Тема: ЗВУКИ [Ч - Т - С]
- Цели: развивать фонематический слух, внимание и память; упражнять в звуко-слоговом анализе и синтезе слов сложной слоговой структуры; учить детей составлять рассказ по серии
- картин.
- Оборудование: предметные картинки, схемы, серия
- ' картинок «Петя и волки».
- Ход занятия
- I Организационный момент.
- - Сядет тот, кто повторит слова тройками. Чайка - сайка - лентяйка Качал писал - катал Бачок - басок - потёк Чёрный - сорный - тёмный Чудак - судак - утюг Овчина - паутина - осина Точить - катить - косить Качели - хотели - сели Тюк - Чук - сук Читать - писать - летать Тени - сени - качели Кисточка - ласточка - колечко II. Введение в тему.
- • Выделение первого звука в словах по картинкам (чайник, туфли, сумка).
- •Характеристика звука [ч] (согласный, глухой, мяг кий).
- •Характеристика звука [т] (согласный, глухой, твёрдый).
- •Характеристика звука [с] (согласный, глухой, твёрдый).
- •Сравнение звуков.
- • Игра «Скажи, как я» (слоги).
- Ча — ач, тя - ча, сю - ас - ач, ча -са- та и др.
- • Заучивание сложных слов и составление с ними предложений.
- Почтальон, ткачиха, трубочист, учитель, стрелочник, трубач, аптекарь и др.
- • Выкладывание схемы слов «ткачиха, трубач, почтальон» с последующим анализом.
- Ход занятия I Организационный момент.
- - Сядет тот, кто повторит слова тройками. Чайка - сайка - лентяйка Качал писал - катал Бачок - басок - потёк Чёрный - сорный - тёмный Чудак - судак - утюг Овчина - паутина - осина Точить - катить - косить Качели - хотели - сели Тюк - Чук - сук Читать - писать - летать Тени - сени - качели Кисточка - ласточка - колечко II. Введение в тему.
- • Выделение первого звука в словах по картинкам (чайник, туфли, сумка).
- •Характеристика звука [ч] (согласный, глухой, мягкий).
- •Характеристика звука [т] (согласный, глухой, твёрдый).
- •Характеристика звука [с] (согласный, глухой, твёрдый).
- •Сравнение звуков.
- • Игра «Скажи, как я» (слоги).
- Ча — ач, тя - ча, сю - ас - ач, ча -са- та и др.
- • Заучивание сложных слов и составление с ними предложений.
- Почтальон, ткачиха, трубочист, учитель, стрелочник, трубач, аптекарь и др.
- • Выкладывание схемы слов «ткачиха, трубач, почтальон» с последующим анализом.
III. Знакомство с буквой «Ч». •Анализ начертания буквы.
- На какую цифру она похожа?
- Написать пальцем в воздухе букву «Ч».
- Найти букву в кассах.
• Выкладывание слогов: чо, чи, че, ча, чу.
•Чтение выложенных слогов.
• Закрепить правило.
Звук [ч] всегда мягкий, но после буквы «Ч» никогда не пишут буквы «Я» и «Ю». После буквы «Ч» пишут буквы «А» и «У». Это надо запомнить.
• Выкладывание слов: мяч, врач, чижик, лечит, вече;' ключик, дочка, речка и др.
Физкультминутка. Игра «Найди свой домик».
• Чтение слов по таблице № 97 с последующим анализом.
• Чтение слов по таблице № 98. •Отгадывание ребусов.
• Графический диктант № 99.
IV. Итог занятия.
Занятие 74(146) Обучение грамоте
Тема:БУКВА«Ч»
• Цели: учить выкладывать и читать слова и предложения из букв разрезной азбуки; развивать внимание и память.
• Оборудование: таблицы, кассы букв, тетради, карандаши, шапочки-схемы.
• Ход занятия
• I. Организационный момент.
• Сядет тот, кто найдёт своё слово (и, к, ч, у, д, е, т, ъ, р, я, ю, а
•
ча..ник | чемо..ан | в..ач |
чаш..а | кач..ли | М..Ч |
О..КИ | учи..ель | КЛ..Ч |
р..чка | мал..чик | С..ЧОК |
• II. Графический диктант № 100.
• III. Буквенный диктант.
• Чай, врач, ёлка, ёжик, печенье.
• IV. Закрепление изученного материала.
• •Чтение таблиц №99, 100.
• •Чтение предложений по таблице № 101 и составление (устно) аналогичных предложений, но с местоимением «мы».
• • Выкладывание слов из букв разрезной азбуки, их чтение. Часы, дача, чулок, чудак, чашка, чайка, чайник, чужой, щавкать, чудо, чулан, чучело, чурбан и др.
• •Выкладывание предложения.
• Врач пил чай из чашки.
• Физкультминутка. Игра «Найди свой домик».
• •Чтение рассказа «Лодочка» по таблице № 102.
• •Анализ и пересказ прочитанного рассказа.
• V. Итог занятия.
• Занятие 75(144) Произношение
• Тема: ЗВУКИ 14 - Ш - Щ]
• Цели: развивать фонематический слух, внимание и память; упражнять в звуко-слоговом анализе и синтезе слов сложной слоговой структуры; учить согласовывать числительные с именами существительными и именами прилагательными в роде и числе.
• Оборудование: предметные картинки, схемы.
Ход занятия
I. Организационный момент.
- Сядет тот, кто придумает слово, в названии которого четыре слога.
II. Введение в тему.
- Назвать картинки: чайник, шапка, щука.
- Выделить первый звук в этих словах.
• Характеристика звуков [ч], [ш], [щ].
•Сравнение звуков.
- Выбрать слова, в названиях которых есть -звук[ш]:
Миша вытащил клещами из ящика гвоздь.
На площади продают чудесные шары.
Глазищи, усищи, когтищи, хвостище, а моется всех чище.
- звук [ч]:
Точильщик точит нолей.
Часовщик, прищурив глаз, чинит часики для нас. Стрелочник вышел навстречу электричке.
- звук [ш]:
В чулане запищали мышки. На вешалке висит плащ.
Четыре в комнате угла, четыре ножки у стола, и по четыре ножки у мышки и у кошки.
1. Игра «Найди место для своей картинки» (у детей по три картинки).
Игра «Весёлый счёт».
Например: один черный щенок, два черных щенка и т. д.
Предлагаемые словосочетания:
Коричневый плащ, чёрный грач, чёрный выключатель, пушистый щенок, колючая щётка, горячий чайник, большой чемодан, чужая щётка, порхающая бабочка и др.
- Подобрать слова к схеме № 10.
• Выкладывание схемы слов «часовщик, запищали, шалить» с последующим анализом.
III. Итог занятия.
Занятие 76(148) Обучение грамоте
Тема: БУКВА«Э»
Цели: развивать фонематический слух, внимание и память; Познакомить детей с буквой «Э»; учить выкладывать и читать лова и предложения из букв разрезной азбуки.
Оборудование: таблицы, кассы букв, схемы, тетради, карандаши, ребусы, шапочки-звуки.
Ход занятия