Творчество в деятельности человека

Человек в отличие от животного активно производит, тво­рит, созидает, причем его деятельность целенаправленна, имеет ценностный смысл и творчески организована. Творче­ство как сущностное качество человека действительно опи­сывает его более широко, поскольку помимо разума включает в свою сферу воображение, фантазию, интуицию, ценности и чувства, а также трудовую деятельность. Созидание есть осно­ва всей многообразной деятельности, совершаемой челове­ком: производства, воспитания, образования, политики и т.д. Человек стал человеком в таком понимании, когда впервые сделал примитивное орудие труда. Совершенствование ору­дий - от каменных скребков до компьютеров - создало осо­бое искусственное окружение человека, во многом опреде­ляющее его жизнь. Можно сказать, что современный человек живет в мире техники и культуры, творцом которого он и яв­ляется.

Творчество - процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности. Творчество представляет собой возникшую в труде способность человека из доставляемого действительностью материала созидать (на основе познания закономерностей объективного мира) новую реальность, удовлетворяющую многообразным общественным потребностям.

Виды творчества определяются характером созидательной деятельности (Творчество изобретателя, организатора, научное и художественное творчество и т. п.). Идеализм рассматривает художественное творчество как божественную одержимость (Платон), как «животворное дыхание бессознательного» (Э. Гартман), как мистическую интуицию (Бергсон), как проявление инстинктов (Фрейд). Согласно марксистско-ленинской теории; в процессе творчества принимают участие все духовные силы человека, в т. ч. воображение, а также обретаемое в обучении и в практике мастерство, необходимое для осуществления творческого замысла. Возможности для творческой деятельности зависят от общественных отношений. Социализм, преодолевая отчуждение труда и человеческих способностей, существующее в обществе, основанном на частной собственности, создает условия для развития всех видов творчества и развития творческих способностей у каждой человеческой личности.

В самом широком смысле, можно сказать, что творчество — деятельность, направленная на создание нового, никогда ранее не существовавшего, поэтому оно отличается неповторимостью, оригинальностью и уникальностью. В результате творчества создаются новые объекты и качества, схемы поведения и общения, новые образы и знания. Творчество — многоликий феномен. Поэтому разные грани творчества становились предметом исследования в различные эпохи. Внутри творчества проступали разные аспекты — объектный, эмоциональный, информационный, коммуникативный, психологический, личностный.

Рамки творчества охватывают действия от нестандартного решения простой задачи до полной реализации уникальных потенций индивида в определенной области. Творчество - это исторически эволюционная форма активности людей, выражающаяся в различных видах деятельности и ведущая к развитию личности. В настоящее время категория творчества посте­пенно становится ключевой не только для понимания динамики социально-историче­ских процессов и перспектив развития личности, возрастания ее нравственной ответственно­сти, но и для осмысления устройства всего мироздания, неразрывной связи творческого потенциала с инновационной деятельностью человека, развития различных философских взгля­дов на проблему творчества, систематизация которых могла бы привести к выделению целостных исследовательских программ, актуальных для нашего времени.

Категория творчества вполне могла бы стать основа­нием для новой классификации философских направлений. Через творчество реализуются историческое развитие и связь поколений.

Творческая деятельность - это самодеятельность, охватывающая изменение действи­тельности и самореализацию личности в процессе создания материальных и духовных ценно­стей, новых, более прогрессивных, форм управления, воспитания и раздвигающая пре­делы человеческих возможностей. В основе творчества лежит принцип деятельности, а кон­кретнее, трудовой деятельности. Процесс практического преобразования человеком окружаю­щего мира в принципе обусловливает и формирование самого человека. Творчество является атрибутом деятельности лишь человеческого рода. Родовой сущностью человека, его важней­шим атрибутивным свойством, является предметная деятельность, суть которой - творчество. Однако этот атрибут не присущ человеку с рождения. В данный период он присутствует только в виде возможности. Творчество не дар природы, а приобретенное через трудовую дея­тельность свойство. Именно преобразующая деятельность, включение в неё являются необ­ходимым условием развития способности к творчеству. Преобразующая деятельность человека воспитывает в нем субъекта творчества, прививает ему соответствующие знания, навыки, воспитывает волю, делает его всесторонне развитым, позволяет создавать качест­венно новые уровни материальной и духовной культуры, т.е. творить. Таким образом, прин­цип деятельности, единство труда и творчества раскрывают социологический аспект анализа основ творчества. Творческая деятельность есть главный компонент культуры, её сущность.

Процесс творчества можно разделить на два этапа: этап рациональной работы разума и этап иррациональной работы разума.

1. Рациональный этап творчества. Этот процесс происходит во взаимодействии ра­зума с теми формами, которые находятся в данный момент в сознании, и этот процесс есть бытие разума.

2. Иррациональный этап творчества начинается за границей сознания, отделяю­щей су­ществующие формы от ничто, или бытие от небытия. Иначе говоря, чтобы начать тво­рить, разум должен сдвинуть существующую границу в сознании, вытеснить из сознания все рацио­нальное, все существующие формы.

Таким образом, творче­ская деятельность - это самодеятельность, охватывающая измене­ние действительности и само­реализации личности в процессе создания материальных и духовных ценностей, которая способствует расширению пределов человеческих возможно­стей. Если человек освоил творче­ство в полной мере - и по процессу его течения и по результа­там - значит, он вышел на уровень духовного развития.

Характер творческого процесса. В психологических исследованиях творческого процесса большинство исследователей опирается на предложенную Г.Уоллесом в 1926 четырехзвенную модель: а) подготовительная стадия – формулирование задачи и начальные попытки ее решения; б) инкубация идеи – временный отказ от попыток решения и переключение на другие вопросы; в) озарение – мгновенное интуитивное проникновение в существо проблемы; г) проверка – испытание и (или) реализация решения. Все этапы творческого процесса представляют собой сложное взаимодействие сознательно отбираемых стратегий решения задачи, упорядочивания данных по интересующей исследователя проблеме и неосознаваемых установок, предпочтений, ценностных ориентиров, фрагментов информации. Вместе с тем первая и последняя стадии являются преимущественно осознаваемыми, вторая и третья – бессознательными.

Ключевой момент творческого процесса – озарение, инсайт. Проблема, долгое время волновавшая исследователя и не поддававшаяся решению, вдруг видится под другим углом зрения, в результате противоречившие друг другу компоненты информации оказываются совместимыми или же обнаруживается недостающий фрагмент информации. Противоречивость и (или) неполнота проблемной ситуации снимаются, сменяясь ощущением красоты и гармоничности найденного решения. Обычно инсайт сопровождается сильными положительными эмоциями и убежденностью в том, что решение найдено, хотя зачастую в этот момент автор еще не может его не только обосновать, но даже и сформулировать. Инсайту предшествует этап инкубации идеи, когда творец (ученый, художник, композитор) на какое-то время как бы «забывает» о проблеме, занимаясь повседневными делами или решая другие задачи.

Исследователи выдвигают разные объяснения плодотворности этапа инкубации: переключение усилий на другие объекты позволяет «отдохнуть» от проблемы, забыв при этом ранее использованные и неэффективные способы решения задач; сознание в это время не вмешивается в деятельность бессознательного, направляя ее в соответствии с доказавшими свою неплодотворность собственными стратегиями; значительную часть жизни занимает отдых, и уже в силу его длительности за ним следуют творческие решения. Перспективы анализа творческого процесса связаны с изучением и реконструкцией мышления человека именно на стадиях преимущественно бессознательной переработки информации.

Думаю, что стоит вернуться к истории. Давайте посмотрим, как менялось понимание творчества в разные эпохи.

Античность видела в творчестве человеческое стремление к воссозданию совершенных образцов; несовершенное, хотя и богоподобное искусство; творческая способность понималась как божественная одержимость; в позднем героизме – как соревнование с богами, причем мудрость, созерцательное теоретическое познание оценивались выше экстатического творческого труда.

Средние века принуждают креативного субъекта к анонимности, утверждают его ограниченность, греховность и несопоставимость с божественным творением, открывая при этом волевую природу креативного акта, создающего новое и в этом смысле как бы творящего из ничего. Возрождение культивирует как возвышенное, так и приземленное понимание творчества: как новаторского искусства (гуманизм) и как труда во спасение (реформация), впервые обнаруживая интерес как к авторству, так и к творческому процессу.

