринг), жилищном фонде (муниципальное содействие совместному съему жилья) и трудовых ресурсах (общие рабочие пространства). Москва также движется в данном направлении – прежде всего в сфере транспорта, развивая каршеринг, байкшеринг и другие современные виды городской мобильности.
|
|
5. Появление «сервисов надстроек» Данные сервисы интегрируют в единую систему систем, действующих шеринг-сервисов и традиционных видов услуг. Примером можем служить наше приложение «Яндекс.Транспорт», которое прокладывает маршруты, сочетающие традиционный общественный транспорт, такси и различные виды шеринга[11].
Анализ шеринговой системы в России
Демография российских пользователей ЭСП
Если рассмотреть портрет российского пользователя шеринг сервисов, мы увидим небольшой перевес в пользу мужчин (55%). В Европе перевес в пользу мужчин среди пользователей ЭСП-сервисов еще меньше (52% и 48% соответственно).
Основные мотивы для россиян-приверженцев шеринг-экономики — стремление больше зарабатывать и меньше тратить, а также сохранять мобильность. Портрет типичного пользователя российских шеринг-сервисов — житель крупного города, возраст 25–39 лет, со средним доходом. Говоря о возрастных группах, стоит отметить невысокий уровень вовлеченности в экономику совместного польхования в России представителей старшего поколения.
Страны Европы демонстрируют более равномерное распределение пользователей ЭСП по возрасту в силу более высокого уровня цифровой грамотности и экономической активности старшего населения: 56% пользователей в возрасте от 55 лет пользуются платформами ЭСП.
|
|
Рисунок 1 – статистика потребителей шеринговой модели экономики
Распределение пользователей ЭСП по уровню доходов характеризуется относительной равномерностью: сервисы востребованы людьми с разным уровнем достатка.
Опережающее развитие ЭСП в российских городах-миллионниках обусловлено тем, что шеринг-сообществам легче набрать в них критическую массу спроса и предложения – это важное условие, делающее совместное потребление действительно удобным и надежным[9,стр.36].