Комплекс диагностических методик для выявления уровня сформированности семейных ценностей у детей с умственно отсталость

Диагностическая методика «Семейные ценности», составленная М.С. Константиновой, М.В. Мартыновой

Диагностическая методика «Семейные ценности», составленная М.С. Константиновой, М.В.Мартыновой Для проведения исследования разработан диагностический опросник «Семейные ценности». Он включает вопросы сгруппированные в блоки по следующим темам:

любовь (забота, активный интерес к любимому человеку, умение принимать другое мнение и т.п.);

уважительное отношение к родителям;

осознанное, заботливое отношения к старшим;

осознанное, заботливое отношения к младшим;

представление о гендерных семейных ролях и уважение к ним;

культура быта.

Диагностические материалы по теме «Семейные ценности» используются для диагностики детей от 10 до 17 лет.

В опроснике «Семейные ценности» используются закрытые вопросы и стандартизированные ответы (да, нет, иногда). Цель – определить представления детей о взаимопонимании между членами семьи, почитании родителей, продолжении рода, заботе о младших и старших. Данная методика проста в применении, содержит 30 вопросов, бланк ответов в виде таблицы, имеет ключ для обработки.

Условием проведения диагностики является указание детьми следующих сведений:

пол;

возраст;

объединение или коллектив;

дата;

опрос проводится анонимно.

Перед началом опроса его организаторам следует сообщить детям о важности этого мероприятия, а также о необходимости искренне и серьезно отвечать на вопросы, предложенные в анкете.

Для ответов на вопросы прилагается бланк-таблица. Испытуемым выдаются (или зачитываются) тексты опросников и предлагается выбрать варианты ответов, наиболее им близкие. Можно использовать электронную презентацию с вопросами. Ответы заносятся в бланк-таблицу для ответов.

После проведения опроса необходимо суммировать одинаково выделенные ответы обучающихся по каждому блоку:

– – –

Ключ к ответам:

А «Да» – 2 балла Б «Нет» – 0 баллов В «Иногда» – 1 балл Максимальный результат – 60 баллов всего, по каждому показателю – 10 баллов. Уровень сформированности представлений подростков о той или иной ценности определяется, исходя из следующего ранжирования:

8-10 баллов – высокий уровень;

5-7 баллов – средний уровень;

0-4 – низкий уровень;

по всем показателям:

50-60 баллов – высокий уровень;

30-49 – средний уровень;

менее 30 – низкий уровень.

Обработка ответов может проводиться как педагогом, так и детьми.

Далее педагог вносит данные по группе в сводную таблицу «Карту отслеживания воспитательного результата», осуществляет качественный анализ проведенного опроса и определяет для данной группы подростков блоки семейных ценностей, представление о которых сформированы слабо (находятся на низком и среднем уровне). При желании, педагог может провести анализ сформированности представлений о семейных ценностях у мальчиков и девочек. При интерпретации результатов исследования необходимо учитывать возрастные особенности испытуемых, что предполагает модель формирования семейных ценностей у детей и подростков. На основании результатов качественного анализа педагог планирует дальнейшую воспитательную работу с данной группой.

Методика «Рисунок семьи»

Методика предназначен для выявления особенностей внутрисемейных отношений. Она поможет прояснить отношения ребенка к членам своей семьи, то, как он воспринимает их и свою роль в семье, а также те характеристики отношений, которые вызывают в нем тревожные и конфликтные чувства.

Описание теста

Семейную ситуацию, которую родители оценивают со всех сторон положительно, ребенок может воспринимать совершенно иначе. Узнав, каким он видит окружающий мир, семью, родителей, себя, можно понять причины возникновения многих проблем ребенка и эффективно помочь ему при их разрешении.

Инструкция к тесту

Ребенку дают простой карандаш средней мягкости и стандартный чистый лист бумаги формата А4. Использование каких-либо дополнительных инструментов исключается.

Инструкция: «Нарисуй, пожалуйста, свою семью».

Не следует давать какие-то указания или уточнения. На возникающие у ребенка вопросы, такие, как «Кого надо рисовать, а кого не надо?», «Надо нарисовать всех?», «А дедушку рисовать надо?» и т. д., отвечать следует уклончиво, например: «Рисуй так, как тебе хочется». Пока ребенок рисует, вы должны ненавязчиво производить наблюдение за ним, отмечая такие моменты, как:

§ порядок заполнения свободного пространства;

§ порядок появления персонажей рисунка;

§ время начала и окончания работы;

§ возникновение трудностей при изображении того или иного персонажа или элементов рисунка (чрезмерная сосредоточенность, паузы, заметная медлительность и т. д.);

§ время, затраченное на выполнение отдельных персонажей;

§ эмоциональный настрой ребенка во время изображения того или иного персонажа рисунка.

По окончании рисунка попросите ребенка подписать или назвать всех изображенных персонажей рисунка. После того как рисунок будет завершен, наступает второй этап исследования – беседа. Беседа должна носить легкий, непринужденный характер, не вызывая у ребенка чувства сопротивления и отчуждения.

Вот вопросы, которые следует задать:

§ Чья семья изображена на рисунке, – семья ребенка, его друга или вымышленного лица?

§ Где эта семья находится и чем заняты ее члены в настоящее время?

§ Как ребенок описывает каждого из персонажей, какую роль отводит каждому в семье?

§ Кто в семье самый хороший и почему?

§ Кто самый счастливый и почему?

§ Кто самый грустный и почему?

§ Кто больше всех нравится ребенку и почему?

§ Как в этой семье наказывают детей за плохое поведение?

§ Кого одного оставят дома, когда поедут на прогулку?

Можно задать ребенку для выбора решения 6 ситуаций: 3 из них должны выявить негативные чувства к членам семьи, 3 — позитивные.

§ Представь себе, что ты имеешь два билета в цирк. Кого бы ты позвал с собой?

§ Представь, что вся твоя семья идет в гости, но один из вас заболел и должен остаться дома. Кто он?

§ Ты строишь из конструктора дом (вырезаешь бумажное платье для куклы), и тебе не везет. Кого ты позовешь на помощь?

§ Ты имеешь … билетов (на один меньше, чем членов семьи) на интересную кинокартину. Кто останется дома?

§ Представь себе, что ты попал на. необитаемый остров. С кем бы ты хотел там жить?

§ Ты получил в подарок интересное лото. Вся семья села играть, но один из вас лишний. Кто не будет играть?

Вопроса: «Почему ребёнок не нарисовал того или иного члена семьи (если так произошло).» Следует избегать, так как это может индуцировать тревогу и защитные реакции.

Часто продуктивными оказываются проективные вопросы (например:«Если бы вместо птички был нарисован человек, то кто бы это был?», «Кто бы выиграл в соревнованиях между братом и тобой?», «Кого мама позовет идти с собой?» и т. п.).

Для дальнейшей интерпретации предварительно узнать:

§ возраст исследуемого ребенка;

§ состав его семьи, возраст братьев и сестер;

§ если возможно, иметь сведения о поведении ребенка в семье, детском саду или школе.

Интерпретация результатов теста

Полученное изображение, как правило, отражает отношение ребенка к членам его семьи, то, какими он их видит, и какую роль в семейной конфигурации отводит каждому.

На основании особенностей изображения можно определить:

1. Степень развития изобразительной культуры, стадию изобразительной деятельности, на которой находится ребенок. Примитивность изображения или четкость и выразительность образов, изящество линий, эмоциональная выразительность — те характерные черты, на основе которых можно различить рисунки.

2. Особенности состояния ребенка во время рисования. Наличие сильной штриховки, маленькие размеры часто свидетельствуют о неблагоприятном физическом состоянии ребенка, степени напряженности, скованности и т. п., тогда как большие размеры, применение-ярких цветовых оттенков часто говорят об обратном: хорошем расположении духа, раскованности, отсутствии напряженности и утомления.

3. Особенности внутрисемейных отношений и эмоциональное самочувствие ребенка в семье можно определить по степени выраженности положительных эмоций у членов семьи, степени их близости (стоят рядом, взявшись за руки, делают что-то вместе или хаотично изображены на плоскости листа, далеко отстоят друг от друга, сильно выражены отрицательные эмоции и т. д.).

Приведем основные критерии, по которым можно оценить особенности внутрисемейных отношений (Лосева В. К., 1995; Дилео Д., 2001).

1. Отсутствие на рисунке одного их членов семьи означает:

А. Наличие бессознательных негативных чувств к этому человеку, которые субъект воспринимает как запретные: «Я должен любить этого человека, а он меня раздражает, и это плохо, поэтому я не буду его рисовать».
Б. Отсутствие эмоционального контакта с данным персонажем — его как бы нет во внутреннем мире субъекта.

2. Отсутствие на рисунке самого автора рисунка:

А. Трудности самовыражения в отношениях с близкими людьми, связанные с чувством неполноценности: «Меня здесь не замечают», «Мне трудно найти здесь свое место»;

Б. Безразличие к близким (отсутствие вовлеченности): «Я не стремлюсь найти здесь свое место», «Меня здесь ничто не волнует».

3. Пространство листа — это аналог жизненного пространства. Как и в реальной жизни, в плоскости листа каждый человек бессознательно стремится занять собой и продуктами своей деятельности столько места, сколько он, по его мнению, заслуживает. Иными словами, если у него низкая самооценка, то он занимает мало места в реальном мире и, рисуя на листе бумаги, займет лишь небольшую его часть. Напротив, люди уверенные, хорошо приспособленные, рисуют свободно, с размахом, и могут занять весь лист.

4. Положение рисунка на листе. Если группа маленьких фигур изображена внизу листа, это указывает на сочетание низкой самооценки с низким же уровнем притязаний: «Я в жизни и так уже много от чего отказался, но даже та малость, на которую я претендую, у меня не получается». Если маленькое по размеру изображение помещено наверху листа, а большая нижняя часть листа пустая, это говорит о том, что низкая самооценка сочетается с высоким уровнем притязаний: «Мне в жизни много чего хочется, но у меня мало что получится».

5. Неодушевленные предметы, изображенные на рисунке, являются объектом особой привязанности семьи и нередко замещают ее членов.

6. Размер изображенного персонажа или предмета выражает его субъективное значение для ребенка и показывает, какое место в его душе занимают отношения с этим персонажем или предметом в данный момент времени. Размер используется для выражения значимости, страха и уважения.

7. Изображение головы. Самым «умным» членом семьи автор считает того, кому он нарисовал самую большую голову.

8. Изображение рта. Большой по размеру и/или заштрихованный рот — символ агрессии, нападения. Если рот у человека отсутствует или изображен точечкой, то он не имеет права высказывать свое мнение и влиять на других.

9. Изображение рук. Чем более могущественным воспринимается персонаж, тем большие у него руки. Отсутствие рук у детей старше 6 лет — показатель застенчивости, пассивности, ЗПР. Спрятанные руки выражают чувство вины. Преувеличенный размер рук, выделение рук и пальцев — указывает на склонность к агрессии.

10. Изображение постороннего персонажа. Изображение на рисунке персонажа, который к семье официально не принадлежит (например, члена родственной семьи, друга семьи и пр.) говорит о неудовлетворенных потребностях по отношению к этому персонажу. Эти желания субъект реализует в своей фантазии, в воображаемом общении с данным человеком. На эту же тенденцию указывает наличие вымышленного (например, сказочного) персонажа.

11. Расположение себя в пространстве листа напротив другого лица говорит о хороших (близких) отношениях с ним.

12. Согласно принципу вертикальной иерархии, выше всего на рисунке расположен персонах, обладающей по мнению автора наибольшей властью в семье (хотя он может быть самым маленьким по размеру). Ниже всех расположен тот, чья власть в семье минимальна.

13. Расстояние между персонажами (линейная дистанция) связан с дистанцией психологической. Кто субъекту ближе всех в психологическом отношении, того он изображает ближе к себе пространственно. То же относится и к другим персонажам: еого данный человек воспринимает как близких между собой, тех он нарисует рядом друг с другом.

14. Персонажи, которые непосредственно соприкасаются друг с другом прибывают в столь же тесном психологическом контакте. Персонажи, которые не соприкасаются, таким контактом не обладают.

15. Персонаж или предмет, вызывающий у субъекта наибольшую тревогу, изображается или с усиленным нажимом, либо сильно заштрихован, либо его контур обведен несколько раз. Но в некоторых случаях он может быть обведен очень тоненькой, дрожашей линией. Автор как бы не решается его изобразить.

16. Персонажи с большими, расширенными глазами воспринимаются автором как тревожные, беспокойные, нуждающиеся в том, чтобы их спасли. Персонажи с глазами –«точечками», «щелочками» несут в себе внутренний запрет на плач, то есть бояться просить о помощи.

17. Изображение ног. Чем больше площадь опоры у ног, тем более твердо стоящим на земле воспринимается персонаж. Отсутствие ступней, маленькие, неустойчивые ноги – признак неуверенности, нестабильности, отсутствия крепкого основания, недостатка базового чувства защищенности.

18. Точка реальности. Если персонажи на рисунке изображены в один ряд, необходимо мысленно провести горизонтальную линию по самой нижней точке ног. Тогда опору в реальности имеют только те люди, которые стоят на этой линии. Остальные, «повисшие в воздухе», по мнению субъекта, самостоятельной опоры в жизни не имеют.

 

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: