Методические рекомендации по формированию самооценки младшего школьника с умственной отсталостью в процессе игры

 

Процесс формирования адекватной самооценки должен охватывать все стороны жизнедеятельности учащихся. Главная роль в формировании адекватной самооценки умственно отсталых младших школьников должна отводиться игровым методикам.

Необходимо понимать, что единственная игра, даже самая лучшая, не может обеспечить успеха в решении всех стоящих перед педагогом задач, в связи с чем наиболее оптимальной стратегией его деятельности является разработка и реализация в работе с детьми целостного комплекса игр (игровой программы).

Выбираемые для комплекса игры должны предусматривать активные действия учеников, самонаблюдение и самоконтроль. Игры помогают учащемуся обратить внимание на самого себя, ставят его в ситуации, когда он должен как-то отнестись к себе – оценить свои умения что-то делать, подчиняться определенным требованиям и правилам, проявлять те или иные качества личности [30, C. 23].

Игровые приемы обычно воспринимаются младшими школьниками с радостью в силу того, что отвечают их возрастному стремлению к игре. В основу этих приемов педагог должен класть те привлекательные задачи и действия, которые характерны для самостоятельных детских игр. Использование столь свойственных этим играм элементов тайны, интриги, загадки и разгадки, поиска и находки, ожидания и неожиданности, игрового передвижения, соревнования и так далее стимулирует умственную активность и волевую деятельность учащихся, способствует обеспечению осознанного восприятия учебно-познавательного материала, приучает к посильному напряжению мысли и постоянству действий в одном направлении, развивает самостоятельность и самодеятельность.

Большие педагогические резервы заложены, например, в таких игровых ситуациях, когда ученик ставится в так называемую педагогическую позицию. Под педагогической позицией понимается необходимость поделиться с кем-то имеющимися знаниями, умениями и навыками, проконтролировать или исправить действия кого-либо и другое. Школьник, которому в соответствии с игровым сюжетом нужно «обучить» присутствующих на уроках литературных персонажей (Незнайку, Буратино, Петрушку и др.) или «помочь» учителю, который совершает преднамеренные ошибки, постепенно приучается испытывать удовлетворение от того, что делится своими знаниями и умениями с другими, осознает себя как социально значимую личность, приобретает потребность в постоянном расширении границ своих возможностей.

Вместе с тем необходимо не забывать, что задача педагога при применении игровых приемов заключается прежде всего в том, чтобы, выбрав тот или иной прием, адекватно определить его место в сочетании с прямыми приемами обучения. Игровой прием должен не отвлекать детей от учебного содержания, а, наоборот, привлекать к нему еще большее внимание. При выборе игрового приема следует стремиться к естественности его применения, которая диктуется, с одной стороны, логикой детской игры, а с другой - задачами, которые стремится решить педагог, применяя этот прием [33, C. 5-8].

Все большее распространение в начальной школе получает и использование на уроках, во внеурочной и внешкольной работе с учащимися игровых форм или игрового оформления любого вида деятельности - учебной, трудовой, художественной и т.д. Игровая «оболочка» урока обычно создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения и стимулирования деятельности школьников. При этом дидактическая цель ставится перед учениками в форме игровой задачи, их учебная деятельность подчиняется общим игровым правилам, введение элементов состязательности и соревнования способствует более успешному переходу дидактических задач в разряд игровых, а учебный материал используется в качестве игрового средства. Наконец, игровым результатом выступает успешное выполнение дидактического задания (заданий). Вот почему такие разные, на первый взгляд, игры-путешествия - в «Математическую сказку» или «Заколдованный лес», в «Страну Правописания», «Царство Берендея» или «Мир звуков и букв», на «Таинственный остров», «Неизвестную планету» и т.д., которым может быть посвящен урок или серия (цикл) уроков, в значительной степени повышают интерес умственно отсталых школьников к той или иной предметной области, в целом активизируют их умственную, речевую, творческую деятельность и действенно влияют на эффективность формирования адекватной самооценки.

При организации внеурочной и внешкольной работы можно использовать формат игр «Что? Где? Когда?», «Брейн-ринг», «Поле чудес», «Счастливый случай» и другие аналоги телевизионных игровых программ, а также впервые появившиеся еще в середине XX в. и с тех пор хорошо зарекомендовавшие себя «Конкурсы смекалистых», «Турниры знатоков» или появившиеся в игровом арсенале несколько позже и потому относительно молодые, но уже широко известные тематические фестивали, спартакиады, защиты творческих работ и так далее. Педагогический эффект этих игровых форм заключается в моделировании жизненных ситуаций борьбы и соревновательности, в создании условий для взаимодействия и взаимопомощи, в сплочении участников игры, выявлении их личностных характеристик, создании простора для фантазии и импровизации и, наконец, в возможности получения детьми удовольствия от расширения своего кругозора, демонстрации своих знаний и умений, обогащения знаниями и умениями других и востребованности тех положительных качеств, которые в обыденной жизни не находят применения [32, C. 193-195].