Новое время рассматривает творчество как изобретательную комбинаторику или противопоставляет ему универсальный и общедоступный метод, логику и интеллект. Одновременно развиваются теория «креативного восприятия» (Дж.Беркли), идея «продуктивного воображения» (И.Кант, Ф.Шеллинг, романтики), согласно которым творчество – фундаментальная предпосылка познания вообще.

Теории эпохи Просвещения не выходили за пределы противопоставления таланта и гения, врожденности и божественности творческих способностей, интеллекта и безумия как источников творчества (Гёте, Гегель, Шопенгауэр, Ницше). Философия жизни противопоставляет технической рациональности творческое органическое начало (А.Бергсон) или культурно-историческую деятельность (В.Дильтей). Экзистенциалистские теории трактуют креативность в терминах внутреннего переживания: как «встречу», «самоактуализацию», «предельный опыт», «готовность к новому рождению» (Э.Фромм, К.Роджерс, А.Маслоу).

Идущие от З.Фрейда теории глубинной психологии подчеркивают роль бессознательного в творчестве и интерпретируют его как «осуществление детской мечты», «нарциссистское идеалопостроение» (О.Ранк), «управление интуицией через архетипы» (К.Юнг), «результат компенсаторных проектов жизненных целей» (А.Адлер). Прагматистские и близкие к ним теории творчества отождествляют его с комбинационным изобретательством, решением ситуативных задач (Дж.Дьюи).

 

Любовь как категория

В этой части, я расскажу вам о разных видах любви и разновидностях любовных отношений.

Слову «любовь», существующему в русском языке и многих других языках современной Европы, соответ­ствуют различные слова в древних языках. Так, в Древней Гре­ции можно выделить по крайней мере четыре понятия, обозна­чающие «любовь»; каждое из них имеет свое значение и особое употребление:

· эрос (eros) — любовь-вожделение;

· филия (philia) — любовь-дружба;

· сторге (storge) — любовь-забота;

· агапэ (agape) — любовь-самоотдача.

Эрос — пылкое чувство, страстное желание полного облада­ния своим объектом. Это глубокое эмоциональное желание то­го, чего лишен человек. В чистом виде эрос есть стремление к объединению дополняющи х друг друга противоположностей и, следовательно, к восстановлению целостности.

В диалоге Платона «Пир» комедиограф Аристофан (ок. 444 — после 387 до н.э.) объясняет происхождение эроса, используя древний миф об андрогинах. Согласно этому мифу, некогда мужчины и женщины были двуполыми существами — андрогинами, объединяющими в себе лучшие черты обоих полов. Они были умнее и физически сильнее обычного человека и решили завоевать Олимп, заняв место богов. Зевс, разгневавшись на дерзость, разделил их на части — мужчин и женщин, разбросав их по всему миру: «Каждый из нас — это половинка человека, рассеченного на две камбалоподобные части, и поэтому каждый ищет всегда соответствующую ему половину... Таким образом, любовью называется жажда цельно­сти и стремление к ней.»

Эрос — не только соединение противоречий и жажда едине­ния, это чувство противоречиво и внутри себя. Платон писал о полярных видах такого чувства, разделяя «простонародную любовь» — любовь к телу, и «небесную любовь» — к душе, к идее, к прекрасным деяниям и высоким нравственным досто­инствам. Если первая —физическое желание об­ладания, то второе — страстное стремление души воссоеди­ниться с прекрасным «миром идей», с красотой и истиной, от­блески которых он видит в любимом человеке. «Небесная любовь» — любовь к истинному миру добра и красоты называ­ется также платонической.

В отношениях мужчины и женщины эти полярные виды эроса соединяются: любовь к чистым идеям сама по себе слишком абстрактна, а любовь без эротизма превращается в дружбу.

Филия более спокойна. Она не подразумевает парадоксаль­ности и не пытается соединить противоположности. Это скорее единение близких в духовном отношении людей с похожими взглядами на жизнь и общими интересами. Такая любовь изби­рается свободно на основе симпатии, приязни, внутренней склонности. В филии человек ищет не того, чего он лишен, а то­го, что приносит ему радость («Любить — значит быть радост­ным», писал о такой любви Аристотель). В самом общем пони­мании филия — это поиск блага и счастья и в отличие от эроса здесь сложно говорить о муках неразделенной и несчастной любви.

Филия многообразна в своих проявлениях и распространя­ется на множество объектов, не только одушевленных. Напри­мер, возможна любовь ко всему человечеству — «филантропия» или любовь к мудрости — «философия». Часто слово «philia» пе­реводится просто как дружба. Однако это понятие гораздо ши­ре — оно употребляется и по отношению к детям, к взаимоотношениям между супругами. Так, фраза «я тебя люблю» по-грече­ски передается как «phileo sou». Поскольку все виды любви могут смешиваться, в филии могут присутствовать и элементы эроса. Такое сочетание страсти и дружбы, как правило, обеспе­чивает наиболее крепкую эмоциональную связь между влюб­ленными.

Сторге — надежная семейная любовь, возникающая из род­ственного тяготения. Она подразумевает не вожделение, а бла­гожелательность. Это уже не поиск чего-либо недостающего или стремление к радости. Скорее это желание спокойствия, уверенности в родственной поддержке. Сторге основывается на доверии и выражается в нежности отношений между любя­щими. Такова любовь между родителями и детьми, супругами. Этим же словом греки выражали основанную на доверии лю­бовь граждан к государству, отечеству.

Первоосновой сторге является любовь матери к ребенку, подразумевающая высокую степень заботливости и безуслов­ное принятие на себя ответственности за всех, кто зависит от другого и нуждается в помощи. В таком аспекте сторге — мо­ральное чувство, ставшее основой для формирования ценно­сти и добродетели ответственности.

Агапэ — духовная любовь, основанная на жертвенности и самоотречении. Это любовь активная, страстная, мироутверждающая и предельно альтруистичная в своих основах.

Понятие «агапэ» появилось довольно поздно: его не упо­требляли ни Платон, ни Аристотель. Необходимость в таком слове возникла вместе с христианством, провозгласившим «Бог есть любовь» и «Любите врагов ваших». Для обозначения такой любви не годятся ни понятия страсти, ни дружбы, ни нежной заботы. Такая любовь не основывается на жажде слияния, радости или нежности. Это и не предрасположен­ность к любимому, другу или родственнику. Агапэ — любовь ко всякому человеку безотносительно от того, кем он нам приходится, и независимо от его ценности, даже от его отно­шения к нам, поскольку он может быть и врагом. Такая лю­бовь проявляется как милосердие, способность прощать и умение не разделять людей на своих и чужих. Это же слово обозначает и любовь бога к людям (христианство основано на жертвенном поступке Христа ради спасения людей), и любовь людей к богу (наряду с другими ценностями христианства — верой и надеждой). Нравственная заповедь любви в Новом Завете («возлюби ближнего как самого себя») построена имен­но налюбви-агапэ.

Помимо отмеченных типов некоторые философы выделя­ют и другие разновидности любви. Чаще всего говорят о люб­ви-игре, романтической любви и прагматической любви.

Любовь-игра — это любовь в поисках удовольствий, при­ключений, побед. Иногда для такой любви используют поня­тие «людус» (от лат. ludus — игра). В окончательном виде людус оформился в римской поэзии I в. до н.э., прежде всего в поэме «Наукалюбви» Овидия (43 до н.э. — 18). Здесь любовь поэтизи­ровалась и эстетизировалась (это слово означает «чрезмерное идеализация»), приобрела игровые моменты и особые правила. Овидий подробно описывал способы завоева­ния женской и мужской любви и даёт практические советы влюбленным: как разжечь страсть, как удержать и подчинить себе партнера и т.д. Например, можно выделить такие строки:

 

Дар мой -дар божества.

Поспешайте к уроку,

Ежели вам не в запрет званья, законы и стыд.

Не забывайте, что вас ожидает грядущая старость,

Дорого время любви, даром не тратьте ни дня.

Овидий. Наукалюбви (I в.)

Цель чувственной любовной игры — победа, а глубина от­ношений не играет роли и даже мешает насладиться тонкой иг­рой. Влюбленные не спешат раскрывать друг перед другом ду­шу или привязываться друг к другу, поскольку победа по сути означает, что игра окончена и пора начинать новую игру. От­ношения в любви-игре беззаботны и не отягощены размышле­нием о будущем, а сексуальное влечение воспринимается как естественное и свободное от большинства запретов.

Любовь-игра в чистом виде — наиболее поверхностная раз­новидность любви. Страсть в ней заменяется кокетливостью, близость интересов, забота, а тем более жертвенность отсутст­вуют. Многие философы на этом основании считают лю­бовь-игру псевдолюбовью, суррогатом настоящей любви. В то же время для сексуальной любви всегда важен игровой эле мент, позволяющий поддерживать чувства в напряжении и по­лучать удовольствие от игровых отношений. Игра ценна и тем, что она может стать стартовой точкой, в которой могут возник­нуть более глубокие чувства.

Романтическая любовь имеет свои непосредственные исто­ки в средневековой культуре, в возвышенной и галантной люб­ви рыцаря к прекрасной даме. Подобная любовь, называемая куртуазной, вдохновляла на подвиги, требовала жертвенной преданности и верности. Это — восторженное служение и пре­клонение, построенное на преодолении трудностей.

В завершенном виде романтическая любовь оформляется в XVIII—XIX вв. как сложный комплекс установок, переплав­ляющих сексуальные и духовные моменты. Всепоглощающая страсть здесь соединяется с жертвенной любовью. Можно сказать, что это религиозное чувство (агапэ), но обращенное не на бога, а на идеализируемого возлюбленного. Такая лю­бовь возвышенна, эстетична, лирична, поэтична и понимает­ся как прорыв из приземленного мира повседневности в иной, прекрасный мир высоких чувств и идеальных отноше­ний. Романтическая любовь — любовь свободная от любых расчетов и выгод.

В современности настоящая любовь мужчины и женщины понимается именно как романтическая любовь, и в этом отно­шении важность ее трудно переоценить. Однако в абсолютиза­ции ее значения таятся свои опасности: чрезмерное идеализи­рование возлюбленного часто приводит к тому, что человек начинает любить не реального человека, а придуманный иде­альный его образ (это скорее любовь к себе, а не к другому). Поскольку идеал и реальность не совпадают, такая любовь час­то заканчивается разочарованием.

Прагматическая любовь полностью противопоставлена романтической. Она предельно рассудочна, приземлена и на­правлена на повседневность, «земную жизнь». Прагматик спра­шивает не о чувствах, а о том, насколько хорошо ему будет с другим, какие выгоды он получит от предполагаемого союза. Прагматическая связь расчетлива и малоэмоциональна, хотя и не отрицает симпатии и привязанности.

Большая часть философов не усматривает в такой разновид­ности любви какого-либо ценностного значения. Тем не менее во многих традициях (например, в этике протестантизма) се­мейная любовь как любовь по расчету принималась как долж­ное. Например, Артур Шопенгауэр считал брак по расчету более крепким, чем брак по любви. Он полагал, что страсть рано или поздно угасает и люди обнаруживают, что их ничего, кроме этой страсти, не связывало. Если люди сошлись ради взаимной поль­зы, то у них больше шансов не разочаровываться друг в друге и сохранить отношения. Впрочем, и Шопенгауэр отказывал праг­матичной любви в какой-либо возвышенности.

 

Любовь — над бурей поднятый маяк,

Не меркнущий во мраке и тумане,

Любовь — звезда, которою моряк

Определяет место в океане.

Любовь — не кукла жалкая в руках

У времени, стирающего розы

На пламенных устах и на щеках,

И не страшны ей времени угрозы.

У. Шекспир

Философским представлениям о любви свойственна тенден­ция к обобщению. Целостная любовь объединяет и гармонизиру­ет элементы страсти и удовольствия, заботы и прощения, поэтич­ности и рассудочности, не абсолютизируя при этом значения ни одного из этих элементов. Гармоничная любовь — сплав лучшего из всех существующих форм любовных отношений.

 

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: