Очерковая журналистика

Очерк – жанр, выделяющийся развернутым построением, глубиной творческой мысли, наличием художественного вымысла и искусным переплетением таких жанров, как беллетристика и документалистика. В очерке соединяется репортажное (наглядно-образное) и исследовательское (аналитическое) начало.

Очерк привлекателен для читателя. Согласно исследованиям, наиболее популярны такие очерки, как:

а) очерк – портрет об интересных людях с максимальной передачей их уникального духовного мира;

б) путевой очерк об интересных местах;

Путевой очерк (как и заметка, отчет, обозрение) относится к наиболее ранним формам журналистских текстов. Подобная путевому очерку форма отображения действительности была чуть ли не первой в художественной литературе.

Авторами, прославившими путевой очерк как жанр российской литературы и журналистики в XIX веке, стали А.С. Пушкин («Путешествие в Арзрум»), А.Н. Радищев («Путешествие из Петербурга в Москву»), А.П. Чехов («Остров Сахалин»). Много прекрасных путевых очерков было создано публицистами советского времени, например, И.А. Ильфом и Е.П. Петровым «Одноэтажная Америка».

в) научно-популярный очерк об интересных явлениях.

Интенсивность применения художественного метода в создании публикаций очеркового плана может быть очень разной.

Среди известных мастеров очерка такие имена, как: М. Горький «Очерки и наброски», А. Чехов «Из Сибири», В. Гиляровский - автор циклов очерков о дореволюционной России, нравах и обычаях старой Москвы: «Трущобные люди», «Мои скитания», «Москва и москвичи», «Москва газетная», «Люди театра».

Разделить студентов на три группы для создания очерка о каждом писателе.

2. Фельетон.

Высмеивание отрицательных фактов действительности.

Фельетон (с французского «листок»)- соединение публицистического, сатирического и художественного начал.

Листком называли приложение к газете, которое обычно размещалось в нижней части полосы и отделялось от остальной части газеты жирной линией. В отечественной журналистике эта часть газетной полосы называлась подвалом. Здесь располагались не только материалы, которые напоминают по своему типу современные фельетоны, но и произведения, похожие на отчеты, рецензии, обзоры.

Часто авторы фельетонов увлекаются сатирической частью и упускают из виду логику повествования.

Фельетонист - журналист-сатирик, артист эстрады (М. Задорнов, М. Жванецкий), писатель (М. Булгаков, М. Зощенко, Марк Твен).

Михаил Зощенко «Письма в редакцию» 1922 года

Театральная жизнь

Вчера, будучи в государственном драматическом театре, я был поражён представившейся мне картиной. Бис хлопают. Это значит — довольна публика. Теперича спрашивается, кто на бис вылезает. На бис вылезают артисты и актрисы тоже. А теперича спрашивается, что же скромные труженики сцены делают, например, суфлёры, плотники и пожарники? А они в тени, в полной забывчивости.

Неправильно. Которая публика, может, и им бис хлопала. Я, например, им хлопал, а вылезают не те.

Теперича ещё картина. Заплачено мной за восьмой ряд деньги, а не щепки по курсу дня. А теперича спрашивается, что я видел? А видел я дамскую спину, которая, будучи высокого роста, вертелась в переднем ряду, как чёрт перед заутреней.

На спину я могу смотреть и дома, а в театре позвольте мне искусство, за которое заплачено. Пущай бы плакат на стену привесили, дескать, воспрещается публике вертеться с момента поднятия занавеса. Или пущай администрация пересаживает публику по ранжиру: высоких взад, которые низенькие пущай вперёд садятся.

Разновидностью фельетона является памфлет. (В системе журналистских жанров Льва Кройчика памфлет - это разновидность фельетона, а у Тертычного отдельный жанр.)

Памфлет - сатирическое произведение, нацеленное на осмеяние определенных человеческих пороков. Автор бескомпромиссно обличает чуждые ему взгляды.

Это понятие имеет под собой мифологическую основу и связано с представлением о гневе олимпийских богов. Памфлет - это своего рода оружие, которым пытаются испепелить своего врага.

В отличие от фельетона направлен на серьезные социальные, политические темы, более острый, обличает яростно.

Основоположники жанра французский литератор Блез Паскаль и английский писатель-сатирик Бернард Мандевиль. В России этот жанр начали развивать Писарев, Горький.

К смеховой палитре журналистики также относятся:

Ирония - интеллектуальная категория, действие которой основано на противопоставлении логичного и алогичного.

Сатира - однозначно отри­цательное отношение автора к осмеиваемым объектам. Может быть саркастической, гневной и рассчитана на то, чтобы вызвать аналогичное отношение у читателя. Основные формы преувеличения — гипербола, карикатура, гротеск.

Юмор - беззлобный смех над недостатками и слабостями.

Пародия. Предметом пародии в журналистике выступают действия общественных, государственных деятелей, политиков, какие-то народные традиции, творческая манера каких-либо артистов, писателей, произведения литературы, способ мышления, особенности языка. Основные методы, которые помогают автору создать пародию, – это гипербола, гротеск, литота, ирония.

В «Литературной газете» есть рубрика «парад пародий».

Зарубежные классики: Рабле, Сервантес, отечественные артисты: А.И. Райкин, писатели: Н.В. Гоголь, М.Е. Салтыков-Щедрин, журналисты: Н.А. Добролюбов.

Анекдот. В газете не всегда журналистский жанр, так как журналисты редко сами придумывают анекдоты. Другое дело «вторичный» анекдот, то есть произведение, созданное на основе анекдота, ставшего его литературной основой.

Шутка. Обычно, бывает в тексте в виде фрагмента, реже в качестве самостоятельного жанра. Две основные задачи: развлечение читателя, розыгрыш читателя.

3. Эссе.

Создателем жанра считается французский писатель и мыслитель Мишель Монтень. Он написал первый образец этого жанра – книгу «Опыты». Содержание книги Монтень охарактеризовал так: «Содержание моей книги – я сам».

Суть эссе (от фр. «опыт, попытка») – постижение мира через самопознание личности, ее ощущения.

4.3 Новостная журналистика


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: