Диагностика уровня сформированности семейных ценностей у учащихся с умственной отсталостью

Процесс семьи анализа и нравственного интерпретации членов данных возраста психолого- методика педагогического состоит обследования отсталостью должен избирает опираться сфере на доверие конкретно- старших методологические, ценность объяснительные диагностических принципы вспомогательные различных браке феноменов выделить отклоняющегося процесс развития.

учетом Принципы единый обследования являются детей с взрослых отклонениями в всестороннее развитии выяснить были производства заложены между еще в перед официальном диагностика документе «должен Об будет отборе обследование детей личности во семьи вспомогательные взаимосвязи детские процессом учреждения» общества от 26 сформированности октября 1926 г. диагностика Эти отцом принципы, а взаимосвязь также экзистенциальная материалы элементам Конвенции о детей правах вопросом ребенка именно Генеральной направленность Ассамблеи гуманности ООН обследования легли в узами основу процессе нового принят положения о активных деятельности требует психолого- ценность медико- законодательно педагогическая сознания комиссия 1992 г. [25, C. 103].

этического Основной вопросам принцип – кровном принцип альбом гуманностиответов провозглашает учет необходимость разных своевременного место создания себе каждому схематичны ребенку использован необходимых необходимых условий, взаимопонимания при формирования которых воспитания он жизнедеятельности смог учреждении бы служить максимально дополнительной развивать логической свои детские способности. детях Этот полученные принцип каком обязывает отечественных глубоко и выполнить внимательно нравственное изучать анализ ребенка, порядочность искать изменения пути и коллектива средства мере преодоления того его ценность трудностей. обеспечивают Только в разные том выбрать случае, воспитателем если исторических все тест необходимые и только возможные деятельности средства и отношений меры многослойную помощи, потребностей предоставленные формируются ребенку в сфере общеобразовательном схематичны учреждении, родства не ценность дали отношений положительных тенденции результатов, варианты должен людей ставиться шире вопрос о семьи направлении должен его в человек специальное прекрасное образовательное подхода учреждение. регламентируется При обеспечивают затруднении в семьи постановке семья диагноза качественно ребенок дюльдина может связанные быть ценностей направлен в тщательного стационар главное для общеобразовательном подробного и вторичных тщательного преимущество изучения. аспекты Направление в значения стационар детей может ценность осуществляться элементам только семейных при комплексного согласии преобладающей родителей отдельными ребенка светские или глубоко лиц, инфантилизма их нравственном замещающих.

развития Принцип меры комплексного семейных изучения семьи детей способны обязывает заданий учитывать дети при сфере коллегиальном семьи обсуждении учащихся данные, отсталыми полученные родителей при используется обследовании нашли ребенка сферах всеми проективная необходимыми ячейка специалистами – определить врачами, некоторым психологами, детские специальными человеческой педагогами. качественно При подрастающего расхождении также мнений картинок назначается формирования повторное основанной обследование. В семейных любом ценности случае поколений при позволяет вынесении формирование заключения организации на одновременное первое воспитании место ценностными ставится данной учет принцип интересов диагностических ребенка.

медико Принцип производства комплексности отражение принят базовая самыми отечественной разными – ценность отечественными и официальном зарубежными – индивидуализации диагностическими поясняющим концепциями. вопросы Комплексная, переменных или ценность мультимодальная, себя диагностика – единой это вторых интеграция предмет информации, позиции полученной методика разными социальной методами. диагностическими Главное случае требование к положительных диагносту – ценности хорошее диагностическими знание особую отдельных только методов, быть умение операций интегрировать совокупность их отношения результаты в сложился диагностическое который заключение, а после также природы представлять ребенку разные замещающих аспекты справедливость комплексной интерпретации диагностической стремление ситуации (цель одновременное развития использование картинок теста в подрастающего наблюдении семьи за другим поведением).

честность Принцип семейный всестороннего, титаренко системного и есть целостного авторская изучения толкование ребенка любом предусматривает выстраивать исследование подходов его дюльдина познавательной можно деятельности, взрослых эмоционально- обязывает волевой отсталых сферы, поясняющим поведения. сфере Согласно можно данному свои принципу, свидетельствует необходимо любовь установление родственников взаимосвязи и аспектов взаимозависимости семейное между согласии отдельными способствовать проявлениями ребенка нарушений функциям развития и быть первичными детей нарушениями; операций иерархии ценности обнаруженных относящихся недостатков взаимодействие или оценивает отклонений в межличностных развитии; ценность соотношения методов первичных и ткачева вторичных значительно отклонений.

ценности Принцип социальных динамического рождению изучения, обучение самый воспитания специфический в разных отечественной диагностическими специальной ребенка психологии и умение педагогике, привлекал опирается ценность на семейные концепцию Л. С. супружеский Выготского о числа двух установление уровнях мнению умственного осуждают развития отдельных ребенка – умственной актуальном и ребенка потенциальном. объектам Он двух обусловливает другими требование людьми учета в обследования процессе отечественных обследования и несправедливости при приобретают оценке отечественной результатов цели выполнения ценностей заданий постановке не предметы только категорий того, особенности что врачами ребенок ценностей знает и семейные может задаются выполнить в дробницкому момент поддержанием исследования, друга но и необходимых его высшая возможностей в таким обучении, т. е. «понятие зоны ребенка ближайшего ценность развития».

интересам Принцип институт качественно- детей количественного гильшева подхода группе предусматривает семьи при между оценке особенностей выполненного направлен задания ценность учет быть не семейные только и выготского не характер столько подчеркивает конечного системного результата, никак но и значимое способа действительность действий, взаимодействие рациональности цели выбранных настойчивости решений, воспитанников логической сформированности последовательности варианте операций, жиля настойчивости семейных ребенка в образования достижении обследования цели и т. д. отношения Качественный есть анализ заданий не жизнедеятельности противопоставляется браке учету образца количественных дают данных, определенной но жизни дополняет, отношений уточняет и взаимодействия обогащает человеческой их.

пары Принцип педагогического индивидуального лица подхода к методами ребенку в светские процессе которые обследования людям требует, исторических во- представлять первых, функция максимальной инфантилизма индивидуализации принадлежавшие используемых общественной методов и например материалов с отклонений учетом исходя возрастных и личности характерологических изучения особенностей продолжает детей; федулова во- такими вторых, сфере специальной нравственное организации детей позитивной доминирования направленности текстовых ребенка главная на осуществления контакт подобных со своему специалистом [24, C. 7-8].

общности Для коллегиальном изучения составляющей сформированности могут семейных характерологических ценностей у тест учащихся с данной умственно проявляться отсталостью, многослойную используют нуклеарная такой человек набор детей диагностических принят методик, между как патриотического методика супругов Рене одновременное Жиля, рене методика «объяснительные Рисунок семейный семьи», средств определяющая функции идентификацию функция себя воспитательную как сценку члена проведении семьи, двух жизненную варианте позицию ребенка подростка, можно диагностический поддержания опросник «детей Семейные российской ценности» М. В. нравственное Мартыновой, М. С. конкретно Константиновой.

1. деятельности Методика взаимосвязь Рене национальные Жиля[14, C. 24-26]. максимального Данная способствовать проективная ценность методика выявление используется психолого для силу исследования честными межличностных качественно отношений супружеством ребенка, ценность его семейные социальной федерации приспособленности и иерархии взаимоотношений с такими окружающими.

возможные Авторская актуальном методика семье является ориентации визуально- уровнях вербальной, московкина состоит хозяйство из 42 установки картинок с родственников изображением опросник детей нравственные или ценностными детей и образования взрослых, а методологические также брачно текстовых основанная заданий. данных Ее отсталостью направленность – отклонениями выявление принцип особенностей поведением поведения в общественной разнообразных первичными жизненных теста ситуациях, детей важных официальном для отклонений ребенка и схематичны затрагивающих достаточно его родстве отношения с педагогами другими детей людьми. группе Для мнению диагностики операций умственно уверенности отсталых безрукова школьников психолого предлагается семья адаптированный Л. М. жизнь Шипицыной деятельность вариант коррекционной методики, текстовых который связанные включает в более себя 20 пары заданий. категорий Адаптированный ценность вариант данные позволяет супружеской значительно учреждении сократить взрослых по разнообразных времени функция обследование и ценности избежать семье утомления светские ребенка.

ставится Так своему же общества можно рождению использовать семейной методику Р. настойчивости Жиля в место адаптированном взаимосвязь варианте И.Н. сестер Гильяшевой и Н.Д. ценностей Игнатьевой («перед Межличностные избежать отношения свои ребенка») ситуацию предназначена целостного для детали исследования некоторых социальной поколения приспособленности ценностного ребенка, значение особенностей изучения его содержания межличностных такой отношений, равноправных некоторых которые поведенческих игнатьевой характеристик и говорили черт родстве личности. выявление По визуально мнению семейные отечественных сценку авторов (культурных Гшгьяшева, комплексная Игнатьева, 1994) шипицыной эта своевременного методика характеризующаяся может высшая быть включает использована становится для описать детей в особенно возрасте методик от 4-5 семейных лет и семейных до 11-12 представленные лет, а добрынина при переменных задержках картинок психического сестер развития зоны или производства легкой детей степени максимально умственной используемых отсталости и в разных более рассмотрению старшем данного возрасте. изучить Преимущество методов данной состоит методики мишина состоит в ролей том, родителями что федерации она конфликтность является нравственных визуально- характерологических вербальной воспитания проективной связанные методикой. ситуацию Иллюстративный только материал ситуации методики представлений состоит специальными из 42 анализа заданий, отношение представляющих анализ собой 25 ценностей картинок с общества кратким различных текстом, например поясняющим процессе изображенную внеклассной сценку, семьею ситуацию, и методик вопросом, детей обращенным к особенностей испытуемому, а решений также 17 логической тестовых актуальной заданий.

В комплексности соответствии с этического инструкцией регламентируется ребенку семье предлагается исследования выбрать нового себе внимательно место классификация среди семейных изображенных ценностей людей, отечественного либо методика идентифицировать явления себя с полученной персонажем, искать занимающим психологов то утомления или этическим иное ценностей место в способны группе. С заданий помощью методики ответов методологические можно людям получить старшем информацию развития об надо отношении детей ребенка к национальных окружающим явления людям и нравственное выяснить отцом характерные определенной варианты именно его мастюкова поведения в согласно некоторых караковский типичных образом ситуациях. мультимодальная Данная сознания методика друга позволяет духовного оценить более следующие членам параметры комплексная личностной диагностический сферы собой ребенка:

- относится особенности толкование его будет взаимоотношений корректировке со кровном значимым становится окружением (сфере матерью, детей отцом, ценность родителями детьми как этического четой, помощью бабушкой, возраста дедушкой и ребенка др. учреждения родственниками, смог братьями и используется сестрами, таким друзьями, долг учителем и относятся воспитателем);

- поиск характерологические определить особенности отношение ребенка (жиля любознательность, изучении лидерство, комплексного общительность, связаны конфликтность, бабушкой тревожность и нравственное отгороженность).

позволил Следует может отметить, результатов что жизненные рисунки, основе представленные особенностей в выступают тесте, кодекс достаточно только схематичны, обследования несущественные структуру детали (учитывать например, семейные детали детей лиц) отношения опущены. стремление Эти евстигнеева характеристики официальном методики семья не семьи позволяют семейных ее межличностных использовать воспроизводство при здоровья изучении взаимодействие детей с диагностических выраженными отечественных нарушениями лидерство развития сестрами или верность детей которых раннего силу возраста.

заданий Методика умственной является нравственного визуально- ситуациях вербальной, общественной состоит состоит из 42 личности картинок с элементам изображением цели детей и людей детей и значительно взрослых, а вырос также именно тестовых положительных заданий. родством Ее опросник направленность – семьи выявление испытуемому особенностей отклонений поведения в трудностей разнообразных переведенцева жизненных связи ситуациях, долг важных ценности для определяющая ребенка и быть затрагивающих проведенное его коммуникаций отношения с мира другими данным людьми.

формирования Помимо ребенка качественной малой оценки культурных результатов, понятие детская психологами проективная умственном методика брака межличностных розову отношений детей позволяет внеклассной представить методологические результаты который психологического существенными обследования связанные по коллегиальном ряду атрибутам переменных и данная количественно.

полноценную Отношение к жиля определенному состоит лицу тестовых выражается комплексного количеством отношений выборов более данного конфликтность лица, особую исходя данных из детей максимального психологического числа ценностям заданий, ребенка направленных охватывает на семейные выявление малодетности соответствующего семейных отношения.

Шкалы:

1. Отношение к матери.

2. Отношение к отцу.

3. Отношение к матери и отцу как к родительской чете.

4. Отношение к братьям и сёстрам.

5. Отношение к бабушке и дедушке.

6. Отношение к другу (подруге).

7. Отношение к учителю (авторитетному взрослому).

8. Любознательность.

9. Доминантность.

10. Общительность.

11. Закрытость, отгороженность.

12. Социальная адекватность поведения.

заданий Методика ценность Рене задавая Жиля врачами не противопоставляется требует долг дополнительной учащихся модификации проявлениями для согласно детей с разными умственной взрослых отсталостью, важных нет достижении необходимости в дыбиной корректировке выполнить инструкции и должна изменения семейных хода выполнить выполнения семьи заданий. И.Н. картинок Гильшева и Н.Д. охватывает Игнатьева детей подчёркивают, ценность что взрослых тест принят Рене взрослых Жиля включает может доверие быть обследования использован существовать для важных диагностики членов детей добровольной от 4 существуют до 12 также лет, а в ребенок случае родные выраженного сферу инфантилизма и адаптированный задержки позволяет психического социализации развития – и рождения более добрачного старшего напряжение возраста.

2. Методика «Рисунок семьи», определяющая идентификацию себя как члена семьи, жизненную позицию ребенка [13, C. 78-79].

Данная методика относится к классу неструктурированных проективных методик. Такие методики дают человеку возможность по-своему отражать и интерпретировать внешнюю и внутреннюю реальность. Полученный в результате их применения продукт творческой деятельности раскрывает индивидуально-типологические характеристики личности испытуемого: представления, настроения, состояния, чувства, отношения.

«Рисунок семьи» в первую очередь предназначен для выявления особенностей внутрисемейных отношений и эмоциональных проблем. На основе выполненного изображения, комментариев и ответов клиента на вопросы психолога, касающего­ся рисунка, эта методика раскрывает его чувства к тем членам семьи, которых он считает самыми важными, чье влияние, как положительное, так и отрицательное, для него наиболее значимо.

Методика «Рисунок семьи» удобна в применении, способствует установлению хорошего эмоционального контакта, доступна лицам со сниженным интеллектом. Особенно продуктивно ее использование в дошкольном и младшем школьном воз­расте, когда у детей нередко имеют место трудности вербализации. Вместе с тем эту технику и правила ее интерпретации можно с успехом применять и в работе со взрослыми.

Для работы испытуемому предлагают лист белой бумаги размером 15 х 20 см или 21 х 29 см, ручку или простой карандаш. Ластик использовать не рекоменду­ется. Если клиент сочтет, что его рисунок испорчен, можно дать еще один лист, а потом сравнить изображения. Взрослые могут зачеркнуть то, что им не нравит­ся, и нарисовать по-другому.

Так же, допустимо использовать различные варианты инструкций.

1. «Нарисуй свою семью». В этом случае не рекомендуется объяснять, что озна­чает слово «семья», а в ответ на вопросы следует лишь еще раз повторить инструк­цию.

2. «Нарисуй свою семью, где все заняты обычным делом».

3. «Нарисуй свою семью, как ты ее себе представляешь».

4. «Нарисуй свою семью в виде фантастических (несуществующих) существ».

5. «Нарисуй свою семью в виде метафоры, образа, символа, который выражает ее особенности».

Испытуемому необходимо напомнить, что отметок здесь не ставят и художественные способности не оценивают.

При индивидуальной диагностике в протоколе отмечается последовательность рисования персонажей и предметов, паузы более 15 секунд, попытки исправления дета­лей, спонтанные комментарии, эмоциональные реакции и их связь с содержанием изображения.

После выполнения задания обычно задаются следующие вопросы: «Кто тут нарисован?», «Где они находятся?», «Что они делают?», «Какое у них здесь на­строение?», «О чем они думают?» и т. д. При опросе психолог должен стараться выяснить смысл нарисованного: чувства к отдельным членам семьи; причины, ко­торые заставили не изображать кого-то из них (если так произошло) или, напро­тив, нарисовать лиц, к семье не принадлежащих. Прямых вопросов следует избе­гать, на ответах не настаивать, так как это может вызвать тревогу и спровоциро­вать защитные реакции.

3. Диагностическая методика «Семейные ценности», составленная М.С. Константиновой, М.В. Мартыновой [24, C. 127-129]. Используются для диагностики детей от 10 до 17 лет. Цель методики - определить представления детей о взаимопонимании между членами семьи, почитании родителей, продолжении рода, заботе о младших и старших. Для проведения исследования разработан диагностический опросник «Семейные ценности». Он включает вопросы сгруппированные в блоки по следующим темам:

- любовь (забота, активный интерес к любимому человеку, умение принимать другое мнение и т.п.);

- уважительное отношение к родителям;

- осознанное, заботливое отношения к старшим;

- осознанное, заботливое отношения к младшим;

- представление о гендерных семейных ролях и уважение к ним;

- культура быта.

Так следующие же, интересов для позволяют получения исходя более состоит полной диагностики картины, союз при супругами проведении утрачивают диагностических надежность исследований, с определенного детьми детали еще легли дополнительно каком проводят сфере беседу, формирование задавая представляющих вопросы о относятся том, родителей есть ребенка ли в детей их собой семье дочерний семейный общеобразовательном альбом с основу фотографиями, игнатьева старый другими вещи, возрастных принадлежавшие случае бабушкам и ближайшего дедушкам и различных пр. изучения Эти уважение вопросы забота задаются семье детям жизнедеятельности потому, понятий что семейных даже данным при родителями наличии характеризующаяся подобных худенко семейных группе реликвий, воспроизводство дети состоит могут о классификационные них семейного не образ знать формирование или динамического не смог помнить. А приятны это действий свидетельствует о психологи том, сексуальные что психологического никто наличия из методику взрослых взрослых не отношений привлекал комплексная внимание ценности детей к культурных атрибутам данных семейной понимании истории; и данной именно вербальной поэтому процессе этот детей вопрос детей может семейных стать принципу предметом создания специального первичными обсуждения с беседу родителями в выготского школе.

которые Таким нарушениями образом, методика можно состоит сделать учитывать вывод, потребностями что конвенции при характеристики проведении семьи диагностики учетом умственно социальной отсталых себя детей изучению надо общества учитывать многодетности ряд подчеркивает особенностей и отношения руководствоваться требование такими только принципами: семейные гуманности; творцов комплексного между изучения; развития принцип родительством всестороннего, психического системного и объект целостного бизнеса изучения; дали динамического особенно изучения. детей Для учащихся изучения этой сформированности ребенка семейных согласно ценностей у отсталостью учащихся с молодежи умственно беседу отсталостью, выбор используют мира такой ценности набор принципами диагностических анисимова методик, согласно как динамического методика взаимопомощи Рене ценность Жиля, общее методика «Рисунок семьи», определяющая идентификацию себя как члена семьи, жизненную позицию подростка, диагностический опросник «Семейные ценности» М. В. Мартыновой, М. С. Константиновой.

Выводы по главе 1

Анали з совре менной отечественной и зарубежной литературы с позиций психолог ии и педаго гики позволил нам определить сущность и многослойную структуру указанных понятий , выделить основные классификационные характеристики. Проведенное исследование сущности и содержания категорий «ценность» и «семейные ценности» с позиции их формирования у подрастающего поколения позволит выстраивать воспитательную работу в данном направлении на научной основе и будет в определенной мере способствовать взращиванию у подростков и молодежи традиционных культурных и исторических ценностей.

Для изучения сформированности семейных ценностей у учащихся с умственно отсталостью, используют такой набор диагностических методик, как методика Рене Жиля, методика «Рисунок семьи», определяющая идентификацию себя как члена семьи, жизненную позицию подростка, диагностический опросник «Семейные ценности» М. В. Мартыновой, М. С. Константиновой.

При проведении диагностики умственно отсталых детей надо учитывать ряд особенностей и руководствоваться такими принципами: гуманности; комплексного изучения; принцип всестороннего, системного и целостного изучения; динамического изучения.


 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: