Человек в отличие от животного активно производит, творит, созидает, причем его деятельность целенаправленна, имеет ценностный смысл и творчески организована. Творчество как сущностное качество человека действительно описывает его более широко, поскольку помимо разума включает в свою сферу воображение, фантазию, интуицию, ценности и чувства, а также трудовую деятельность. Созидание есть основа всей многообразной деятельности, совершаемой человеком: производства, воспитания, образования, политики и т.д. Человек стал человеком в таком понимании, когда впервые сделал примитивное орудие труда. Совершенствование орудий - от каменных скребков до компьютеров - создало особое искусственное окружение человека, во многом определяющее его жизнь. Можно сказать, что современный человек живет в мире техники и культуры, творцом которого он и является.
Творчество - процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности. Творчество представляет собой возникшую в труде способность человека из доставляемого действительностью материала созидать (на основе познания закономерностей объективного мира) новую реальность, удовлетворяющую многообразным общественным потребностям.
|
|
Виды творчества определяются характером созидательной деятельности (Творчество изобретателя, организатора, научное и художественное творчество и т. п.). Идеализм рассматривает художественное творчество как божественную одержимость (Платон), как «животворное дыхание бессознательного» (Э. Гартман), как мистическую интуицию (Бергсон), как проявление инстинктов (Фрейд). Согласно марксистско-ленинской теории; в процессе творчества принимают участие все духовные силы человека, в т. ч. воображение, а также обретаемое в обучении и в практике мастерство, необходимое для осуществления творческого замысла. Возможности для творческой деятельности зависят от общественных отношений. Социализм, преодолевая отчуждение труда и человеческих способностей, существующее в обществе, основанном на частной собственности, создает условия для развития всех видов творчества и развития творческих способностей у каждой человеческой личности.
В самом широком смысле, можно сказать, что творчество — деятельность, направленная на создание нового, никогда ранее не существовавшего, поэтому оно отличается неповторимостью, оригинальностью и уникальностью. В результате творчества создаются новые объекты и качества, схемы поведения и общения, новые образы и знания. Творчество — многоликий феномен. Поэтому разные грани творчества становились предметом исследования в различные эпохи. Внутри творчества проступали разные аспекты — объектный, эмоциональный, информационный, коммуникативный, психологический, личностный.
|
|
Рамки творчества охватывают действия от нестандартного решения простой задачи до полной реализации уникальных потенций индивида в определенной области. Творчество - это исторически эволюционная форма активности людей, выражающаяся в различных видах деятельности и ведущая к развитию личности. В настоящее время категория творчества постепенно становится ключевой не только для понимания динамики социально-исторических процессов и перспектив развития личности, возрастания ее нравственной ответственности, но и для осмысления устройства всего мироздания, неразрывной связи творческого потенциала с инновационной деятельностью человека, развития различных философских взглядов на проблему творчества, систематизация которых могла бы привести к выделению целостных исследовательских программ, актуальных для нашего времени.
Категория творчества вполне могла бы стать основанием для новой классификации философских направлений. Через творчество реализуются историческое развитие и связь поколений.
Творческая деятельность - это самодеятельность, охватывающая изменение действительности и самореализацию личности в процессе создания материальных и духовных ценностей, новых, более прогрессивных, форм управления, воспитания и раздвигающая пределы человеческих возможностей. В основе творчества лежит принцип деятельности, а конкретнее, трудовой деятельности. Процесс практического преобразования человеком окружающего мира в принципе обусловливает и формирование самого человека. Творчество является атрибутом деятельности лишь человеческого рода. Родовой сущностью человека, его важнейшим атрибутивным свойством, является предметная деятельность, суть которой - творчество. Однако этот атрибут не присущ человеку с рождения. В данный период он присутствует только в виде возможности. Творчество не дар природы, а приобретенное через трудовую деятельность свойство. Именно преобразующая деятельность, включение в неё являются необходимым условием развития способности к творчеству. Преобразующая деятельность человека воспитывает в нем субъекта творчества, прививает ему соответствующие знания, навыки, воспитывает волю, делает его всесторонне развитым, позволяет создавать качественно новые уровни материальной и духовной культуры, т.е. творить. Таким образом, принцип деятельности, единство труда и творчества раскрывают социологический аспект анализа основ творчества. Творческая деятельность есть главный компонент культуры, её сущность.
Процесс творчества можно разделить на два этапа: этап рациональной работы разума и этап иррациональной работы разума.
1. Рациональный этап творчества. Этот процесс происходит во взаимодействии разума с теми формами, которые находятся в данный момент в сознании, и этот процесс есть бытие разума.
2. Иррациональный этап творчества начинается за границей сознания, отделяющей существующие формы от ничто, или бытие от небытия. Иначе говоря, чтобы начать творить, разум должен сдвинуть существующую границу в сознании, вытеснить из сознания все рациональное, все существующие формы.
Таким образом, творческая деятельность - это самодеятельность, охватывающая изменение действительности и самореализации личности в процессе создания материальных и духовных ценностей, которая способствует расширению пределов человеческих возможностей. Если человек освоил творчество в полной мере - и по процессу его течения и по результатам - значит, он вышел на уровень духовного развития.
|
|
Характер творческого процесса. В психологических исследованиях творческого процесса большинство исследователей опирается на предложенную Г.Уоллесом в 1926 четырехзвенную модель: а) подготовительная стадия – формулирование задачи и начальные попытки ее решения; б) инкубация идеи – временный отказ от попыток решения и переключение на другие вопросы; в) озарение – мгновенное интуитивное проникновение в существо проблемы; г) проверка – испытание и (или) реализация решения. Все этапы творческого процесса представляют собой сложное взаимодействие сознательно отбираемых стратегий решения задачи, упорядочивания данных по интересующей исследователя проблеме и неосознаваемых установок, предпочтений, ценностных ориентиров, фрагментов информации. Вместе с тем первая и последняя стадии являются преимущественно осознаваемыми, вторая и третья – бессознательными.
Ключевой момент творческого процесса – озарение, инсайт. Проблема, долгое время волновавшая исследователя и не поддававшаяся решению, вдруг видится под другим углом зрения, в результате противоречившие друг другу компоненты информации оказываются совместимыми или же обнаруживается недостающий фрагмент информации. Противоречивость и (или) неполнота проблемной ситуации снимаются, сменяясь ощущением красоты и гармоничности найденного решения. Обычно инсайт сопровождается сильными положительными эмоциями и убежденностью в том, что решение найдено, хотя зачастую в этот момент автор еще не может его не только обосновать, но даже и сформулировать. Инсайту предшествует этап инкубации идеи, когда творец (ученый, художник, композитор) на какое-то время как бы «забывает» о проблеме, занимаясь повседневными делами или решая другие задачи.
Исследователи выдвигают разные объяснения плодотворности этапа инкубации: переключение усилий на другие объекты позволяет «отдохнуть» от проблемы, забыв при этом ранее использованные и неэффективные способы решения задач; сознание в это время не вмешивается в деятельность бессознательного, направляя ее в соответствии с доказавшими свою неплодотворность собственными стратегиями; значительную часть жизни занимает отдых, и уже в силу его длительности за ним следуют творческие решения. Перспективы анализа творческого процесса связаны с изучением и реконструкцией мышления человека именно на стадиях преимущественно бессознательной переработки информации.
|
|
Думаю, что стоит вернуться к истории. Давайте посмотрим, как менялось понимание творчества в разные эпохи.
Античность видела в творчестве человеческое стремление к воссозданию совершенных образцов; несовершенное, хотя и богоподобное искусство; творческая способность понималась как божественная одержимость; в позднем героизме – как соревнование с богами, причем мудрость, созерцательное теоретическое познание оценивались выше экстатического творческого труда.
Средние века принуждают креативного субъекта к анонимности, утверждают его ограниченность, греховность и несопоставимость с божественным творением, открывая при этом волевую природу креативного акта, создающего новое и в этом смысле как бы творящего из ничего. Возрождение культивирует как возвышенное, так и приземленное понимание творчества: как новаторского искусства (гуманизм) и как труда во спасение (реформация), впервые обнаруживая интерес как к авторству, так и к творческому процессу.
Новое время рассматривает творчество как изобретательную комбинаторику или противопоставляет ему универсальный и общедоступный метод, логику и интеллект. Одновременно развиваются теория «креативного восприятия» (Дж.Беркли), идея «продуктивного воображения» (И.Кант, Ф.Шеллинг, романтики), согласно которым творчество – фундаментальная предпосылка познания вообще.
Теории эпохи Просвещения не выходили за пределы противопоставления таланта и гения, врожденности и божественности творческих способностей, интеллекта и безумия как источников творчества (Гёте, Гегель, Шопенгауэр, Ницше). Философия жизни противопоставляет технической рациональности творческое органическое начало (А.Бергсон) или культурно-историческую деятельность (В.Дильтей). Экзистенциалистские теории трактуют креативность в терминах внутреннего переживания: как «встречу», «самоактуализацию», «предельный опыт», «готовность к новому рождению» (Э.Фромм, К.Роджерс, А.Маслоу).
Идущие от З.Фрейда теории глубинной психологии подчеркивают роль бессознательного в творчестве и интерпретируют его как «осуществление детской мечты», «нарциссистское идеалопостроение» (О.Ранк), «управление интуицией через архетипы» (К.Юнг), «результат компенсаторных проектов жизненных целей» (А.Адлер). Прагматистские и близкие к ним теории творчества отождествляют его с комбинационным изобретательством, решением ситуативных задач (Дж.Дьюи).
Любовь как категория
В этой части, я расскажу вам о разных видах любви и разновидностях любовных отношений.
Слову «любовь», существующему в русском языке и многих других языках современной Европы, соответствуют различные слова в древних языках. Так, в Древней Греции можно выделить по крайней мере четыре понятия, обозначающие «любовь»; каждое из них имеет свое значение и особое употребление:
· эрос (eros) — любовь-вожделение;
· филия (philia) — любовь-дружба;
· сторге (storge) — любовь-забота;
· агапэ (agape) — любовь-самоотдача.
Эрос — пылкое чувство, страстное желание полного обладания своим объектом. Это глубокое эмоциональное желание того, чего лишен человек. В чистом виде эрос есть стремление к объединению дополняющи х друг друга противоположностей и, следовательно, к восстановлению целостности.
В диалоге Платона «Пир» комедиограф Аристофан (ок. 444 — после 387 до н.э.) объясняет происхождение эроса, используя древний миф об андрогинах. Согласно этому мифу, некогда мужчины и женщины были двуполыми существами — андрогинами, объединяющими в себе лучшие черты обоих полов. Они были умнее и физически сильнее обычного человека и решили завоевать Олимп, заняв место богов. Зевс, разгневавшись на дерзость, разделил их на части — мужчин и женщин, разбросав их по всему миру: «Каждый из нас — это половинка человека, рассеченного на две камбалоподобные части, и поэтому каждый ищет всегда соответствующую ему половину... Таким образом, любовью называется жажда цельности и стремление к ней.»
Эрос — не только соединение противоречий и жажда единения, это чувство противоречиво и внутри себя. Платон писал о полярных видах такого чувства, разделяя «простонародную любовь» — любовь к телу, и «небесную любовь» — к душе, к идее, к прекрасным деяниям и высоким нравственным достоинствам. Если первая —физическое желание обладания, то второе — страстное стремление души воссоединиться с прекрасным «миром идей», с красотой и истиной, отблески которых он видит в любимом человеке. «Небесная любовь» — любовь к истинному миру добра и красоты называется также платонической.
В отношениях мужчины и женщины эти полярные виды эроса соединяются: любовь к чистым идеям сама по себе слишком абстрактна, а любовь без эротизма превращается в дружбу.
Филия более спокойна. Она не подразумевает парадоксальности и не пытается соединить противоположности. Это скорее единение близких в духовном отношении людей с похожими взглядами на жизнь и общими интересами. Такая любовь избирается свободно на основе симпатии, приязни, внутренней склонности. В филии человек ищет не того, чего он лишен, а того, что приносит ему радость («Любить — значит быть радостным», писал о такой любви Аристотель). В самом общем понимании филия — это поиск блага и счастья и в отличие от эроса здесь сложно говорить о муках неразделенной и несчастной любви.
Филия многообразна в своих проявлениях и распространяется на множество объектов, не только одушевленных. Например, возможна любовь ко всему человечеству — «филантропия» или любовь к мудрости — «философия». Часто слово «philia» переводится просто как дружба. Однако это понятие гораздо шире — оно употребляется и по отношению к детям, к взаимоотношениям между супругами. Так, фраза «я тебя люблю» по-гречески передается как «phileo sou». Поскольку все виды любви могут смешиваться, в филии могут присутствовать и элементы эроса. Такое сочетание страсти и дружбы, как правило, обеспечивает наиболее крепкую эмоциональную связь между влюбленными.
Сторге — надежная семейная любовь, возникающая из родственного тяготения. Она подразумевает не вожделение, а благожелательность. Это уже не поиск чего-либо недостающего или стремление к радости. Скорее это желание спокойствия, уверенности в родственной поддержке. Сторге основывается на доверии и выражается в нежности отношений между любящими. Такова любовь между родителями и детьми, супругами. Этим же словом греки выражали основанную на доверии любовь граждан к государству, отечеству.
Первоосновой сторге является любовь матери к ребенку, подразумевающая высокую степень заботливости и безусловное принятие на себя ответственности за всех, кто зависит от другого и нуждается в помощи. В таком аспекте сторге — моральное чувство, ставшее основой для формирования ценности и добродетели ответственности.
Агапэ — духовная любовь, основанная на жертвенности и самоотречении. Это любовь активная, страстная, мироутверждающая и предельно альтруистичная в своих основах.
Понятие «агапэ» появилось довольно поздно: его не употребляли ни Платон, ни Аристотель. Необходимость в таком слове возникла вместе с христианством, провозгласившим «Бог есть любовь» и «Любите врагов ваших». Для обозначения такой любви не годятся ни понятия страсти, ни дружбы, ни нежной заботы. Такая любовь не основывается на жажде слияния, радости или нежности. Это и не предрасположенность к любимому, другу или родственнику. Агапэ — любовь ко всякому человеку безотносительно от того, кем он нам приходится, и независимо от его ценности, даже от его отношения к нам, поскольку он может быть и врагом. Такая любовь проявляется как милосердие, способность прощать и умение не разделять людей на своих и чужих. Это же слово обозначает и любовь бога к людям (христианство основано на жертвенном поступке Христа ради спасения людей), и любовь людей к богу (наряду с другими ценностями христианства — верой и надеждой). Нравственная заповедь любви в Новом Завете («возлюби ближнего как самого себя») построена именно налюбви-агапэ.
Помимо отмеченных типов некоторые философы выделяют и другие разновидности любви. Чаще всего говорят о любви-игре, романтической любви и прагматической любви.
Любовь-игра — это любовь в поисках удовольствий, приключений, побед. Иногда для такой любви используют понятие «людус» (от лат. ludus — игра). В окончательном виде людус оформился в римской поэзии I в. до н.э., прежде всего в поэме «Наукалюбви» Овидия (43 до н.э. — 18). Здесь любовь поэтизировалась и эстетизировалась (это слово означает «чрезмерное идеализация»), приобрела игровые моменты и особые правила. Овидий подробно описывал способы завоевания женской и мужской любви и даёт практические советы влюбленным: как разжечь страсть, как удержать и подчинить себе партнера и т.д. Например, можно выделить такие строки:
Дар мой -дар божества.
Поспешайте к уроку,
Ежели вам не в запрет званья, законы и стыд.
Не забывайте, что вас ожидает грядущая старость,
Дорого время любви, даром не тратьте ни дня.
Овидий. Наукалюбви (I в.)
Цель чувственной любовной игры — победа, а глубина отношений не играет роли и даже мешает насладиться тонкой игрой. Влюбленные не спешат раскрывать друг перед другом душу или привязываться друг к другу, поскольку победа по сути означает, что игра окончена и пора начинать новую игру. Отношения в любви-игре беззаботны и не отягощены размышлением о будущем, а сексуальное влечение воспринимается как естественное и свободное от большинства запретов.
Любовь-игра в чистом виде — наиболее поверхностная разновидность любви. Страсть в ней заменяется кокетливостью, близость интересов, забота, а тем более жертвенность отсутствуют. Многие философы на этом основании считают любовь-игру псевдолюбовью, суррогатом настоящей любви. В то же время для сексуальной любви всегда важен игровой эле мент, позволяющий поддерживать чувства в напряжении и получать удовольствие от игровых отношений. Игра ценна и тем, что она может стать стартовой точкой, в которой могут возникнуть более глубокие чувства.
Романтическая любовь имеет свои непосредственные истоки в средневековой культуре, в возвышенной и галантной любви рыцаря к прекрасной даме. Подобная любовь, называемая куртуазной, вдохновляла на подвиги, требовала жертвенной преданности и верности. Это — восторженное служение и преклонение, построенное на преодолении трудностей.
В завершенном виде романтическая любовь оформляется в XVIII—XIX вв. как сложный комплекс установок, переплавляющих сексуальные и духовные моменты. Всепоглощающая страсть здесь соединяется с жертвенной любовью. Можно сказать, что это религиозное чувство (агапэ), но обращенное не на бога, а на идеализируемого возлюбленного. Такая любовь возвышенна, эстетична, лирична, поэтична и понимается как прорыв из приземленного мира повседневности в иной, прекрасный мир высоких чувств и идеальных отношений. Романтическая любовь — любовь свободная от любых расчетов и выгод.
В современности настоящая любовь мужчины и женщины понимается именно как романтическая любовь, и в этом отношении важность ее трудно переоценить. Однако в абсолютизации ее значения таятся свои опасности: чрезмерное идеализирование возлюбленного часто приводит к тому, что человек начинает любить не реального человека, а придуманный идеальный его образ (это скорее любовь к себе, а не к другому). Поскольку идеал и реальность не совпадают, такая любовь часто заканчивается разочарованием.
Прагматическая любовь полностью противопоставлена романтической. Она предельно рассудочна, приземлена и направлена на повседневность, «земную жизнь». Прагматик спрашивает не о чувствах, а о том, насколько хорошо ему будет с другим, какие выгоды он получит от предполагаемого союза. Прагматическая связь расчетлива и малоэмоциональна, хотя и не отрицает симпатии и привязанности.
Большая часть философов не усматривает в такой разновидности любви какого-либо ценностного значения. Тем не менее во многих традициях (например, в этике протестантизма) семейная любовь как любовь по расчету принималась как должное. Например, Артур Шопенгауэр считал брак по расчету более крепким, чем брак по любви. Он полагал, что страсть рано или поздно угасает и люди обнаруживают, что их ничего, кроме этой страсти, не связывало. Если люди сошлись ради взаимной пользы, то у них больше шансов не разочаровываться друг в друге и сохранить отношения. Впрочем, и Шопенгауэр отказывал прагматичной любви в какой-либо возвышенности.
Любовь — над бурей поднятый маяк,
Не меркнущий во мраке и тумане,
Любовь — звезда, которою моряк
Определяет место в океане.
Любовь — не кукла жалкая в руках
У времени, стирающего розы
На пламенных устах и на щеках,
И не страшны ей времени угрозы.
У. Шекспир
Философским представлениям о любви свойственна тенденция к обобщению. Целостная любовь объединяет и гармонизирует элементы страсти и удовольствия, заботы и прощения, поэтичности и рассудочности, не абсолютизируя при этом значения ни одного из этих элементов. Гармоничная любовь — сплав лучшего из всех существующих форм любовных отношений.