Методические рекомендации по формирования семейных ценностей у учащихся с умственной отсталостью во внеклассной деятельности

Существует две главных формы организации процесса обучения: учебная и внеучебная. Учебная и внеучебная деятельность обучающихся – это тесно связанный между собой процесс, вытекающий один из другого, и являющийся основой друг для друга при формулировке целей и задач, а также выборе форм и методов деятельности при формировании духовно-нравственных качеств.

Внеклассная деятельность сконцентрирована на помощи педагогу и ребенку в постижении нового вида деятельности. А также направлена на формирование и развитие мотивации, к этой деятельности. Внеклассная деятельность выходит за границы образовательного пространства, организовывает условия для развития учащихся, обеспечивая поддержку и сопровождение ребенка. Внеклассная деятельность дает возможность большего выбора в использовании форм и методов, способствующих формированию ценностного отношения к семье.

Внеклассная работа во вспомогательных в образовательных организациях весьма многообразна и позволяет использовать различные формы и средства нравственного воспитания. В практике применяются три формы организации такой работы: массовая, групповая, индивидуальная. При выборе той или иной формы организации учитывается содержание образовательного процесса. Выбор тех или иных форм, а также их сочетание зависят главным образом от содержания работы по формированию духовно-нравственных качеств [9, C. 34].

Обязательное условие для успешного формирования у учащихся с умственной отсталостью ценностного отношения к семье во внеурочной деятельности – это единство действий учителя, родителей и учащихся. Данное взаимодействие осуществляется в три этапа (мотивационно - ориентированный, ценностно-поисковый, деятельностно-результативный).

1. На первом этапе происходит формирование ценностного отношения к семье как самоценности на неосознанном чувственно-эмоциональном уровне, в основании которого находится единство нравственных и духовных ощущений.

2. На ценностно-поисковом этапе происходит формирование ценностного отношения к семье на ценностно-смысловом уровне.

3. Деятельностно-результативный этап ориентирован на формирование ценностного отношения у учащихся начальной школы к семье как самоценности на практико-ориентированном уровне, который проявляется в нравственной активности личности [11, C. 17].

Формирование ценностного отношения учащихся к семье во внеурочной деятельности обеспечивается событийностью и единством действий педагогов, школьного сообщества и родителей.

При выборе содержания, форм организации воспитательной работы по формированию семейных ценностей необходимо соблюдать принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. В 5-6 классах идет формирование представлений о человеке как субъекте жизни и наивысшей ценности на Земле, а, следовательно, и семье, как основе основ человеческой жизни и воспитания. Одновременно формируются отношения к школе и культурным ценностям в жизни человека. Содержание воспитательной работы может быть направлено на формирование у учащихся мотивации к изучению своей родословной, воспитанию чувства гордости за членов своей семьи и ответственности перед ними за свои достижения. Учащихся среднего школьного возраста целесообразно ознакомить с основами генеалогии, рассказать о семейных обязанностях; осуществить проектную деятельность по составлению символики семьи (герб, флаг, гимн).

В 7-8 классах учащиеся обретают ценностные отношения к социальному устройству человеческой жизни. Как быть успешным? Как стать счастливым? Как научиться жить в мире людей и строить с ними свои отношения? Поиск ответов на эти вопросы не оставляет подростков равнодушными. Параллельно с этим идет формирование отношений к труду, к себе, к обществу, развивается эстетический вкус. Родители становятся для ученика в этом возрасте менее авторитетными, чем сверстники. Появляется кризис взаимодействия поколений. Задача школы – формирование культуры взаимоотношений детей и родителей, демонстрация авторитета родителей в социуме и школе [26, C. 199-200].

В 9 классе происходит формирование активной жизненной позиции, воспитание личностных качеств гражданина своей Родины на основе определенных отношений к явлениям окружающего мира. Большое внимание необходимо уделять воспитанию семейной культуры. В первую очередь, это формирование нравственных понятий о сыновьем и дочернем долге перед семьей и родителями, уважительного отношения ко всем членам семьи, взаимоотношений между полами.

Для учащихся 10-11 классов рекомендуется уделить внимание формированию позитивных отношений между поколениями семьи, формированию опыта конструктивного общения между членами семьи, созданию творческих и проектных работ по данной теме. Могут быть рассмотрены вопросы об идеальной семье [10, C. 145-148].

В.В. Утемов, А.Д. Даусон [11] рекомендуют при проведении занятий педагогам придерживаться определенной структуры. Ученые считают, что учащиеся должны находятся в постоянной смене деятельности, это положительно будет сказываться на их эмоциональном состоянии. По структуре занятие разбивается на шесть составляющих: ритуал приветствия; основное содержание занятия; разминка; основное содержание занятия (совместная деятельность со сверстниками или самодеятельность); рефлексия и подведение итогов; ритуал прощания.

Церемония приветствия направлена на развитие сплоченности участников образовательного процесса, на поддержание атмосферы доверия и принятия. В совместной деятельности отражается основное содержание занятия. На этом этапе занятия формируются ценностное отношение к семье. Дети социализируются, развивается их коммуникабельность. В этом блоке используются формы беседы или игры. Здесь применяются средства игротерапии, работа с пословицами и поговорками, беседы.

Во время разминки учащиеся настраиваются на продуктивную деятельность, устанавливают контакт. Разминка поддерживает хорошее настроение и помогает сбросить экспансивное возбуждение. Разминка может проводиться не только в начале занятий, но и, если появляется необходимость как-то внести изменения в эмоциональное состояние участников процесса. При выборе разминочных упражнений учитывают эмоциональное состояние учащихся и задачи ожидающей деятельности.

Коллективные занятия со сверстниками или самодеятельность также выступают как основной этап занятия. Но на данном этапе представляют собой творческий процесс, который развивает креативность. На этом этапе детям можно предложить провести выставку на определенную тематику, проведение ролевых игр или подготовку театрализованного представления.

Рефлексия и подведение итогов занятия предполагают обмен мнениями и чувствами о проведенном занятии. Участники высказываются о том, что понравилось, что показалось самым важным, что чувствовали. На этом этапе также предполагается обобщение новых знаний.

Ритуал прощания благоприятствует заключительному этапу занятия и укрепляет чувство единения. Ритуал во многих проведенных исследованиях применяется как психологическое орудие формирования чувства сплочённости семьи.

Результаты и эффективность воспитательной работы предопределяет целенаправленное и четкое планирование. Обоснованный план позволяет наметить общие перспективы воспитания учащихся и определить конкретные пути решения поставленных воспитательных задач.

Для эффективной реализации системы воспитательной работы по формированию семейных ценностей у учащихся рекомендуется придерживаться следующих направлений:

1. Повышение квалификации классного руководителя по проблемам семьи и семейных ценностей.

2. Диагностика ценностных ориентаций детей, подростков и их родителей.

3. Разработка совместно с родителями системы единых педагогических требований и согласование основных направлений школьного и домашнего семейного воспитания.

4. Проведение тематических классных часов и внеклассных мероприятий по основным направлениям формирования семейных ценностей.

5. Организация лектория для родителей по вопросам формирования ценности семьи и семейных ценностей.

6. Проведение «круглого стола» с участием всех субъектов педагогического процесса по проблематике семейных ценностей.

7. Проведение совместных с родителями и учителями досугово-развлекательных мероприятий, основанных на традициях русской семьи.

8. Участие в тематических конкурсах и проектах [2, C. 17].

Важно обратить внимание родителей на продолжающийся кризис семьи, как института социализации, находящий свое выражение в росте разводов, конфликтных семей, семей с антисоциальной направленностью. Важно донести до родителей актуальность консолидации семьи и школы для выстраивания единого образовательного пространства по формированию семейных ценностей у подрастающего поколения. Родителям необходимо объявить также о том, что результаты анонимного опроса учащихся педагог обсудит с ними на очередном родительском собрании или в ходе индивидуальной беседы, где познакомит родителей с теми ответами, которые дали их дети. Данная информация окажется для родителей весьма ценной и необходимой для совершенствования взаимоотношений с ребенком.

Разработка совместно с родителями системы единых педагогических требований и согласование основных направлений школьного и домашнего семейного воспитания может осуществляться как через индивидуальную работу с семьями учащихся, так и на классных родительских собраниях [22, C. 76-79].

Таким образом, для повышения эффективности внеклассной работы с целью формирования семейных ценностей необходимо учитывать ряд особенностей (индивидуальные особенности обучающихся, правильно подбирать форму работы, тщательно планировать занятие, тесное взаимодействие с родителями и т.д.). Именно благодаря необходимым созданным педагогическим условиям, правильно подобранным методам происходит полноценное развитие личности и формирование нравственных, семейных качеств у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Выводы по главе 2

Таким образом, формирование семейных ценностей у умственно отсталых школьников – жизненно важно в процессе социализации,(учитывая дефекты их развития) как для самого школьника, так и для его семьи, как родительской, так и будущей. В работе педагоги используют различные формы организации внеклассной деятельности: этическая беседа, диспут, диалоговое обсуждение фильмов и литературных произведений на семейную тематику, ролевые игры, праздники, посвященные семейным традициям, которые должны реализовываться на основе методов эмоционального проживания проблемных ситуаций, рефлексии, самовыражения, визуализации и образного моделирования в творческой деятельности, нравственного поведения в семье.

С целью повышения эффективности внеклассной работы по формированию семейных ценностей необходимо учитывать ряд особенностей (индивидуальные особенности обучающихся, правильно подбирать форму работы, тщательно планировать занятие, тесное взаимодействие с родителями и т.д.).


 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

На основе проведенного теоретического анализа литературных и электронных источников, систематизации и обобщения психолого-педагогических данных по проблеме исследования сделаны следующие выводы:

1. Анализ современной отечественной и зарубежной литературы с позиций психологии и педагогики позволил нам определить сущность и многослойную структуру указанных понятий, выделить основные классификационные характеристики.

Семейные ценности – это культивируемая в обществе совокупность представлений о семье, влияющая на выбор семейных целей, способов организации жизнедеятельности и взаимодействия. Семейные ценности классифицируют по объектам, составляющим предмет оценки. Семейные ценности так же можно разделить по элементам связи внутри семьи и по функциям, выполняемым семьей.

2. С целью изучения сформированности семейных ценностей у учащихся с умственно отсталостью, можно использовать такой набор диагностических методик, как методика Рене Жиля, методика «Рисунок семьи», определяющая идентификацию себя как члена семьи, жизненную позицию подростка, диагностический опросник «Семейные ценности» М. В. Мартыновой, М. С. Константиновой.

При проведении диагностики умственно отсталых детей надо учитывать ряд особенностей и руководствоваться такими принципами: гуманности; комплексного изучения; принцип всестороннего, системного и целостного изучения; динамического изучения.

3. Формирование семейных ценностей у умственно отсталых школьников – жизненно важно в процессе социализации,(учитывая дефекты их развития) как для самого школьника, так и для его семьи, как родительской, так и будущей. В работе педагоги используют различные формы организации внеклассной деятельности: этическая беседа, диспут, диалоговое обсуждение фильмов и литературных произведений на семейную тематику, ролевые игры, праздники, посвященные семейным традициям, которые должны реализовываться на основе методов эмоционального проживания проблемных ситуаций, рефлексии, самовыражения, визуализации и образного моделирования в творческой деятельности, нравственного поведения в семье.

4. Опираясь на теоретические основы нашего исследования, нами были разработаны следующие методические рекомендации по вопросам формирования семейных ценностей у учащихся с умственной отсталостью во внеклассной деятельности. Для эффективной реализации системы воспитательной работы по формированию семейных ценностей у учащихся рекомендуется придерживаться следующих направлений: повышение квалификации классного руководителя по проблемам семьи и семейных ценностей; диагностика ценностных ориентаций детей, подростков и их родителей; разработка совместно с родителями системы единых педагогических требований и согласование основных направлений школьного и домашнего семейного воспитания; проведение тематических классных часов и внеклассных мероприятий по основным направлениям формирования семейных ценностей; организация лектория для родителей по вопросам формирования ценности семьи и семейных ценностей; проведение «круглого стола» с участием всех субъектов педагогического процесса по проблематике семейных ценностей; проведение совместных с родителями и учителями досугово-развлекательных мероприятий, основанных на традициях русской семьи; участие в тематических конкурсах и проектах.

 


 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: