Ядро этих текстов – новость, то есть сообщение, содержащее информацию ранее не известную аудитории. Сущность новости – факт.
Признаки таких текстов:
а) Оперативность
б) Релевантность – соответствие интересам аудитории
в) Фактическая точность
г) Понятность для аудитории
д) Очищенность информации от «шумов» (дополнительных сведений, деталей, подробностей, отвлекающих от основного смысла)
е) Краткость
Оперативно-исследовательские (интервью, репортаж, отчет)
При общем сохранении интереса к новости, на первый план выступает истолкование сообщаемой информации.
а) Репортаж – один из самых эффектных и эффективных жанров публицистики, так как соединяет в себе преимущества оперативной передачи информации с ее анализом. Создается эффект присутствия.
События отражают в точном виде и последовательности. Большую роль играет личность репортера, она придает эмоциональную окрашенность тексту.
б) Интервью – ложась на бумагу, начинает подчиняться всем правилам, которые применимы к любому тексту.
|
|
в) Отчет – жанр, раньше считавшийся сугубо информационным, теперь включает элементы аналитики.
Признаки отчета:
- В основе лежит полный рассказ о событии, лично наблюдаемом автором.
- Повествование ограничено пространственно-временными рамками события.
- Детализация события, включение реплик действующих лиц.
Виды отчета:
- Прямой информационный
- Выборочный – описание одного эпизода события
- Аналитический
- Критический – разбор неудач
Исследовательско-новостные (корреспонденция, комментарий и колонка, рецензия)
Эти тексты объединены стремлением автора сохранить новостное ядро и проанализировать возникшую проблему, дать фактам оценку.
1. Корреспонденция
Признаки:
а) в центре отдельная ситуация в ее проблемном целом
б) выявление закономерностей развития действительности на основе анализа конкретной ситуации
в) факт, как основа текста и как повод для его интерпретации; соединение лично наблюдаемых журналистом фактов с фактами «вторичного» использования
г) рассуждение; здесь явно или не явно функционирует цепочка: тезис – аргументация – демонстрация – вывод
2. Комментарий
Оперативный отклик на событие, впечатление, не претендующий на исчерпывающую полноту анализа.
Стержень жанра – рассуждение по тому или иному поводу, подчеркнуто субъективное. Это снижает претензии к справедливости оценки, в тоже время предлагает аудитории самой сделать выводы. Стиль комментария, чаще всего, экспрессивный.
Особая разновидность комментария – колонка.
Признаки колонки:
- Автор выступает в качестве героя-повествователя или от чужого лица (персонаж-маска), чья точка зрения и является предметом исследования.
|
|
- Колонка оперативно откликается на происходящее, чаще всего колумнист выражает мнение, не совпадающее с общепринятым, предлагает новое видение ситуации. Поэтому авторами колонок становятся интересные обществу, авторитетные для аудитории люди с персональной точкой зрения.
3. Рецензия
Основу этого жанра составляет отзыв, прежде всего критический.
Рецензия, как правило, рассматривает одно-два произведения и дает им соответствующую оценку, не ставя перед собой более сложных задач.
Если же журналист в своей рецензии выдвигает какие-то общественно-значимые проблемы, его произведение будет скорее не рецензией, а литературно-критической статьей, обозрением или искусствоведческим исследованием… Рецензия должна быть ясной по содержанию и форме, доступной для своих адресатов.
Рецензент должен быть обязательно компетентен в той области, о которой пишет. В идеале задача рецензента сориентировать аудиторию, сформировать у читателя эстетические представления, объяснить ему суть творческого процесса, а иногда дать практические совет – читать или не читать, смотреть или не смотреть.
Рецензия должна быть наполненна доказательствами суждений рецензента.
Виды рецензии выделяют по предмету анализа:
а) научная – на научную статью, открытие
б) политическая – на политические мемуары или деятельность политика
в) литературная
г) кинорецензия
д) театральная
е) музыкальная
ж) не произведения скульптуры и живописи