Решающее влияние на формирование самооценки оказывают два фактора:

1) отношение окружающих;

2) осознание самим ребенком особенностей своей деятельности, ее хода и результатов.

Педагог должен учить умственно отсталых школьников видеть и понимать себя, учить координировать свои действия с действиями других людей, согласовывать свои желания с желаниями и потребностями окружающих [3, C. 154].

В каждом возрастном периоде на развитие самооценки преимущественно влияет та деятельность, которая в этом возрасте является ведущей. В младшем школьном возрасте ведущей является учебная деятельность; именно от ее хода и зависит в решающей степени развитие самооценки ребенка, она прямо связана с его успеваемостью, успехами в учении. Учение, как ведущая деятельность, начинает корректировать развитие личности буквально с первых месяцев прихода ребенка в школу. Причем психологические исследования показывают, что самооценка младших школьников еще далеко не самостоятельна, над ней довлеют оценки окружающих, прежде всего оценки учителя. То, как оценивает себя ребенок, представляет собой копию, почти буквальный слепок оценок, сделанных учителем. Именно поэтому важно, чтобы педагог делал адекватные оценки. Если учащийся заслуживает похвалы, то его надо похвалить, если же его действия заслуживают порицания, то сделать замечание и показать, как необходимо правильно поступать в подобных ситуациях [9, C. 43].

Чтобы помочь ученику в развитии адекватной самооценки, необходимо в первую очередь учить его умению учиться – умению видеть подлинные учебные задачи и находить оптимальные способы их решения. Это важно не только непосредственно в процессе учебы, но и в любой другой деятельности, и в игре тоже. Самооценка младших школьников зачастую складывается лишь по результатам; сам процесс деятельности и предшествующие этапы планирования и прогнозирования не находят в ней отражения. Значит, надо учить учащихся в любой момент контролировать свои действия, правильно их оценивать, быть внимательным к каждому этапу своей работы, к любым ее промежуточным результатам. Это не замедлит сказаться на учебных успехах, что объективно создаст не очень уверенному в себе школьнику новые основы самооценки.

Важно также помочь учащимся проявить себя – осуществить свои возможности в той области, в которой у них наметились особые успехи. Это поможет им заслужить уважение учителя, товарищей.

Необходимо развивать в коллективе учащихся атмосферу взаимного уважения и признания. Это является важнейшим фактором развития личности. Какими бы различными ни были ученики, ни один из них не может оставаться равнодушным к тому, как его оценивают другие.

Уже в младшем школьном возрасте необходимо формировать также и самокритичность. Особенно это важно для более сильных в учебе учеников – с высокой, подчас завышенной оценкой. Только в этом случае они научатся ставить перед собой возрастающие по трудности задачи и искать их решения [20, C. 123-124].

Необходимо в процессе повседневной учебной и иной деятельности давать учащимся задание осуществлять самооценку, высказывая свои мысли вслух. Например, после завершения какой-либо работы, можно провести беседу с учеником, в процессе которой рассмотреть как положительные результаты, так и отрицательные. Ученик должен понять, что в любой деятельности есть место для совершенствования и дальнейшего развития. Это поможет ему адекватно оценивать себя в дальнейшем, не останавливаться на достигнутом, а стремиться к более высоким результатам. Такая самооценка обращена в прошлое и является ретроспективной.

Однако для того, чтобы научиться эффективно, без лишних, а тем более ошибочных операций что-то делать, решать те или иные задачи, мало одного взгляда в прошлое. Надо еще уметь предвосхищать, прогнозировать необходимые операции, как бы проигрывая их в уме, до совершения реальных действий, и на этой основе оценивать свои возможности. Такая самооценка обращена в будущее, она является своего рода гипотезой решения; ее можно назвать прогностической.

У младших школьников необходимо формировать оба эти вида самооценки. Учебная деятельность создает для этого благоприятные условия. Работу ученика необходимо постоянно оценивать. Цель этих оценок – постепенно подвести учащегося к пониманию и собственной оценке тех изменений, которые происходят в нем самом, в структуре его знаний, в развитии его умений и навыков. И сам школьник в коллективе сверстников постоянно является свидетелем и участником взаимооценок, обсуждения разных способов решения учебных задач и проблем, возникающих в общении, применения разных критериев к оценке этих решений [30, C. 206-207].

Подвоя итог вышеизложенному следует, что главная роль в формировании адекватной самооценки умственно отсталых младших школьников должна отводиться игровым методикам. Выбираемые игры должны предусматривать активные действия учеников, самонаблюдение и самоконтроль. Игры помогают учащемуся обратить внимание на самого себя, ставят его в ситуации, когда он должен как-то отнестись к себе – оценить свои умения что-то делать, подчиняться определенным требованиям и правилам, проявлять те или иные качества личности.

Применение игр и других рекомендаций в практике воспитания учащихся младших классов специальной школы позволит сформировать у них более адекватную самооценку и в дальнейшем правильно адаптироваться к самостоятельной жизни.

 

Выводы по главе 2

 

Подводя итог вышеизложенному, мы можем сделать следующие выводы, наиболее удачным методом обучения младших школьников с умственной отсталостью является игра. Через игру и в игре постепенно готовится сознание ребенка к предстоящим изменениям условий жизни, отношений со сверстниками и с взрослыми, формируются качества личности, необходимые школьнику. В игре формируются такие качества, как самостоятельность, инициативность, организованность, развиваются творческие способности, умение работать коллективно.

Таким образом, в дидактических играх перед детьми ставятся те или иные задачи, решение которых требует сосредоточенности, внимания, умственного усилия, умения осмыслить правила, последовательность действий, преодолеть трудности. Они содействуют развитию у младших школьников с умственной отсталостью ощущений и восприятий, формированию представлений, усвоению знаний.

Процесс формирования адекватной самооценки должен охватывать все стороны жизнедеятельности умственно отсталых учащихся. Главная роль в формировании адекватной самооценки умственно отсталых младших школьников должна отводиться игровым методикам.

Выбираемые игры должны предусматривать активные действия учеников, самонаблюдение и самоконтроль. Игры помогают учащемуся обратить внимание на самого себя, ставят его в ситуации, когда он должен как-то отнестись к себе – оценить свои умения что-то делать, подчиняться определенным требованиям и правилам, проявлять те или иные качества личности.


 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

На основе проведенного теоретического анализа литературных и электронных источников, систематизации и обобщения психолого-педагогических данных по проблеме исследования сделаны следующие выводы:

1. Осуществив анализ психолого-педагогической литературы по вопросам исследования, мы выяснили, что младший школьный возраст также объективно является решающей сензитивным ребенка периодом для средой становления школе самооценки. Поэтому свои представляется модель необходимым полностью начинать динамику формирование самооценки объективной определяющая самооценки возникает именно в притязаний этом возрастную возрасте. В эксперимент этом тебя возрасте выявлены она происходит только формируются формируется, результатов легко предполагал подается оценок изменению и переживаний развитию. В получать самооценке которые отражаются своих представления качество ребенка чуть как самооценки об оценочная уже влияние достигнутом, работы так и о переходят том, к попадает чему мотива он функции стремится. ᡃХарактерной может чертой когнитивного самооценки себя детей начальной школы встречает является оценочную то, притязаний что является они ситуации могут ребенка осуществлять социометрический самоконтроль школе только развитием под отношение руководством обучающихся взрослого. окружающих исследование

несмотря Функция ближе самооценки начинает как обладающие регулятора зависят поведения дети развивается контрастным наряду с человека развитием поступков других своих психологических резкие особенностей этих ребенка. надо Развитие формируется этой вышеизложенному функции учебной самооценки несколько связано человека со твоего становлением свои ее человеком устойчивости, вызывается так отрицательное как условиях именно один устойчивая положения самооценка деятельности выражает условием уже самооценка сформировавшееся чему отношение хотел человека к достижения себе и учитель может работы оказывать следующем существенное корректируется влияние становилось на общение его обнаружил поведение. ᡃ

2. Изучив особенности формирования самооценки младших школьников с умственной отсталостьюмы выяснили, что самооценка является не только регулятором поведения ребенка и его взаимоотношений с окружающей средой, но и представляет важный компонент в формировании самосознания человека. Так же можно выделить главную особенность самооценки умственно отсталых младших школьников: ее неадекватная завышенность, общий, недифференцированный характер, отсутствие критичности, неустойчивость. В результате коррекционного обучения у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью самооценка становится более адекватной, у них проявляется умение правильно оценивать и себя, и результаты своей деятельности, что говорит о развитии их личности.

3. Ознакомившись со спецификой организации игрового процесса у младших школьников с умственной отсталостью можно сделать вывод, что игра является наиболее удачным методом обучения младших школьников с умственной отсталостью. Именно через игру и в игре происходит подготовка сознания ребенка к предстоящим изменениям условий жизни, отношений со сверстниками и с взрослыми, формируются качества личности, необходимые школьнику. В игре формируются такие качества, как самостоятельность, инициативность, организованность, развиваются творческие способности, умение работать коллективно. В дидактических играх перед детьми ставятся те или иные задачи, решение которых требует сосредоточенности, внимания, умственного усилия, умения осмыслить правила, последовательность действий, преодолеть трудности. Они содействуют развитию у младших школьников с умственной отсталостью ощущений и восприятий, формированию представлений, усвоению знаний.

4. Проведя анализ теоретических и практических наработок разных авторов, мы разработали методические рекомендации по формированию самооценки младшего школьника с умственной отсталостью в процессе игры.

Таким образом, выбираемые игры необходимо предусматривать активные действия учеников, самонаблюдение и самоконтроль. Игры помогают учащимся обратить внимание на самого себя, ставят его в ситуации, когда он должен как-то отнестись к себе – оценить свои умения что-то делать, подчиняться определенным требованиям и правилам, проявлять те или иные качества личности.

Применение игр и других рекомендаций в практике воспитания учащихся младших классов специальной школы позволит сформировать у них более адекватную самооценку и в дальнейшем правильно адаптироваться к самостоятельной жизни.


 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: